ref-16328 (677101), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Заведующая личным столом Антонина Сергеевна Жданова с необыкновенным искусством маневрировала скудными кадрами и проявляла необычайную изобретательность в комплектовании бригад.
Не ослабевала связь Станции с пунктами неотложной помощи, врачи которых самоотверженно несли свою трудную вахту. По предложению Станции, пункты неотложной помощи были включены в систему медико-санитарной службы города в качестве районных травматологических отрядов.
Несмотря на военное время, начальником Станции скорой помощи систематически проводились селекторные конференции, в которых принимали участие все подстанции. Каждый сотрудник мог не только слышать сообщение Пучкова. но задавать ему вопросы и выступать.
Московская станция была единственной станцией в стране, работавшей в военное время бесперебойно и с тем же количеством бригад, что и в мирное время.
Через много лет после окончания войны бывший начальник Медсанслужбы ПВО Москвы П. Т. Приданников писал, что «персонал Станции под руководством А. С. Пучкова выполнил огромную работу по оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшим от воздушных налетов. Благодаря умелому руководству А. С. Пучкова и его личному примеру в работе со стороны персонала не было ни одного случая проявления трусости. Медицинская помощь оказывалась быстро и добросовестно. А. С. Пучков лично выезжал в крупные очаги поражения для руководства работой медперсонала. В результате большой работы сотрудников Станции сотни пострадавших при воздушных налетах и тысячи пострадавших при несчастных случаях получили необходимую им медицинскую помощь».
Но не только оперативные и тактические вопросы занимали Пучкова в то время. В первые же месяцы Великой Отечественной войны он обратил внимание, что в утренних докладах старших дежурных врачей часто появляются сообщения о случаях обмороков в магазинах. Глубоко проанализировав это явление, было установлено, что причиной является потеря продовольственных карточек. Это угрожало голодом семье в течение всего месяца. Как и чем помочь людям в такие критические моменты? Этот вопрос не давал Пучкову покоя. И он нашел выход! Он обратился в Московский Совет с предложением разделить продовольственные карточки на три декады. Это давало возможность носить с собой только часть карточки, а не всю. Потеря же декадного талона была менее тяжелой психической травмой. Вызовы на эти случаи свелись до минимума.
Многие сотрудники Станции и Горэвакопункта ушли на фронт. В суровые годы войны, оказывая помощь в военно-полевых условиях, на поле боя, в военных госпиталях и медсанбатах, они не забывали о своей мирной профессии, и каждый жил надеждой на скорейшее возвращение. Приходившие с фронта письма, а их было очень много, были полны любви и благодарности коллективу и. конечно, лично Александру Сергеевичу. Какой трогательной теплотой веяло от этих строк.
В приказах того времени, как Станции, так и Горэвакопункта, появлялись строчки, совсем далекие от делового приказного стиля: «Доктор Мария Александровна Таксор шлет горячий привет своим товарищам», «Фельдшер Костя Танупин шлет боевой привет с фронта», «Павлик Титов желает здоровья всем сотрудникам Горэвакопункта», «Люся Виноградова шлет горячий фронтовой привет».
Имена многих сотрудников, защищавших нашу Родину на фронтах Великой Отечественной войны, все чаще и чаще появлялись в приказах. В суровых боевых условиях им не хватало родного коллектива. Какой теплотой и сердечностью пронизаны их фронтовые письма. И с какой радостью воспринимались они сотрудниками, несшими свою вахту на трудовом фронте. Эти люди своим самоотверженным трудом с честью выдержали испытания военных лет и сохранили авторитет и лучшие традиции Московской скорой помощи. Их труд бесценен. Главный хирург Красной Армии академик Н. Н. Бурденко считал, что «опыт Московской скорой в годы Великой Отечественной войны может быть использован для внесения корректив в организацию военно-полевой хирургии».
Отгремели победные марши. Стали возвращаться на Скорую фронтовики. Потекла жизнь, именуемая в нашей истории «послевоенными годами». В это время Станцией проводится большая работа по созданию нового типа санитарного автомобиля. Как и предыдущий, он создается на базе ЗИСа, но только теперь на базе модели «ЗИС-110». А. С. Пучков и А. М. Нечаев — частые гости конструкторского бюро автозавода. Под их непосредственным наблюдением инженеры и конструкторы разрабатывали новую машину скорой помощи. Работа велась столь интенсивно, что в 1947 году на улицах Москвы появились новые белоснежные санитарные автомашины.
Кроме транспорта надо было думать и о кадрах. Не все вернулись с войны. Надо было восполнять потери и думать о будущем. Станция проводит интенсивную работу по подготовке кадров как для московской, так и для станций других городов страны. Готовились врачи, способные оказать экстренную помощь, но и специалисты-организаторы. Это было крайне важно, особенно для городов, пострадавших в Великую Отечественную войну. А. С. Пучков читает лекции в Центральном институте усовершенствования врачей по организации Скорой помощи. В этот период по его схемам создаются новые станции и восстанавливаются разрушенные во время войны.
Послевоенная деятельность Станции характерна рядом крупных организационных мероприятий, углубленным изучением и научной разработкой материалов Станции.
В 1946 году А. С. Пучков завершил диссертационную работу на тему: «Организация скорой медицинской помощи в гор. Москве». В этом уникальном труде он обобщил двадцатипятилетний опыт своей многогранной деятельности по созданию службы экстренной помощи.
Научную работу вели и другие сотрудники. В 1950 году выездной врач 3-й подстанции А. В. Сергеев начал систематическую работу по обезболиванию закисью азота в машине Скорой помощи. Обезболивание проводилось не только при травматических повреждениях, но нашло более широкий спектр применения при стенокардиях, инфарктах миокарда и других заболеваниях. В 1962 году доктором А. В. Сергеевым, совместно с инженером Б. П. Горским', был сконструирован и введен в практику аппарат АН-8. Этот аппарат был по достоинству оценен станциями скорой помощи Киева, Свердловска, Ленинграда. Донецка и многих других городов. Сейчас нет такой станции, где не было бы этого аппарата.
В 1952 году скончался Александр Сергеевич Пучков. Станция долго и тяжело переживала кончину своего руководителя. Исполнял обязанности начальника Станции Н. А. Ромодин. В 1954 году вновь произошло слияние Центропункта со Станцией скорой помощи. После слияния и до 1961 года Станцией руководил А. Ф. Шведов.
В конце 50-х годов стало широко развиваться городское строительство. Появились новые жилые массивы: Черемушки, Мневники, Мазилово и т. д. Это побудило к необходимости открытия новых подстанций, рост которых оборвался в 1940 году.
В 1958 году была открыта 7-я подстанция, а к 1960 году введены еще пять новых подстанций. В том же 1960 году по плану создания Большой Москвы к столице были присоединены подмосковные города Бабушкин, Кунцево, Люблино, с населением около 1 млн. человек. В состав Московской Скорой влились станции этих городов, ставшие ее подстанциями.
В 1957 году А. Ф. Шведовым организовывается введение двухсторонней радиосвязи выездных бригад с оперативным отделом.
Значительный рост сердечно-сосудистых заболеваний потребовал пересмотра организации медицинской помощи, а также тактики ведения больных этой группы на догоспитальном этапе. Долгое время оставался неясным вопрос транспортировки и госпитализации больных с инфарктом миокарда. Благодаря научным исследованиям врача 6-й подстанции В. К. Булычевой и научных сотрудников ряда московских клиник были сделаны выводы о целесообразности госпитализации этого контингента больных в самом раннем периоде заболевания. В 1960 году А. Ф. Шведовым было предложено организовать специализированные бригады: для оказания помощи пострадавшим при травмах (противошоковая бригада) и токсикологическую.
В начале 60-х годов на Скорой помощи по инициативе начальника Станции Л. Б. Шапиро создаются специализированные бригады по оказанию высококвалифицированной помощи при тяжелых формах инфаркта миокарда. Одновременно в ряде крупных московских клинических больниц были организованы специальные палаты, куда бригады Скорой помощи доставляли больных, минуя приемные отделения. Это позволило решить вопрос единой тактики ведения больных и преемственности на этапе «Скорая — стационар». В эти годы ширится контакт с ведущими клиниками Москвы, проводится совместная научная работа. Это клиники академиков В. Н. Виноградова и Н. К. Боголепова. Клиники НИИ имени Н. В. Склифосовского — профессоров Д. А. Арапова, Б. А. Петрова, С. Г. Моисеева, П. Л. Сухинина, В. В. Лебедева. Это был новый этап развития Московской станции скорой помощи.
В годы руководства Станцией Л. Б. Шапиро получила широкое развитие специализированная служба, ставшая прообразом специализированных бригад, создававшихся на станциях Скорой помощи бывшего СССР. В этот период на Московской станции появляются новые типы бригад — неврологическая и педиатрическая. Эти бригады функционально базировались в клиниках и научно-исследовательских институтах.
В 1962 году создается специализированная подстанция, где были сосредоточены бригады всех профилей. Это время — время наивысшего подъема научно-практической работы на Станции. На материалах Станции подготовлены и защищены диссертации. На звание доктора медицинских наук А. С. Сметневым, кандидатские диссертации защитили: Э. С. Антипенко, В. С. Белкин. В. С. Виганд, В. В. Кованов, И. А. Кахновский, Е. А. Лужников, В. Я. Ильин, А. В. Сергеев, В. Д. Тополянский. Эти работы оказали большое влияние на развитие более совершенных методов и форм оказания экстренной помощи больным и пострадавшим. Служба Скорой медицинской помощи под руководством Л. Б. Шапиро поднялась на более высокий качественный уровень. Большое значение придавалось профессиональной подготовке как врачей, так и среднего медицинского персонала. По инициативе Московской станции был проведен ряд научных конференций и семинаров, на которых были представлены 55 докладов и сообщений врачами и 33 — фельдшерами.
Надо отметить, что Л. Б. Шапиро был противником объединения Скорой со службой неотложной помощи. Он был убежден, что в условиях объединения Скорая потеряет присущую ей оперативность и способность работать в самых что ни на есть экстремальных условиях.
В период руководства А. Ф. Шведова и Л. Б. Шапиро Скорая помощь пользовалась высоким авторитетом среди населения и медицинских учреждений столицы. Работа диспетчерских служб, выездных бригад отличалась доброжелательностью персонала к обслуживаемым больным. И А. Ф. Шведовым и Л. Б. Шапиро любовно сохранялись традиции Станции, заложенные А. С. Пучковым.
С августа 1970 до 1984 года Станцию возглавлял Н. М. Каверин. Партийными органами и городскими властями на него возлагалась задача осуществить объединение Станции скорой медицинской помощи с районными пунктами неотложной помощи. Будучи энергичным человеком и администратором с большим опытом, он активно приступил к реализации этого решения, хотя материальные и технические возможности как Московской станции, так и Городского здравоохранения в целом не благоприятствовали выполнению этой трудной задачи. Самой первой из подстанций, с которой началось объединение, была 11-я подстанция, расположенная в Косом переулке, близ Каляевской улицы. В ее состав вливался пункт неотложной помощи Свердловского района.
В первые же дни деятельности этой структуры стало ясно, что тогдашние возможности Станции не в состоянии обеспечить ее бесперебойную работу в рамках объединения: не хватало кадров, испытывались трудности с транспортом, отсутствовали помещения для размещения в них районных подстанций. Необходимо было преодолеть стереотип, выработавшийся десятилетиями у работников «неотложки», не привыкших стремглав выезжать на вызов. Возникали трудности при переводе их на рельсы скоропомощной работы.
Большая заслуга Н. М. Каверина заключалась в том, что уже к 1979 году многие из перечисленных проблем хотя и не полностью, но были решены. Под его непосредственным руководством была реорганизована работа оперативного отдела, введены должности старших диспетчеров и старших эвакуаторов. Большое внимание было уделено укреплению диспетчерской службы подстанции. Для создания большей оперативности в работе введены должности вторых диспетчеров. В целях улучшения качества оказываемой помощи больным и пострадавшим на подстанциях появились старшие врачи— заместители заведующих по лечебной работе. Специально были выделены фельдшера, осуществлявшие снабжение медикаментами и аппаратурой и занимавшиеся укомплектованием медицинских ящиков.
В условиях интенсивного роста Станции укрупнялись такие вспомогательные отделы, как отдел связи, технический отдел, создана служба ремонта.
Благодаря усилиям Н. М. Каверина увеличилось число подстанций, достигнув сорока. Московская станция скорой и неотложной медицинской помощи превратилась в одно из крупнейших медицинских учреждений бывшего СССР.
С 1984 года Станцией руководил А. В. Шматов. В этот период уделялось много внимания проблемам автоматизации управления целого ряда служб Скорой помощи. Были введены АСУ — госпитализации, кадров, тарификации, бухгалтерии. Разработаны и введены территориально-зональный метод обслуживания населения, зональный принцип госпитализации больных и пострадавших.
Среди сегодняшних задач, стоящих перед Станцией, — это комплексное внедрение автоматизированного управления оперативной службы Скорой помощи, и в первую очередь решение проблемы автоматизированного приема вызовов от населения и передача их на выполнение выездным бригадам.
Остро стоят сегодня проблемы обеспечения Станции санитарным автотранспортом. Правительством Москвы, главным медицинским управлением выделяются значительные средства на приобретение медикаментов, новейшей аппаратуры, одноразовых шприцев и систем для переливания крови.
Совместно с Главным медицинским управлением разработан комплексный план строительства новых подстанций по самым современным проектам, утвержденный Правительством Москвы. К 1995 году предполагается открытие семи подстанций. В течение ближайших лет будет реконструировано и введено в строй сорок девять новых подстанций.














