96641 (703074), страница 2
Текст из файла (страница 2)
9 сентября после того, как Генпрокурор России Владимир Устинов доложил Владимиру Путину о первых результатах расследования захвата школы в Беслане, стало понятно, что данные вновь расходятся: не ясно число террористов, число заложников, количество погибших среди заложников, куда делись трое задержанных террористов, и сколько именно боевиков бежало из школы.
По словам террориста Шамиля Басаева, в захвате школы участвовали 33 боевика. Он подтвердил сведения российских спецслужб об интернациональном составе банды. Как говорится в письме, теракт в Беслане совершили 12 чеченцев и две чеченки, девять ингушей, трое русских, двое арабов и двое осетин, а также татарин, кабардинец и гуран (представитель одной из народностей Забайкалья).
Российские правоохранительные органы утверждают, что вместе с Басаевым подготовкой теракта в Беслане занимался Аслан Масхадов.
27 октября были предъявлены первые обвинения по делу о теракте в Беслане. Их предъявили трем сотрудникам МВД Ингушетии и Северной Осетии, милиционеры обвинялись в халатности. Позже были предъявлены и другие обвинения.
После крупнейшего и наиболее циничного за всю российскую, да и мировую, историю акта терроризма, произошедшего в Беслане в начале сентября 2004 года, Президент РФ В. Путин, выступая на расширенном заседании Правительства, подчеркнул, что борьба с терроризмом является общегосударственной задачей, для выполнения которой требуется «единство действий всей исполнительной вертикали». Президент особо отметил, что России нужна антикризисная система управления, рассчитанная на условия ведущейся против нашей страны террористической войны. «Нужна полноценная система мер, адекватная обстановке и готовая отразить угрозу террора в любой ее форме».
Практически сразу же В.В.Путиным был подписан указ «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом», во исполнение которого ФСБ Российской Федерации, а также рядом заинтересованных министерств и ведомств была разработана принципиально новая концепция контртеррористической деятельности государства.
3. Общественные ресурсы для предотвращения террористических угроз
В некоторых регионах Северного Кавказа (Чечня, Ингушетия, Дагестан) у определенной части населения незаконные вооруженные формирования (боевики) встречают поддержку. На это прямо, например, указывают результаты социологических исследований. Так, проведенный сразу после террористической атаки на Беслан социологический опрос в Северной Осетии-Алании (рук. Х.В. Дзуцев) показал, что значительная часть опрошенных считает, что чеченские боевики пользуются поддержкой своего народа и народа Ингушетии [2, c.66]. Это страшно, но это факт.
После трагических событий в Беслане терроризм впервые вышел во главу перечня наиболее серьёзных проблем, стоящих перед страной.. Если весной 2004 г. его упоминали лишь 15% опрошенных, то осенью эта цифра возросла до 45%, обогнав по актуальности традиционный набор социально-экономических вопросов - преодоление роста цен, стабилизацию экономического положения, борьбу с бедностью и безработицей . По итогам 2003 и 2004 гг. террористические акты выделили в качестве главных событий, привлекших наибольшее внимание, более 50 и 70% респондентов ВЦИОМ (Всероссийского Центра Изучения Общественного Мнения) соответственно [6,c.58]
В российских условиях не происходит формирования общественных структур противодействия террористической угрозе, которые могли бы составить достойную альтернативу вертикально интегрированным государственным органам. Большинство опрошенных готовы, главным образом, к мерам индивидуальной защиты, нежели к неким коллективным мероприятиям (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Распределение ответов на вопрос «К каким действиям вы лично готовы в ситуации террористической угрозы?» (в % от числа опрошенных)
Действия, меры | Сентябрь 2004 | Январь 2005 |
Проявлять бдительность в месте проживания, в транспорте, местах массового скопления людей | 70 | 73 |
Помогать органам правопорядка (участвовать в патрулировании улиц, в работе добровольных народных дружин и т.д.) | 27 | 13 |
Овладеть навыками самозащиты, поведения в экстремальных ситуациях, оказания первой медицинской помощи | 26 | 18 |
Участвовать в отрядах самообороны (типа казачьих отрядов) | 8 | 3 |
Приобрести оружие для самозащиты | 18 | 8 |
Перечислять средства в общественные фонды борьбы с терроризмом | 7 | 2 |
Ограничить посещения массовых мероприятий, стараться меньше пользоваться общественным транспортом | 15 | 8 |
Борьба каждого с терроризмом заключается в том, чтобы продолжать жить как прежде полной жизнью | 19 | 17 |
Затрудняюсь ответить | 7 | 8 |
Наибольшей поддержкой россиян пользуются проявление бдительности, овладение навыками самозащиты и оказания первой медицинской помощи, а также приобретение оружия. Гораздо меньше респондентов готовы стать членам добровольных дружин или отрядов самообороны.
Многие разочаровались и в возможности оказания финансовой помощи. После Беслана наблюдался небывалый по российским меркам всплеск благотворительности - силами населения были собраны огромные средства для жертв теракта. Однако это были деньги для тех, кто попал в беду. Учитывая же высокое недоверие россиян к различным общественным организациям, лишь 2% населения намерены оказать материальную поддержку различным фондам по борьбе с терроризмом [6,c.60].
Согласно опросу ВЦИОМ большая часть граждан России уверена - победа над терроризмом будет одержана.
Больше половины граждан РФ уверены в том, что за последнее время ситуация в сфере борьбы с терроризмом улучшилась (53% опрошенных):
При этом каждый четвертый респондент изменений не заметил (25%). И лишь 6% россиян считают, что произошли изменения в худшую сторону. Респонденты в возрасте 35-44 лет (58%) более позитивно, чем, например, опрошенные 60 лет и старше (45%) оценивают меры по борьбе с терроризмом. Последние чаще затруднялись с ответом (22%).
По мнению россиян, улучшение ситуации в сфере борьбы с терроризмом связано, прежде всего, с правильной политикой президента и правительства (24%) и более эффективной работой спец. служб, правоохранительных органов (26%):
Каждый пятый респондент отметил, что появилось больше порядка и контроля (19% опрошенных). Еще 7% сослались на то, что люди стали более бдительны, и по 6% россиян указали на то, что усилилась охрана общественных мест и уничтожили многих главарей банд и формирований. Чем старше респонденты, тем чаще они причины улучшения ситуации по борьбе с терроризмом, видят в правильной политике президента и правительства (так считают 27% опрошенных с высшим и неполным высшим образованием, 21% – со средним и 17% - с начальным и неполным средним образованием).
Ухудшение же ситуации в области обеспечения безопасности граждан россияне чаще обосновывают недостаточностью принятых мер безопасности (14%) и плохой работой силовых ведомств (12%):
В списке причин негативных изменений также были отмечены продолжающиеся террористические акты (11%), бездействие властей (10%), коррупция и бюрократия (5%), а также беззаконие (3%).
Две трети россиян уверены в том, что российские власти смогут защитить население России от новых террористических актов (66% опрошенных):
Однако каждый пятый опрошенный думает иначе: 21% опрошенных считают, что российские власти не справятся с новой угрозой. Причем, чем выше уровень образования респондентов, тем они более склонны сомневаться в способности властей обеспечить безопасность граждан (согласны с тем, что российские власти смогут защитить население от террористической угрозы, 72% опрошенных с начальным образованием и 64% - с высшим и неполным высшим).
Заключение
Терроризм в общественном мнении выступает по преимуществу не актуальной угрозой, но фактором некоего неопределенного страха. В условиях российского общества такой страх препятствует созданию механизмов гражданского противодействия терроризму и углубляет недоверие к органам власти.
Данные опросов общественного мнения свидетельствуют о волнообразной динамике опасений в отношении террористических угроз. В силу своей природы человеческая психика склонна амортизировать шок и спустя некоторое время "затенять" угрозу повседневными заботами - через полгода после "Норд-Оста" или Беслана панический синдром уходит. Формируется некая привычка к существованию в атмосфере постоянной, но далекой угрозы, когда последняя перестает восприниматься остро и требовать мгновенной реакции. В сентябре 2004 г. на вопрос "Как вам кажется, после событий в Беслане произойдут ли какие-либо изменения в жизни людей и общества в целом?" ответы распределились следующим образом: 11% респондентов считали, что нас ждут существенные перемены; 40 - в целом перемены будут незначительными; 41 - никаких значительных последствий не произойдет, теракты происходят уже много лет, но ничего не меняется [6,c.58].
В заключении можно констатировать, что проблема терроризма так или иначе постоянно присутствует в общественном дискурсе. При этом она не рассматривается в качестве актуальной угрозы, непосредственно направленной на большинство населения, а скорее видится как некий абстрактный страх, постепенно переходящий в привычное состояние [6, c.61]. Однако, как уже говорилось ранее, больше половины граждан РФ уверены в том, что за последнее время ситуация в сфере борьбы с терроризмом улучшилась.
Список использованных источников:
-
Барсамов В.А. Контент-анализ газетных материалов (события в Беслане) // Социологические исследования. 2006. - №2. - С.62-64
-
Иванов В.Н. Феномен терроризма. // Социологические исследования. 2005. - №7.- С.63 - 71
-
Ильясов Ф.Н. Терроризм - от социальных оснований до поведения жертв // Социологические исследования. 2007. - №6.- С. 78 - 85
-
Латов Ю.В. Экономический анализ терроризма // Общественные науки и современность. 2007. - № 5. - С. 28 - 45
-
Ожиганов Э.Н. Профиль терроризма: природа, цели, мотивация // Социологические исследования. 2006. - №2.- С.52-57
-
Поликанов Д.В. Российское общественное мнение о проблеме терроризма // Социологические исследования.2006.- №2. - С.57-61
-
Терроризм: борьба и проблемы противодействия: Учеб. пособие для студентов юрид. вузов / Под ред. проф. В.Я. Кикотя, проф. Н.Д. Эриашвили. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. — 592 с.
-
Терроризм. Правовые аспекты борьбы. Нормативные и международные правовые акты с комментариями, научные статьи. / Отв.ред. и рук. авт. коллектива И.А.Грунов - М.: Издательство Эксмо, 2005. - 512 с.
-
Уголовный кодекс Российской Федерации. //Справочная правовая система Консультант Плюс
-
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 27.07.2006) "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ" (принят ГД ФС РФ 26.02.2006) //Справочная правовая система Консультант Плюс