59336 (673094), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Ценнейшим источником для выявления новгородских Древностей является Оружейная палата Московского Кремля и ризница Троице-Сергиевой лавры.
Археологические раскопки в Новгороде мало помогают разработке истории прикладного искусства, так как они дают больше рядового материала бытового назначения, как, например, кресты-тельники, височные кольца, серьги, булавки, перстни, браслеты. В конце XV века из Новгорода в Москву попало значительное количество древних новгородских произведений в качестве "поминков", полученных Иваном III, и изъятий, произведенных после покорения Новгорода. Вывозил из Новгорода произведения искусства и Иван Грозный. Великий Новгород был одним из центров производства перегородчатых эмалей в домонгольское время.
В процессе сохранения и собирания художественного наследия Северо-восточной Руси после ее разорения монголо-татарами Твери принадлежит особо важное место.
Уже в середине XIII века по всей Тверской земле наблюдается размах деревянного строительства. В 1240 году в Твери князем Ярославом Всеволодовичем была перенесена на правый берег Волги и заново срублена крепость. В разных местах Тверского княжества строилось много деревянных церквей и монастырей, впоследствии разрушенных, но оставивших о себе известия, собранные в XIX веке местными краеведами. К XIII веку относится, например, известие о древнем монастыре на реке Жабне близ Калязина, разоренного татарами.
В XIII веке увеличивалось и число рядовых тверских городов, которые расширялись, обрастали посадами, что служит ярким показателем процесса возрождения экономики и культуры русского города, несмотря на татарский гнет и феодальные междоусобицы. Строительство в Твери шло такими темпами, что оно предполагало и стабильность материальной базы у тверских князей, и наличие достаточного количества мастеров разных специальностей. И, что особенно важно, в Твери развивалось уже каменное зодчество.
В 1285 году тверской князь Михаил Ярославич и его мать Оксинья заложили каменный храм Спаса Преображения на месте деревянного соборного храма Козьмы и Дамиана, сгоревшего в 1282 году. В 1290 году храм уже был завершен, а спустя два года расписан фресковой живописью. Об этом позаботился тверской владыка Андрей, нанявший лучших художников и иконописцев. В 1297 году освящена церковь Афанасия и срублен город Зубков.
Искусство Москвы 2-й половины XIII века почти ничем не представлено, за исключением немногочисленных археологических находок. Последние трудно расчленить с домонгольским периодом. Все, что известно об этом времени, относится к типичному городскому ремеслу, знакомому по раскопкам в Киеве, Чернигове, Старой Рязани, Смоленске.
На протяжении большей части XIV века основными культурными центрами Руси оставались Новгород и Тверь.
Архитектура Новгорода продолжала развиваться под влиянием западноевропейского искусства. Зрелый новгородский архитектурный стиль, представленный церковью Феофана Стратилата на Ручью, Спасо-Преображенским собором на Ильине улице и церковью Петра и Павла в Кожевниках, характеризовались небольшим размером и скромным декором. Именно в Новгороде начал работать великий византийский иконописец Феофан Грек, прибывший на Русь во 2-й половине XIV века. Здесь в 1373 году он расписал Спасо-Преображенский собор, фрески которого дошли до нашего времени. С деятельностью Грека связано возникновение самобытной новгородской школы иконописи. Наиболее известными иконами, написанными представителями этого стиля, так называемого "северного письма", во 2-й половине XIV-XV веков, являются: "Святой Георгий", "Отечество", "Молящиеся новгородцы", "Битва новгородцев с суздальцами".
Наряду с перечисленными стилями, существовала также и ростово-суздальская школа иконописи и архитектуры, которая стала колыбелью московского искусства. Она также испытала влияние Феофана Грека, который некоторое время работал в Нижнем Новгороде.
В культурном отношении Московское княжество в течение долгого времени по-прежнему оставалось на периферии. Только на рубеже XIV-XV веков начинается подъем, связанный со строительством нового Кремля. Князь Дмитрий Донской выстроил белокаменные стены, а псковские мастера возвели домовую великокняжескую церковь - Благовещенский собор. Также был сооружен Успенский собор.
В 1405 году Феофан Грек вместе со своим учеником Андреем Рублевым работал над фресками Благовещенского собора Московского Кремля. Они же написали и иконы для иконостаса. Здесь кисти Грека принадлежат: "Спас", "Иоанн Предтеча", "Богоматерь", а Рублеву - "Сретение", "Крещение", "Рождество Христово". Этот иконостас стал каноном Мя всех последующих русских иконописцев.
После выполнения заказа Василия I в Москве Андрей Рублев вместе с Даниилом Черным в 1408 году расписывает Успенский собор во Владимире. Затем Рублев работал над Фресками Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре, а в конце жизни вернулся в Москву и расписал Спасский собор Андроникова монастыря. Вершиной творчества
Андрея Рублева является икона "Троица", написанная около 1411 года в память о Сергии Радонежском.
Новый всплеск строительной активности в Москве связан с именем Ивана III. Великий князь воспользовался услугами итальянских архитекторов Аристотеля Феорованти, братьев Антония и Марко Фрязиных, Пьетро Антонио Солари и Алевиза Нового.
Аристотель Феорованти выстроил в Кремле Успенский собор, взяв за образец одноименный собор во Владимире. Алевиз Новый является создателем Архангельского собора. Фрязин и Солари возвели знаменитую Грановитую палату. Одновременно начато строительство новых стен Кремля, который стал похож на типичный итальянский замок. В XVII веке на башнях Кремля надстроили шаровые перекрытия, чтобы придать крепости более "русский" вид. В 1508 году Фрязин построил колокольню Ивана Великого, которую в 1600 году по приказу Бориса Годунова надстроили на 2 яруса. В одно время с итальянцами в Москве работал художник Дионисий, который продолжал традиции Феофана Грека и Андрея Рублева. Наиболее известной из написанных им икон является "Распятие" (около 1500 года).
В XVI веке появляется новая архитектурная форма - шатровый храм, который по форме напоминал крепостную башню. Классическим примером подобного строения является церковь Вознесения в Коломенском, возведенная в 1530-1523 годах.
Вдоль рва, пересекавшего Красную площадь, вдоль кремлевской стены, стояло множество мелких церквей. После взятия Казани царь Иван Грозный приказал выстроить на площади большой шатровый храм, в который были перенесены алтари из этих церквей. Собор Покрова Богородицы "на рву", известный как храм Василия Блаженного, был возведен в 1555-1560 годах архитекторами Бармой и Постником. Это строение стало самым ярким примером русской национальной архитектурной школы.
В середине XVII века патриарх Никон ввел новый канон в русскую архитектуру. Отныне все церкви должны были иметь пять глав (одна большая в центре, четыре маленькие - по углам). К прямоугольному зданию пятиглавого храма пристраивалась шатровая колокольня. Никоновская реформа затронула не только церковное строительство, но и иконопись, которая' претерпела серьезные изменения под влиянием белорусских и украинских образцов. Еще в начале XVII века в русской живописи сложилась так называемая Строгановская школа, рожденная в иконописных мастерских богатых купцов Строгановых. В Оружейной палате Кремля трудились угнанные из Беларуси художники, ювелиры и мастера других специальностей, которые обучали русских новым приемам. Так в середине XVII века живопись в России приобрела несвойственные ей ранее черты реализма, утвержденные Никоном. Наиболее знаменитым представителем данного направления стал художник Симон Ушаков, автор знаменитой иконы "Спас Нерукотворный". В 1-й четверти XVII века в Москве создаются первые портреты, так называемые парсуны (искаженное слово "персоны").















