69892 (699063), страница 2
Текст из файла (страница 2)
1. Держание скрипки преимущественно в одной, так называемой "постоянной", точке опоры, образуемой приподнятым плечом, ключицей и подбородком (поскольку держание инструмента в процессе игры в одной точке опоры по существу невозможно). К такой форме держания скрипки располагают высокие плечи, при которых требуемый подъем минимален. К подобной постановке могут приспособить свой организм и те скрипачи, подъем плеча у которых не сопровождается напряжением ("зажимом") мускулатуры плечевой части руки (особенно двуглавой мышцы).
2. Держание скрипки в двух точках опоры - на ключице ("постоянной" точке) и между большим и указательным пальцами ("переменной" точке) - без подъема плеча. Эта форма держания инструмента целесообразна для скрипачей, у которых плечи покаты и у которых требование держать скрипку в одной точке опоры при значительном подъеме плеча обычно вызывает напряжение в плечевой части руки, следовательно, связывает движения по грифу.
Наряду с описанными двумя основными формами держания инструмента, Б.А. Струве указывает на наличие ряда промежуточных форм, диктуемых тем, что у многих скрипачей сочетаются различные типовые особенности строения рук.
Вне зависимости от того, какая форма держания инструмента принята для данного учащегося, и педагог и учащийся должны проявлять заботу о том, чтобы, по образному выражению Л. Моцарта, скрипка не уподоблялась "куску дерева, всунутому в руку". Держание инструмента в постоянной точке опоры должно обеспечивать плотное и удобное его прилегание к шее, ключице и нижней челюсти, устойчивость его положения без излишнего напряжения. Степень закрепления скрипки в этой точке опоры не всегда бывает одинаковой: она увеличивается при нисходящем движении руки (из верхних позиций в нижние) и уменьшается при переходах в верхние позиции. Хватательные движения большого и указательного пальцев (в "переменной" точке опоры) следует стремиться свести к минимуму. Все движения при положении скрипки в двух точках опоры должны быть свободны от излишних усилий удержать скрипку, а обе точки опоры должны находиться в постоянном и гибком взаимодействии, облегчающем движения руки как в пределах одной позиции, так особенно и при частых переходах из позиции в позицию. Немалое значение должна иметь также забота и о том, чтобы средняя часть ладони не приближалась к шейке скрипки и тем более не соприкасалась с нею, а впоследствии, при изучении позиции, не опиралась об обечайку. Нужно следить также и за тем, чтобы кисть не отводилась бы далеко от шейки скрипки.
2.1 Подушечка
Как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев подъем левого плеча вызывает излишнее напряжение в руке и сковывает свободу в ее движениях. Не случайно Л. Ауэр рекомендует не давить плечом на нижнюю деку скрипки. Однако в то же время он считает применение подушечки, заменяющей подъем плеча, "дурной привычкой".
С подобным взглядом согласиться нельзя, так как для очень многих скрипачей, пожалуй, для большинства, подушечка является не только целесообразным, но и необходимым средством, способствующим устранению излишних напряжений, которые вызываются подъемом плеча. Сам Л. Ауэр, как и некоторые другие крупные скрипачи, в силу особенностей их физической конституции, не применяли подушечку. Однако многие, в том числе и лучшие представители школы Л. Ауэра, прибегали к этому вспомогательному средству, используя подушечки самых разнообразных фасонов и размеров и даже поперечные пластины, прикрепленные к бокам скрипки (широко распространенные в настоящее время).
Свое отрицательное отношение к подушечке Л. Ауэр мотивировал тем, что ее применение неблагоприятно сказывается на звучности инструмента. Действительно, если размер подушечки большой и кладется она на кран поднятого плеча, то значительная часть нижней деки скрипки оказывается зажатой, вследствие чего звучание инструмента становится заметно приглушенным. Поэтому рекомендуется применять подушечку возможно меньшего размера и класть ее ближе к ключице и краю нижней деки. Смысл использования подушечки именно в том и заключается, чтобы избавить скрипача от необходимости поднимать плечо.
2.2 Подбородник
В значительной мере этому же способствует изобретенный Л. Шпором подбородник.
Основное назначение подбородника, как и подушечки, заключается в том, чтобы способствовать возможно большей устойчивости положения инструмента в постоянной точке опоры и в то же время освобождению играющего от излишней напряженности, создаваемой стремлением закрепить инструмент сильным нажимом головы и подъемом плеча.
Этим не ограничиваются достоинства изобретения подбородника. Нажим нижней челюсти на верхнюю деку скрипки приглушает ее звучание; подбородник, закрепленный лишь у самых краев обеих дек, предохраняя инструмент от излишнего нажима челюсти, тем самым сохраняет полноту его звука. Необходимо также отметить, что нажим подбородка па подгрифник вызывает нарушение строя скрипки. Подбородник, в конструкции которого предусмотрен полукруглый "мостик" над подгрифником, исключает возможность нажима челюсти, вызывающего оттягивание струн, и, следовательно, способствует сохранению устойчивости строя инструмента. В то же время подбородник устраняет возможное скольжение подбородка по деке, и тем самым положение инструмента становится более устойчивым.
Высота подбородника должна быть такой, чтобы скрипка вместе с подбородником заполнила бы, по возможности, все пространство между левой стороной нижней челюсти и ключицей. Поэтому каждому учащемуся нужно подобрать подбородник такой высоты и такой формы, которые соответствовали бы и длине его шеи и внешним очертаниям строения его нижней челюсти. В некоторых случаях, в связи со строением подбородка играющего, бывает целесообразно сгладить резко выступающие места подбородника, сделав в нем небольшое углубление.
3. Постановка подбородка и плеча
Однако удобные во всех отношениях подбородник и подушечка лишь создают благоприятные условия, но не обеспечивают устойчивого положения инструмента при ненапряженном его держании.
Необходимо постоянно следить за тем, чтобы не зажимать скрипку подбородком и плечом. Для того чтобы инструмент достаточно плотно прилегал к ключице, шее и нижней челюсти, достаточно лишь очень легкого нажима головы и удобно расположенной подушечки хорошо подобранной формы; поднимание же плеча, как уже отмечалось, в подавляющем большинстве случаев приводит к неблагоприятным результатам так же, как и опускание скрипки на плечо при попытках укрепить ее положение у подбородка.
Нередко приходится наблюдать беспокойное состояние играющего, объясняемое поисками точки опоры во время исполнения. Неестественное вытягивание шеи и сильное трение кожи о подбородник, которыми обычно сопровождаются эти попытки, часто вызывают болезненное раздражение. Подобные явления связаны с неудовлетворительным положением инструмента в постоянной точке опоры или с недостаточно свободными и эластичными движениями левой руки по грифу, вызывающими потребность в более крепком держании инструмента в упомянутой точке опоры.
4. Постановка головы
Что касается положения головы, то и на этот счет имеются различные точки зрения. Наиболее часто встречается прямое ее положение, связанное с тем, что скрипка закрепляется сверху подбородком. Но нередко можно наблюдать скрипачей, наклоняющих голову влево. Л.М. Цейтлин, например, считал, что многим скрипачам, у которых длинные руки, более целесообразно держать скрипку не столько подбородком, сколько левой стороной челюсти; но голова при таком держании скрипки не должна быть наклонена влево. Допуская это положение, не следует только разрешать ученикам чрезмерно поворачивать голову влево, а также класть щеку на скрипку, так как при повороте головы влево и приближении уха к вибрирующей деке создается ложное представление о громкости и характере звучания инструмента.
Чрезмерно наклонное положение головы на подбороднике может повлечь за собой и ряд других недостатков. Менее устойчивым может стать положение инструмента; зачастую он принимает горизонтальное положение, в то время как более благоприятные условия для движений правой руки создаются, если левая сторона корпуса скрипки немного выше правой и при этом сохраняется возможность без особых усилий регулировать ее положение. При чрезмерном наклоне головы влево наблюдается стремление к отведению в эту же сторону и левой руки, в то время как во многих случаях целесообразней направлять скрипку несколько вправо. Это чаще всего облегчает движения правой руки и дает возможность использовать больший отрезок смычка в верхней его части (особенно при игре на баске). Необходимо также отметить, что при большом наклоне головы влево трудно смотреть в ноты. Наконец, с неправильным положением головы очень часто связано низкое держание скрипки. Между тем инструмент совершенно необходимо держать достаточно высоко.
Только при достаточно высоком положении инструмента создаются наиболее благоприятные условия для развития свободных игровых движений левой руки. Это положение скрипки облегчает также процесс звукоизвлечения и положительно влияет на качество звучания.
В целом, при постановке левой руки необходимо принимать во внимание, насколько положение инструмента (высота, на которой он держится, отведение его влево или вправо, больший или меньший наклон и т.д.) удобно для игровых движений правой руки, насколько оно будет способствовать правильному звукоизвлечению. Очень полезно наглядно показать ученику, что происходит со смычком и правой рукой, если меняется положение скрипки; как это отражается на ведении смычка, следовательно, и на качестве звучания.
5. "Переменная точка опоры"
5.1. Положение большого пальца
Положение инструмента определяется не только тем, как он держится в "постоянной точке опоры"; важное значение в этом отношении имеет также и "переменная точка опоры". В связи с этим рассмотрим следующие из типичных разновидностей положения скрипки в "переменной точке опоры", имея в виду, что естественное "хватательное" движение и связанное с ним зажимание шейки скрипки вызывает напряжение во всей руке и, следовательно, препятствует свободному ее движению как в пределах одной позиции, так особенно и при сменах позиций:
а) Шейка скрипки расположена предельно глубоко между большим и указательным пальцами. В этом случае большой палец резко выступает за пределы шейки скрипки, из-за чего игра на струне Соль и переходы в позиции затруднены. Это наиболее отрицательный вид постановки.
б) Шейка скрипки опирается на ногтевую фалангу большого пальца, а в некоторых случаях почти лежит на конце его. Такое положение препятствует хорошему ощущению грифа, а иногда влечет за собой соскальзывание пальца с шейки.
в) Наиболее правильное и чаще встречающееся - среднее положение большого пальца: шейка скрипки расположена между его основной и ногтевой фалангами.
При двух последних положениях большого пальца следует решительно избегать сближения его с указательным пальцем, так как это вызывает сжимание шейки, затрудняющее движения левой руки (особенно при широком расположении пальцев и переходах в позиции), а также лишает пальцы необходимой свободы и эластичности. По этому поводу уместно напомнить слова Л. Ауэра: "Самое важное из всех деталей - открытое пространство между большим и указательным пальцами".
Кроме этого, существуют разновидности положения большого пальца в той или иной части шейки скрипки. Слишком близкое к порожку положение его способствует прогибанию кисти, поджиманию ладони и приближению ее к шейке, что наблюдается преимущественно при отведении локтя влево.
Положение большого пальца против указательного или между указательным и средним пальцами для большинства скрипачей можно считать наиболее естественным: это то исходное, среднее положение, из которого удобнее всего приближать палец к порожку или удалять от него.Л. Ауэр рекомендует устанавливать на струне большой палец точно против среднего пальца (второго). Такое положение не является безоговорочно приемлемым для всех (принимая во внимание различные особенности строения руки и ее частей у каждого скрипача). Однако если оно и не соответствует той или иной индивидуальности, то в ряде случаев его все же можно использовать в качестве своеобразного педагогического средства. Описанное положение может содействовать отведению ладони от шейки скрипки, повороту всей группы пальцев к грифу и тем самым приближению четвертого пальца к струнам.
Несмотря на разноречивые мнения о роли большого пальца - пассивной или активной, - на практике можно убедиться в том, что он неизбежно принимает участие в любом движении как всей руки в целом, так и различных ее частей. Л. Ауэр советует "не думать о нем слишком много". И это указание следует учитывать в тех случаях, когда функциям большого пальца придается чрезмерное значение.
У И. Войку имеется следующее разъяснение функции большого пальца: "... в скрипичной игре для большого пальца нет самостоятельной функции, на его долю приходится лишь подчиненная роль. Случается наблюдать, что у выдающихся скрипачей большой палец при игре принимает постоянное соучастие в движении. Однако эти движения не надо смешивать с активными движениями других пальцев; они служат скорее пассивным уравнением активно выполняемых движений других пальцев".
Иными словами, большой палец призван играть вспомогательную роль; он не должен быть безучастным, пассивным или чрезмерно активным. Последнее особенно пагубно, если зажимается шейка скрипки. Большой палец должен не мешать, а способствовать свободным движениям других пальцев и всей руки в целом.
5.2. Положение указательного пальца
Что касается указательного пальца, его места и функций в "переменной точке опоры", то, с одной стороны, следует предостеречь учащегося от участия этого пальца в "хватательном" движении, а с другой - отметить, что точка касания указательного пальца к грифу целиком определяется индивидуальными особенностями строения кисти и пальцев играющего.
Таким образом, устанавливая "переменную точку опоры", педагог должен иметь в виду, насколько она будет способствовать удобному исходному положению пальцев на грифе, обеспечивающему в дальнейшем благоприятные условия для игровых движении. Педагог должен также учитывать, что расположение пальцев на грифе, их форму и возможности для движений нельзя рассматривать изолированно не только от большого и указательного пальцев (образующих "переменную точку опоры"), но и от всех других частей руки, так как все это взаимосвязано и взаимообусловлено.