73842 (702265), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Поэма самого Честера в этом же сборнике также повествует о таинственных Голубе и Фениксе, поглощенных огнем смерти. При этом Голубь умирает первым — а птица Феникс, как верная подруга (опять женский род), следует за ним добровольно. Прочие произведения сборника, по сути, погребальный плач, подписанный “хором поэтов’, «самых лучших и выдающихся», в котором они оплакивают своего благородного друга и его подругу, связанных удивительными узами... Сохранилось три экземпляра сборника. Гилилов установил подлинную дату его издания — 1612 год, после чего выяснил, кто стал прообразами Голубя и Феникса. Их имена — Роджер Мэннерс, 5-й граф Рэтленд, и его жена Елизавета Рэтленд, дочь великого английского поэта Филиппа Сидни, крещенная самой королевой Елизаветой. Их действительно связывал платонический брак. И умерли они практически в одно и то же время. Но почему вдруг лучшие поэты Англии оплакивают их смерть, причем тайно? Кто были эти люди?
По мнению ученого секретаря Шекспировской комиссии при Академии наук России Ильи Гилилова — они и были тем самым «Уильямом Шекспиром», чьи творения покорили весь мир!..
Надо сказать, что имя графа Рэтленда не новое для шекспироведов. Его издавна упоминали как одного из блистательных молодых аристократов, друзей графа Саутгемптона, того самого, которому посвящено большинство шекспировских сонетов и две его первые поэмы. Тон этих посвящений свидетельствует: тот, кто их писал, и тот, для кого их писали, были людьми, равными по положению в обществе. Рэтленд и Саутгемптон — были. Но вот как мог затесаться в столь высокопоставленный круг стратфордский Шакспер — для специалистов всегда оставалось загадкой. Ведь сына перчаточника (заметьте, что в первой гипотезе сообщалось, что отец Шекспира был торговцем шерсти) и родового графа разделяла непреодолимая сословная пропасть.
Идем дальше — Рэтленда и Саутгемптона, который в 16 лет стал магистром искусств, связывала любовь к театру. Доказано, что именно при их финансовом участии строился театр “Глобус”, на сцене которого состоялись премьеры всех шекспировских пьес. Еще один немаловажный нюанс: большинство изданных в то время шекспировских произведений подписаны именем ‚William Shake-speare (“потрясающий копьем” — когда с дефисом, когда без; говорят это было студенческое прозвище Рэтленда). Кстати - именно в это же время в “Глобусе” на вторых ролях подвизался Уильям Шакспер из Стратфорда. Весьма вероятно, что Рэтленда позабавило сходство его литературного имени с фамилией актера - и впоследствии именно он замолвил словечко о семейном гербе для стратфордского обывателя. Скорее всего, граф пользовался Шакспером - Шекспиром для передачи пьес в театр, за что последний получал неплохое вознаграждение. Последнюю сумму - несколько десятков фунтов золотом - он и его коллега по сцене Ричард Бербедж получили через семь месяцев после смерти Рэтленда. Вызванные в родовое поместье Рэтлендов, замок Бельвуар, младшим братом графа, они приняли свои гонорары (о чем есть запись в расходной книге дворецкого), после чего Шекспир - Шакспер спешно ликвидировал все свои дела в Лондоне и навсегда вернулся в Стратфорд, продолжив, как ни в чем не бывало заниматься солодом и соломой.
Граф Рэтленд умер в 1612 году, И как раз после этого времени гениальным Шекспиром не написано ни строки, хотя прожил он еще четыре года. Теперь-то понятно почему!
Далее. В начале ХХ века бельгийский историк Демблон нашел в списке студентов Падуанского университета за 1596 год имена двух датских студентов — Розенкранца и Гильденстерна. Всему миру они известны как однокурсники Гамлета и его же предатели. Изучив те же списки еще раз, Гилилов обнаружил в них имя... Роджера Мэннерса, графа Рэтленда, который учился там с ними в одно время! Удивительное совпадение.
А вот еще одно: в начале 1603 года вышло первое издание шекспировского «Гамлета”, и ровно через год — второе, дополненное. Первое было издано пиратами, как принято говорить сейчас, — то есть людьми, не располагавшими полным текстом, второе же вышло полностью с согласия Шекспира. Причем с подробностями, автором которых мог быть только Рэтленд. В июне 1603-го король Иаков 1 отправил его в Датское королевство во главе официальной миссии, чтобы поздравить тамошнего монарха с рождением сына. После этого во втором издании пьесы появились описания торжеств с обильными возлияниями, в которых принимал участие сам граф и которые даже в деталях совпадают с историческими заметками королевского герольда Уильяма Сегара, находившегося в делегации Рэтленда. Помните ковер с портретами королей, за которым спрятался Полоний, чтобы подслушать разговор Гертруды и Гамлета? Выяснилось, что такой шелковый занавес с изображением в хронологическом порядке всех датских монархов существовал на самом деле, и Рэтленд видел его собственными глазами. А по возвращении в Англию, должно быть, переработал и дополнил текст трагедии.
Вся жизнь Роджера Мэннерса и его жены была окутана тайной. И уж совсем таинственно выглядели их похороны. Граф долго и тяжело болел. Умер он в Кембридже в июне 1612 года в возрасте 35 лет. Его тело забальзамировали и только спустя три недели в закрытом гробу перевезли в родные места. Той же ночью, так и не открыв гроба — тем самым грубо нарушив похоронный обряд, — его захоронили в фамильной усыпальнице. Его жена на похоронах не присутствовала. И этой тайне тоже найдено объяснение. В лондонских новостях лета 1612 года сообщалось, что Елизавета Рэтленд умерла через десять дней после похорон мужа, приняв яд. То есть смерть обоих очень похожа на описанную в поэме-реквиеме «Голубь и Феникс». Елизавету Рэтленд могли тайно захоронить в соборе Святого Павла... вместе с телом мужа. И гроб Рэтленда не открыли именно потому, что там покоились не только его останки.
Первое шекспировское фолио (так называлось в Британии в ту пору полное собрание сочинений) готовилось родственниками и друзьями Рэтлендов к десятилетней годовщине их смерти. А завершала его по воле “Великих”, потративших на это роскошное издание огромную сумму, поэма “Голубь и Феникс” — поэма-реквием. Получается... Шекспиру — от Шекспира. Кем же она написана, если реальный Shake-speare умер? По-видимому, кем-то из “Великих Владетелей”. Кем? Неизвестно. Однако перу самого поэта это сочинение принадлежать определенно не могло. Не тот уровень. Например, крупнейший биограф Шекспира Сидни Ли, рассуждал в конце позапрошлого века о загадочности этого произведения, добавил такую фразу:
“К счастью, Шекспир не написал ничего больше в таком же роде...” Столетиями “Голубя и Феникс” исправно перепечатывали из издания в издание, так и не разгадав их тайну. И все же стоило снять с поэмы покров — чтобы еще раз поразиться безбрежности и изощренности выдумки настоящего Shake-speare!
В заключение хочу сказать, что Эдвард де Вир не мог быть Шекспиром, так как умер в 1604 – прежде, чем были написаны многие пьесы Шекспира, включая Бурю. Собственно не мог быть Шекспиром и Эдвард Дайер потому что он тоже умер слишком рано и не мог написать позднейшие пьесы шекспировского Канона.
Да и вообще доказывать чьи-либо, кроме самого Шекспира, права на авторство его пьес значит, попросту говоря, не считаться со всей совокупностью свидетельств того времени. Самое веское из них принадлежит Бену Джонсону – он знал актера Шекспира, регулярно игравшего в пьесах Джонсона; он критиковал экстравагантность шекспировского стиля и отмечал его ошибки, но он же восхвалял его как драматурга, который мог бы потягаться «со всем, что создали дерзостная Греция или надменный Рим».
Был ли Шекспир тем за кого мы его принимаем или нет судить вам. Я же в свою очередь предоставила множество фактов, мифов и гипотез.
ЛИТЕРАТУРА
-
Морозов М. Статьи о Шекспире. М., 1964
-
Аникст А.А. Шекспир. Ремесло драматурга. М., 1974
-
Шенбаум С. Шекспир: краткая документальная биография. М., 1985
-
Холлидей Ф.Е. Шекспир и его мир. М., 1986
-
Минц Н.В. Старое и всегда современное. Парадоксы Шекспира: Шекспир в английском театре ХVII–XIX вв. М., 1990
-
Шекспир и театр. СПб, 1993
-
Батрошевич А.В. Шекспир. Англия. ХХ век. М., 1994
-
Dr. A. RakoSHy. УРАВНЕНИЕ ШЕКСПИРА, ИЛИ "ГАМЛЕТ", КОТОРОГО МЫ НЕ ЧИТАЛИ