71668 (700628), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Магико-религиозное поведение человека первобытной эпохи.
Древний человек отличался от современного, но это было существо, обладавшее системой религиозных представлений. По мнению известного историка религии Мирчи Элиаде (1907-1986), "священное" входит в саму структуру сознания, а не представляет некую стадию его истории: "На самых архаических уровнях культуры жить, как подобает человеку, - само по себе есть религиозное действо", "быть – а еще вернее, стать – человеком означает быть "религиозным".
О том, что у первобытного человека существовали интуиции религии, и он задумывался над метафизическими вопросами жизни и смерти свидетельствуют наличие признаков погребального культа. Исходя из представлений современных "примитивных" народов ученые реконструируют религиозные обряды, относящиеся к умершим, и связанные с этими обрядами верования первобытного человека. В этой связи интерес представляет бережное отношение человека к костям и черепам умерших. В раннюю эпоху черепа клались к горящему костру уже после разложения мягких тканей и сжигались вместе с костями. Позже начали изымать мозг умершего, который вкушался участниками трапезы или сжигался на костре. Мозг – вместилище ума личности, а значит в нем была сущность личности умершего. Сжиганием его возвращали огню – символу солнца. Можно предположить, что у первобытного человека огонь вызывал двойственные чувства: благодарного поклонения за тепло и свет, и страха перед непредсказуемой горящей стихией. Человек, сидящий у костра, мог задумываться не только о вкусе пищи и тепле: его мысль могла подниматься выше мирских забот, обретая созерцательный оттенок.
Были случаи хранения костей умерших родственников и их черепов, например, их закапывали в золу под очаг, где готовилась пища. Череп хранился как объект поклонения – так сохранялось присутствие умершего. Были обнаружены также вторичные захоронения под "кроватями" живых: потомки должны были зачинаться и рождаться буквально "на костях" праотцов. Исходя из вышеперечисленного, ученые предполагают наличие признаков культа предков у первобытного человека.
Наиболее показательными являются захоронения, относящиеся к эпохе палеолита: таковым являются мустьерские погребения, относящиеся к 30 тыс. назад, обнаруженные Отто Гаузером около Мустье в 1908 г. Описание: погребение юноши в позе эмбриона (надежда на возрождение, он уснул, но проснется), с ним в могилу – его личные вещи. (вера, что умерший продолжит свой род занятий в ином мире). У головы – кремневые камни; вокруг тела и под рукой – кремневые орудия, жареные куски мяса. Хоронили детей 6-8 месяцев, 2-3 лет, в могилу которых тоже ложили кремневые орудия и оружие. Изгородью вокруг могилы служили рога мамонта, барана, козла. Таким образом, мустьерские охотники не ленились выкапывать могилы, причем оформляли их тщательно и с соблюдением необходимых ритуалов. Первобытные люди верили, что и их в урочный час не оставят без заботы и погребения. Следует отметить, что живые бросали весьма уютные пещеры после того как совершали в них захоронения.
К 24 тыс. назад относится находка Сунгирьского погребения (р.Клязьма, Владимирская обл., Россия). Это было захоронение пожилого мужчины и двоих детей: девочки 7-9 лет и мальчика 10-12 лет. Умерших к тому времени хоронили в богатых одеждах: каждое тело было облачено в погребальный костюм, украшенный 3,5 тысячами специально отполированных и просверленных бусин. Тела посыпаны охрой. Охра – ритуальный субститут крови, символизирует жизнь, выражает намерение оживить умерших через соединение с веществом, имеющим цвет крови. У семитских народов кровь считалась душой, т.е. жизненной силой. У головы умерших - раковины трубчатого моллюска (предположительно это была роскошная шапка или головная повязка). В могилу помещалась маленькая мужская фигурка из слоновой кости, 2 каменных кольца и множество дисков из камня, кости и мамонтовой кости.
Кроме заботливых захоронений, были обнаружены тела, лишенные заупокойных даров: люди, похороненные лицом вниз под грудой тяжелых камней, расчлененных трупов. Пример: в Вестоницах (Моравия) найдено крепко связанное тело 35-40 летней женщины, предположительно умершей при родах. Возможно, считает А. Зубов, это примеры ритуальной нечистоты умерших - их связывали и засыпали из боязни, что в "нечистоте" в тело может войти какой-нибудь злой дух и побудить тело прервать свой сон и начать беспокоить живых.
Другим примером магико-религиозных представлений первобытного человека был культ животного, наличие мистических отношений с животным (нагуализм). Особенное отношение было к медведю как к существу, символизирующего мощь и вызывающего ужас. В пещере Драхенлоха были обнаружены черепа медведей, к которым прикреплялись верхние позвонки, указывающие на то, что головы отсекли от тел недавно убитых животных, расположенные мордами к выходу. Кроме медвежьих черепов, в пещере хранились кости, обработанные в форме фаллоса (символ преодоления смерти, жизненного триумфа). Медведь символизировал Владыку диких зверей, был прообразом Верховного Существа. Охота на медведя – следствие культа. "Убить дикого зверя на охоте, а позднее – заколоть домашнее животное, равносильно совершению жертвоприношения, в котором жертвы взаимозаменяемы" (М.Элиаде). Убийство зверя – ритуал, подразумевающий, что Владыка диких зверей заботиться, чтобы охотник убивал только ради пропитания, и чтобы мясо не пропадало зря. Главные кости и черепа животных также хранились, в частности, выставлялись на ветвях деревьев или на высоком месте. В них хранилась память об убитом звере и, может быть, первобытные люди верили, что на скелет Владыка диких зверей нарастит новую плоть.
Этические представления первобытного человека.
Помимо бережного отношения к умершим, первобытный человек имел сострадание к слабым и больным. Так, были обнаружены останки старика из Шанндара, исследования над которым показало, что он был слепой с детских лет, с ампутированной правой ногой и парализованной правой рукой. Естественно, он был обузой для своего племени, и тем не менее дожил до 60-ти лет. Но при этом есть факты сознательного зла: было преднамеренное убийство (около 2 млн.лет назад в Трансваале). Кроме того, не массово, но присутствовали случаи людоедства, возможно, с магическими целями.
Особенности первобытной культуры.
Одежда, украшения, косметика.
Первой одеждой служили звериные шкуры, затем человек освоил плетение из стеблей, и некоторые виды одежды (типа юбочек или фартуков) стали изготавливаться из растительных волокон. В период неолита, когда возникло ткачество и прядение, одежда стала изготавливаться как из растительного, предварительно обработанного материала, так и из шерсти животных. Различные украшения – бусы., подвески, ожерелья из просверленных костей, а также раковины с остатками краски, которую наносили на тело и лицо имело не только эстетическое значение для первобытного человека, но и магическую функцию. Любые украшения (в том числе и косметические) защищали своего владельца от враждебных сил; а также могли быть знаком социального положения (ожерелье из зубов опасного хищника свидетельствовало об охотничьей доблести). Обычай раскрашивания породил татуировки. Татуирование имеет тесную связь с тотемизмом: чаще всего на теле нарезывается изображение того животного, который считается тотемом данного лица или племени. Татуировки свидетельствовали о том, что человек прошел обряд инициации с достижением половой зрелости и является полноправным членом племени.
Жилища и архитектурные сооружения. Пещера, круглая яма, заслон от ветра, шалаш и землянка – основные типы жилища первобытного человека во всех частях земного шара. К наиболее поразительным сооружениям эпохи неолита относится так называемый "хоровод великанов", величественное каменное кольцо, - Стонхендж, который находится в окрестностях Солсбери в Англии. В прошлом Стонхеджа различимы несколько этапов строительства, самый ранний из которых датируется 3 100 годом до Р.Х. Сегодня "хоровод великанов" представляет собой величественное каменное кольцо, образованное огромными тесаными глыбами серого песчаника, перекрытыми поверху плитами из камня. Внутри этого кольца – еще одно сооружение подковообразной формы, составленное из глыб большего размера, сгруппированных попарно и перекрытых третьей, - так называемых трилитов. Существует предположение, что это сооружение являлось астрономической обсерваторией и служило для предсказаний лунных затмений. Между тем в настоящее время на территории всей Евразии и Америки обнаружены комплексы мегалитов (греч. – большие камни) – совокупность объектов возведенных по сходной технологии из необработанных или мало обработанных камней весом до нескольких сотен тонн каждый. Сегодня ученые не сомневаются, что мегалитические постройки были связаны с заупокойным культом. Стонхедж и подобные ему памятники расположены среди древних кладбищ, их окружают курганы родовых склепов. Предположительно эти курганы в прошлом имели обширные надземные сооружения, о чем свидетельствуют обнаруженные археологами ямы от мощных опор по краям курганов, следы бревенчатых стен и сложных сооружений, видимо, надземных святилищ. Ансамбли - рукотворные каменные склепы строились так, что они были видны издали. Так, камень становился символом вечности человеческой личности.
Первобытная живопись. В главном первобытные люди были такие, как мы: они умели чувствовать прекрасное. Все лучшее, что есть в человеке и в природе отражено в искусстве первобытной культуры. Начало – ряды параллельных полос, оставленные пальцами рук или гребнеобразными предметами. Рисунки, обнаруженные в пещерах Ласко, Фон де Гом, Пеш Мерль, Ла Мут – во Франции, в Альтамире и других пещерах Испании, изображены на значительном расстоянии от входа, в них было трудно проникнуть, что предполагает, что большинство пещер были необитаемыми святилищами и служили культовым целям. Одно из самых выдающихся открытий было сделано совершенно случайно в сентябре 1940 года: пещера Ласко во Франции была обнаружена четырьмя мальчиками, которые, играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Эту пещеру называют "доисторической Сикстинской капеллой", ее живопись принадлежит к числу самых совершенных художественных созданий эпохи палеолита, ее древнейшие изображения датируются 18 тыс. до Р.Х. Чтобы попасть в нижнюю галерею пещеры, нужно спуститься по веревочной лестнице через шахту глубиной 6,3 метра. Пещера представлена залами, изображающими фигуры быков, лошадей, бизонов, баранов, которые чередуются со знаками: волнистые линии, прямоугольники, квадраты, стилизованные растительные формы.
Кроме животных, в пещерах изображали сцены из охоты, танец людей, одетых в шкуры, кровоточащие, пораженные охотниками животные. Эзотеричность изображения объясняется магическим предназначением, стремлением обеспечить мир предков живительными началами – проливаемой на рисунках кровью посредством охры.
Изображения человека вторичны. Господствует женский образ. Мужчина часто изображается падающим, в недееспособном состоянии.
С конца неолита искусство обогащается все новыми сюжетами, тогда как изобразительный язык, становясь более общим, емким, теряет свою выразительность, реалистичность, эмоциональность, становится условным, схематичным. Часто изображение превращается в орнамент, иероглиф.
Скульптура и рельеф.
В начале позднего палеолита появляются гравированные изображения, рисунки, сделанные краской, рельеф и круглая скульптура. Гравированный рисунок на камне, кости и роге исполнялся кремниевым резцом; иногда рисовали просто пальцем на мягком, наносном слое глины на стенах пещеры. В Тата, на северо-западе Венгрии мастер вырезал крест правильной формы. Круглая скульптура создавалась из мягких пород камня, рога, кости, глины и дерева. Рельеф вырезался на отдельных камнях или стенах пещеры, где нередко использовались естественные поверхности скалы, напоминающие очертания животных. Еще ранее первобытный художник создавал натуральный макет из шкуры и кожи убитых им животных.
Сотни скульптурных изображений женщин, относящихся ко времени верхнего палеолита, были обнаружены повсеместно от Франции до Восточной Сибири. Их называют палеолитическими "Венерами": обнаженные женские фигуры размером от 5 до 25 см из камня или кости, без черт лица, но с выраженными признаками материнства: выпяченный живот, выразительная грудь. Фигурки украшались различными геометрическими знаками. Некоторые ученые видят в них след "культа плодородия", другие основываясь на фактах присутствия этих фигурок в местах захоронения умерших, считают, что эти "венеры" являлись изображениями Матери-Земли, беременной умершими, которым надлежит родиться вновь к вечной жизни. Семя жизни давало небо (отец), а утробой, вынашивающей умерших была земля (мать).
4. Миф как феномен первобытной культуры
Устойчивая символическая картина мира складывается уже в эпоху мезолита в форме мифологической картины мира. Человек мезолита постепенно переходит к земледелию, осваивает растительный мир, открывает для себя иную, по сравнению с охотниками, природную среду. Растение связано со стихиями, оно укоренено в земле, а его крона тянется к небу. Растение и дает человеку образ "мирового древа". Мир населяется сверхъестественными существами, духами, которые обитают в деревьях, камнях, ручьях, скалах, оживляя вселенную для обеспечения взаимодействия с ней человека.
Исследователь мифа М.Элиаде в работе "Аспекты мифа" определяет миф (греч. mythos – "предание") как архаическую форму мышления первобытного человека, которая продуцируется в изложение сакральной истории, повествует о событии, произошедшем в достопамятные времена "начала всех начал". Миф рассказывает, каким образом реальность, благодаря подвигам сверхъестественных существ, достигла своего воплощения и осуществления, будь то всеобъемлющая реальность, космос или только ее фрагмент: остров, растительный мир, человеческое поведение. Это всегда рассказ о некоем "творении", в мифе сообщается, каким образом что-либо произошло, и в мифе мы стоим у истоков существования этого "что-то". Персонажи мифа – существа сверхъестественные. Миф раскрывает их творческую активность или обнаруживает священность их действий. В целом миф описывает различные проявления священного в этом мире.
Первобытный миф представлял собой своеобразную дописьменную ментальность, которая воплощалась в знаковых системах устной коммуникации. Рассказ первобытного сказителя нес в себе гипнотический эффект, воспроизведение материала сопровождалось импровизацией в сочетании с пением, пантомимой или танцем. Все это способствовало обеспечению соучастия в рассказе и идентификации с персонажами его сюжета. Важная функция мифа как сакральной истории – в экзистенциальном утверждении человека. "Знать" миф – означает приблизиться к пониманию сущности всего, к тайне происхождения. Человек религиозный, повторяя мифологическую модель, ничего не боится, поскольку повторяет действия божества. Миф актуализируется в ритуале, через который осуществляется приобщение человека к священному. Человек ощущает потребность погружения в священное, непреходящее время – "время оно". Например, миф о происхождении пищевых растений из экскрементов или пота божества или мифического предка порождал представление о том, что питаясь растениями, человек приобщается к священному.
Человек стремится актуализировать бытие "священного", воссоздать в своем жизненном пространстве небесный архетип посредством приобщения своего поселения, храма, жилища к символизму священного. Переносит свои представления о мире божественном в мир профанный, "космизирует" его, повторяет в ритуалах. Вновь сотворяя мир, homo religious упорядочивает хаос и освящает свое жизненное пространство.















