106739 (683670), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Для Бейбутова характерна неуемная жажда общения с публикой. Он выступает не только в больших концертных зала, но и в маленьких сельских клубах и даже на полевых станах, поет под открытым небом, иной раз и без аккомпанемента. Поет, потому что знает: его здесь ждут, его здесь любят, его хотят слышать. Еще в военные годы Бейбутов познакомился с творчеством молодого, одаренного азербайджанского композитора Тофика Кулиева. Теперь их творческое содружество становится постоянным. Бейбутов с блеском исполняет песни Кулиева "Кавказскую застольную" и "Азербайджан" (стихи С. Вургуна), "Песню нефтяника" (стихи М. Светлова), "Зулейху-ханум" (стихи Г. Регистана) и другие, а Кулиев прекрасно аккомпанирует ему на рояле. Это был дуэт двух ярко одаренных музыкантов. Они работали легко, красиво, артистично - казалось, что певец и композитор-пианист создают свои вдохновенные песни здесь, сейчас, прямо на эстраде. Конечно, наивно думать, что большой успех и признание можно заслужить только беззаветным служением публике.
Подлинная причина невероятной популярности Рашида Бейбутова в другом. Не последнюю роль здесь сыграла его удивительная природная одаренность. Бейбутов - певец и артист, что называется, милостью божьей. Чтобы заслужить всеобщее признание, ему не понадобилось ни специального музыкального и вокального образования, ни постановки голоса, ни профессионального обучения сценическому мастерству. Все заложенное в нем от природы было развито его неустанной работой над собой. Тщательнейшая отделка каждой песни, виртуозная нюансировка, законченность каждого жеста и каждой интонации достигались кропотливым ежедневным трудом. Способность Бейбутова к такому труду - это одно из проявлений его таланта. Без умения трудиться, воплощать, одаренность в конкретные художественные реалии талант погибает, и прецедентов этому известно более чем достаточно. Рашид Бейбутов не только подолгу работает над вокальной и сценической отделкой каждой песни. Он постоянно обновляет репертуар (при этом, не бросая работу над старыми вещами), обращается к новым жанрам, ищет новые формы концертного исполнения. В его программах звучат и песни народов мира, и эстрадные песни советских композиторов, и старинные русские романсы. Остается только удивляться, когда он при его невероятно насыщенной гастрольной практике успевал осваивать новое. В начале 50-х годов Бейбутов побывал в Болгарии, Венгрии, Италии, Индии, Китае. Он как бы шел по следам триумфа фильма "Аршин мал алан", демонстрировавшегося в этих странах. И в каждой, помимо своей обычной программы, артист пел песни этой страны, причем непременно на языке оригинала. Критики отмечали поразительное уменье Рашида Бейбутова в короткий срок овладеть не только верным произношением и точным интонированием чужого языка (а среди них были такие сложные, как китайский и хинди), но и его способность понять и воплотить музыкальные особенности данной песенной культуры, ее непередаваемый вокальный колорит, ее оригинальную стилистику. Надо ли говорить о том, с каким успехом прошли зарубежные гастроли Бейбутова. Болгарская газета "Вечерние новости" (1951 год, 15 октября) писала: "Это поистине прекрасный советский человек, к которому лучше всего подходит слово "солнечный", он с первой же песни подкупает своим большим талантом, теплотой и искренностью своего искусства". Давняя творческая дружба связала Бейбутова с одним из ведущих азербайджанских композиторов Фикретом Амировым. Рашид включил в свой репертуар его романсы на стихи Низами "Гюлюш" и "Улдуз", песню "Севдийм ярдыр" (слова народные) и другие произведения. И когда Амиров начал работу над оперой "Севиль" на сюжет одноименной пьесы Джафара Джабарлы, то он не представлял никакого другого исполнителя на партию главного героя Балаша, кроме Бейбутова. И снова Рашид должен был осваивать новое для себя дело.
Эстрадному певцу трудно петь на оперной сцене - иные задачи, иные вокальные требования, иные законы сценического поведения. Но Бейбутов никогда не боялся трудностей. 25 декабря 1953 года состоялась премьера оперы, которая выявила новые грани таланта певца. Если до этого Бейбутов слыл исполнителем лирических, жанрово-характерных народных песен, то в опере обнаружилось его драматическое дарование. Он не отделял чисто музыкальных задач от сценических, а, напротив, сплавлял их воедино. Успеху Бейбутова помогло и то обстоятельство, что Амиров писал партию Балаша с учетом его вокальных и сценических данных. Он придал партии главного героя песенно-ариозный характер, богато насытил речитативно-декламационными элементами. Но наряду с вокальными и сценическими достижениями артиста премьера показала, что голосу Рашида Бейбутова - лирическому тенору мягкого и очень красивого тембра - не всегда хватало силы и диапазона, необходимых для классического оперного вокала. И тем не менее исполнение Бейбутовым партии Балаша стало заметным вкладом в азербайджанскую музыкальную культуру. А когда в 1959 году опера "Севиль" была привезена в Москву на Декаду азербайджанского искусства, именно Бейбутову была поручена главная роль.
Но это произойдет позже, а в начале 50-х годов Бейбутов со свойственной ему энергией и предприимчивостью берется за осуществление своего очередного творческого замысла. Он задумал создать при Азербайджанской государственной филармонии такой концертный ансамбль, который объединил бы в себе черты традиционного эстрадного коллектива и особенности народно-исполнительского искусства. Более пяти месяцев шла напряженная работа по подготовке ансамбля. Лучшие композиторы республики - К. Караев, Ф. Амиров, С. Гаджибеков, Т. Кулиев, Р. Гаджиев писали музыку для первой программы. Немало пришлось потрудиться руководителям ансамбля для того, чтобы интермедии конферансье, песенные и танцевальные номера слились в единое красочное представление. Р.Бейбутов позже говорил об этом коллективе: "Хотя мы создавали не специально молодежный ансамбль, получилось так, что он объединил силы свежие, талантливые, молодые и много нового в программу было привнесено именно этими молодыми участниками ансамбля". Премьера первой программы состоялась в Баку 28 июля 1957 года. Программа получилась на редкость своеобразной и интересной. Начались регулярные гастроли коллектива. Любители музыки Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Харькова, Риги и других городов рукоплескали вокально-хореографической картинке "В горах Кавказа", народному азербайджанскому мугаму "Баяты-шираз", знаменитой песне Г. Гусейнли "Джуджалярим" (Цыплята) (стихи Т. Муталибова, перевод Р. Родавильской). Особым вниманием публики заслуженно пользовался организатор и руководитель ансамбля Рашид Бейбутов. Он не только с блеском исполнял совершенно разные по жанрам песни, такие, как "Девушка серьезная" (музыка В. Людвиковского, стихи Г. Регистана) и "Вечерняя серенада" (музыка и стихи В. Паберза), но и, несомненно, способствовал той атмосфере праздничности, которая сопровождала выступления ансамбля.
"Оркестр Рашида Бейбутова - сильный, квалифицированный коллектив, почти целиком, состоящий из молодых музыкантов-азербайджанцев, - отмечалось на страницах журнала "Советская музыка" (1959 год, №8) - Техникой джазовой игры, искусством ансамбля, характерными эстрадными соло они владеют в совершенстве. Вместе с тем это не просто обычный джаз-оркестр. В его составе мы встречаем и любимейшие народные инструменты Азербайджана - тар, кеманчу, и характерные эффекты игры на ударных живо напоминают национальную манеру азербайджанских бубнистов". И хотя ансамбль пользовался неизменным успехом, все-таки Рашид Бейбутов не был им удовлетворен. С его жаждой выступать как можно больше, с его любовью к небольшим площадкам, ансамбль казался ему слишком громоздким. Крупному ансамблю нужны режиссеры, постановщики, художники, которые могут с ним работать постоянно длительное время, переезжая из города в город. В их задачу входит объединить в одно целое песню, танец, музыку, текст, сценографию. Но коллектив, крупный сам по себе, да еще связанный с большим количеством людей, обслуживающих его, теряет свое подвижность, мобильность. А это совершенно не устраивало Бейбутова, и постепенно он пришел к той форме концертной бригады и концерта, которую артист назвал "Театр песни". Здесь песня не просто поется. Она играется. Легкая деталь оформления - скамейка, шатер, специальная подсветка лучом "волшебного" фонаря, костюм исполнителя, балетные вставки - все помогает раскрыть сюжет песни, сделать ее образной. Такой концерт - это, конечно, не обозрение и не ревю. Здесь нет артистов-разговорников. Только музыка и песня, но песня театрализованная, мизасценированная, начиная от выхода артиста и до его ухода за кулисы. Теперь Рашид Бейбутов сам осуществляет всю постановочную работу, рисует эскизы, декорации, придумывает костюмы, сам пишет сценарий.
Отказывается Бейбутов и от большого оркестра. На сцене всего семь музыкантов. Это Рафик Бабаев, композитор, создатель оркестра и автор многих исполняемых вещей, а также всех аранжировок, его руку трудно не узнать в музыкальном почерке спектакля; Тофик Шабанов - все виды саксофона, кларнет, национальные духовые, тар, гармонь, орган, электрогитара; Чингиз Топчибашев - бас-труба, тромбон, национальные струнные. Справа на сцене - Михаил Петросов - ударные. На одной линии с ним - Ровшан Рзаев, пианист и виброфонист, от которого идут две длинные волны звука. И, наконец, солист на гитаре Юрий Сардаров. "Театр песни" Бейбутова исключительно мобилен, легок на подъем. Оказалось, что лучшие качества современной эстрадной песни - одухотворенность, высокая экспрессия исполнения, импровизационность, демократизм - нисколько не противоречат фольклорным традициям. И когда в исполнении Рашида Бейбутова народная песня становится эстрадной, а эстрадная - народной, это не кажется парадоксом. Но при этом Бейбутов, конечно, далек от той неоправданной модернизации фольклорных песен, которая находит место на эстраде. Ему свойственно на редкость бережное отношение к народной песне. Он сам прекрасно сказал об этом в газете "Бакинский рабочий" (1961 год, 1 ноября): "Как драгоценный камень, как наполненный до краев рог со старым вином держу в руках, когда прикасаюсь к народной песне. Дух захватывает от счастья, от силы, заключенной в ней, и восторг сменяется опасением: не сломать, не расплескать, донести ее людям всю до капли, повернуть так, чтобы солнце отразилось в каждой ее грани". Думается, что эти слова можно отнести ко всему многообразному творчеству Бейбутова. В нем сочетаются черты исполнителя народных песен, эстрадного артиста, камерного певца и солиста оперы. В своем исполнении он не столько стремится к вокальной виртуозности, хотя его лирический тенор очень красив и интонирование поражает чистотой и точностью, сколько к правдивой передаче эмоций. Артист знает секрет владения вниманием слушателя. И неважно, что он поет - народную песню, романс, оперную арию или эстрадную песню, - слушателя завораживает его искусство, у каждого возникает такое ощущение, что артист поет только для него, именно его делает соучастником вдохновенного творческого процесса.
Продолжая традиции народных певцов Азербайджана, Бейбутов прекрасно владеет даром импровизации. Чутко прислушиваясь к публике, он всегда умеет найти нужные смысловые и мелодические акценты, новый жест, новую интонацию, которые заставляют звучать по-новому уже знакомую песню. Бейбутов смело вносит изменения в нотный текст, особенно во вступлении и в концовке. Но эти изменения никогда не затрагивают ни гармонической, ни ладово-интонационной структуры мелодии. Так, он может неожиданно начать песню с традиционной азербайджанской мугамной1 импровизации, которая носит характер своеобразного лирико-повествовательного зачина. В каденции2 песни он часто использует изысканные красивые юбиляции3 в высоком регистре. Но все эти приемы не самоцель - они служат более полному раскрытию смыслового и образного строя песни, помогают с еще большей яркостью подать ее художественное содержание. Песенный репертуар певца необъятно широк. Основное место в нем, естественно, занимают произведения азербайджанских композиторов. Кто из любителей музыки старшего поколения не помнит "Кавказской застольной" и "Песни нефтяника" Т. Кулиева, песен С. Рустамова "Баку" на стихи Ю. Гасанбекова (русский текст В. Татаринова) и "Алагез" на стихи З. Джаббар-Заде (русский текст М. Матусовского), "Севгилим" Р. Гаджиева на стихи Э. Алий-бейли. Исполнял он и такие популярные песни, как "Подмосковные вечера" В. Соловьева-Седого на стихи М. Матусовского, "Я люблю тебя, жизнь" Э. Колмановского на стихи К. Ваншенкина. Но какое произведение ни пел бы артист - песни народов мира или песни своего родного Азербайджана, эстрадные песни русских советских композиторов или песни композиторов братских республик - любое звучит у него по-особому, по-бейбутовски. Его не спутаешь ни с каким другим исполнителем. Самобытная одаренность, годы неустанного труда создали его собственную неподражаемую манеру пения. Родина высоко оценила творческую деятельность Рашида Бейбутова. Он народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии, кавалер ордена Ленина. Видный азербайджанский музыковед Э. Абасова пишет: "Рашид Бейбутов прошел большой творческий путь, не изжив себя. Певца по-прежнему слушают с большим удовольствием и те, кто слышал его много раз, и те, кто впервые знакомится с его искусством. Бейбутов стоит в первых рядах тех, кот умножает вклад Азербайджана в развитие советской музыкальной культуры, кто способствует самому широкому признанию азербайджанской музыки".
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.azeri.ws















