58831 (672808), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Иван Кольцо прибыл в Искер с государственным жалованием, князь Болховский – со стрельцами. Иоанн в грамоте объявил казакам о прощении всех прегрешений и вечную благодарность России за важную услугу, назвал Ермака князем Сибирским. Казаки чествовали царских стрельцов. Однако вскоре начались неприятности.
Во-первых, началась жестокая цинга. Многие казаки и стрельцы слегли от этой непривычной им болезни. Во-вторых, обнаружился дефицит в съестных припасах. Суровый климат подкосил дружину Ермака. Случился голод. Люди гибли ежедневно, в числе многих умер и сам воевода царя – князь Болховский, которого похоронили в Искере. К весне ситуация нормализовалась. Тогда Ермак отправил в Москву царевича Маметкула, написав государю, что все опять благополучно в его Сибири, но прося о помощи, чтобы удержать завоеванное. Лишившись половины соратников от болезни и голода, атаман был вероломно обманут князем Карачой, клявшимся в верности российскому престолу. Ермак послал к Караче сорок воинов во главе с Иваном Кольцом. В результате своей доверчивости и неосторожности все до единого казаки и их предводитель, близкий друг Ермака, были уничтожены. Следствием этого был мятеж всех данников атамана: восстали татары и остяки, в разъезде был убит атаман Яков Михайлов. Ермак оказался в осаде. Он мог делать вылазки, но жалел свою немногочисленную армию.
12 июня, ночью, казаки во главе с атаманом Матвеем Мещеряком прокрались в тыл неприятеля в нескольких километрах от Искера и вступили в схватку с татарами и освободили город.
Ермак же решил преследовать Карачу вверх по Иртышу, таким образом расширить владения России на востоке. Он победил князя Бегиша, взял его город; завоевал все места до Ишима; князь Еличай в знак смирения пожаловал Ермаку свою дочь. В кровопролитной битве, потеряв помимо множества казаков пятерых близких друзей, взял город Ташаткан, достигнул реки Шиша и вернулся в Искер с трофеями.
Господствуя в Сибири около двух лет, казаки смогли наладить торговлю с самыми отдаленными азиатскими странами. Ожидая бухарских купцов и имея информацию о том, что изгнанник Кучум не дает им пройти в Вагайской степи, Ермак с пятьюдесятью казаками вышел им на встречу. Не напав на след каравана, расположился в степи лагерем, оставив свои лодки близ Вагайского устья Иртыша. Ермак знал о близости врага, однако не предпринял мер предосторожности. Кучум напал на лагерь казаков ночью и убил всех, оставив в живых только двоих: один бежал в Искер, другим был сам Ермак. Он кинулся к своим лодкам, но, отягощенный броней, утонул.
Кучум, избавившись от предводителя, однако, ничего не смог уже сделать: отнять сибирское царство у Российской державы было не в его силах.
Весть о гибели атамана привела в ужас всех россиян Сибири: их было около ста пятидесяти под предводительством атамана Матвея Мещеряка. Опасаясь Кучума, Сейдека, Карачи, жителей, голода, они решились вернуться в Россию и 15 августа из сибирской столицы отправились в Москву.
Убив Ермака, Кучум не дерзнул подступить к Искеру, а узнав о бегстве казаков, не рискнул им препятствовать и вслед за своим сыном Алеем вошел в пустой город. Там не осталось россиян. Однако царствовать ему оставалось недолго.
Заключение
Ермак прошел по Сибири с огнем и мечом, покорил многие народы и значительно обогатил казну государственную. За это ему и его сподвижникам были прощены все грехи перед царем и державою. По возможности Ермак старался не настраивать мирное население против себя, поэтому покоренные им города и народы облагались вполне посильной данью и были защищены самим атаманом от грабежа и всяческого насилия со стороны казаков.
Военные успехи армии Ермака можно отнести на счет лучшей ее вооруженности. Сибирские народы не знали оружия кроме пращи и, в лучшем случае, лука и стрел. В свою очередь казаки были вооружены пушками, и в этом однозначно было их преимущество. Также, говоря о факторах, способствовавших достаточно быстрому продвижению Ермака в Сибири, можно говорить о сплоченности войска Ермака в противовес несогласованным действиям сибирских князей, которые не смогли организовать достойного ополчения, и произошла ситуация, идентичная завоеванию Руси монголами.
Если учесть также препятствия, которые возникли у Ермака в пути по Сибири, как-то: суровые погодные условия, недостаток пропитания, непривычная местность (которую сибирские аборигены прекрасно знали) и сравнительно небольшой количественный состав армии, то можно предположить, что атаман продвигался вглубь Сибири с фантастической скоростью.
После его гибели процесс присоединения к России новой земли несколько замедлился. Однако остановить его было уже невозможно. В Сибирь хлынули беглые крестьяне, священники - миссионеры, позже сюда начали отправлять в ссылку каторжников. Освоение продолжалось. Случались и кровопролитные битвы с непокорными князьями, но они были сродни агонии, и к семнадцатому веку местные племена были вытеснены в своего рода резервации. Таким образом, начавшись с отчаянного поступка горстки опальных казаков, присоединение Сибири к России приняло огромный размах и превратило ее в самую крупную державу в мире, какой она остается до сих пор.
Список литературы
[1] Карамзин Н.М. Предания веков / сост., Г.П. Макогоненко. – М.: Правда, 1989.















