70547 (699586), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Существенной особенностью технократического мышления является взгляд на человека как на обучаемый, программируемый компонент системы, как на объект самых разнообразных манипуляций, а не как на личность, для которой характерна не только сама деятельность, но и свобода по отношению к возможному пространству деятельностей. Технократическое мышление весьма неплохо программирует присущий ему субъективизм, за которым, в свою очередь, лежать определенные социальные интересы.
Нельзя идентифицировать технократическое мышление с мышлением ученых или техников. Технократическое мышление - это скорее прообраз искусственного интеллекта. Хотя последнего еще нет, технократическое мышление - уже реальность, и есть опасность, что создаваемый на основе его средств искусственный интеллект будет еще страшнее, особенно если он во всей своей стерильности станет прообразом человеческого мышления. Сейчас технократическое мышление утрачивает масштаб, который должен характеризовать любую форму человеческой деятельности, - самого человека, - забывает о том, что человек есть мера всех вещей. Наука и особенно техника возвысились над человеком, перестали быть средством, а стали смыслом и целью. Технократическое мышление, будучи духовно пустым, опустошающе действует на культуру, губит душу ученого, деформирует Дух науки.
Под влиянием современной научно-технической революции ширятся объемы и масштабы целеполагающей деятельности человека, что обуславливает принципиальное изменение реальности: две формы объективного процесса - природа и человеческая активность - постепенно синтезируются, сливаясь в одну. Сегодня стало очевидным, что научно техническая деятельность неуклонно вовлекается в природные циклы, а природа - в процесс научно-технической деятельности. Можно констатировать, что человечество подошло к порогу, за которым предметно-воплощенное знание замещает биосферу ноосферой, миром технических артефактов. “Гигантский мир, созданный человеком, не только ошеломлял нас, но порою производил прямо-таки пугающее впечатление. Гроздья сцепленных друг с другом человеческих и природных систем и подсистем - при всем том разнообразии, которое они приобретали в различных районах, - оказались прямо или косвенно связаны между собой. И сеть их опутала всю планету, заставив ее служить практическим целям. Любое повреждение или нарушение в одной из этих систем может легко перекинуться на другие, приобретая порой эпидемический характер”,11
Виновником той катастрофической ситуации, в которой оказалось человечество, выступает культивированный новоевропейский тип рациональности. Имеет место скорее иррациональность, чем рациональность человеческих действий, наблюдается технологическая идиотичность и рациональность без разума, безумна рациональность. Несоответствие целевого и ценностного типов рациональности лежит в основе кризисных процессов современной эпохи. Та сила, которой обладает человечество сегодня, и которой оно ранее не располагало, все настойчивее ставит вопрос о приведении в соответствие ценностей и целей социокультурного развития.
Заключение
Таким образом, роль науки в культуре оценивается по-разному. С одной стороны, наука позволила человеку выйти в космос, совершить “зеленую революцию, накормив многих голодных в развивающихся странах, создала такие мощные усилители человеческого интеллекта, как компьютеры. С другой стороны, следствиями научной деятельности являются Чернобыльская катастрофа, разработка оружия массового уничтожения и ряд экологических бедствий, обрушившихся на человека.
На вопрос что же такое наука - благо или зло, - однозначного ответа нет. Наука может быть и тем и другим в зависимости от того, в чьих руках она находится, и для достижения каких целей используются ее результаты. Если ее результаты используют компетентные, высоконравственные люди, то наука несет добро. Последствия научной деятельности зависят и от моральных качеств, и от их знаний и умений.
Список использованной литературы
1. Библер В. Цивилизация и культура. - М.,1993.
2. Будов А.И. Протестантизм и православие как формы самосознания в культуре// Постижение культуры. - М. РИК., 1995
3. Вебер М. Наука как призвание и профессия.// Мир через культуру. Вып.2, МГТУ, М., 1995.
4. Герцен А.И. Собр.соч. в 30 томах. Т.3. М.,1954.
5. Ильин В.В. Теория познания. Эпистепология. М. МГУ, 1994.
6. Наука и культура. – М., 1984.
7. Печчеи А. Человеческие качества. - М. 1980, с.40
8. Синченко Г., Николаенко Н., Шкарупа В. От технитизма к экоразуму. // Alma mater. № 1, 1991
9. Хайдеггер М. Вопрос о технике. //Хайдеггер М. Время и бытие. - М., 1993.
10. К. Ясперс. Истоки истории и ее цель. // Смысл и назначение истории. - М., 1993.
1 Герцен А.И. Собр.соч. в 30 томах. Т.3. М.1954, с. 224-225
2 Будов А.И. Протестантизм и православие как формы самосознания в культуре// Постижение культуры. М. РИК. 1995, с.256-257.
3 Ильин В.В. Теория познания. Эпистепология. М. МГУ, 1994, с.68
4 Хайдеггер М. Вопрос о технике. // Хайдеггер М. Время и бытие. М.1993, с.230.
5 Библер В. Цивилизация и культура. М.1993, с. 6
6 Вебер М. Наука как призвание и профессия.// Мир через культуру. Вып.2, МГТУ, М., 1995, С.88.
7 Ильин В.В. Там же, с.5
См. К. Ясперс. Истоки истории и ее цель. // Смысл и назначение истории. М.1993
8 Палиевский П.В. Литература и теория. М. 1979, с.98.
9 Синченко Г., Николаенко Н., Шкарупа В. От технитизма к экоразуму. // Alma mater. № 1 1991г., с. 83
10 Там же, с. 82
11 Печчеи А. Человеческие качества. М. 1980, с.40.















