95852 (702806), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Во-вторых, в Украине практически парализовано управление государством. Поскольку управленческая "элита" в Украине к сим порам состоит в основном из далеко не самых лучших аппаратчиков бывшей советской системы, пренебрегающих фактором личности, в чиновничьей среде родственные связи продолжают преобладать над квалификацией, моральное унижение над мотивацией, безответственность над профессионализмом. В Европе все наоборот: органы исполнительной власти - это сервисные учреждения с особым статусом, обслуживающие реальный сектор экономики. Работать на государство престижно. Западный чиновник, кроме четко прописанных обязанностей, имеет еще и круг полномочий, в рамках которых вон самостоятельно решает возникающие вопросы. Частое обращение к начальству не только не приветствуется, но и может иметь негативные последствия для карьеры. В дополнение к полномочиям конкурентный уровень заработной платы гарантирует высокую производительность труда западного чиновника.
Сегодня в Украине чиновники низшего, среднего и даже высшего звена не могут принять решения практически ни по какому вопросу без согласования с главой того или иного ведомства. Низкий уровень зарплаты не оставляет им второго выбора, как решать вопросы неофициальным путем. Отсутствие полномочий и низкий уровень заработной платы - самые важные причины коррупции в Украине.
В-третьих, после провозглашения рыночных реформ в 1994 году Украина сегодня находится в эмбриональной стадии капиталистического развития, предпринимательская культура только зарождается, договорные отношения и законы соблюдаются эпизодически. Будучи индустриальной страной с высоким уровнем квалификации рабочей силы, Украина реально не сформировала классические атрибуты зрелого капитализма: банковской системе для создания долгосрочных инвестиционных ресурсов потребуется еще лет 10-15, на протяжении которых будет сильная монополия различных клановых структур, сдерживающих конкуренцию.
Европа находится на более высокой формационной ступени, более 300 лет на практике реализует либеральные модели, а последние 50 лет еще и с ярко выраженными элементами социальной рыночной экономики.
Соответственно разной является глубина укоренения в сознании индивидуума рыночных понятой: частной собственности, индивидуальной свободы, уравнивания социальных различий, свободы выбора деятельности и составления договоров, индивидуальной ответственности, свободного ценообразования, открытых рынков, эффективной конкуренции, стабильности денежных и финансовых институтов. В некоторых европейских странах крепостное право было отменено почти на 200 лет раньше, чем в Украине.
В-четвертых, судьба сельского хозяйства в экономической структуре Украины составляет 21,5%, в ЕС - 4,2%. Для сбыта украинской аграрной продукции на европейском рынке необходимы не только инвестиции, которых у нас пока нет, но и сильное лобби, поскольку украинские продукты явным образом превосходят по своим витаминным и вкусовым характеристикам европейские, выращиваемые в теплицах с обильным использованием пестицидов, а следовательно, представляют собой дополнительную конкуренцию для традиционных европейских поставщиков.
В-пятых, вступление Украины в Европейский валютный союз (ЕВС) является невозможным в силу отсутствия четкой стратегии денежно-кредитной политики и существенной оторванности финансового сектора вот реального: в Украине нет ресурсов для долгосрочного инвестирования, поскольку низкие доходы не позволяют делать сбережения; не развиты безналичные расчеты: судьба наличных в денежной массе Украины - 42%, в зоне евро - 3%; ставки коммерческих банков зоны евро по кредитам сроком до 1 года в 2002 году составляют в среднем 5%, украинских - 28-31%. Инфляция в Украине в І квартале 2002 года ниже, чем в зоне евро, а кредитные ставки в 6 раз выше! Кроме того, сам ЕВС переживает тяжелые времена. Введение единой валюты оставило страны-члены зоны евро валютного курса - важного инструмента регулирования баланса внешней торговли. Единая процентная ставка Европейского центрального банка (ЕЦБ) является не выгодной для членов союза, находящихся в различных конъюнктурных фазах. Для Ирландии, Испании и Финляндии, которые находятся на подъеме, необходимо повышение процентной ставки, а для Германии, Италии, Франции, которые переживают экономический спад, - понижение. Выдающийся немецкий экономист В. Ханкель во время недавнего выступления в НБУ предрекал скорый роспуск ЕВС и рекомендовал Украине занять выжидательную позицию, как это сделала Великобритания - "идите в ЕВС, когда он выживет, а высвободившееся время используйте для создания сильной финансовой системы в Украине", - отметил В. Ханкель.
В-шестых, введение евро и перенесение денежной политики и политики валютного курса на наднациональный уровень обнажило целый ряд социально-экономических и институциональных диспропорций, присущих отдельным странам-членам зоны евро: различия в уровнях доходов, производительности труда, показателях занятости, экономического роста, асинхронность деловых циклов, расхождения в механизмах ценообразования, налогообложения, фискальной, финансовой и банковской системах. Их преодоление потребует значительных консолидационных усилий вот стран-членов ЕВС и займет много времени. Соответствующие диспропорции между ЕС и Украиной являются на сегодня несоизмеримыми. Преодоление внутриевропейских проблем приведет к снижению отчислений в общий европейский бюджет, а значит, сократятся средства, предоставляемые новым членам ЕС на структурные и трансформационные преобразования.
В-седьмых, по мнению академика Ю. Пахомова, украинцы - это нация индивидуалистов: "в Украине преобладает гедоническое жизнелюбие, культ бытоустройства" (Московский комсомолец 29.11-6.12.2001). В отличие от украинского индивидуализма, западное общество построено на культуре объединений, основанной на взаимном доверии.
В-восьмых, Европа наряду с США является наибольшим потребителем наркотиков. По данным Агентству передачи финансовых технологий (Люксембург) на продаже наркотиков в мире ежегодно "отмывается" около $200 млрд. Европа потребляет около 80% героина, производимого в Иране, Афганистане и Пакистане. Из 40 000 контейнеров наркотических веществ, разгружаемых ежедневно в мире, около 8 000 приходится на Нидерланды. Думаю, комментарии излишни.
В-девятых, как быть с фактом русификации Украины? Согласно данным Госкомстата, в 2000 году в Украине на русском языке было выпущено 35% общего количества книг, 77% годового тиража журналов и 73% разового тиража газет. 18,1% теле- и 11,4% радиопередач транслировались на русском языке; причем судьба русскоязычного телевещания (радиовещания) в Республике Крым, г. Севастополе, Луганской, Донецкой, Одесской областях колебалась от 84,7% до 35,7% (85,0% до 27,6%). Несмотря на увеличение ролы украинского языка в образовательной сфере, судьба русского языка в сфере начального образования составляет 21,6%, среднего - 29%, высшего образования - 22%. Причем в Крыму судьба русского языка в сфере образования равняется почти 100%, а в Луганской, Донецкой, Запорожской, Одесской областях колеблется вот 80% до 40%.
Российская эстрада пленила украинский рынок. Россияне - на первом месте среди иностранных туристов в Украине, в свою очередь Россия является наиболее привлекательной страной для украинской эмиграции. 55% прямых иностранных инвестиций Украины вкладывается в экономику РФ. В свою очередь, в Украине действует 701 предприятие с российскими прямыми инвестициями.
Интеграционный интерес России к ЕС - сомнительный, к Украине - очевидный. Разрабатываемая Россией с участием украинских ученых концепция единого валютного пространства СНГ - прямое поэтому подтверждение.
В-десятых, несмотря на то, что Европа движется к политическому союзу, проблема введения единого европейского языка не стоит. Наоборот, знание иностранных языков приветствуется во всех сферах и на всех уровнях. Европейская Комиссия продолжает тратит круглые суммы на перевод всех своих документов на 11 европейских языков. Вместе с тем практически все управленцы высшего и среднего звена государственного аппарата стран ЕС владеют общепринятым языком межнационального общения - английским. В Украине же из-за незнания большинством чиновников высшего звена иностранных языков усложняется развитие двусторонних политических контактов.
Список принципиальных проблем интеграции Украины в ЕС можно продолжить. Кроме того, что можем мы предложить Европе? Ведь наряду с нашим благоприятным географическим положением и желанием жить в Европе, вместе с трудолюбием и хозяйской жилкой, украинцы принесут в Европу и свою провинциальность, чрезмерную самовлюбленность и необоснованную уверенность в своем превосходстве. Вполне понятно стремление европейцев оградить себя вот всех этих негативных составляющих.
С другой стороны, что известно нам в современной Европе? В Украине практически отсутствуют специалисты, которые бы досконально знали законодательство и экономическое устройство Евросоюза, были способны объективно оценить последствия европейской валютной интеграции. Ведь существующие исследования замалчивают неблагоприятные последствия интеграционного процесса, риски, связанные с расширением ЕС на Восток.
Действительно, в Украине найдется очень мало людей, которые не восхищались бы жизнью на Западе. Однако европейский стандарт жизни - это наследование каждым индивидуумом, каждым последующим поколением, всем европейским сообществом хорошо известных ценностей - права на частную собственность, индивидуальной ответственности перед обществом, уважения к ближнему. Если для нас так важны европейские ценности, не обязательно интегрироваться в Европу, можно создавать подобный стандарт жизни и в Украине.
Зачем кривит душой, сегодня Запад воспринимает нас как варваров, которые и в себя-то в стране порядка привести не могут. Европеец с его вековыми культурными традициями всегда будет ставит себя выше нашего брата. Если Украина тяготилась унизительным названием младшего брата по отношению к России, то неужели украинцы смирятся с аналогичным отношением к себя со стороны европейцев.
Выезжая на Запад, большинство из нас попадает в условия, совершенно неприемлемые для нашей "однодневной" психологии. Там люди строят свой быт на долгосрочную перспективу. Мы так жить не умеем. Ни в какой западной организации независимо от формы собственности невозможно так быстро подняться по служебной лестнице (особенно, если речь идет об иностранце), как у нас: в 28 лет - ты можешь стать начальником департамента, в 35 - председателем правления банка.
Мы так долго пребывали в угнетенном состоянии, так упорно боролись за свою независимость, что в процессе многовековой борьбы ни в чем другом не думали. А теперь, достигнув этой цели, отвоевав независимость, не знаем, что с ней дальше делать. Среднего украинца не интересуют высокие рубежи, ему нужны только деньги, все равно каким способом заработанные, лишь бы побольше.
А чем занимается сегодня наша интеллектуальная элита, т.е. все то, кто мог и должен был бы оттачивать национальную идею? Наши интеллектуалы продают себя, свои знания аккредитованным иностранным представителям: фирмам, фондам, центрам, консультационным и аудиторским службам, дипломатическим представительствам. Все то, кто не смог или не захотел выехать на Запад, все равно работают на него. Странно, что государство относится к этому так спокойно, более того, приветствует притоков любой "финансовой помощи". Как можно не учитывать того, что, за редким исключением, все иностранные "спонсоры и доноры" работают на свои страны, преследуют свои цели, имеющие мало общего с национальными интересами Украины.
6. Препятствия вступлению Украины в интеграционные процессы мировой экономики
Вступлению Украины в интеграционные процессы мировой экономики препятствуют: низкий технический и технологический уровень производства, низкая конкурентоспособность продукции; сырьевая направленность экспорта; архаичная структура экономики с преобладанием тяжелой промышленности и отраслей ВПК; монополия; коррупция и бюрократизация.
Для постепенного включения экономики Украины в глобальные процессы и структуры необходимы:
-
рыночная трансформация;
-
реструктуризация экономики;
-
открытость экономики.
Для адаптации экономики Украины к мировому рынку необходимо:
-
принятие курса на многовекторность, развитие отношений как со странами СНГ, и особенно с Россией, так и расширение экономических отношений со странами ЕС; участие в региональных организациях;
-
формирование нового механизма внешнеэкономической деятельности, основанного на принципах обеспечения постоянного характера экономических связей, поэтапного перехода от административной к саморегулированной системе, демонополизации, деидеологизации, учет критериев экономического сотрудничества;
-
формирование реальных стимулов для иностранных инвесторов; снижение зависимости Украины от внешних поступлений продукции топливо-энергетического комплекса; политика протекционизма;
-
привлечение новой техники и технологии;
-
необходимо преодолеть административные нетарифные препятствия для торговли, отменить все тарифы на экспорт, использование открытого уровня тарифа на импорт; контроль над работой таможенной службы для снижения бюрократизации и коррупции;
-
активного стимулирования требует предоставление кредитов иностранными банками предприятиям Украины, а также открытие филиалов этих банков на Украине;
-
перспективным направлением является участие украинских предприятий в поставках деталей и комплектующих для предприятий ТНК;
-
необходимо бороться методами государственного регулирования с негативными последствиями монополизма и попытками незаконного вывоза доходов за пределы Украины;
-
путь оздоровления экономики Украины – в создании хозяйственного механизма, нацеленного на интенсивное развитие, в снижении налогового давления на отечественного производителя, в высоких темпах развития отраслей, где Украина имеет преимущества;
-
сокращение внутренней и внешней задолженности и безработицы, социальная политика;
Одним из важнейших этапов в интеграции Украины в мировое пространство есть вхождения Украины к ЕС. На состоявшемся 1 декабря 2005 года саммите «Украина-ЕС» принято «историческое» решение предоставить Украине статус страны с рыночной экономикой. Приобретения с экономической точки зрения символические. Структура торговли Украины со странами ЕС обозначена очень узким ассортиментом. Продукция низкотехнологичных отраслей (недрагоценные металлы и продукция из их, минеральные продукты и т.п.) составляет свыше 70% общего объема экспорта Украины в ЕС. Отсутствие в Украины статуса страны с рыночной экономикой делала ее более чувствительной к активному использованию со стороны Европы антидемпинговых мэр. Так, на Украину приходится 3% инициированных со стороны ЕС против вторых стран антидемпинговых расследований и 5% введенных ЕС антидемпинговых мэр, что, учитывая судьбу Украины в торговле ЕС (0,4%), кажется заметным показателем. Однако потери наших главных экспортеров – металлургов и химиков, вследствие распространения на них антидемпинговой маржы, по оптимистичным данным, оценивается в пределах 50 млн. долл. Не бог весть какие приобретения взамен открытию шлюзов для половодья европейского (и не только) товара на внутренний рынок. Практика показывает – членский билет далеко не всегда исключает возможность дискриминационных мэр по отношению к импорту. Если не будет прямых накатов, то их заменят более изощренные юридические схемы борьбы с экспансией украинских слябов. А сутяжничать в судах экономическому легковесу будет проблематично. Украине не грозит стать мировой фабрикой ширпотреба. Слишком энерго-затратное у нас производство в сравнении даже со странами Центральной Европы. Пока мы имеем сравнительно дешевую электроэнергию (около 5 центов за 1 квт, в Западной Европе – 16-20 центов), стоимость газа и топливного мазута, в два-три раза меньшую благодаря фактическим дотациям России, наш бюджетообразующий металлургический комплекс благоденствует. Сбалансировать эффект открытых дверей собственным экспортом не представляется возможным из-за его структуры. Основной наш внешнеторговый бренд – это продукция низкого передела – слябы черного металла, 2 млн. т труб, минеральное топливо и удобрения. Вследствие стагнации западных экономик увеличить встречный товаропоток не удастся. Интеграция в западноевропейские структуры и развитие сотрудничества с ЕС есть не самоцель, а средство достижения, в первую очередь, конкретных экономических целей. Объем торговли между Украиной и ЕС в 7 раз превышает объем торговли Украины с США. Украинские товаропроизводители, в первую очередь из наиболее конкурентоспособных сфер украинской экономики: металлургической и текстильной промышленности, сельского хозяйства, определенных сфер наукоемких и энергетических технологий, должны получить больше возможности для экспорта своих товаров в Западную Европу.