14617 (686244), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Незадолго до этих событий молодой офицер Макс Эмиль Фридрих фон Штефаниц возвратился в свой кавалерийский полк после окончания Берлинской ветеринарной школы. Его служба была связана с закупкой и строевой подготовкой лошадей, но собаки занимали немалую часть его души и честолюбивых помыслов. Отпрыск старинного рода, выросший в живописном имении предгорий южной Германии, где на обширных зеленых пастбищах паслись многочисленные отары овец, Штефаниц со времен далекого детства интересовался овчарками, постоянно находящимися при отарах. Он тщательно изучал их историю, особенности поведения и вынашивал заветную мечту - заняться разведением и усовершенствованием немецких пастушьих собак. Вскоре, волею судьбы, этой мечте суждено было сбыться.
Дворянское происхождение и карьера офицера обеспечивали Штефаницу достойное положение в обществе, но неожиданно для всех он женился на бывшей актрисе, что в то время считалось поступком, недостойным знатного человека. Ротмистр фон Штефаниц вынужден был подать в отставку. Но, видимо, это и было событием судьбы, предопределившим создание немецкой овчарки. Несмотря на разразившийся скандал, Штефаниц не отчаивался. Он приобрел уютное имение недалеко от Графрата и поселился там со своей семьей и ближайшим другом и помощником в работе, мастером по пастьбе овец - Артуром Мейером.
Однажды, 3 апреля 1899 года, в день, который стал знаменательной датой в истории немецкой овчарки, друзья Макс фон Штефаниц и Артур Мейер, прогуливаясь по территории небольшой выставки в городе Карлсруе, увидели собаку, поразившую их своим совершенством и воплотившую в себе их многолетние творческие мечты. Заведя разговор с хозяином собаки, г-ном Эйзеленом, они узнали, что пса зовут Гектор фон Лиркенхайн, но в выставке он не участвует, а демонстрируется зрителям, как пастушья собака. Профессионально занимаясь овчарками, друзья до сих пор не встречали такого яркого их представителя. Штефаниц давно мечтал о собаке, которая могла бы послужить ориентиром в типе для всей породы и создать надежный фундамент для последующей племенной работы. Он покупает Гектора, а двумя месяцами позже, дав ему новую кличку - Хоранд фон Графрат, регистрирует в созданной им племенной книге немецкой овчарки под № 1. Так Хоранд фон Графрат становится первым, официально зарегистрированным представителем новой породы. Это была действительно выдающаяся собака своего времени. Многие авторы, не жалея эпитетов, описывали Хоранда на десятках страниц. И сам Штефаниц впоследствии никогда не усомнился в правильности своего выбора, в целесообразности того, что именно эта собака положила начало выведению немецкой овчарки.
Вскоре после этого события в Германии рождается новое общество - Союз владельцев немецкой овчарки - "Sсhаferhunde Verein" (SV), которому через столетье суждено было стать самой крупной монопородной организацией в мире. Создание общества финансировал Эрнст фон Отто, первым его президентом стал Артур Мейер. Первоначально центр общества располагался в Вандсбеке (ныне Гамбург), через год он был перемещен в Мюнхен, а позднее - в Аугсбург, где находится и поныне.
С момента "открытия" Хоранда, Штефаницем и его коллегами была проделана колоссальная работа по выявлению сук, близких по типу к этому выдающемуся представителю новой породы, способных в своих потомках продолжить его линию. С этой целью было осмотрено и изучено огромное количество овчарок по всей территории Германии, проведена разъяснительная работа среди их владельцев, представляющие интерес животные были взяты под тщательную опеку. Хоранд фон Графрат оказался не только хорошей собакой, но и выдающимся отцом, давшим большое количество достойных потомков. Лучшим его сыном был Гектор фон Швабен - второй после Хоранда победитель Германии, сыновья которого - Беовульф, Пилот и Хайнц фон Штаркенбург стали основателями трех первых линий в породе. Наравне с использованием сыновей и внуков, Штефаниц долгие годы широко использовал и самого Хоранда, иногда с применением инбридингов на него и одновременно жестким отбором по типу, качеству экстерьера и характера. Очень быстро немецкая овчарка начала формироваться в направлении избранного типа, приобретая все большую популярность среди любителей породистых собак.
В 1901 году Штефаниц становится президентом созданного им Союза и руководит разведением немецкой овчарки до конца своей жизни. Знания, полученные в Берлинской ветеринарной школе, оказали ему в этом незаменимую услугу. Совместно с Артуром Мейером, который в последующие годы являлся секретарем SV, Штефаниц проделал колоссальную творческую работу. Изданный им устав общества говорит о его высоких организаторских способностях, разработанный им стандарт породы подтверждает его глубокие знания анатомии, физиологии и особенностей использования рабочей собаки, впервые проведенная под его руководством в 1899 году выставка Чемпионов с тех пор стала традиционной, а собаки, получившие высший титул Чемпиона мира, определяют направление в селекции на последующие годы. С созданием Союза Штефаниц начал упорядочивать регистрацию пометов и выдачу родословных документов, основал племенную книгу с занесением в нее лучших представителей породы. Таким образом, было положено начало чистопородному разведению немецкой овчарки через генеалогические линии.
Штефанитц высоко ценил рабочие качества собак. Им было твердо определено - немецкая овчарка является рабочей собакой, и все ее качества должны быть подчинены этому назначению. От этого принципа президент Штефаниц никогда не отступал. Он быстро понял, что интеллект собаки исчезает, если она содержится в питомнике без работы.
А тем временем в Германии уменьшалось количество пастбищ, и немецкая овчарка постепенно теряла свое назначение, как пастушья собака. Штефаниц считал необходимым найти для нее другую область применения, в которой бы в полной мере раскрылись ее природные возможности, полезные для человека. В то время овчарка еще не использовалась в полиции и армии, и Штефаниц начал проводить работу в этом направлении. Члены Союза стали дарить собак представителям армии и полиции, были организованы соревнования по дрессировке с выдачей специальных призов по различным видам служб. С привлечением полиции стали проводить обязательную проверку на послушание всех немецких овчарок. Вскоре и армия, и полиция признали немецкую овчарку абсолютно пригодной для служебного использования. Начиная с 1901 года, началось ее широкое применение в органах общественной безопасности.
Через несколько лет после учреждения Союза умер Артур Мейер, и Штефаниц взял на себя еще и всю секретарскую работу. К тому времени значительно возрос объем работы созданной им организации, назревала необходимость расширения ее масштабов. Штефаниц начал организовывать филиалы SV в различных частях Германии. На протяжении тридцати шести лет он осуществлял полный контроль над этой кинологической организацией и определял все, что было связано с породой. Он являлся непререкаемым авторитетом среди заводчиков Германии. Его уважали и ценили за ум, знания, преданность своему делу, колоссальную работоспособность и умение предвидеть будущее. У Штефаница было много единомышленников, последователей, талантливых учеников. Надо сказать, что все они строго придерживались указаний своего учителя, и это создавало почву для лучшего и быстрого развития породы.
В 1903 году от Гейнца фон Штаркенбург - сына Гектора фон Швабен и Бэллы фон Швабен, был получен щенок. Когда он подрос, Штефаниц понял - вот он, идеальный представитель породы, улучшенная копия Хоранда фон Графрат, воплотивший в себе его многолетние творческие мечты. Это был Роланд фон Штаркенбург - великий исторический производитель. Появление Роланда не было случайностью, это был плод многолетней, целенаправленной работы. В настоящее время не существует немецкой овчарки, которая не имела бы в своем происхождении Роланда фон Штаркенбург.
Лучшим сыном Роланда и достойным его приемником стал Хеттель фон Уккермарк, образовавший отдельную самостоятельную линию. Хеттель был повязан с известной сукой того времени Флорой фон Веркемейер, от которой получили знаменитый помет: Белло, Бианку и Балу фон Ридикенбург - родителей многих чемпионов разных лет. От Бианки и Алекса фон Вестфаленхайм (также сына Хеттеля) родился Эрих фон Графенверт, чемпион Америки и Германии, в свою очередь давший легендарного Клодо фон Боксберг, которому суждено было в 20-е годы сыграть ту же роль в истории породы, которую сыграл Хоранд на заре ее существования.
Благодаря стараниям Штефаница, в 1923 году число членов SV достигло 57 тысяч человек. К тому времени немецкая овчарка приобрела огромную популярность, быстрыми темпами возрастал спрос на породу за пределами Германии. Это сослужило ей плохую службу: все больше появлялось недобросовестных заводчиков, разводивших собак ради наживы, которые игнорировали требования стандарта и племенного отбора. В разведении стали использоваться практически все собаки, все чаще появлялись недостатки характера, зубной системы. К тому же, со стороны дилетантов возрастала симпатия к крупным, массивным собакам. Немецкая овчарка постепенно утрачивала свои ценные породные качества. Штефаниц осознавал, что необходимо принимать срочные меры для спасения породы.
Перед открытием главной выставки Чемпионов 1925 года, проходившей во Франкфурте на Майне, Штефаниц проводит важную, для продолжения дела всей его жизни, конференцию. Ее участники - ведущие специалисты породы - выдвигают лозунг: "Назад, к стандартной немецкой овчарке!".
На следующий день в открытом классе были собраны лучшие представители породы - Чемпионы Германии прошлых лет и Чемпионы других стран мира. Экспертизу проводил сам президент Штефаниц. Победителем стал легендарный Клодо фон Боксберг, своим типом, размерами, пропорциями сложения, олицетворявший идеальную немецкую овчарку того времени.
Клодо был небольшого роста, имел растянутый корпус, при прочной спине и пояснице, обладал легкими, "стелющимися" движениями. Он был выведен в инбридинге на Хеттеля фон Уккермарк и его сына Эриха фон Графенверт. Несколькими годами позже Клодо был продан в Америку, но прежде, в Германии он стал отцом большого количества высококлассных собак.
Тот период характеризуется быстрым качественным ростом немецкой овчарки на ее родине. Один за другим появляются выдающиеся производители. Наибольшее влияние на породу оказали три сына Клодо - Курт фон Герцог Хедан, Донар фон Цухтгут и Утц фон Хаус Шюттинг, положившие начало трем знаменитым линиям немецкой овчарки. Основная заслуга в улучшении породы принадлежит последнему. Утц стал Чемпионом Германии в 1929 году, а затем также был продан в США, где много использовался в разведении и демонстрировался на выставках.
Определение Клодо моделью породы носило настолько революционный характер, что 1925 год вошел в историю немецкой овчарки как рубеж между "старой кровью" (до Клодо) и "новой кровью" (после Клодо).
Надо отметить, что в той ситуации заводчики Германии оказались в лучшем положении, нежели американцы или англичане, так как своевременно осознали всю опасность чрезмерной популярности породы и более дисциплинированно отнеслись к запретам и указаниям, содержащимся в лицензиях на разведение. Печальные последствия этого исторического факта известны: после семидесяти лет существования немецкой овчарки в Англии и Америке, на рубеже третьего тысячелетия, заводчикам пришлось заново начинать возрождение породы, импортируя производителей из Германии.
В тридцатых годах прошлого столетия SV расширяет поле своей деятельности: во многих странах мира организуются его филиалы, растут масштабы экспорта собак, дело развития немецкой овчарки выходит на орбиту мирового масштаба.
22 апреля 1936 года, в день основания Союза умирает его президент - великий кинолог Макс Эмиль Фридрих фон Штефаниц, 36 лет жизни отдавший делу развития немецкой овчарки. Но его друзья и единомышленники продолжают его дело.
Вторая мировая война нанесла значительный урон делу развития немецкой овчарки, исчезли ведущие германские питомники, большая часть племенного поголовья была утеряна. Но благодаря верным последователям Штефаница, лучших собак, все же, удалось сохранить. На базе оставшегося материала, с помощью заветов своего учителя, заводчики взялись за восстановление породы. И послевоенный период характеризуется быстрым качественным и количественным ростом популяции немецкой овчарки в Германии.
Первая, после пятилетнего перерыва, традиционная выставка Чемпионов была проведена в 1946 году в двух региональных зонах - в Гамбурге и Мюнхене. Тогда же в целях расширения кровной базы и ориентирования заводчиков не на одного Чемпиона, а на группу лучших представителей породы, было принято решение определять, так называемый "отборный класс" (VA). В 1946 году в него впервые вошли восемь лучших немецких овчарок. В Гамбурге - Арри ф. д. Гассенквелле, Лекс ф. Пройсенблут, Харрас ф. Пиастендамм, в Мюнхене - Фолькер ф. Зонненштайн, Крало ф. Хаунштеттен, Элькенинг ф. Хольцхаймер Айхвальд, Вакер ф. Шефергрусс и Клаус ф. Хаус Верле. Именно с этих производителей и началась работа по восстановлению немецкой овчарки в послевоенной Германии.
И вновь ежегодно проводятся выставки Чемпионов, лицензионные осмотры производителей, ведутся племенные книги, издаются информационные материалы, растет количество частных питомников. Все это открывает широкую перспективу для развития породы, год от года улучшается ее качественный уровень. Основное влияние на разведение немецкой овчарки в послевоенный период оказал Лекс фон Пройсенблут. От него и Майи фон Ознабрюккер Ланд рождается выдающийся производитель, сыгравший ключевую роль в дальнейшем формировании породы - Чемпион мира 1951 года Рольф фон Оснабрюккер Ланд. Это была собака качественно нового типа, крепкого сложения, эффектного черно-рыжего окраса, с совершенными по тем временам формами и линиями. От Рольфа берут начало все современные линии немецкой овчарки, так называемого, "высокого разведения".
60-е годы прошлого столетия характерны очередным всплеском качества в развитии породы, появлением целого ряда выдающихся производителей. В то время были заложены и получили развитие четыре генеалогические линии, которые, в свою очередь, дали многочисленные ветви высококачественных потомков.
Линия Марко ф. Целлерланд - Чемпиона мира 1972 года, четырежды входившего в отборный класс (VA-69,70,71,72). Марко проявил себя как выдающийся производитель 70-х годов. Его потомки отличались крепким сложением, хорошим костяком, интенсивным окрасом и высокой работоспособностью. Его лучшие сыновья - Эрос ф. Хамбахталь (VA-76,79), Кай ф. Зильбербранд (VA-74), Аско ф. Хаттштайнбург (VA-75,76) в свою очередь дали много выдающихся потомков. Но, в настоящее время линия Марко полностью "ушла в матки", так как не имеет продолжателей по прямой мужской ветви.
Линия Мутца ф. Пельцтирфарм (1-я кровная линия).
Мутц входил в отборный класс (VA) в 1970 году, очень широко использовался в разведении и дал много выдающихся потомков. Лучшие из них - Квандо и Квино ф. Менхберг, Атлас ф. Данненвальдер Грунд (VA-76), Джонни ф.д. Райнхалле. Последний, не имея высоких выставочных титулов, стал отцом целой плеяды высококлассных собак, таких, как Юпп ф. Халлер Фарм (VA-78) - дед двух выдающихся производителей - Натца ф. Хассенборн (VA-83,84,85,86) и Каро ф. Асбахер Ланд (VA-86,87,88), Куно ф. Вайдтвег - отец знаменитых Натца и Ника ф.д. Винерау. Ник, также как и его дед Джонни, никогда не входил в отборный класс, но его влияние на породу оказалось огромным. От него получено много прекрасных продолжателей линии Мутца, но, вероятно, самое большое его достижение в том, что он дал одну из выдающихся племенных сук породы - Пальме ф. Вильдштайгер Ланд, мать двух Чемпионов мира - Квандо ф. Арминиус и Урана ф. Вильдштайгер Ланд. От сына Ника - Кима ф. Михаельсвизе получен известный производитель - Фандо ф. Зюдбликк (VA-88,89), основавший немногочисленную линию, которая в настоящее время практически "ушла в матки".
Вторая ветвь линии Мутца продолжается через Натца ф. Хассенборн, давшего великолепного производителя - Целло ф. д. Ремерау, также не входившего в отборный класс, но по своим племенным качествам ставшего основателем новой линии в породе. Он дал огромное количество высококлассных потомков, лучшими из которых являются Ким ф. Экнахталь, Атлас ф. Бад Болл (VA-91,92,93), Хосс ф. Хассенборн (VA-91,92,93,94) и, конечно же, несравненный Эрос ф. д. Луизенштрассе, который не вошел в отборный класс по причине сломанного зуба, но оставил заметный след в формировании современного типа немецкой овчарки.
На начало третьего тысячелетия линия Мутца представлена небольшим числом производителей, преимущественно через Фелло ф. Фарбеншпиль (VA-98), Хуппи ф. Арлетт (VA-99) и кобеля французского разведения - Ленона ду Валь Д Анцин. От Хуппи ф. Арлетт получен достойный продолжатель этой линии - Хилл ф. Фарбеншпиль (VA-2002, 2003, 2004).
Линия Канто ф.д. Винерау (2-я кровная линия).
Канто - выдающийся производитель, давший большое количество потомков, входивших в отборный класс. Лучшие его дети - Аслан и Аргус ф. Клеммле, Фрай ф. Хольткампер Зее (VA-76), Дача ф. Патерсвег (VA-74,75), Цезарь ф. Арминиус - отец Чемпиона мира 1983 года Динго ф. Хаус Геро, и конечно же, знаменитый Канто ф. Арминиус (VА-74,75,76,77,78) - Чемпион мира 1978 года, который долгое время олицетворял собой идеальную немецкую овчарку.
В настоящее время линия Канто развивается преимущественно через его праправнука Федора ф. Арминиус (VA-87), выдающегося производителя конца 80-х годов, оказавшего огромное влияние на формирование современного типа немецкой овчарки и сына Федора - Марка ф. Хаус Бек (VA-88,89). Его потомки - Никор ф. д. Холледау, Нутц ф. Менхберг, Фолемаркенс Яссо и Чемпион мира 1994 года - Кимон ф. Дан Алхеди'с Хоеве (VA-92,93,94) образовали четыре самостоятельных ветви и дали огромное количество великолепных предствителей породы. Лучшие из них - Ксандор ф. Тронье и его сын Унтокс фон Дукати (VA-2001, 2002) (по Никору), Натц ф. Штайгерхоф (VA-95,96,97) и его сыновья Бару ф. Хаус Джю и Цапп ф. Мёнхберг (по Нутцу), Чемпион мира 1997 года - Лассо ф. Нойен Берг (VA-94,95,96,97) и его сыновья - Энцо ф. Буххорн (VA-98,99,2000) и Юмбо ф. Доломитен (VA-97) (по Яссо) и, конечно же - несравненный Карли ф. Арминиус (VA-95,96,97,98,99) и его сын Джелло ф. Михельштадтер Ратхаус (VA-98,99) (по Кимону).
К этой линии принадлежат также потомки известного производителя Ханно ф. д. Винерау (сын Джелло ф. д. Винерау, внук Федора ф. Арминиус).
Вторая ветвь линии Канто, через однопометников Фрая ф. Хиршель и Чемпиона мира 1990-91 г.г. Фанто ф. Хиршель (VA-88,89,90,91) в настоящее время представлена незначительным количеством потомков, восновном через Амиго ф. Белгиер и его сыновей Квартца ф. Темплари (VA-99) и Питта ф. Тронье (VA-2000).
К сожалению, процветавшие еще десятилетие назад две ветви этой линии - Аргуса ф. Адухт и Динго ф. Хаус Геро практически перестали существовать.