143413 (691637), страница 2
Текст из файла (страница 2)
1. Конфессиональная структура Беларуси свидетельствует о стандартной европейской ситуации, которая описывается двухуровневой моделью. Первый уровень – доминирующее христианство (с динамичным неопротестантским элементом), второй уровень – широкий спектр иных конфессий (с малым числом сторонников новых (нетрадиционных) религий). Беларусь может отличать лишь факт отказа от признания государственной религии или постулирования (оформленного законодательно) особого отношения к какой-либо конфессии, что не характерно для многих европейских государств.
2. Уровень религиозности населения, его воцерковленности, также роднит Беларусь с Западом. В среде верующих, прежде всего это касается традиционных для данных регионов религий, можно констатировать преобладание так называемых "партикулярных верующих". У них наблюдается явный раскол (несоответствие) между индивидуальной верой и культовым поведением, между личной убежденностью (религиозной самоидентификацией) и конфессиональной компетентностью (догматическим, каноническим соответствием), т.е. признание себя верующим не ведет к положенной частоте участия в общих и индивидуальных культовых действиях (богослужениях, постах, молитвах и т.п.). Теперь укажем на те характеристики, которые задают специфику отечественной религиозной ситуации. Во-первых, своеобразие религиозной ситуации в Беларуси «определяется прежде всего её геополитическим положением – на стыке западной и восточной цивилизаций, сосуществованием и поочерёдным доминированием католицизма и православия. Государства, находившиеся в разные исторические периоды на этнической территории Беларуси, всегда характеризовались поликонфессиональностью» [22, c.7]. Религиозная пестрота – историческая, естественно сложившаяся черта нашей культуры. Во-вторых, динамика религиозности в Беларуси отличается стремительностью и масштабностью процессов: обвальный рост числа верующих и, соответственно, религиозных организаций) и уменьшение числа атеистов и неверующих произошли за короткий срок – с 1986 года по конец 1990-х годов. Объяснить это, видимо, можно только достаточно стремительными темпами отмены духовной монополии атеистической идеологии марксизма-ленинизма в советском обществе и появлением реальной возможности каждому свободно определяться с отношением к религии [18, с.32].
В-третьих, только 65,9% зарегистрированных религиозных групп имеют собственные молитвенные здания. Такая ситуация – ситуация дефицита культовых зданий – может порождать некоторую напряжённость как в отношениях религиозных групп (разных конфессий, прежде всего) между собой, так и в их отношениях со светскими властями (органами местной власти, например). История Беларуси изобилует периодами передела культовых заданий между конфессиями, отчуждения церквей, костёлов, синагог в пользу светских структур, а то и просто их физического разрушения. Теперь же, на волне восстановления исторической справедливости, часто несколько конфессий претендуют на одно культовое сооружение или участок земли. В-четвертых, следует указать на рост конфессиональной пестроты (за десять лет число конфессий выросло с 8 до 26). Такое религиозное разнообразие возникает двумя путями. Первый путь – признание и легализация ранее запрещённых конфессий (например, униатство и некоторые протестантские течения). Второй путь – возникновение неокультов (нетрадиционных или новых религий), т.е. таких религиозных вероучений, которых у нас ранее не наблюдалось [16, с. 35].
Нетрадиционные религии привносят в практику духовной жизни Беларуси новые (часто тревожные) явления, которые связаны с сущностными характеристиками проповедуемых учений:
– ярко выраженное антихристианство и неоязычество (что, прежде всего, направлено против традиционных ценностей национальной нравственности и гуманизма):
– тоталитарный характер религиозных новообразований (жесточайшая дисциплина, насилие над индивидуальностью, беспрекословное подчинение обожествляемому лидеру и т.д.)
– агрессивные методы привлечения и удержания членов организации (активная психологическая обработка сознания человека, направленная на разрушение индивидуального, личностного начала, воспитание чувства зависимости и безальтернативности сознания и поведения);
– антисоциальная направленность вероучения (требование разрыва с семьей и близкими, уход с места учебы или работы, безвозмездный и изнурительный труд на благо общины и т.п.);
– претензии на исключительность, богоизбранность. С распространением нетрадиционных религиозных учений появляется новая характеристика религиозности
– квазирелигиозное сознание, которое способствует распространению лженаучных идей и новых "стандартов объективности". Содержание такого сознания формируется на базе так называемых паранаук, оккультных и спиритических схем, мистицизма и т.п. Такой "коктейль" сторонники неокультов выдают за реальную и действенную альтернативу существующих путей познания и преобразования мира и человека. Число адептов нетрадиционных религий не велико, но сама тенденция их появления и распространения не может не вызывать тревоги. В-пятых, как с формальной, так и с сущностной стороны религиозные процессы в Беларуси можно охарактеризовать как составляющие одной из двух тенденций – возрожденческой и экспансионистской. В рамках первой идут процессы возрождения традиционных религиозных основ нашего общества и культуры; здесь налицо ситуация обращения к исторически сложившимся в нашем регионе образцам духовности как базе современного нормативно-ценностного порядка. Суть второй тенденции – внедрение в нашу культуру новых религиозных образцов путём активного (и часто агрессивного) миссионерства. В-шестых, конфессиональная пестрота в Беларуси имеет достаточно ярко выраженную национально-этническую окраску – заметными элементами национальной конфессиональной структуры являются поляки-католики, немцы-лютеране, русские-староверы, татары-мусульмане [8, с.115].
Современная Республика Беларусь обладает достаточно полным и разнообразным спектром религиозных общин – от православия до кришнаитов и бахаи. Но при этом христианские общины преобладают по численности. Исходя из анализа проблемной ситуации, возникшей в Беларуси в связи с существенным изменением в последние годы уровня и характера религиозности, усилением общественного влияния религии и церкви и настоятельно требующей разработки концептуальной основы долговременной государственной политики по отношению к верующим и религиозным культам Институт социологии Национальной Академии наук Беларуси по заданию Госкомитета СМ Беларуси по делам религий и национальностей осуществил (1998 год) комплексное репрезентативное социологическое исследование. Цель – определить основные тенденции и направленность изменений религиозной ситуации в Беларуси и на этой основе выработать концепцию взаимоотношений государства и религиозных организаций в различных сферах жизни [15, с.34].
В исследованиях приводятся следующие данные, накануне распада СССР неверующие составляли 65 %, с середины 1998 года неверующих было в два раза меньше, а именно 25,4 % . Эти исследования дают и другие цифры: в настоящее время в республике признают себя религиозными людьми 37,5 % опрошенных, а еще примерно столько же (37,1%) затрудняются точно определить являются они религиозными людьми или нет. Количество женщин верующих выше, чем количество мужчин (в процентном соотношении 54,5 % против 33,2 %). Число религиозных общин возросло с 1537 до 2256, то есть почти в полтора раза. Это означает, что более половины населения республики испытывает в той или иной мере влияние религии или, по крайней мере, считаются с таким влиянием как существенным фактором современного общественного развития [15, с.35].
С середины 80–х годов в Республике Беларусь, наряду с существующими традиционными конфессиями, появились конфессии и движения нетрадиционной направленности – неоязычество. Неоязычество – нетрадиционные религии.
Проблема неоязычества характерна для регионов, где на протяжении определенного исторического периода сложившаяся духовная традиция подвергалась трансформации, или подавлению. Неоязычество в Беларуси носит, в большей степени, характер социальных, а также духовных поисков и часто связано с политическими движениями. Оно оторвано от реального мира, характеризуется уходом в мистические сферы. Их идеи используются различного рода авантюристами и аферистами.
В современном обществе Республики Беларусь возвращение к религии происходит в ситуации, когда несколько поколений людей не имели, в своем подавляющем большинстве, никаких связей с институциональной церковной организацией и христианской церковной идеологией. Даже посещение в советскую эпоху немногих открытых для богослужения храмов само по себе не включало человека в реальную церковную жизнь. Знакомило с религиозным мировоззрением в минимальной степени. В настоящее время разрушены старые идеологические механизмы, отрицающие роль и значение религии, активизировалась деятельность религиозных объединений, наблюдается их стремительный рост. Этот процесс продолжается и по сегодняшний день. По официальным данным на 1 января 1999 года в Республике Беларусь действовало 2427 религиозных организаций. В их состав входила 1081 религиозная община Белорусской православной церкви, 399 – римско–католической, 838 – протестантской, 36 – старообрядческой церкви, 21 – иудейской, 24 – мусульманской. По данным на 1 января 2000 года в нашей республике действовало 2548 религиозных организаций, относящихся к 26 зарегистрированным конфессиям, на 1 января 2001 года их количество составило2663 [28].
За последние десятилетия религиозно-этническое самосознание народа Беларуси значительно возросло, а конфессиональный фактор стал играть заметную роль в общественно-политической жизни общества. Этому способствовала прежде всего демократизация общественной жизни. С религией стало связываться возрождение духовных устоев общества и национальных традиций.
Большинство религиозных организаций способствуют межконфессиональному взаимопониманию, сохранению традиций толерантности в обществе. Государственная политика направлена на поддержку традиционных конфессий, укрепление их материальной базы. Укрепление межконфессионального согласия в белорусском обществе – одна из приоритетных задач Аппарата Уполномоченного по делам религий и национальностей, который выполняет функции исследовательского и координационного центра, а также контролирующего органа. Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» который прошел международную экспертизу и был признан отвечающим международным стандартам. В настоящее время количество религиозных конфессий в Беларуси достигло 25. Основными, среди которых являются: православие, католицизм, и протестантизм.
Православие является древнейшей христианской конфессией, получившей распространение на территории белорусских земель. Первая православная епархия – Полоцкая – была основана в 992 году.
Одиннадцать православных епархий (Брестская, Минская, Полоцкая, Могилевская, Пинская, Гомельская, Гродненская, Новогрудская, Витебская, Туровская, Бобруйская) входят в состав основанного в 1989 году Белорусского экзархата Русской православной церкви. Другое официальное название Белорусского экзархата – Белорусская православная церковь [17, с. 34].
Среди православных явно преобладают представители коренной нации — белорусы. Процесс возрождения православной церкви начался с конца 1980-х гг. В 1989 г. были возрождены Полоцкая, Могилевская и Пинская епархии, в 1990 г. восстановлена Гомельская и основана Брестская епархиальные кафедры, в 1991 г. основаны Новогрудская и Гродненская, в 1992 г. — Туровская и Витебская кафедры. Вместе с Минской все 10 епархий входят в состав основанного в 1990 г. Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви. Руководство ею осуществляет Синод во главе с Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом — Патриаршим Экзархом всея Беларуси. В 2004 г. была создана Бобруйская епархия. На 01.01.2006 г. в Беларуси действовало 1349 религиозных общин, 1159 православных церквей, 188 находились в стадии строительства. В 1990-х гг. начался процесс возрождения монастырей, число которых к началу 2006 г. составило 26. К этому времени в организациях Белорусской Православной Церкви насчитывалось 1289 священников (в 1988 г. их было 399). Для подготовки кадров священнослужителей с 1989 г. на базе Жировичского Свято-Успенского мужского монастыря действует Минская духовная православная семинария. С 1995 г. начала работу Минская духовная академия. В епархиях действуют также Минское, Витебское и Слонимское духовные училища. Курсы катехизаторов созданы в Минской, Гомельской, Гродненской и Могилевской епархиях. В Минске действуют школа звонарей и иконописная школа. При храмах Белорусской Православной Церкви действует более 400 воскресных школ [37]. На 1 января 2009 года зарегистрировано 1473 общины православной церкви.