142890 (691494), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Субъективные проявления первой стадии зависимости: постоянное стремление к повторному употреблению интоксиканта, нарушение сна, снижение настроения, раздражительность, неспособность сконцентрировать внимание, депрессия, угасание рефлексов. Начиная с первой стадии и на всем протяжении болезни растёт толерантность к наркотику, а, следовательно, требуется непрерывное увеличение принимаемой дозы для достижения ожидаемого состояния. В некоторых случаях проявляется социальная дезадаптация[ 2;26].
Вторая стадия- физическая зависимость характеризуется непреодолимым, компульсивном, влечением к наркотику, потерей контроля за принимаемой дозой, физическим комфортом в состоянии интоксикации и проявлением синдрома лишения, абстинентного синдрома, в случае прекращения приема наркотического средства. Прием наркотиков наркоманом с длительным стажем осуществляется не столько для эйфоризации, сколько для выравнивания своего физического состояния при синдроме лишения наркотика, абстиненции. Синдром отмены проявляется обычно через 12-48 часов после прекращения приема наркотика. Состояние абстиненции ( называемое ломкой при опийной наркомании) доставляет наркоману физические страдания: сильнейшие спазмы внутренних органов и мышц, нарушение функций желудочно- кишечного тракта и сердечно- сосудистой системы, слюнотечение, повышенную секрецию желез. Такие явления сопровождаются и психическими симптомами: бессонницей, подавленностью, разбитостью, чувством тревоги и страха, приступами истерии, психомоторным возбуждением. Все помыслы человека в состоянии абстиненции направлены только на одно- во что бы то ни стало, любой ценой найти и ввести себе определенную дозу наркотика, быстро снимающего страшные симптомы абстиненции. Как показывает практика, наркоманы самостоятельно, без помощи врача, не в состоянии преодолеть этот синдром[ 17;72].
Синдром лишения у опиатчиков или морфинистов бывает настолько тяжелым, что без новой дозы или медицинской помощи он иногда заканчивается смертью больного. Особенностью абстинентного синдрома у подростков является психопатоподобное поведение и склонность скрывать
абстиненцию. Их постабстинентное состояние проявляется в астении, вялость раздражительности, утомляемости, склонности к временному раскаянию и самообвинению. На формировании симптомов абстиненции оказывает влияние фармакологический характер наркотического вещества, что имеет большое дифференциальное - диагностическое значение. Самым болезненным проявлением физической зависимости является ломка. Но при употреблении некоторых наркотиков ее не бывает. Поэтому многие наркологи убеждены, что психическая зависимость, сопутствующая любой форме наркозависимости, - основное препятствие в преодолении наркомании. Об этом свидетельствуют многочисленные случаи возвращения к наркотикам даже тех лиц, кто сумел их бросить, пройти ломку и много лет воздерживаться от приема наркотиков. От физической зависимости они освободились, а психическая зависимость, по- видимому, стала для них пожизненной[17;82]
Третья стадия развития наркомании - синдром измененной реактивности- отражает наиболее глубокую перестройку организма при хронической интоксикации, максимально возросшую толерантность, многократно превышающую физиологические возможности обычно человека, снижение защитных реакций, изменение формы потребления наркотика и формы опьянения возникает истощение всех систем организма, возможна полинаркомания. В подростковом возрасте развитие наркомании обычно не успевает достичь третьей стадии [ 8;30 ]. Вопрос о причинах возникновения у человека фармакологической зависимости при потреблении наркотических средств заслуживает отдельного рассмотрения. Фармакологическая зависимость у наркомана формируется из-за включения употребляемого им наркотического средства в систему метаболизма, что обусловлено биохимическим средством наркотика с определенными метаболитами. Наркотики содержаться не только в растениях, но и – самое главное!- вырабатывается нашим организмом. Они необходимы для тонкой нейрогорманальной регуляции основных жизненных функций. В наркотиках эйфорического действия содержится вещества, по структуре приближающиеся к индолу[ 8;32]. Когда наркотики вводятся извне, организм, стремясь сохранить присущий ему оптимальный уровень саморегуляции, прекращает внутренне производство собственных наркотических продуктов до тех пор, пока их аналоги, введенные в составе наркотического средства, не будут выведены из организма естественным путем. Если же введение наркотических средств извне становится регулярным, их эндогенное, внутренние, производство постепенно подавляется, иногда полностью. Организм воспринимает это как острое голодание, испытывает дефицит определенных нейрогормональных компонентов, необходимых для нормального функционирования. Механизм этого процесса рассмотрим на примере морфина и морфиноподобных веществ. По своей структуре опиаты близки к находящимся в организме естественным биоорганическим соединениям, так называемым опиоидным пептидам мозга - эндоморфинам и энкефалинам, являющимся межклеточными и межтканевыми регулятами нервных процессов. Эти вещества так же, как и морфин могут притуплять чувство боли и давать другие эффекты. Однако количество их в организме очень невелико, и при выходе из « депо» они быстро разрушаются специальными ферментами[ 1;34]. При первых приемах морфина и морфиноподобных веществ они остаются в организме довольно долгое время, но при повторных приемах значительно активизируются ферменты, разрушающие эти наркотики. Поэтому для получения желаемого эффекта приходится повышать их дозы. При медицинском применении с целью обезболивания дозы морфина не превышают определенного предела. Кроме того, морфиноподобные препараты чередуются с другими обезболивающими средствами, что помогает избежать привыкания, возникновения зависимости от препарат [ 15;35]. Наркоман же применяет наркотик не для обезболивания, а для наркотического опьянения. Для этого, как уже было сказано, необходимо постоянно повышает дозу предпочитаемого зелья.
На примере потребления опиатов наиболее ярко просматриваются все аспекты взаимодействия между человеком и наркотиком: и эйфория, и толерантность, и абстиненция. Эйфория привлекает, растущая толерантность заставляет увеличивать дозы. Углубляя и закрепляя связь с интоксикантом, абстиненция жестоко карает за попытки расстаться с ним.
Вопрос о том, с чего начинается зависимость от наркотика, относится к числу наиболее трудных. По мнению большинства наркологов, первым признаком зарождающейся зависимости является возникновение потребности увеличить дозу наркотика[ 5;36].
Необходимо помнить, что различия между группами наркотиков очень велики. Нельзя свойства одних веществ переносить на вещества других типов.
Токсикомания- это злоупотребление теми веществами, которые не входят в список наркотиков, но в большинстве случаев обусловливают те же изменения в организме, что и наркотики, вызывают привыкание, повышают толерантность и формируют зависимость психическую и физическую[ 3;70].
Но степень проявления зависимости и измененной реактивности при токсикомании меньше, чем при наркомании.
Токсическими средствами являются транквилизаторы, снотворные, стимуляторы, корректоры. К веществам вызывающим токсикоманию, относятся также анальгин, амидопирин, димедрол. Среди токсикоманических средств – различные нелекарственные вещества, применяемые в быту и на производстве. Это в основном летучие ароматические вещества: бензин, ацетон, пятновыводители, некоторые виды клея, всевозможные растворители, очистители, нитрокраски, лаки, различные жидкости, выпускаемые промышленностью[20;71].
Если в целом наркомания характерна для молодых людей в возрасте до тридцати лет, то в еще большей мере это относится к потреблению токсических веществ. Толерантность ( от латинского tolerantia- терпение) означает терпимость, выносливость, формирующуюся в процессе привыкания и адаптации организма к конкретному интоксиканту при регулярном его употреблении[ 20;73].
Наиболее высокий уровень толерантности развивается при регулярном употреблении опиатов. Опиатчики со стажем вводят себе внутривенно в сутки по тридцать, пятьдесят ампул препаратов этой группы. Пятьдесят стандартных ампул содержат ноль целых пять граммов наркотика- это смертельная доза для человека, не потребляющего наркотики. Явление толерантности называют еще « феноменом митридатизма», суть которого в следующем.
Потребители наркотиков и токсикоманических средств выделяются наркологами в отдельную группу. К ним относят людей, эпизодически рискующих своим здоровьем и безопасностью окружающих, но неспособных отказаться от вредной привычки без лечения – усилием воли или в результате воспитательных мер. В отношении наркоманов и токсикоманов применяют меры социальные, юридические и медицинские. Эпизодическое употребление подростками наркотических и токсикоманических средств, обусловленное моральной неустойчивостью, дефектами воспитания, низкой культурой, социальной незрелостью потребителей, но не ставшее еще их заболеванием, требует, прежде всего мер воспитательного характера и административного воздействия. Полинаркомания – это заболевание, возникшее в связи со злоупотреблением двумя и более лекарственными или иными веществами, отнесенными к наркотикам [ 5;74 ].
Диагноз «полинаркомания» устанавливается при сочетании употребления двух или более препаратов при условии возникновения наркотической зависимости к обоим веществам. При « осложненной наркомании» кроме основного наркотического средства применяется другое лекарственное средство или вещество, не отнесенное к наркотическим. Примером может служить опийно- циклодовая наркомания, относящаяся к числу наиболее распространенных видов. Диагноз формируется так: « морфинная наркомания, осложненная циклодовой токсикоманией».
Политоксикомания – злоупотребление двумя или более психоактивными веществами, не отнесенными к наркотикам[ 3;75 ]. Например, одновременно или в определенной последовательности принимаются эфедрин и транквилизаторы или чифир и элениум. Диагноз формируется соответствующим образом, с двумя шифрами по международной классификации. При сочетании наркомании или токсикомании с алкоголем диагностируется два заболевания. Это объясняется тем, что алкоголь, угнетающий кору головного мозга, обладает синергизмом с барбитуратами, угнетающими подкорковые центры с последующей иррадиацией торможения на кору. Многие алкоголики пытаются купировать приемом снотворного расстройство сна, возникающие в период запоя. Принимая каждый раз возрастающие дозы снотворных, они привыкают к ним. Морфинисты также принимают снотворные для преодоления бессонницы при вынужденном снижении доз наркотика.
Злоупотребление опиатами в сочетании с барбитуратами обуславливает наибольшую тяжесть абстиненции. Суицидальные сдвиги также часты при опийно-барбитуровых комбинациях у больных, злоупотребляющих кодеином и ноксироном. При полинаркомании и политоксикоманиях значительно быстрее и четче формируется личностные изменения, включающие психопатоподобные нарушения, утрату морально- эстетических норм поведения, нарушение трудоспособности, социальную деградацию.
Наркотизм – термин, используемый для характеристики наркомании как негативного социального явления[ 5;38 ].Негативизм наркомании состоит, прежде всего от возраста и пола, наркоман, токсикоман – это больной человек. Болезнь отрицательно сказывается на внешнем виде наркомана, вызывает преждевременное старение, резко сокращает продолжительность жизни. Наркоманиям и токсикоманиям сопутствует различные болезни сердца, легких, желудка, печени, почек, заболевание кожи, эндокринной и половой систем, психические расстройства. К числу медицинских осложнений, значительно ухудшающих показатели здоровья наркоманов, относятся: деградация личности, иногда слабоумие, инфекционные заболевания, в частности гепатиты и септицемия. Характерные для наркоманов, токсикоманов изменения в составе крови свидельствуют о снижении иммунозащитных способностей организма, поэтому больные наркоманией и токсикоманией рассматриваются как потенциальные переносчики спида. Уже на первых этапах систематического употребления наркотиков или других одурманивающих средств нарушаются все виды обмена- белковый, жировой, углеводный. А в сочетании со снижением иммунитета любая форма патологии внутренних органов и нервной системы принимает затяжной и прогрессирующий характер. Реакция организма на столь глубокое вмешательство в его деятельность – ежедневное введение наркотических ядов или других одурманивающих веществ в дозах, которые нередко в десятки, а то и сотни раз превышают смертельные для нормального человека. Закономерно, что смертность больных наркоманиями, по данными исследованиями, в двадцать шесть раз выше, чем у лиц того же возраста, не употребляющих наркотики. Высокая смертность наркоманов и токсикоманов помимо сопутствующих заболеваний, связанных с потреблением интоксикантов, обусловлена их передозировка, а также частыми самоубийствами. По имеющимся данным, частота суицидальных попыток у больных наркоманией и токсикоманией значительно выше, чем у больных алкоголизмом, которые пытаются уйти из жизни в семь, сорок процентов случаев. Высока смертность наркоманов, токсикоманов от несчастных случаев на производстве, на транспорте, в быту. Разные виды наркомании протекают по- разному, но есть одно общее: на определенном этапе недуга возникает патология, называемая «отключением тормозов»,- таков официальный медицинский термин. Под воздействием наркотиков отключается, не срабатывают даже безусловные, врожденные, рефлексы[1;20].
О наркотиках – о каждом в отдельности, как ни странно, в свое время говорилось много хорошего. Так в девятнадцатом веке от переутомления и депрессии всех лечили опиатами, то Зигмунд Фрейд в тысячу восемьсот восемьдесят четвертом году советовал кокаин практически от всех болезней, то в тысячу девятьсот шетьтидесятом году широко разрекламировали ЛСД, и его начали принимать весьма известные лица, подробно описавшие свои « путешествия за пределы сознания»… Прежде чем вскрывалась темная сторона очередной психоделической луны, по ее светлой стороне не успевало прогуляться множество народу – как выяснилось, без малейшей пользы для себя. Все волшебные порошки, растворы, таблетки, курения на проверку оказались дорогостоящей фикцией. Даже такие, которые не вызывали физического привыкания. Динамика развития наркозависимости различна, в настоящие время список классификации наркотических средств и психотропных веществ с каждым годом увеличивает Конвенция ООН [1;25].















