115268 (692807), страница 2
Текст из файла (страница 2)
формами организации обучения
-
обучением по выбору
-
выполнением проектов
-
работой в учебных группах
-
индивидуальным обучением
типами содержания
-
консультированием
-
дискуссиями
-
практической работой [Фрумин И.Д. ук.соч., с.94]
Дискуссии являются одним из наиболее слабых мест в образовательной практике гимназии «Универс», до сих пор попытки проведения дискуссий или дебатов игнорировались учащимися, поскольку их тематика была неактуальна для них. Например, в 2007ом году для дебатов администрацией была предложена тема «Школьная форма: за или против?», при том, что большинство учащихся были в курсе уже одобренного общественным советом решения о введении школьной формы. То есть к обсуждению предлагался вопрос, на решение которого школьники заведомо не могли повлиять.
С одной стороны, нам есть чему поучиться у зарубежных коллег, с другой стороны мы должны учитывать культурный контекст и те общественные задачи, которые решаются посредством демократизации системы образования. Для Америки, например, наиболее актуальным является вопрос толерантности в поликультурной среде15, а, не смотря на то, что народ России многонационален, для нас первоочередным является преодоление пассивности граждан и уверенности в собственном бессилии изменить что-либо в социальной жизни. Упомянутая пассивность в работах, посвященных демократизации, рассматривается шире – как феномен отчуждения членов сообщества, а отчуждение является преградой на пути к осмысленному совместному существованию людей, поэтому его преодоление является важной задачей [Фрумин И.Д. ук.соч., с.42].
Для многих педагогов и управленцев очевидно, что институты ученического само- или со-управления не появляются «насаждением сверху» (а если появляются, то либо быстро умирают, либо превращаются в бессмысленную и лживую игру с детьми). Самоуправление как элемент правового демократического пространства появляется из потребности детей организовать себя для достижения своих целей16.
Часть 3 Гипотезы об основных дефицитах системы образования в контексте задачи демократизации
В числе причин, затрудняющих развитие договорной практики в образовании О.Е.Лебедев называет нехватку ресурсов, недостаточную квалификацию кадров, нежелание нести ответственность за конкретные результаты. [Лебедев О.Е. ук.соч., с.37]. Для нас здесь ключевым является вопрос о подготовке кадров. Потому что как показывает опыт гимназии «Универс» 17, неготовность педагогов к активному участию в построении правового демократического пространства школы и отказ разделять ценности демократического образования является одним из наиболее серьезных препятствий. Пожалуй, единственными, кто всерьез озабочен вопросом изменения установок коллег в отношении развития гражданского образования в школе, являются педагоги-обществоведы и историки, однако те идеи, которые они озвучивают, не находят своего отклика в среде других предметников, особенно наиболее опытных. Очевидно, что это связано с отсутствием такого аспекта профессиональной подготовки учителей и управленцев как гражданское образование. Максимум, на что можно рассчитывать, принимая учителя на работу – это то, что он владеет содержанием предмета, методикой и готов взять классное руководство. Об осознании необходимости развития демократичного уклада говорить не приходится.
Далее О.Е.Лебедев утверждает, что орг.структура органов управления будет ориентировать на решение проблемы демократизации управления системой образования, когда будут созданы специальные подразделения, непосредственно отвечающие за внедрение договорной практики, работу с родителями и др. [Лебедев О.Е. ук.соч., с.38]. Ясно, что автор не настаивает на достаточности предлагаемых изменений, однако нам хотелось бы понять, на какой «идеологической», или ценностной, основе будут функционировать эти новые структуры. Возможно ли заставить систему работать, внеся только структурные изменения? Ведь любая структура решает свои задачи постольку, поскольку люди, занятые в ней, отдают себе отчет и разделяют базовые ценности, на которых строится вся система. Если места в образовавшихся вдруг кабинетах займут все те же управленцы от образования – завучи, сотрудники РОНО – ничего не изменится.
Третье, к чему мы должны обратиться – это культура семьи, которая формирует установки учащегося и задает тон отношений родителей к школе. Эта трудность, казалось бы, на сегодняшний день находится вне сферы действия системы образования, тем не менее мы не должны упускать этот аспект, обсуждая проблему демократизации образования, ведь семейные ценности реализуются и в школе тоже, всякий раз, когда ученик и его родители – участники образовательного процесса – перешагивают ее порог.
И, наконец, старшеклассники – а мы, в первую очередь, обсуждаем именно учащихся старшей ступени – как вовлечь их в процесс демократизации школы? Их участие в заседаниях совета школы, как мы отмечали выше и будем говорить в дальнейшем – это возможный, но явно не достаточный шаг в направлении развития школьного гражданского сообщества. А далее встает вопрос о факторах мотивации школьников к содействию становлению правового пространства. С одной стороны, старшеклассники должны видеть личный смысл в такого рода деятельности, с другой стороны, это должен быть позитивный образовательный опыт, а с третьей – должны быть обеспечены благоприятный условия для учащихся. Ни для кого не секрет, что, в связи с недостаточностью подготовки на школьных уроках к успешной сдачи ЕГЭ, большинство старшеклассников – а в их числе наиболее социально-активные и амбициозные учащиеся – имеют достаточно серьезную учебную нагрузку после уроков.
Таким образом, мы имеем четыре гипотезы:
-
Неготовность педагогов и управленцев в образовании к принятию и реализации демократических ценностей обусловлена отсутствием специальной профессиональной подготовки в этой области.
-
Изменение структуры управления без изменения установок в отношении системы образования самих управленцев не будет способствовать демократизации.
-
Семейный уклад может являться фактором препятствующим освоению опыта демократического поведения учащихся.
-
Старшеклассники перегружены учебной деятельностью и подготовкой к сдаче ЕГЭ, что является серьезной помехой для их вовлечения в процесс демократизации системы образования.
Часть 4 Описание направлений управленческих действий для разрешения противоречий
Исходя из выдвинутых гипотез, мы можем сформулировать некоторые предложения по содействию созданию условий для обеспечения процесса демократизации.
Итак, во-первых, необходима специальная вузовская подготовка учителей-предметников и менеджеров всех уровней образования, учитывающая необходимость работы по построению и развитию школьного демократического правового пространства. Это требует не столько глубоких теоретических познаний в области обществоведения, сколько высокой критичности мышления и активной гражданской позиции, готовности участвовать в реальных социальных процессах в числе лидеров и идеологов. Названные особенности едва ли поддаются формированию на студенческой скамье, многое зависит от личности студента-будущего педагога, поэтому уже при приеме в ВУЗ особое внимание должно уделяться социальному опыту, политической ориентации, педагогических установках абитуриентов. Образованием должны заниматься наиболее способные и мотивированные к этому специалисты, а не те, кто пожелал.
Во-вторых, необходимо обеспечение внешних условий процесса демократизации школы, но какие условия являются действительно значимыми, чем можно пренебречь, что нужно изменить? На эти вопросы помогут ответить привлеченные специалисты по гражданскому образованию и социальной психологии (как минимум в качестве экспертов-консультантов) для разработки структуры управления системой образования и постановки первоочередных задач. Закончив эти сроки мы с некоторой горечью ловим себя на лукавстве, понимая невозможность реализации такого подхода к реформированию системы управления образованиям на муниципальном уровне и выше. Ведь это из РОНО приходят телефонные приказы «направить сегодня к 17.00 в парк «Серебряный» 60 детей и 10 учителей на митинг в поддержку партии «Единая Россия», ведь не далее, как 4 апреля парламентское большинство Госдумы одобрило в третьем окончательном чтении измененный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», который запрещает выносить на всеобщее голосование вопросы, связанные с компетенцией федеральных органов государственной власти (а что, остались какие-то другие?). Глядя на происходящее в политической жизни страны, трудно надеяться на демократизацию государственной системы управления образованием. Что остается в наших силах? Менять ситуацию снизу и изнутри. Это требует большой смелости, но другого пути нет: только демократизируя уклад школьной жизни в конкретных школах можно сопротивляться современным тенденциям в политике государства. Опыт построения правового демократического пространства описан во многих монографиях зарубежных и некоторых отечественных авторов, его изучение и критическое осмыслении – вот первый шаг в направлении демократизации школы сегодня.
В-третьих, необходима специальная работа с семьей, вероятно даже раньше, чем родители приводят ребенка в первый класс, а с детского сада или – еще лучше – с момента обращения в поликлинику по беременности – но это уже за рамками образовательных ведомств. Педагоги, учащиеся и администраторы школ могли бы организовать систему образовательных мероприятий для родителей, косвенно направленных на формирование демократичных взглядов, и прямо отвечающих потребностям взрослых, особенно наименее опытных в вопросах воспитания: это и вопросы помощи и поддержки учащихся, и развитие конфликтной компетентности и пропаганда здорового образа жизни и профилактика аддиктивных форм поведения.
В-четвертых, проблема перегруза старшеклассников может решаться за счет расширения образовательных функций учреждений дополнительного образования, развития образовательных сетей, переориентации на преимущественно практические формы работы. Но главное, включение в демократические процессы и формы взаимодействия не должно происходить «вдруг», позитивный опыт правового демократического поведения должен осваиваться учащимися с первых дней их жизни в институтах системы образования: это и «уроки» уважительного отношения в детском саду, опыт толерантного поведения в конфликтной ситуации (наши коллеги в Великобритании давно разработали и успешно используют технологию обучения малышей переговорам), и участие в управлении общественной жизнью в начальной школе, и изучение специальных метапредметных практических исследовательских курсов (например, «Введение в современные социальные проблемы») в подростковой школе с выходом на самостоятельные социальные проекты. Все это и соблюдение других условий позволит старшекласснику подготовиться к участию в переговорах об условиях достижения образовательных результатов и ответственности за их невыполнение.
Заключение
В нашей работе нам удалось описать истоки потребности старшей школы в эффектах демократизации и описать некоторые существенные препятствия к их достижению. Мы также сумели коснуться некоторых важных аспектов демократизации образования по материалам отечественных и зарубежных авторов, выдвинуть гипотезы относительно природы неуспеха администраторов старшей школы в вовлечении участников образовательного процесса в процедуры согласования их интересов. В завершении мы наметили четыре направления для работы педагогов и управленцев, заинтересованных в становлении правового демократического пространства школы.
Остается надеяться, что современные идеологи и практики гражданского образования, несмотря на огромные трудности, продолжат развитие демократической школы с позиции комплексного подхода.
Литература
-
Лебедев О. Е. (2001). Управление образовательными системами // Учеб.-метод. пособие для вузов. – М.: Центр изучения образоват. политики Моск. Высш. школы соц. и эконом. наук, 2001
-
Сергоманов П.А., Васильева Н.П. (2006). Динамика в становлении действия планирования у юношей и девушек // Педагогика развития: социальная ситуация развития и образовательные среды: материалы научно-практической конференции. отв. за выпуск Б.И.Хасан. – Красноярск: РИО КрасГУ, с.130-137.
-
Филлипов В.М. (2003). Модернизация российского образования. – М.: Просвещение, 2003
-
Фрумин И.Д. (1998). Введение в теорию и практику демократического образования. – Красноярск: Красноярская краевая организация общества «Знание», 1998.
-
Хасан Б.И., Стойко Н.Г., Миночкин С.С., Недодел Е.В., Рыбаков Г. В., Саломатова О.И. Материалы проекта «Общественный договор»
-
Хасан Б.И., Федоренко Е.Ю. (2005). Конфликты в образовательных отношениях и распределение рисков между субъектами // Педагогика развития: образовательные интересы и их субъекты: материалы 11 научно-практической конференции. Красноярский государственный университет – Красноярск, с.81-104.
-
Материалы оргдеятельностной игры «Развитие стратегии гимназии»
-
Barber B. (1992). An aristocracy for everyone: The politics of education and the future of America. NY: Ballantine, 1992
-
Gazman O., Chapman J., Froumin I., Aspin D. (1995). Creating and managing the democratic School. Burgess Science Press, GB, 1995
-
Hepburn H.A., (1983). Democratic Education in schools and classrooms. Washington D.C.: 1983
-
Illich I. (1989). Deschooling Society. HarperCollins Publishers, 1989
-
Kohlberg L., (1996). The moral reasoning. Parker W.C. (ed.) Educating the democratic mind. SUNY Press, 1996
-
Mosher R., Kenny R., Garrod A. (1996). Preparing for Citizenship: Teaching Youth to Live Democratically. Westport, CT, 1996
-
Parker W.C. (2003). Teaching Democracy: unity and diversity in public life. Teachers College Press, New York, 2003
-
Pruitt D.G., Carnevale P.J (1993). Negotiation in social conflict. Cole Publishing Company, 1993
1 Лебедев О. Е. (2001). Управление образовательными системами // Учеб.-метод. пособие для вузов. – М.: Центр изучения образоват. политики Моск. Высш. школы соц. и эконом. наук, 2001, p.45
2 Хасан Б.И., Федоренко Е.Ю. (2005). Конфликты в образовательных отношениях и распределение рисков между субъектами // Педагогика развития: образовательные интересы и их субъекты: материалы 11 научно-практической конференции. Красноярский государственный университет – Красноярск, с.81-104, c.98
3 Pruitt D.G., Carnevale P.J (1993). Negotiation in social conflict. Cole Publishing Company, 1993, p.7