2990 (684852), страница 5
Текст из файла (страница 5)
(рис. 1) (рис. 2)
На рисунке 1 изображена восходящая линия тренда, а на рисунке 2 – нисходящая. Построение линии тренда представляет собой один из самых простых технических инструментов и, пока в тенденции нет перелома, может служить характеристикой направленности ее движения.
-
Используя основные инструменты технического анализа аналитик может строит различные ценовые модели, с помощью которых составляется прогноз динамики рынка и оптимизируется система управления рисками.
Современная теория управления финансовыми рисками неразрывно связана с портфельным подходом. В западной, а теперь и в российской литературе все чаще встречаются термины и понятия портфельной теории. Сегодня в западной экономике наблюдается высокая активность в сфере торговли индексными опционами. В Австрии, например, важным инструментом управления риском портфеля служат операции с опционами и фьючерсами, предметом которых является австрийский фондовый индекс АТХ (Austrian Traded Index), рассчитываемый по 18-20 крупнейшим эмитентам национального рынка.
О состоянии теории финансового рынка в настоящее время можно судить по работе профессора Клауса Шредельзекера из Инсбрука «Современная портфельная теория и ее применение», опубликованной в издании австрийской биржи срочных контрактов и опционов «ticker».
Традиционный анализ финансовых рисков является преимущественно анализом отдельных финансовых инструментов: рассчитывают «внутреннюю ценность», выясняют соотношение курс/прибыль, определяют направление курса, пытаются уловить тенденции. Главным интересом этой формы анализа является разделение «хороших» и «плохих» вложений. Решающим критерием при этом является первоначально ожидаемая доходность.
Однако профессиональные участники рынка предпочитают формировать портфели финансовых инструментов, это связано с желанием распределить риски. Старая немецкая пословица « не ставь все на одну карту» или английская поговорка «не клади все яйца в одну корзину» формулируют те же самые основные идея уменьшения риска путем диверсификации.
Точная научная формулировка этой идеи предложена Гарри Марковитцем, получившем за это достижение в 1990г. Нобелевскую премию. Его сочинение «Portfolio Selection» 1952 года, вызвавшее многолетнюю интенсивную научную дискуссию было обобщено и уточнено, и составляет фундаментальную основу для развития современной теории капитала в теории экономического развития.
В первоначальной редакции по Марковитцу модель портфельного отбора носила чисто нормативный характер, т. е. Она служила для вывода научного обоснования высказывания о том, как должен участник финансового рынка распределять свои средства между различными инструментами. При этом относительно инвестора принимается, что у него уже есть знание об ожидаемой доходности и рисках данных инструментов, а также о ковариациях (корреляции между данными инструментами). Отсюда он может рассчитать состав оптимального для него портфеля.
Для упрощения модель Марковитца полагает. Что доходы по альтернативам инвестирования распределены нормально. По модели Марковитца определяются показатели, характеризующие объем инвестиций и риск, что позволяет сравнивать между собой различные альтернативы вложения капитала с точки зрения поставленных целей и тем самым создать масштаб для оценки различных комбинаций.
В качестве масштаба ожидаемого дохода из ряда возможных доходов на практике используют наиболее вероятностное значение, которое в случае нормального распределения совпадает с математическим ожиданием.
Пусть формируется портфель из n ценных бумаг. Ожидаемое значение дохода по i-той ценной бумаге (Ei) рассчитывается как среднеарифметическое из отдельных возможных доходов Ri с весами Pij, приписанным им вероятностями наступления:
Ei = Ri*Pij
Где сумма Pij = 1;
N – задает количество оценок дохода по каждому инструменту.
Для измерения риска служат показатели рассеивания, поэтому, чем больше разброс величин возможных доходов, тем больше опасность, что ожидаемый доход не будет получен. Таким образом, риск выражается отклонением значений доходов от наиболее вероятного значения. Мерой рассеяния является среднеквадратическое отклонение (i) и. чем больше значение, тем больше риск:
i = Pij (Rij – Ei)
В модели Марковитца для измерения риска вместо среднеквадратичного отклонения используется дисперсия, так как этот показатель имеет преимущества по технике расчетов.
Ожидаемое значение дохода Е портфеля ценных бумаг определяется как сумма наиболее вероятных доходов Еi различных ценных бумаг n. При этом взвешиваются с относительными долями Xi, соответствующими вложениям капитала в каждый финансовый инструмент:
Еi = Xi*Ei.
Для дисперсии эта сумма применима с определенными ограничениями. Так как изменение курса на рынке происходит не изолированно, а охватывает весь рынок в целом. Поэтому дисперсия зависит не только от степени рассеивания отдельных инструментов, но и от степени корреляции между изменениями курсов отдельных из них. При сильной корреляции между отдельными курсами риск за счет диверсификации портфеля нельзя ни уменьшить, ни увеличить. Если же курсы абсолютно не коррелируют, то риск можно было бы исключить полностью, но при этом портфель содержит бесконечное число акций. Что на практике невозможно.
Таким образом, дисперсия всего портфеля рассчитывается по следующей формуле:
n n
V = Xi*Xk*Cik
i=1 k=1
где Сik – ковариация между изменениями курсов отдельных финансовых инструментов.
Из-за высоких входных требований модель Марковитца нашла применение на практике лишь в единичных случаях при управлении очень большими портфелями. Ученик Марковитца, Уильям Шарп предложил, поэтому, важное упрощение, которое хотя и является несколько менее точным, однако довольствуется менее четкими входными данными. Индексная модель Шарпа интересна не только своей практической простотой, но также и потому, что она является следующим шагом на пути к ядру современной теории рынка капитала «Capital Asset Pricing Model» (СРАМ).
Исходным пунктом индексной модели Шарпа было соображение о том, что колебание доходности финансовых инструментов (или портфеля) может быть разложено на две составляющие. Большая часть этого колебания зависит от общего движения рынка (изменения рыночной доходности) и является результатом народнохозяйственного, политического, конъюнктурного и прочего развития. Этот риск, исходящий от влияющих факторов, бел им обозначен как систематический риск. Количественным выражением этой составляющей риска является так называемый бета-фактор. Другая часть колебаний вызвана типичным для современного способа производства: качеством управления, набором инструментов, технологиями и т.д. Эта составляющая риска обозначается как несистематический риск, а ее количественное выражение есть так называемый альфа-фактор.
Поскольку рыночная доходность в общем неизвестна, вместо него выходят на широко покрывающий текущее состояние рынка индекс. Широкое применение индексной модели на практике объяснено тем, что оба фактора данного финансового инструмента оцениваются за определенный период времени в прошлом и становятся инструментом прогнозирования, причем недостаточное количество прогнозирования выявленных альфа-факторов приносит с собой определенные трудности.
Иначе с надежностью бета-фактора; он интерпретируется как степень чувствительности, которая показывает, на сколько доходность рассматриваемого финансового инструмента при заданных или ожидаемых изменениях изменит ожидаемое соответствующее значение индекса доходности. Бета-фактор играет в современном анализе центральную роль, он позволяет прямо оценить систематический риск, присущий финансовому инструменту.
Принимая во внимание затраты на информацию, а также поиск данных, вызванный применением индексной модели, интересно узнать, какой эффект снижения риска получатся при простом, более или менее случайном построении портфеля. Очевидно то, что по идее индексной модели несистематический риск может быть полностью устранен, если участник рынка держит портфель, если все инструменты портфеля находятся в той пропорции, что и в индексе.
Однако портфели такого рода реализуются лишь при очень большом объеме. Как высока в малом портфеле доля систематического или несистематического риска фактически, зависит от текущего состояния рынка с одной стороны, и числа содержащихся финансовых инструментов с другой. Чем больше инструментов произвольно включено, тем меньше систематический риск. Правда становится очевидным то, что вклад дополнительного финансового инструмента в снижение риска портфеля с увеличением объема портфеля сильно уменьшается.
В дальнейшем развитии идеи теоретики, конечно, обратятся к позитивному анализу модели Portfolio Selection и она станет носить характер гипотезы о фактическом поведении участника рынка; из вопроса, что случится если все участники поведут себя так, как задано в нормативной модели, развивается новая теория равновесия рынков капитала.
В целом любые модели инвестиционного портфеля являются открытыми системами и соответственно могут дополняться и корректироваться при изменениях условий на финансовом рынке. Получение математической оценки состояния портфеля на различных этапах инвестирования при учете влияния различных факторов делает возможным непрерывно управлять структурой портфеля на каждом этапе принятия решения, т.е. по сути, управлять рисками.
В современной экономической литературе вопросам подбора и использования инструментов анализа текущей конъюнктуры финансового рынка уделено большое внимание, однако, индивидуальность потребностей каждого инвестора диктует индивидуальный же подход при решении данной проблемы. Ставя перед собой задачу разработки системы инструментов, позволяющих принимать быстрые решения при краткосрочном размещении временно свободных денежных средств коммерческого банка на российском рынке акций, делаю акцент на оценке общего состояния рынка, выборе компании – эмитента, и выборе времени осуществления операции. Проблема формирования портфеля из-за своей обширности выходит из области моего исследования.
Глава 2. Практика оценки и управления
банковскими рисками на примере РВФБ
Затянувшийся финансовый кризис заставил руководство банков, работающих на биржевом сегменте финансового рынка, прибегнуть к антикризисному управлению. Самое очевидное – сокращение расходных статей – сделано всеми. Более дальновидные активно расширяют спектр оказываемых услуг, ищут пути выхода к новым рынкам, финансовым продуктам и инструментам. Менее взыскательными стали требования к доходности и более взвешенными – к надежности. Делая свой выбор, профессиональные участники биржевого рынка, прежде всего, оценивают риски, существующие у того или иного организатора торгов при проведении операций с ценными бумагами, иностранной валютой и производными финансовыми инструментами и расчетов по заключаемым сделкам. На ЗАО «Ростовская валютно-фондовая биржа» (РВФБ) эти риски для участников торгов максимально снижены. Это была исходная позиция при разработке всей нормативной документации по организации торгов, в частности в правилах проведения торгов иностранными валютами на РВФБ (Приложение 2) и правилах приема в члены и ассоциированные члены Валютной секции РВФБ (Приложение 3). Биржевой рынок на примере РВФБ, представляет собой рынок с максимально сниженными рисками. Следует отметить, что биржа дает возможность профессиональным участникам и их клиентам работать одновременно на нескольких сегментах рынка, например, на спот-рынке и срочном рынке, что является очень привлекательным фактором.
Ростовская валютно-фондовая биржа (РВФБ) – организатор торговли иностранной валютой в Северо-Кавказском регионе, уполномоченная биржа Банка России на организованном рынке ценных бумаг.
РВФБ выполняет функции представителя Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) в Северо-Кавказском регионе и предоставляет возможность финансовым институтам проводить операции в основных сегментах финансового рынка – валютном и фондовом















