96312 (702975), страница 3
Текст из файла (страница 3)
1) расширение внутреннего рынка;
2) высококачественная рабочая сила;
3) особая система наёмного труда;
4) высокоэффективное использование иностранной экономической помощи;
5) массовое обновление основного капитала;
6) беспрецедентная закупка ноу-хау, патентов и лицензий.
В последнее время в экономической литературе принято выделять группу факторов, сыгравших особую роль в экономическом развитии Японии. Среди них:
1) гомогенность японской нации, что выражается в осмыслении необходимости концентрации всех материальных и моральных сил нации на экономическом развитии страны и объединении всех на традиционных японских ценностях;
2) отсутствие сырьевых ресурсов, что заставляет вести постоянную модернизацию структуры производства, внедрять материало- и энергосберегающие технологии, проводить поиск альтернативных источников сырья и топлива;
3) действие антивоенной Конституции Японии, ограничившей средства на оборону в 1% от ВНП;
4) выгодное географическое положение.
Для стадии индустриализации начала 60-сер. 70-х гг. было характерно бурное развитие материалоемких секторов – металлургии, нефтепереработки, химических производств. Промышленные гиганты концентрировались в городах-портах, обеспечивающих ввоз сырья и вывоз продукции. Ускоренными темпами шла урбанизация прибрежных зон Японии. При перестройке японской промышленности был использован опыт прямого контроля, осуществлявшийся накануне войны, при активной роли правительства в формировании структуры промышленности. Государство применяло селективные налоговые и кредитные льготы, выборочный контроль над составом конкурентов в отраслях. Особое значение имел полный государственный контроль над всей системой внешнеэкономических связей. Сюда входили:
1) распределение по лимиту средств на оплату импорта в соответствии с отраслевыми приоритетами;
2) ограничение притока иностранных капиталовложений;
3) поощрение импорта технологий.
Такой контроль над внешнеэкономическими связями действовал 22 года, его «либерализация» длилась 10 лет. Она включала поэтапную отмену ограничений на импорт продукции конкурентоспособных отраслей. Только в 1971 г. была введена полная обратимость иены.
Значительные изменения происходят в эти годы и в других сферах. В 1961 г. был принят Основной сельскохозяйственный закон, главной целью которого стал перевод сельского хозяйства на рельсы крупного товарного производства. С 1965 г. начала осуществляться стратегия преодоления бедности, в результате которой доходы нивелировались, социальный разрыв сглаживался и становился минимальным даже для развитых стран.
Между тем «нефтяной шок» первой половины 70-х гг. показал слабые места национальной экономики и предопределил кризис 1974-1975 гг., который проявился в спаде производства, гиперинфляции и затоваривании. Это заставило Японию начать коренную перестройку всей экономики.
В условиях кризиса и структурной перестройки на передний план начала выдвигаться неоконсервативная модель развития экономики. Концепция «гражданского благополучия» трансформировалась в «японскую модель общества благополучия». Отличительная черта этой модели – минимальные общественные ассигнования, связанные с решением социальных проблем. Основной акцент делался на «свободу индивидов» и гарантию социального дохода, не ослабляющего побудительные мотивы к высококачественному труду. Принцип «справедливого распределения» уступил место принципу «равных возможностей».
Выводы:
Особенности экономического развития западных стран позволяют выделить три основные модели смешанной экономики.
Национальные модели смешанной экономики:
1) неоэтатистская модель: Франция, Великобритания, Италия, Япония;
2) неолиберальная модель: США, ФРГ;
3) модель централизованного согласия: Швеция, Нидерланды; Австрия, Бельгия.
Эта классификация является достаточно условной, т. к. в действительности каждая страна со временем может использовать инструменты, свойственные другой модели. Так, для Франции было характерно сближение с неолиберальной моделью, для США, наоборот, с неоэтатистской. Тем не менее, развитие смешанной экономики представляет собой сочетание этих трех моделей. Но их проявление в конкретной экономике меняется от одной страны к другой.
Современный этап развития мирового хозяйства
Современный этап хозяйственного реформирования обусловлен рядом объективных причин. Экономические кризисы 1980-1982 гг. и 1992-1993 гг. были более глубокими и продолжительными, чем все остальные циклические кризисы послевоенной экономики. При этом они переплетались с мировыми отраслевыми, прежде всего сырьевыми и энергетическими, и структурными кризисами. Среди факторов, вызывающих разбалансированность экономики, можно отметить новый виток научного прогресса, исчерпание возможностей экстенсивного типа экономического роста, а также ограниченность традиционных мер государственного регулирования экономических процессов. Особое значение приобретает глобализация производства и потребления, которая становится главным фактором мирового экономического развития.
Глобализация – вхождение всех стран в зависимости от достигнутого уровня развития в мировое хозяйство, их интеграция и взаимодействие, размывание границ между национальными комплексами, образование единого экономического пространства.
Факторы глобализации:
1) постоянное увеличение общего количества государств;
2) противоречивые последствия НТР;
3) возникновение региональных объединений;
4) разрыв в уровне развития стран.
На рубеже 70-80-х гг. инициатива в идейно-теоретической и политической жизни большинства стран Запада перешла к неоконсерваторам. Особенности новой политики особенно ярко проявились в развитии «рейганомики», названной по имени президента США Р. Рейгана.
Программа оздоровления американской экономики, выдвинутая рейгановской администрацией в 1980 г., включала следующие положения:
1) сокращение налогов на корпорации и личных подоходных налогов;
2) ограничение роста правительственных расходов за счет сокращения социальных программ;
3) дерегулирование предпринимательской деятельности;
4) проведение жесткой денежно-кредитной политики, направленной на преодоление инфляции.
Нацеленность «рейганомики» на стимулирование предложения и ограничение спроса при необходимости увеличения сбережений послужило основой для названия данной экономической модели «теорией предложения». Осуществление этой программы столкнулось с серьезными трудностями. В 1980-1982 гг. экономику страны охватил экономический кризис. В течение 1982 г. в США бездействовали 30 % производственных мощностей в обрабатывающей промышленности. Безработица составила более 10 %. В 1983 г. наступило циклическое улучшение конъюнктуры, ускоренное фискальной и денежно-кредитной политикой. Однако экономическое развитие США происходило совсем не по сценарию авторов «теории предложения». Так, средние темпы роста реального ВНП в 1981-1985 гг. составили 2, 4 % – значительно меньше, чем обещала администрация (3,8 %). Среднегодовые темпы роста производительности труда за этот период (0,9 %), хотя и были несколько выше, чем в 1973-1981 гг. (0,6 %), все же значительно уступали соответствующему показателю за весь послевоенный период (1,9 %). Более ощутимой стала тенденция к росту материального неравенства в американском обществе. От сокращения налогов выиграли главным образом состоятельные слои населения, в то время как от свертывания ряда социальных программ в первую очередь пострадали малообеспеченные семьи.
Основные цели внутренней политики Р. Рейгана – сокращение сферы деятельности федерального правительства, в особенности в социальной области, уменьшение подоходных налогов, увеличение мощи вооруженных сил – оставались неизменными и во время второго срока его пребывания в Белом доме.
В соответствии с Законом о подоходном налоге 1986 г. «потолок» личных подоходных налогов сокращался с 50 до 28%, а налога на прибыли корпораций – с 46 до 34%. Закон освободил 6 млн. граждан с низкими доходами от уплаты федеральных налогов. Налоговая политика стимулировала инвестиционную активность, повысила статус самых богатых американцев и дала возможность «среднему классу» улучшить свое материальное положение.
В 1983 г. в США начался семилетний хозяйственный подъем, который проходил в условиях глубокой структурной перестройки экономики, связанной с новым этапом научно-технической революции. Реальные инвестиции в технику обработки информации (ЭВМ, оборудование и связи, контрольно-измерительные и научные приборы) возрастали в среднем ежегодно на 13 %.
Основные факторы экономического подъёма 1983-1989 гг.
завершение структурной |
|
устойчивый рост реального объёма личного потребления |
|
стабилизация курса доллара на сравнительно низком уровне относительно других стран |
|
Вместе с тем в 80-е гг. проявились и негативные тенденции в экономическом развитии США. В результате «рейганомики» дефицит государственного бюджета страны составил 152 млрд. дол., превышение расходов над доходами достигло 5 % ВНП; почти такую же долю ВНП составили расходы по обслуживанию государственного долга. Средняя зарплата американцев к началу 90-х гг. находилась на самом низком уровне за последние 30 лет. Ослабли конкурентные позиции США в мировой экономике. После 1983 г., потеряв статус чистого кредитора, сохранявшийся с 1917 г., США становятся чистым должником, задолжавшим другим странам больше, чем должны им. В 80-е гг. важнейшей тенденцией американской экономики стало ускоренное вовлечение ее в мирохозяйственные связи, переход от относительно «автономного» к более «открытому» типу экономики, которому свойственна более высокая степень зависимости от общих тенденций и противоречий мирового хозяйства.
В конце 80-х гг. экономика США вступила в период резкого замедления темпов роста. Депрессивное состояние американской экономики в 1989-1992 гг. объясняется не только циклическим ослаблением всех основных компонентов спроса, но и воздействием специфических нециклических факторов, важнейшими из которых были кризисные процессы в кредитно-финансовой сфере и сокращение государственных военных закупок. Общая продолжительность спада составила 10 месяцев – с октября 1990 по март 1991 г., промышленное производство сократилось на 2%. Спад затронул в основном автомобильную промышленность в связи с расширением мощности японских фирм в США. Продолжительность экономического спада объяснялась тем, что впервые за послевоенные годы в кризис была вовлечена значительная часть отраслей нематериального производства. Началось сокращение занятости в сфере услуг, средняя норма безработицы достигла 7,3 % рабочей силы.
Острой экономической проблемой начала 90-х гг. стал дефицит государственного бюджета – 290 млрд. дол., растущий государственный долг – около 4 млрд. дол., что привело к сокращению инвестиционной активности в стране, вытеснению частных заемщиков с рынка ссудных капиталов и превращению США в крупнейшего должника в мире.
В связи с этим главной задачей демократической администрации Б. Клинтона стало оздоровление экономики путем стимулирования инвестиционного процесса.
Экономическая стратегия Б. Клинтона:
1) акцентирование внимания на долгосрочных проблемах, активное применение фискальных мер;
2) использование государственного регулирования с целью поддержки НИОКР, развития государственной инфраструктуры, создания благоприятных условий для деятельности малого бизнеса;
3) усиление роли государства в решении социальных проблем.
Новый экономический подъем в американской экономике начался с марта 1991 г., однако начало зрелой фазы подъема на рубеже 1994-1995 гг. сопровождалось замедлением экономического роста. Сдерживающее влияние на экономический рост продолжала оказывать государственная бюджетная политика. Ее особенностью стало сокращение федеральных закупок при медленном увеличении бюджетных расходов властей штатов и местных органов самоуправления. В 1995 г. правительство Клинтона вышло с новыми предложениями об усилении контроля за бюджетными расходами, которые позволили бы на протяжении следующих пяти лет удержать дефицит на уровне 160 млрд. дол. Эти меры сочетаются с некоторым снижением налогового бремени.
Неоднозначное влияние на экономический рост США оказывал внешнеторговый фактор. Благодаря улучшению экономической конъюнктуры в развитых странах и ускорению инвестиционных процессов в новых индустриальных государствах, темп прироста экспорта увеличился в основном за счет вывоза американского оборудования и химической продукции. Особое значение сыграло и включение Мексики в Североамериканское соглашение о свободной торговле. В то же время рынок США продолжал «всасывать» огромный объем мировых товарных ресурсов. В 1994 г. зарубежные поставки машинотехнической продукции обеспечили почти 60 %, а автомобилей и потребительских товаров – 25 % общего прироста импорта США. Импорт США продолжал расти быстрее, чем экспорт, обусловливая в целом тормозящий эффект внешнеторгового фактора на ход экономического подъема.
Япония – первая из стран, не принадлежавших к западному миру, заняла место среди крупнейших экономических центров в период 80-х гг. Это стало результатом структурной перестройки экономики, когда в ходе второго этапа НТР появились новые производства и целые отрасли – производство микроэлектронной техники, больших и сверхбольших интегральных схем, новых видов учетно-измерительных приборов, биотехнологии и т.д. В начале 1986 г. на долю высокотехнологичных предприятий приходилось около 20% их общего количества. Перестройка промышленности привела к развитию экспортной модели экономического роста, который в определенной степени был усилен укреплением позиций доллара и улучшением конкурентоспособности японских товаров.