113475 (692793), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Второе место среди проблем старшеклассников занимает озабоченность личными переживаниями, что традиционно связано с возрастными особенностями подростков.
Представляет интерес достаточно устойчивый третий по значимости фактор - обеспокоенность школьников старших классов здоровьем своих близких. Если раньше родители пытались ограничить своих детей от бытовых и материальных проблем, то сегодня дети все больше включаются в жизнь семьи, участвуют в обсуждении финансовых и иных забот родителей. Соответственно приходит понимание возможной потери родителями здоровья, трудоспособности и катастрофических последствий такого положения для семьи.
Следующее место в ряду своих проблем, подростки считают конфликтные отношения с родителями, но этот вопрос всегда стояла перед подрастающим поколением, а в ряду сегодняшних проблем, наполняемость ответами по этой позиции сравнительно невелика.
И, наконец, взаимоотношения между родителями. В последнее время число разводов и ссор увеличилось, что связано с постоянной занятостью обоих партнеров. Но, анализируя возможные последствия возвращение семей к традиционному распределению ролей между супругами, можно предположить позитивный эффект на осуществление семьей воспитательной функции: повысится социальный контроль за детьми, они будут расти более здоровыми, ухоженными, мать будет уделять больше внимания их образованию и воспитанию. Однако со временем постоянное пребывание матери в домашней среде сузит ее кругозор, замкнет ее интересы на домашних делах. В результате она перестает быть авторитетом для детей, которые не будут обращаться к ней за советом и помощью, считая неспособной дать хорошие и полезные рекомендации.
Адресаты обращений старшеклассников за советом, %
Мать Отец Старший брат (сестра) Друг(подруга) Кто-либо еще (бабушка, дядя и др.) Ни с кем не советуются | 68 23 6 36 6 28 |
Как показывают исследование, сегодня авторитет матери как советчицы очень велик: 68% подростков советуются именно с матерью по важным для себя вопросам. Нет оснований предполагать, что это место займет отец. С таким же успехом эту роль будет играть в жизни ребенка любой другой авторитетный в его глазах субъект, что снижает роль семьи как института социализации ребенка.
Как выяснилось, фактором повышения авторитета родителей для детей является их занятость коммерческой деятельностью. Дети с большей готовностью полагаются на их советы, справедливо считая своих родителей более адаптированными к новым условиям жизни, трезво оценивающую реальную жизненную ситуацию.
Следует также обратить внимание на весьма высокий процент детей, предпочитающих не обращаться за советом ни к кому, полагаться только на себя, учитывая, что Омск - город с ограниченной возможностью социального контроля за детьми, такая высокая самостоятельность подростков свидетельствует о повышенном риске их действий, о возможности их более частого попадания в критические ситуации.
Столь же рискованным является очень популярное среди подростков обращение за советом к другу или подруге, занимающим второе после матери место в ряду авторитетов. Некомпетентные советы сверстников также могут привести подростка к рискованным поступкам.
Другой опрос устанавливающий место семьи в системе социализирующих факторов подростков, является оценка старшеклассниками каждого родителя как образца для подражания.
Самоидентификация детей Москвы с дифференциацией по полу (%)
Желание быть похожим | Всего | Девочки | Мальчики |
На отца На мать На обоих в равной мере Ни на отца, ни на мать ИТОГО | 14 25 39 22 100 | 4 35 46 15 100 | 23 15 35 27 100 |
По исследованиям видно, что не смотря на высокий авторитет матери в качестве советчика, лишь 1/4 детей выбирают ее образцом для собственного поведения. Традиционно еще более низким является рейтинг отца в этой роли. Особую тревогу вызывает тот факт, что 1/5 подростков отвергает обоих родителей как пример для подражания, из чего можно предположить, что в данном случае идет речь о социально-проблемных семьях. В среднем лишь 1/3 детей хотели бы быть похожими на обоих родителей в равной мере. Только в этом случае можно говорить о нормальной благополучной семье, где дети растут в условиях психологического комфорта, здоровыми физически и нравственно.
Конфликты между детьми и родителями обусловлены, как то ни удивительно, полом ребенка. Главными причинами ссор, споров, конфликтов детей с родителями являются учеба и борьба за самостоятельность, за право поступать по своему разумению, что родители расценивают как непослушание.
Из всех выше перечисленных результатов можно сделать вывод, что зачастую подросткам необходимо объединяться, т.к. взаимоотношения с родителями, в семье в целом вызывают у большинства подростков чувство одиночества и ненужности. Дети чувствуют себя подавленными, и если они не пойдут ни с кем на контакт, то они просто замкнутся, что в дальнейшем может привести к разложению их личности, к увеличению конфликтных ситуаций и преступности среди несовершеннолетних.
2.2 Собственные наблюдения
Тематика используемых школьниками речевых оборотов, выражений, слов разнообразна. Я, на основе сделанных мною записей высказываний школьников, выделяем следующие тематические группы:
общепродростковый сленг: бабло – «деньги», клёво – «хорошо», лафа – «нечто хорошее», мафон – «магнитофон», ништяк – «очень хорошо», облом – «не хочется, лень», расслабуха – «расслабление, отдых», слинять – «сбежать с занятий», тормоз – «плохо соображающий», угарать – «веселиться», хавать – «есть, кушать», чувак – «модный парень», стебаться – «шутить» и пр.;
специализированные жаргонизмы связанные с учебой: дирик – «директор школы», классуха – «классный руководитель», физик – «учитель физики», биологичка – «учитель биологии», библия – «библиотека», литра – «литература», инфа – «информатика», общая безнадежность жизни – «ОБЖ», органайзер –«педагого-организатор», сикьюр –«охранник», и др.;
прозвища: Чеченец, Суслик, Сурок, Лом, Малой, Лысый, Боров, Армяша, Изюм, Солдат, Колесо, Дылда, Гном, Хомяк и др.
цитаты из культовых фильмов и книг («Бригада», «Властелин колец», «Буржуй» и т.д.): «Все будет Чикаго!», «Будем думать, что все у нас получится!», «Вася Рогов у аппарата», «Надо, Федя, надо».
Проанализировав лексический состав сленгизмов, употребляемых младшими подростками, я выяснила, что реформы системы образования практически не изменили основных морально-нравственных приоритетов и ценностных установок «корпоративного» сознания носителей школьного жаргона. Новые реалии школьной жизни получают жаргонные наименования практически одновременно с официальными: псих - школьный психолог, мазюкало – штрих-корректор, ломик - фломастер. Новые реалии внешнего мира тоже находят отражение в школьном сленге: братва – учителя, киллер – классный журнал, секонд-хенд – школьный гардероб. Продуктивным является и переосмысление компьютерной терминологии: база данных – классный журнал, сканировать – списать, дискета – учитель информатики.
Большое влияние на лексикон школьников-подростков имеет реклама. Активно рекламируемые товары становятся источником метафорических ассоциаций: памперс – тряпка для стирания с доски, энерджайзер – учитель физкультуры. В ряде случаев мотив номинации содержится именно в рекламном тексте.
Названия кинофильмов, телепередач и их рубрик тоже находят достойное применение как номинативные жаргонные единицы: большая стирка – классный час, фактор страха – контрольная работа, пятый элемент – шпаргалка, очумелые ручки – учитель труда.
В школьном лексиконе я также встретила жаргонные единицы, схожие с обсценизмами и построенные по принципу языковой игры: блевотека, бляотека - библиотека.
Процесс заимствования сленгизмов из английского языка идет не так активно, как в 90-е годы ХХ века, но популярной стала языковая игра с иноязычным материалом. Чаще всего это деривация на базе иноязычных основ, дающая словообразовательные омонимы общеупотребительных слов: хомик – домашняя работа (от home work), скулить – учиться в школе (от school).
Использование созвучия для достижения комического эффекта является отличительной чертой современного подросткового жаргона.
Использование школьником-подростком в своей речи такого (или аналогичного – для иных референтных групп) набора речевых средств позволяет ему продемонстрировать свою принадлежность к данной референтной группе. Вот пример, согласно частоты их использования.
Общепродростковый сленг | Бабосы, ништяк, стебаться, кайф, расслабуха. |
Жаргонизмы, связанные с учебой | Биологичка, физрук, литра, классуха, инфор, органайзер, художка, морилка. |
Прозвища | Гном, хомяк, дылда, куница |
Цитаты из культовых фильмов и книг | Текай, хлопцы; Надо, Федя, надо; Улыбаемся и машем; Моя прелесть! |
Названия кинофильмов, телепередач | В Багдаде все спокойно; Фактор страха; Дом 2; Поле чудес |
Заимствования сленгизмов | Табль; ситдавить; клаймить; тича. |
Я разговаривала со многими преподавателями об их отношении к употреблению нелитературной речи, ответ их однозначен – против. Однако, если задуматься, они ведь и сами употребляют жаргонизмы различного рода, даже на уроке среди детей. Особенно это касается молодых преподавателей. Они разговаривают с детьми на их жаргонизмах: клева, халаява, физра, литра и т.д. Дети как губка впитывают все это. Если они видят, что взрослые употребляют такую лексику, то понимают, что они тоже могут ее использовать в повседневной жизни. Отсюда можно извлечь одно из самых главных правил в борьбе с нелитературной лексикой – педагоги должны контролировать свою речь и по возможности пресекать жаргонизмы со стороны учеников.
Одна из педагогов поделилась опытом, что в качестве наказания за использование нелитературных словечек она давала ученикам доклад. Я считаю, что такие меры бесполезны. Необходимо ученикам показать, как можно выразить свои чувства и мысли без жаргонизмов. На уроках литературы необходимо разбирать чувства героев и наблюдать их речи и мысли. Все это может послужить примером. Однако, с другой стороны, надо рассматривать эту проблему глобальнее – пока наше телевидение не прекратит подобную речь, дети будут ее повторять. Необходимо ввести строгую цензуру, чтобы в передачах и различных фильмах звучала только литературная, служащая примером речь.
Заключение
Подводя итоги работы, надо заметить, что идут бурные процессы изменения в обществе, которые соответственно влияют на социализацию подростков. Вообще обществу требуются такие его члены, которые способны жить в этом обществе.
Сегодня в России в связи со сменой политической и экономической ориентации государства, основные традиционные агенты социализации находятся в кризисе. Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою социализирующую роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций. Такие же процессы происходят и в школе. Отсутствие финансирования в школе привело к кризису в системе образования.
В наибольшей степени проблема молодёжи в нашей стране связана с унаследованной от тоталитарной системы нетерпимостью к другому образу жизни и поведению, причём прослеживаемой не столько в правовых актах, сколько в умах самих граждан. Непримиримость рождает ответную непримиримость, и поэтому сегодняшняя молодёжь, принимая от родителей материальную помощь, не принимает родительского образа жизни, взглядов и поведения. На почве подобных межгенерационных и социальных противоречий и произрастает современная молодёжная субкультура — «вся из контрастов, из острых углов, из клубка нравственных и эстетических проблем».
В связи с этим, задачей современного исследования молодёжной субкультуры должен быть в первую очередь отказ от негативистских предубеждений и дифференцированный подход к оценке отличных от общепринятого мировоззрений и деятельности современных формальных и неформальных молодёжных объединений.
Список литературы
1. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - М.: Просвещение, 2000, с.64-70.
2. Крысин Л.П. Кодовое переключение как одна из форм языкового варьирования // Языковая вариативность. - Красноярск, 1998, с. 37.
3. Шарифуллин Б.Я. Формы речевой субкультуры в городском ойколекте (на материале речи г.Лесосибирска) // Русский язык в Красноярском крае: Сб.статей. – Вып.1. - Красноярск: КГПУ, 2002, с 71-73.