59292 (673069), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Неудачный ход войны с Японией и очередной экономический кризис вызвал взрыв недовольства русского общества. После гибели Плеве новый шеф МВД князь Святополк-Мирский объявил о начале либеральных реформ. Начался краткий период «весны» русской жизни.
Еще зимой 1904 года священник Георгий Гапон создал в столице Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга. Эта организация выступала за мирное разрешение конфликтов как с властью, так и с фабрикантами. В воскресенье 9 января 1905 года по инициативе Гапона тысячи рабочих с иконами и портретами царя направились к Зимнему дворцу, чтобы подать Николаю II петицию об улучшении условий жизни народа и созыве Учредительного собрания для проведения реформ. Царя в столице не было, а мирных демонстрантов встретили солдаты, которые открыли огонь по безоружным людям. В результате расстрела мирной демонстрации, вошедшей в русскую историю как «Кровавое воскресенье», было убито 130 человек, еще несколько сотен ранено. Гапон бежал за границу, вступил в партию эсеров и был убит ими по обвинению в измене в 1906 год. Князь Святополк-Мирский был отправлен в отставку, и русская «весна» закончилась. Началась русская революция.
Уже 4 февраля 1905 хода эсеры убили московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича. На 1 марта было запланировано покушение на великого князя Владимира Александровича, нового министра внутренних дел Булыгина и его заместителя Дурново, петербургского генерал-губернатора Трепова, которых хотели убить прямо в Петропавловском соборе во время поминальной службы по Александру И. Однако террористы подорвались на собственных бомбах из-за неумелого обращения со взрывчаткой. Азеф и его помощник Савинков хотели сами прибыть в Петербург из-за границы, но вся столичная организация была выдана полиции еще одним провокатором, про которого глава «боевой организации» ничего не знал. Спустя несколько месяцев сам Азеф выдал Савинкова полиции.
Весной 1905 года в России начались крестьянские восстания, а в' городах проходили массовые демонстрации рабочих, перераставшие в вооруженные столкновения с войсками. В июне на Черноморском флоте поднял восстание экипаж броненосца «Потемкин», которое было жестоко подавлено. 6 августа правительство издало закон о создании Государственной думы, сразу же прозванной Булыгинской. В соответствии с этим законом «Булыгинская дума» не была парламентом в полном смысле этого слова, носила только совещательный характер и поэтому не могла никого удовлетворить.
Летом 1905 года в Лондоне прошел III съезд РСДРП, на котором присутствовали только большевики. Ленин стал безусловным лидером этой фракции, после того как на сторону меньшевиков перешли Плеханов и Троцкий.
В октябре социал-демократы и профессиональные союзы рабочих объявили и провели всероссийскую забастовку. Для руководства забастовкой в столице был из-. бран Петербургский Совет рабочих депутатов, который возглавил меньшевик Хрусталев-Носарь. Совет насчитывал 550 депутатов и издавал собственную газету «Известия». После того, как в конце ноября Хрусталев был арестован, председателем совета стал меньшевик Троцкий. Петербургский Совет состоял преимущественно из меньшевиков, хотя и занимал во внутрипартийной вражде нейтральную позицию. В ноябре 1905 года Ленин прибыл в Петербург, но какого-либо активного участия в революционных событиях не принял.
Во время всероссийской забастовки под сильным давлением председателя совета министров графа Витте 17 октября 1905 года Николай II издал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», который провозглашал введение в России конституционной монархии. Населению империи впервые за всю историю русского государства гарантировалось соблюдение прав и свобод личности. Государственная дума превращалась в настоящий парламент, без одобрения которого в стране не мог быть принят ни один закон. 3 ноября царь издал еще один манифест, в котором призывал крестьян прекратить бунты, обещая улучшить их положение. Тем не менее, беспорядки в городах и селах империи продолжались. 8 ноября 1905 года матросы подняли восстание в Севастополе и на крейсере «Очаков». По просьбе восставших командование «Очаковым» принял капитан 1-го ранга Петр Шмидт, который вскоре был избран командующим флотом. В Севастополе начал действовать Совет рабочих и матросских депутатов, провозгласивший создание в России демократической республики. Под командование Шмидта перешли 11 кораблей. 15 ноября верные правительству части флота обстреляли восставшие корабли и заставили их экипажи сойти на землю. Восстание было подавлено, а его уцелевшие участники арестованы. Шмидт был приговорен к смертной казни и расстрелян на острове Березань в марте 1906 г.
Для борьбы с революцией в октябре 1905 года правительство создало в Петербурге «Союз русского народа» — знаменитую «черную сотню», во главе которой стали Марков и Пуришкевич. Будучи приверженцами русского великодержавного национализма и антисемитизма, осенью 1905 года черносотенцы организовали серию еврейских погромов, прокатившихся по городам России.
2 декабря 1905 года Петербургский Совет, желая вызвать банкротство государства, призвал население страны не платить налоги, взять все сбережения из банков и обменять ассигнации на золото. На следующий день гвардия арестовала руководство Совета. Избежавшие ареста члены Совета опубликовали призыв к новой всероссийской забастовке, который был поддержан в Москве. После того как 8 декабря власти арестовали руководство Московского Совета, на улицах города стали появляться баррикады. 10 декабря начались бои повстанцев с полицией и жандармами, центром которых стала Пресня. Поскольку правительство сомневалось в верности войск московского гарнизона, 15 декабря в город был переброшен Семеновский гвардейский полк. Через два дня гвардейцы пошли на штурм Пресни, уничтожая баррикады артиллерией, и 18 декабря Московский Совет объявил о прекращении борьбы. Одновременно вспыхнули вооруженные восстания на Украине и в Сибири, которые были подавлены войсками в конце января 1906 года.
После издания манифеста 17 октября в России впервые начали легально создаваться политические партии. Наиболее крупной и влиятельной стала Конституционно-демократическая партия (кадеты), во главе которой стоял профессор истории Милюков. Кадеты выступали за демократическую конституционную монархию, реформу сельского хозяйства и облегчение положения рабочих, в частности, за введение 8-часового рабочего дня. Эта партия объединила широкие круги либеральной и радикальной интеллигенции. Более умеренные позиции занимал «Союз 17 октября» (октябристы) под началом крупного московского промышленника Гучкова. Большинство членов этой партии — представители торгово-промышленного капитала, горожане и землевладельцы. Крайне правым был Союз русского народа, целью которого было восстановление самодержавия.
Весной 1906 года в стране прошли выборы в I Государственную думу, результаты которых обескуражили правительство. Предоставив 11 декабря 1905 года избирательное право крестьянам, Николай II и Витте рассчитывали, что они проголосуют за монархистов. Однако крестьяне поддержали левые партии, и в Думе из почти полтысячи депутатов только 30 были правыми. Самой большой фракцией стали кадеты, получившие 161 место, то есть около У3 всех мандатов. 100 депутатов из крестьян и народнической интеллигенции основали левую Трудовую группу (трудовики). Социал-демократы получили только 15 мест.
27 апреля 1906 года было торжественно открыто первое заседание I Государственной думы, председателем которой был избран профессор Муромцев. Сразу после начала работы Дума потребовала полной конфискации помещичьих земель в пользу малоземельного крестьянства и амнистии всех политических заключенных. За пять дней до открытия Думы Витте был отправлен в отставку, и пост председателя совета министров занял Горемыкин. Когда правительство отказалось конфисковывать землю помещиков, парламент потребовал отставки кабинета Горемыкина. 8 июля 1906 года Николай II распустил Думу и правительство, назначив новым премьер-министром Петра Столыпина. 180 депутатов I Государственной думы собрались в финляндском Выборге, призвали население империи не платить налоги и не служить в армии, но этим дело и ограничилось. С приходом к власти Столыпина в политической истории России началась новая эпоха.
После открытия I Думы эсеры постановили прекратить террор, а Азеф вынужден был временно распустить «боевую организацию». Когда после роспуска Думы она была восстановлена, Азеф работал под контролем Столыпина. Однако здесь в дело вклинились максималисты — крайне левые эсеры, которые выделились в отдельную партию. 12 августа 1906 года эсеры-максималисты устроили взрыв на даче нового премьера на Аптекарском острове. Погибли 27 человек, в том числе и сами террористы, 32 человека получили ранения. Сам Столыпин не пострадал, но его дочь и сын получили тяжелые ранения. Менее чем через 2 недели правительство опубликовало программу, в которой новая крестьянская реформа сочеталась с жестоким подавлением террора. 25 августа Столыпин издал указ о введении военно-полевых судов, которые по упрощенной процедуре судили и вешали террористов. Оппозиция прозвала виселицы «столыпинскими галстуками». Всего за время действия этого закона, который был отменен перед началом работы II Государственной думы по приговорам военно-полевых судов было казнено 683 человека. За это же время революционерами было убито 768 и ранено 820 правительственных служащих.
Аграрный вопрос, в пучину которого все глубже погружалась Россия, был не так прост, как это могло показаться. Левые в I Государственной думе предложили просто конфисковать все земли помещиков и поделить их между крестьянами. К 1905 году в 50 губерниях Российской империи было 430 млн. га земли, из них казне принадлежало 169 млн. га (большей частью непригодных для земледелия), крестьянские общины владели 180 млн. га, а дворяне — 58 млн. га. Поэтому простой передел пахотной земли, большинство которой и так принадлежало крестьянам, не решал проблему, а быстрый рост населения уже через несколько десятилетий вернул бы все на круги своя. Когда уже после революции в 1918 году были разделены остававшиеся во владении дворян 43 млн. га, советское правительство призналось, что лозунг передела земли имел скорее политическое, чем экономическое значение.
Витте прекрасно понимал существующее положение вещей, и разработал проект, по которому сельское хозяйство должно было пройти качественные изменения. Он предложил разрушить общину и передать землю в частную собственность отдельных крестьян, то есть пойти по пути всего цивилизованного мира. Но реализовывать эту реформу пришлось не ему, а Столыпину, которого Витте ненавидел до конца своей жизни.
После разгона I Государственной думы премьер-министр издал целый пакет законов, положивших начало новой земельной реформе. 19 сентября 1906 года вышел указ, передававший Крестьянскому банку пахотные казенные земли для продажи их крестьянам на льготных условиях. 5 октября 1906 года был издан закон, по которому крестьяне становились равноправными гражданами империи и могли свободно передвигаться, поступать на службу и в учебные заведения, не спрашивая разрешения у общины. Наконец, 9 ноября 1906 года вышел указ о праве выхода каждого крестьянина из общины со своим наделом земли, который передавался ему на правах частной собственности. Тот, кому не хватило земли в центральных районах империи, мог переехать в Сибирь, Среднюю Азию, Северный Кавказ и купить участок там.
Теоретически правительство делало ставку на нормальных крестьян, желающих работать, но на практике все оказалось намного сложнее. Общины давали разрешение на выход с землей крайне неохотно и только под сильным нажимом государственных чиновников. К тому же, выделиться пожелало только 25 % крестьян. На новые земли выехало более 3 млн крестьян, которые столкнулись там с неустроенностью и отвратительной организацией, после чего половина переселенцев вернулась назад. Всего к 1914 году реформа была проведена только на 22 млн. га. К тому же, история отпустила Столыпину и его преобразованиям слишком мало времени, чтобы они полностью были реализованы. Столыпинская аграрная реформа прошла успешно только в Западной Беларуси, Литве, Южной Украине и Поволжье. В остальных регионах империи она не успела развернуться' в полную силу.
Тем временем политическая жизнь России развивалась следующим образом. На выборах во II Государственную думу, проходивших в начале 1907 года, левые одержали еще более убедительную победу, получив 222 мандата. Депутаты выступили против курса правительства. Тогда Столыпин заявил, что «противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия» и 3 июня 1907 года распустил Думу. На этот раз разгон парламента принял откровенно скандальный характер. Пользуясь сфабрикованными документами, правительство обвинило фракцию социал-демократов, состоявшую из 65 человек, в организации заговора в войсках и подготовке государственного переворота. Дума выступила с протестом, но это уже не имело ровно никакого значения. Те депутаты социал-демократы, которые не успели укрыться, после 3 июня были арестованы и осуждены по ложным обвинениям.
















