177758 (685613), страница 10
Текст из файла (страница 10)
6. Объем ввоза в Россию иностранной валюты.
7. Объем ввоза в Россию наркотиков.
8. Объем ввоза в Россию оружия.
9. Доля страны в мировых объемах продаж и покупок отдельных видов продукции добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности и продукции сельского хозяйства.
10. Размеры «утечки мозгов» за границу (контракты отечественных ученых и специалистов для работы за рубежом).
11. Число свободных экономических зон (СЭЗ) различных типов, функционирующих в экономике страны.
12. Участие страны в межгосударственных экономических союзах, договорах, соглашениях и т. д.
Уровень «долларизации» внутрихозяйственного оборота в стране отражает весьма уродливое явление, не имеющее аналогов ни в одной из высокоразвитых зарубежных национальных экономик. В России это явление получило развитие в связи с либерализацией внешнеэкономической деятельности, упрощением визового режима, режима обменных валютных операций и общим падением уровня управляемости в хозяйственной системе, снижением действенности государственного контроля за различными сторонами жизнедеятельности общества и государства.
Показатели численности «челноков», сумма продаж товаров «челночного» происхождения, доля продаж товаров «челночного» происхождения в общем объеме розничного товарооборота страны, объем ввоза в страну и вывоза из страны иностранной валюты, оружия, наркотиков и другие отражают чаще всего незаконные, запрещаемые отечественным и международным законодательством действия юридических и физических лиц. Эти показатели отражают, как правило, процессы и явления, разрушающие национальную хозяйственную систему.
Число СЭЗ всех типов, функционирующих в национальной экономике, степень участия страны в международных экономических союзах, договорах и соглашениях — важнейшие и относительно новые характеристики открытости (закрытости) национальной хозяйственной системы. Они отражают процессы «зонирования» в современной мировой и национальной практике хозяйствования.
Эти процессы подвержены влиянию системы малоаспектных факторов и имеют свою специфику.
Международные экономические союзы, договоры и соглашения способствуют росту открытости экономик стран, в них входящих. Однако открытость проявляется лишь в рамках этих союзов, договоров и соглашений. В частности, в ЕЭС доля межстрановой торговли составляет в общем объеме экспорта 61, в НАФТА — 45%, Взаимные поставки продукции 12 стран — членов СНГ в 1990 г. были равны 72,1% общего объема стоимости их экспорта, в 1995 г. — 55%. Ныне эта доля продолжает постепенно снижаться.
Мировая практика «зонирования» и создания международных экономических союзов, договоров и соглашений означает переход государственных систем с национальных уровней хозяйствования на интернациональный (международный).
А это, в свою очередь, означает новое качество практики мирохозяйствования.
Рост степени интернационализации связей и отношений имеет свои достоинства и недостатки, которыми обладают как процессы «зонирования», так и процессы создания и функционирования различных международных экономических союзов, межгосударственных договоров и соглашений.
Общими для этих институтов являются следующие черты:
1. Особые социально-экономические задачи их создания и функционирования, хотя и различающиеся по своим масштабам и содержанию.
2. Известная схожесть СЭЗ в их традиционном толковании с международными экономическими союзами, соглашениями и договорами в сочетании с видоизмененным механизмом хозяйствования как формы реализации производственных отношений.
Принципиальная разница между СЭЗ любого типа, действующими на национальной территории, и международными экономическими союзами, договорами и соглашениями состоит в том, что СЭЗ всегда ориентирована на либерализацию ее внешнеэкономических связей. Это позволяет даже относительно замкнутой национальной экономике интегрироваться в мировое пространство.
В то время как международные экономические союзы, соглашения и договоры такую либерализацию и открытость практикуют лишь в рамках того экономического пространства, в котором действуют договоры и соглашения, реализующие хозяйственную деятельность каждого конкретного международного экономического союза, договора или соглашения. По отношению к другим странам, не входящим в данные союзы, договоры и соглашения, применяются жесткие протекционистские меры.
Таким образом, формируется весьма противоречивая разнонаправленная тенденция. С одной стороны, в системе мирохозяйственных связей идет процесс либерализации экономических отношений. С другой — происходит регионализация и обособление этих связей в пределах объединенных территорий стран, входящих в соответствующие международные союзы, соглашения и договоры.
В экономической теории и практике мирохозяйствования можно выделить и сотни косвенных показателей-индикаторов, характеризующих состояние и тенденции развития открытости (закрытости) национальной хозяйственной системы. В целом же система прямых и косвенных показателей отражает уровень включенности страны в мировую практику хозяйствования и одновременно уровень ее зависимости, долю самостоятельности и экономического суверенитета национальной экономики в использовании внешних ресурсов, идущих на производственное и непроизводственное, общественное и личное потребление и накопление.
Тема 4. Совокупный экономический потенциал
Сущность, общие понятия и состав совокупного экономического потенциала
Категория «совокупный экономический потенциал национальной хозяйственной системы страны» — СЭПНХСС — представляет собой слаженное по структуре и многоаспектное по содержанию и значению явление. СЭПНХСС в теории и практике хозяйствования трактуется весьма неоднозначно, в зависимости от того, с каких позиций подходят к рассмотрению его сущности, состава и роли в национальном и мировом хозяйстве.
Пока не только не разработаны единые международные стандарты для статистической оценки СЭПНХСС, но и нет единства мнений о методологических принципах и подходах к оценке этого потенциала (принципах формирования единой интеграционной оценки, составе показателей, включаемых в оценку, и способах их измерения).
Тем не менее, рассмотрев основные имеющиеся в научной литературе мнения, этот потенциал можно определить как обобщающую количественно-качественную характеристику наличия и использования всех видов ресурсов, которыми располагает государство для своего экономического и социального прогресса и развития.
Предлагаемые в научных изданиях способы определения качественно-количественных характеристик СЭПНХСС объединяют два общих принципиальных подхода. Первый состоит в оценке ресурсов, которыми располагает национальная экономика. Второй предполагает определение возможного экономического результата от использования всей массы ресурсов (природных, трудовых, финансовых и т. д.), вовлекаемых в хозяйственный оборот в том или ином периоде. Поэтому в научных изданиях и в практическом обиходе СЭПНХСС принято рассматривать с разных сторон:
1. С позиций его натурально-вещественного состава.
2. С точки зрения его настоящего состояния и перспектив развития и использования.
3. Со стороны организационных форм управления этим потенциалом.
4. С позиций отдельных его составляющих, расположенных и функционирующих как на собственной (национальной) территории, так и за ее пределами.
5. С позиций вклада отдельных организационно-правовых форм хозяйствования, предусмотренных законодательством страны или не противоречащих закону, в итоговые результаты хозяйствования в стране, в процесс поиска, добычи, транспортировки, переработки, производства, потребления и накопления всех видов ресурсов.
В первом случае речь идет о самом наборе ресурсов, включаемых в состав СЭПНХСС и определяющих его размер и динамику. Во втором случае имеются в виду статические (современное состояние) и кинетические, полученные в результате происходящих объективных и субъективных изменений, качественно-количественные характеристики СЭПНХСС. В третьем случае — СЭПНХСС рассматривается по составляющим его сферам (производственной и непроизводственной), а также отраслям национальной экономики и регионам страны.
Четвертый аспект учитывает ту ситуацию, что значительная часть объектов расположена не только на «своей» национальной территории, но и на территории других государств. Обычно это обстоятельство учитывают при оценке показателей ВВП и ВНП, отличающихся разницей так называемых факторных доходов.
И, наконец, речь идет об эффективности отдельных форм собственности (государственной, частной, смешанной, иностранной и др.), куда входят и организационно-правовые формы хозяйствования (АО, товарищества всех видов, союзы, холдинги, ФПГ и т. д.) при создании и использовании СЭПНХСС.
Таким образом, оценка СЭПНХСС проводится на основе системы показателей, характеризующих количество и качество ресурсов, как вовлеченных в хозяйственный оборот, так и потенциальных. При этом количественные значения показателей, входящих в эту систему, динамичны во времени, что свидетельствует об изменчивости представлений о размерах и качестве СЭПНХСС.
Наиболее универсальным показателем оценки СЭПНХСС отдельных стран мира является показатель валового внутреннего продукта — ВВП. Он характеризует не только современный уровень развития национальной экономики, но и особенности ее отраслевой и территориальной структуры, эффективность функционирования отдельных ее сфер, отраслей и регионов, степень вовлеченности в мировые интеграционные процессы и т. п.
ВВП представляет собой конечный результат производственной деятельности предприятий, организаций и домашних хозяйств, участвующих в экономической деятельности на территории страны в течение длительного срока (не менее года). Он предназначен для характеристики взаимосвязанных аспектов экономического процесса: производства материальных благ и оказания услуг, распределения доходов, конечного использования материальных благ и услуг.
В мировом масштабе совокупный показатель ВВП имеет устойчивую тенденцию к постоянному росту. В России, начиная с 1990 г. он устойчиво снижается. В результате по размеру ВВП, исчисленного в ценах 1989 г., Россия занимала в 1999 г. 45-е место в мире.
Наша страна имеет очень низкое соотношение между стоимостью ВВП и общим числом занятых в экономике. В 1992 г. на одного занятого в России приходилось лишь 739 долл. США созданного ВВП, в то время как в Швейцарии — 69360, Франции — 60132, Швеции — 58180, Японии — 54729, Норвегии — 57423, Бельгии/Люксембурге — 52283, США — 51349, Финляндии — 51349.
По этому показателю, который косвенно свидетельствует о производительности труда в национальном хозяйстве, Россию опережали многие развивающиеся страны, в том числе Чили — 8603 долл., Малайзия — 8463, Бразилия — 8118, Таиланд — 3158, Филиппины — 2296, Индонезия — 1623 долл. США.
Приведенные данные базируются на системе национальных счетов ООН с пересчетом по текущему обменному курсу национальных валют.
При оценке постоянного объема ВВП как измерителя СЭПНХСС необходимо также принимать во внимание влияние естественных условий, которые объективно воздействуют на уровень реализации СЭПНХСС.
В составе факторов, влияющих на размер и структуру СЭПНХСС, его динамику в каждом конкретном периоде времени, можно выделить:
— объем и доступность имеющихся ресурсов;
— достигнутый страной уровень технического развития, определяющий качество и производительность технологической базы экономики;
— накопленный страной потенциал (задел) в области прикладных и фундаментальных научных исследований, уровень подготовки кадров, характеризующий качество трудовых ресурсов страны.
В результате совокупного действия этих факторов в составе СЭПНХСС формируются трудовой, природно-ресурсный, научно-технический, экспортный и другие потенциалы хозяйственной системы страны. Каждый из этих потенциалов имеет свои особенности и закономерности развития, свои количественно- качественные характеристики.
Национальное богатство как составная часть совокупного потенциала страны
Важнейшей составляющей СЭПНХСС выступает национальное богатство. Национальное богатство — это совокупность ресурсов страны (экономических активов), необходимых для производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизнедеятельности людей. При оценке элементов национального богатства используются как натуральные, так и стоимостные измерители.
Национальное богатство включает:
1. Нефинансовые произведенные активы.
2. Нефинансовые непроизведенные активы.
3. Финансовые активы/пассивы.
Кроме того, отдельно учитываются накопленные потребительские товары длительного пользования в домашних хозяйствах и прямые иностранные инвестиции.
Баланс национального богатства — один из заключительных счетов системы национальных счетов. С его помощью можно определить годовое изменение (прирост либо уменьшение) национального богатства страны в стоимостной оценке в текущих ценах. Для оценки «физической» динамики совокупных ресурсов экономики, представленных в балансе национального богатства, используются сопоставимые цены базового периода.















