problfer (704205), страница 3
Текст из файла (страница 3)
При необыкновенно благоприятном вегетационном периоде собранный в результате небывалый урожай Qh, приведет к падению доходов с 0PnNQn до 0PhBQh. Почему? Потому что, когда спрос неэластичен, увеличение объема проданного товара будет сопровождаться более чем пропорциональным падением цены. В итоге валовой доход, то есть валовая выручка фермеров, уменьшится. Также низкий урожай, вызванный, скажем, засухой, может повысить совокупный доход всех фермеров. Низкий урожай б- повысит валовой фермерский доход с 0PnNQn до 0PpBQp Почему? Потому что при неэластичном спросе падение производства вызовет более чем пропорциональное увеличение цены. По иронии судьбы, для фермеров в целом низкий урожай может быть благословением, а очень большой урожай может обернуться невзгодами. Наш вывод таков: при данном стабильном рыночном спросе на продукты фермерских хозяйств неэластичность этого спроса будет превращать относительно небольшие изменения объема производства в относительно более крупные изменения фермерских цен и доходов.
Колебания внутреннего спроса. С другой стороны. нестабильность фермерских доходов в кратковременном периоде связана со сдвигами кривой спроса на сельскохозяйственные продукты. Давайте предположим, что тем или иным образом производство сельскохозяйственной продукции стабилизировано на "нормальном" уровне, обозначенном на рисунке 3 Qn. Далее, из-за неэластичности спроса на сельскохозяйственные продукты кратковременные колебания спроса на них, вызванные, может быть, циклическими изменениями в экономике, повлекут за собой заметные различия в ценах и доходах в связи с тем, что уровень производства, как мы предположили, является постоянным. То есть незначительное падение спроса с D1D1 до D2D2 вызовет снижение фермерских доходов с 0P1aQn до 0P2bQn. Относительно небольшое снижение спроса дает коренное уменьшение денежного вознаграждения фермеров за то же самое количество продукции. Наоборот, незначительное увеличение спроса повлечет за собой столь же резкое увеличение фермерских доходов за тот же самый объем продукции. Такие большие изменения цен и доходов связаны с тем, что спрос является неэластичным. Эту связь можно понять, если рассмотреть намного меньшие изменения цен и доходов, которые сопровождают точно такой же сдвиг более эластичной кривой спроса D3D3. Если спрос падает с D3D3 до D4D4, цена снизится очень умеренно с P1 до Р4 и доход понизится только с OP1aQn до QP4cQn.
Заманчиво предположить, что резкие падения цен на сельскохозяйственную продукцию, которые сопровождают уменьшение спроса, заставят многих фермеров на короткое время прекратить свою деятельность, вследствие чего сократится совокупный объем производства и падение цен и доходов смягчится. Но фермерское производство относительно нечувствтельно к изменениям цен, потому что постоянные издержки фермеров превышают их переменные издержки. Ссудный процент, арендная плата, налоговые и ипотечные платежи за сооружения и оборудование составляют основной объем издержек, с которыми сталкивается фермер. Это, безусловно, постоянные издержки. Более того, предложение рабочей силы фермеров и их семей может также рассматриваться в качестве постоянных издержек. До тех пор, пока фермеры остаются на своих фермах, они не могут сократить свои издержки путем увольнения самих себя! Это означает, что к их переменным издержкам относятся затраты на небольшое количество наемных работников, которых они могут использовать, плюс расходы на семена, удобрения и топливо. Поскольку объем постоянных издержек фермеров настолько велик, для них почти всегда лучше обрабатывать свою землю, чем предаваться праздности и пытаться оплатить свои постоянные издержки из собственного кармана. Другие 01 меченные ранее факторы, которые способствуют относительной иммобильности фермеров, также имеют значение. В частности, если падение спроса на сельскохозяйственную продукцию является частью всеобщего спада, у фермеров не будет реального стимула прекратить производство в поисках несуществующей работы в промышленности. На самом деле, полномасштабный кризис часто сопровождается миграцией в противоположном направлении — из города на ферму. Обратите внимание на показанное в таблице 2 абсолютное увеличение аграрного населения, которое произошло между 1930 и 1935 гг. Заметьте также на рисунке 10-3, что в период между 1929 и 1933 гг. цены на продукцию фермеров уменьшились на 63 %, а ее объем — всего лишь на 6%.
Неустойчивый внешний спрос. В нашем историческом обзоре фермерской проблемы мы отметили, что основной причиной процветания фермеров в 1970-е годы был быстро растущий сельскохозяйственный экспорт, в то время как крах экспортных рынков послужил основной причиной кризиса фермерского хозяйства в начале 1980-х годов. Этот драматический поворот четко указывает на то, что источником непостоянства спроса является зависимость американского сельского хозяйства от мировых рынков. Доходы американских фермеров теперь чувствительны к изменениям погоды и производства сельскохозяйственных культур в других странах. Точно так же циклические колебания доходов в Европе и Японии, например, могут изменить спрос на американские сельскохозяйственные продукты. Такой же эффект могут оказать и изменения в экономической политике других стран. Например, если страны Западной Европы решат оградить своих фермеров от иностранной (американской) конкуренции, американские фермеры будут иметь меньший доступ на рынки этих стран, и экспортный спрос снизится. Международная политика также может усиливать нестабильность спроса. Изменения в политических отношениях между Соединенными Штатами и СССР способствовали увеличению объема продаж американского зерна в начале 1970-х годов и сокращению их в конце десятилетия. Решающее значение может иметь изменение международной стоимости доллара. Вспомните, что обесценение доллара в 1970-е годы увеличило спрос на американские сельскохозяйственные продукты, в то время как в начале 1980-х годов удорожание доллара уменьшило этот спрос на внешнем рынке. Итак: относительное усиление значения экспорта повышает нестабильность спроса на американские сельскохозяйственные продукты. Сельскохозяйственный экспорт находится под влиянием не только погоды, колебаний доходов и экологической политики за рубежом, но также международной политики и колебаний международной стоимости доллара.
Глава 3. Сельскохозяйственная политика на распутье.
Более чем полувековая история экспериментов с государственной политикой, направленной на стабилизацию и повышение фермерских доходов, дает все основания предположить, что эти программы не действуют как следует. Следовательно, у экономистов и политических лидеров растет ощущение того, что традиционные цели и методы фермерской политики должны быть пересмотрены и изменены.
3.1. Несколько критических замечаний
Давайте рассмотрим некоторые из наиболее важных критических замечаний в адрес сельскохозяйственной политики.
1. Симптомы и причины. Наши программы помощи фермерам не сумели добраться до причины фермерской проблемы. Государственная политика в отношении сельского хозяйства приспособлена для того, чтобы лечить симптомы, а не причины. Основной причиной фермерской проблемы было неправильное распределение ресурсов между сельским хозяйством и остальной экономикой. Исторически проблема состояла в слишком большом числе фермеров. Результатом или признаком этого нерационального использования ресурсов являются низкие фермерские доходы. Государственная политика в области сельского хозяйства была ориентирована, главным образом, на поддержание фермерских цен и доходов, а не на смягчение проблемы распределения ресурсов, которая является основной причиной снижения этих доходов.
Некоторые критики идут дальше и утверждают, что поддерживаемые цены и доходы поощряли людей оставаться в сельском хозяйстве, тогда как в противном случае они мигрировали бы в какую-нибудь несельскохозяйственную область. Это значит, что ориентация фермерской программы на цены и доходы сдерживала то самое перераспределение ресурсов, которое столь необходимо для разрешения долговременной фермерской проблемы.
2. Неправильная направленность субсидий. Связанная с этим обстоятельством критика сводится к тому, что программы поддержания цен и доходов приносили больше всего пользы тем фермерам, которые меньше всего нуждались в государственной помощи. Из предположения, что целью нашей фермерской программы является повышение низких фермерских доходов, логически следует, что любая программа государственной помощи должна быть нацелена на фермеров с самыми низкими доходами. Но бедный фермер с небольшим объемом производства просто не производит и не продает на рынке достаточно продукции, чтобы получить значительную помощь от поддержания цен. Именно крупная корпоративная ферма извлекает выгоды благодаря своему большому объему производства. В 1987 г., например, 14% всех ферм с объемом продаж 100 тыс. дол. и выше получили более 55% всех прямы.' правительственных субсидий. 52% беднейших фермеров, доход которых от ведения фермерского хозяйства составлял в 1987 г. 9999 дол. и меньше (табл. 1), получили только 5% всех прямых выплат по субсидиям'. Если государственная политика должна быть направлена на пополнение фермерских доходов, то, безусловно, существуют веские доводы в пользу распределения этих выгод в обратной, а не прямой зависимости от чьего-либо положения в шкале распределения доходов. Программа поддержания доходов должна быть приспособлена к людям, а не к продуктам. Многие экономисты утверждают, что по соображениям справедливости прямое субсидирование доходов бедных фермеров предпочтительнее, чем косвенные субсидии в виде поддержания цен, которые идут в основном крупным и процветающим фермерам.
Этот же вопрос касается и цен на землю. Выгоды от цен и доходов, которые обеспечиваются различными фермерскими программами, в конечном счете капитализируются в более высоких ценах сельскохозяйственных угодий. Делая зерновые более дорогостоящими, политика поддержания цен привела к удорожанию и самой земли. Иногда это полезно для фермеров, но часто нет. Фермеры арендуют около 40% своих сельскохозяйственных угодий, большей частью у сравнительно состоятельных несельскохозяйственных землевладельцев. Таким образом, поддержание цен превращается в субсидию людям, которые фактически не занимаются земледелием.
3. Противоречия политики. В силу сложности фермерской политики и многочисленности ее целей в ней заложен ряд конфликтов и противоречий. Мы рассмотрим только несколько из них. Субсидируемая научно-исследовательская работа нацелена на повышение производительности ферм и увеличение предложения сельскохозяйственных продуктов, в то время как программы резервирования посевных площадей и "вывода земель из оборота" вознаграждают фермеров за вывод земли из производства для того, чтобы уменьшить предложение. Поддержание цен на зерновые означает возрастание затрат на корма для скотоводов и повышение цен на продукцию животноводства для потребителей. Наконец, в последние годы процветание американских фермеров во все большей и большей степени зависело от их способности продать свою продукцию на мировых рынках. Так как Соединенные Штаты являются основным экспортером многих сельскохозяйственных продуктов, поддержание цен привело к установлению нового минимального уровня мировых сельскохозяйственных цен. Эти цены, превышающие цены равновесия, одновременно и отбивали у иностранцев охоту покупать наши сельскохозяйственные продукты, и поощряли зарубежных фермеров производить больше Результатом является потеря доходов для американских фермеров.
4. Снижающаяся эффективность. Существует также основание считать, что, исключая все другиь проблемы, фермерская политика стала просто менее эффективной в достижении своих целей. В 1930-е годы большинство ферм были сравнительно небольшими, полуизолированными единицами, которые использовали незначительные количества машин и оборудования и сами обеспечивали себя большей частью используемых ресурсов. В настоящее время, однако, фермы стали более крупными, чрезвычайно капиталоемкими и тесно интегрированными и в отечественную, и в международную экономику. Теперь фермеры зависят от других производителей таких используемых в фермерском хозяйстве ресурсов, как семена, удобрения, инсектициды и т. д. Американское сельское хозяйство применяет более чем вдвое больше капитала в форме материальных активов (машин и сооружений) в расчете на одного рабочего, чем экономика в целом. Это означает, что фермерам теперь нужно занимать крупные суммы денег, чтобы финансировать приобретение капитального оборудования и земли и оборотный капитал. Следовательно, несмотря на хорошо задуманную фермерскую политику, предназначенную для того. чтобы повысить фермерские доходы, высокие процентные ставки, могут легко вызвать убытки или банкротство многих фермеров. Зависимость от экспортных рынков может также подорвать фермерскую политику. Снижение доходов за рубежом или повышение международной цены доллара (которое делает американские сельскохозяйственные продукты более дорогими для иностранцев) могут повлечь за собой внезапное сокращение американского сельскохозяйственного экспорта и легко уничтожить любые положительные воздействия сельскохозяйственных программ на фермерские доходы. Короче говоря, намного более широкий ряд переменных может теперь изменять доходы фермеров и таким образом ослаблять влияние фермерских программ.