59292 (673069), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Командующий Дунайской армией Паскевич в марте 1854 года начал осаду Силистрии, но уже в июле по требованию Пруссии и Австрии русские войска ушли из Дунайских княжеств. Но союзники не удовлетворились этим, и 2 сентября совершенно неожиданно для российского командования 62-тысячный франко-англо-турецкий экспедиционный корпус высадился в Крыму у Евпатории и двинулся на Севастополь. По замыслу союзников, падение Севастополя, главной базы русского Черноморского флота, свело бы на нет влияние России в этом регионе. Командующий 34-тысячной Крымской армией князь Меншиков попытался остановить противника у реки Альма, но 8 сентября проиграл сражение и отошел сначала к Севастополю, а затем в Бахчисарай. Оборона порта была поручена адмиралу Корнилову. Город был слабо укреплен с суши, но до подхода противника гарнизон и местные жители успели выстроить 8 бастионов. Тем временем союзники обошли Севастополь с юга и окружили его.
5 октября 1854 года начался первый артобстрел города, в ходе которого сразу же погиб Корнилов. Новым командующим был назначен адмирал Нахимов. Меншиков попытался ударить союзникам в тыл. Под Балаклавой он смог выбить турок из их укреплений и нанести серьезный урон английской коннице. Крымская армия заняла выгодную позицию на Инкерманских высотах, но в ходе наступления 24 сентября была разгромлена союзниками. Потеряв Уз своих сил, Меншиков отвел войска от города.
В начале 1855 года у союзников было 120 тыс. солдат, у Меншикова — 100 тыс. солдат. По приказу из Петербурга Крымская армия попыталась взять Евпаторию, главную базу снабжения союзников, но вновь была разбита. Узнав о поражении под Евпаторией, Николай I окончательно понял, что война проиграна. 3 марта 1855 года он приказал лейб-медику выдать ему яд, принял его и вскоре скончался. Последним своим распоряжением умирающий Николай I заменил Меншикова Горчаковым. Через несколько дней новым императором России стал Александр II.
Главным рубежом обороны Севастополя был Малахов курган — высота, господствовавшая над крепостью. Его обороной командовал талантливый военачальник адмирал Истомин, но в марте 1855 года он погиб во время второго артобстрела города союзниками. Третий обстрел Севастополя в мае позволил им захватить передовые укрепления русской армии. Попытка штурма крепости, предпринятая после четвертого обстрела 6 июня окончилась огромными потерями с обеих сторон. 28 июня на Малаховом кургане был смертельно ранен Нахимов. После этого Горчаков в последний раз попытался пробиться к Севастополю, но Крымская армия вновь была разбита. 27 августа начался шестой артиллерийский обстрел крепости, после чего союзники захватили Малахов курган. Дальнейшая оборона крепости потеряла всякий смысл. Оставшиеся в живых защитники Севастополя подожгли город, взорвали бастионы, по мосту через бухту перешли на северный берег. К тому времени англичане и французы уже взяли Керчь, Еникале, Анапу и Кинбурн, а также уничтожили военные склады на Азовском море. Правда, на Кавказском театре военных действий армия под командованием Михаила Муравьева в конце концов смогла захватить турецкую крепость Каре, но это не меняло общего положения дел.
После падения Севастополя Англия и Франция предложили России заключить мир. Некоторое время Александр II колебался, но когда Австрия предъявила ультиматум, угрожая присоединиться к союзникам, согласился сесть за стол переговоров. 18 марта 1856 года в Париже был подписан тяжелейший для России мирный договор. Александр II получал обратно Севастополь в обмен на Каре. Черное море объявлялось нейтральным, то есть Россия не могла иметь на нем военно-морской флот, укрепления и военные склады. Дарданеллы объявлялись нейтральными и закрытыми для прохода военных судов. Сербия, Молдавия и Валахия оставались под властью султана.
Крымская война показала полную нежизнеспособность системы управления Николая I, который сам признал этот факт, покончив жизнь самоубийством. Первым шагом при вступлении на престол Александра II была амнистия декабристам и петрашевцам. Среди прочих был помилован и Достоевский, который, отбыв каторгу в Омске, служил солдатом в Семипалатинске. Кроме того, всем политическим осужденным вернули их титулы, дворянское достоинство и конфискованные имения.
3 января 1857 года под покровом тайны в кабинете императора состоялось первое заседание секретного комитета под началом бывшего шефа III отделения князя Орлова, которому было поручено разработать законы, по которым в России наконец-то будет отменено крепостное право. Поскольку правительство желало, чтобы инициатива в этом вопросе исходила от самих помещиков, осенью 1857 года виленский военный губернатор Владимир Назимов от имени землевладельцев Виленской, Ковенской и Гродненской губернии подал императору прошение об освобождении крестьян без земли. 20 ноября 1857 года Александр II повелел Назимову создать в этих губерниях дворянские комитеты для подготовки проекта отмены крепостного права. Поскольку в Беларуси и Литве российский образец крепостного права был введен чуть более полувека назад, и последние несколько десятков лет эти земли были полигоном для испытания идей Киселева, логично было начать реформу именно оттуда.
Так появился на свет документ под названием «рескрипт Назимову», который был разослан для ознакомления всем губернаторам империи и опубликован в печати. Губернаторы прекрасно поняли, чего от них ожидают, и к концу 1858 года во всех губерниях, кроме Архангельской, где не было крепостных, образовались дворянские комитеты.
Плоды своего творчества губернские дворянские комитеты сдавали в земский отдел МВД, которым заведовал Милютин. Затем они передавались в редакционные комиссии, созданные при Главном комитете по крестьянскому делу (бывшему секретному комитету Орлова). Когда летом 1859 года текст «Положения о крестьянах» был готов, его еще раз отредактировали депутаты от дворянских комитетов, после чего он был направлен на утверждение в Государственный совет. 19 февраля 1861 года Александр II подписал «Положение» и освобождение крестьян началось. Крестьяне полагали, что царь освободит их от помещиков и бесплатно раздаст землю, но это было невозможно, поскольку тогда все дворяне, лишенные средств к существованию, в одночасье стали бы банкротами. Поэтому земля осталась в собственности помещиков, и крестьяне должны были отрабатывать или выкупать свои наделы. Цены же на крестьянские наделы были намеренно завышены в 1,5—2 раза. На время отработки крестьяне оставались «временно-обязанными», то есть не получали личной свободы. Причем земля передавалась не прямо крестьянину, а общине, так называемому «миру», который распределял участки между своими членами. Правда, крестьянин мог вообще отказаться от земли, выплатить все свои долги и уйти от помещика.
Поражение в Крымской войне стало настолько явным признаком слабости царизма, что вызвало новый всплеск освободительного движения в Польше, Беларуси и Литве. К началу 1860-х годов польско-белорусское общество раскололось на две партии: «белых» и «красных». Обе группировки выступали за восстановление независимости Речи Посполитой в границах 1772 года, отмену крепостного права и демократическую форму правления. Кроме того, «красные» считали необходимым создание федерации, в которой будут равноценно представлены поляки, белорусы и литовцы, а также намеревались передать крестьянам землю бесплатно, расплатившись с помещиками за счет государства. «Белые» считали, что преобразований можно добиться мирным путем, тогда как «красные» были сторонниками вооруженного восстания.
Постепенно обстановка накалялась, и в 1-й половине 1861 года начались массовые демонстрации. В Варшаве одна из таких мирных демонстраций была расстреляна солдатами, после чего в городе было введено военное положение. Тогда манифестанты сделали местом своих сборов костелы, куда не могли зайти русские военные. В течение 1862 года Польша, Беларусь и Литва превратились в бурлящий котел. В Варшаве «красные» создали Центральный национальный комитет (ЦНК), который взял на себя подготовку восстания. В Беларуси и Литве этим занимался Литовский провинциальный комитет (ЛПК), председателем которого осенью 1862 года стал Кастусь Калиновский. Придерживаясь более радикальных взглядов, чем варшавский ЦНК, он выступал не только за полное освобождение крестьян, но и за ликвидацию сословных привилегий и установление подлинно демократической республики.
Планы «красных» не остались тайной для русских властей. Правительство решило нанести упреждающий удар и в начале 1863 года объявило рекрутский набор по особым спискам, куда были включены наиболее активные оппозиционеры. Это послужило сигналом для начала выступления. 22 января 1863 года ЦНК опубликовал манифест, призывавший к восстанию, и объявил себя временным правительством Речи Посполитой. Специальные команды взорвали все железнодорожные мосты, ведущие в Варшаву, чтобы помешать российскому правительству быстро перебросить в город войска. В Вильно ЛПК был преобразован во временное правительство Литвы и Беларуси во главе с Калиновским. Боевым девизом восставших стал лозунг «За нашу и вашу свободу!» Однако «белые» испугались того, что «красные» используют крестьян, и, рассчитывая на поддержку Европы, уже в марте смогли оттеснить своих соперников от власти в Варшаве, а в апреле — ив Вильно. Тем временем в Беларусь и Польшу начали стягиваться карательные войска под командованием польского наместника генерала Берга и виленского генерал-губернатора Михаила Муравьева. Действия повстанческих отрядов приняли характер партизанской войны, и тогда Берг и Муравьев перешли к тотальному террору. Чтобы лишить повстанцев поддержки крестьян, Александр II отменил временнообязанное состояние белорусских и литовских крестьян, которые теперь стали лично свободными, и снизил выкупные платежи до реальной стоимости земли.
Тем не менее, летом 1863 года восстание достигло наивысшего подъема. К власти в Варшаве и Вильно вернулись «красные». Если в Беларуси борьба по-прежнему носила партизанский характер, то Польша была почти полностью освобождена, и русские войска контролировали только те крупные населенные пункты, где находились гарнизоны. Однако постепенно русское правительство стянуло крупные военные силы, и массовый террор принес свои результаты.
В ходе развернутых Муравьевым репрессий только по официальным данным в Беларуси и Литве было казнено около 130 человек, более 12 тыс. участников восстания сослано в Сибирь, 6 тыс. белорусов и литовцев погибли в боях с российской армией. В начале 1864 года Кастусь Калиновский был выдан провокатором и арестован в Вильно. 10 марта того же года его публично повесили в центре города. В Польше партизанская война продолжалась до весны 1865 года.
После подавления восстания Александр II вынужден был облегчить положение освобождаемых от крепостной зависимости белорусских и литовских крестьян, но Беларусь и Литва стали жертвами невиданной доселе этнической чистки. В области образования и культуры власти начали политику тотальной русификации, заставляя народ забыть свой родной язык и историю. В 1867 году был принят закон, запрещавший печатать книги на белорусском языке даже кириллицей. Беларусь и Литва оказались незатронутыми многими реформами Александра II, поскольку вплоть до начала XX века здесь сохранялось военное положение. Польша лишилась последних остатков самоуправления. Само название Царство Польское было заменено на «Привисленский край». Польский язык был полностью вытеснен из делопроизводства русским.
Одновременно с подготовкой крестьянской реформы в российском правительстве шла работа над проектами других преобразований. В марте 1859 года был создан секретный комитет под началом Милютина, который начал разработку земской реформы — местного самоуправления. В апреле 1861 года Милютина отправили в отставку за излишний либерализм, и его место занял министр внутренних дел Валуев. 1 января 1864 года Александр II подписал подготовленное комитетом «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». В соответствии с этим документом в уездах России создавались выборные уездные земские собрания, которые избирали из своего состава уездное земское собрание и депутатов в губернскую земскую управу. Эти органы местного самоуправления занимались вопросами здравоохранения, транспорта, строительства, развития торговли и промышленности, сбором средств на земские нужды. В 1870 году было издано «Городское положение», по которому городские думы, введенные еще Екатериной II, превращались в бессословные органы самоуправления, выборы в которые проходили на основе имущественного ценза.
















