58588 (672655), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Война и экономика: государственное регулирование. Мобилизация миллионов людей в армию и для обслуживания потребностей войны вызвала недостаток рабочей силы и резкое уменьшение количества добываемого сырья, продовольствия и предметов широкого потребления. Ни одно воюющее государство не было в состоянии удовлетворить целиком нужды и фронта, и тыла. Правительства стран, участвовавших в войне, подчинили все народное хозяйство ее интересам. В этих целях было введено государственное регулирование промышленности и всей хозяйственной жизни. Запасы сырья были взяты под жесткий контроль государства. Для обеспечения военных предприятий рабочей силой все воевавшие государства ввели всеобщую трудовую повинность.
Военные действия в 1916 — 1918 гг. Окончание войны
«Верденская мясорубка». К началу 1916 г. германскому генеральному штабу стало совершенно очевидным, что затягивание войны ведет Германию к неизбежной катастрофе. Внутри страны глухо бродило недовольство.
Но где нанести Антанте решающий удар? Истекший год показал, что на Востоке это не получится. Германия вынуждена была вновь повернуть на Запад. Для осуществления общей операции по всему фронту у нее уже не было сил. Тогда немецкое командование решило нанести удар в одно из наиболее чувствительных мест французов.
Таким местом был Верден — важнейшее звено французской линии обороны. Здесь, по мнению немецкого генштаба, можно будет «перемолоть», как в мельнице, французские дивизии. 21 февраля 1916 г., сосредоточив у Вердена мощный ударный кулак, германская армия перешла в наступление. Тяжелая артиллерия немцев вела огонь по всему участку фронта, выбрасывая на французские позиции невиданный дотоле ураган чугуна, стали и зажигательных снарядов. За несколько часов местность изменила свой вид. Селения были сровнены с землей. Там, где шумели леса, возник первозданный хаос из поваленных стволов, сбитых сучьев и веток. Воронки, сделанные тяжелыми снарядами, придали местности сходство с поверхностью Луны. Преодолевая упорное сопротивление французских дивизий, германские войска медленно, но неуклонно продвигались к Вердену. Некоторые немецкие солдаты держали в руках баллоны, из которых на десятки метров вперед вырывались струи огня. Это было новое оружие — огнеметы. 25 февраля 1916 г. германские войска захватили форт Дуомон, господствовавший над крепостью и всей местностью. Назревала угроза прорыва французской обороны. В эти критические для Франции дни французское командование приняло срочные меры для недопущения катастрофы на фронте. Со всех концов страны к Вердену направлялись воинские части. Активно использовались автомобили для переброски свежих войск и боеприпасов. Движение не прекращалось ни днем, ни ночью. Каждые несколько секунд — машина. Шоссе не выдерживало такого напряжения, разбивали его и вражеские снаряды. С конца марта началась оттепель и дорога
сделалась непроходимой, но ее постоянно чинили, укрепляли. Этот путь оказался спасением для защитников крепости, которые прозвали его «священным путем», солдаты же «дорогой в рай». Ведь она вела прямо туда, где не умолкал грохот многомесячного сражения, поглощавшего тысячи и тысячи человеческих жизней.
Верден сделался символом стойкости французских солдат. В те дни, когда под Верденом шли ожесточенные бои, французское командование обратилось с просьбой о помощи к России. В марте 1916 г. русская армия начала наступление против германских войск в районе озера Нарочь. Эта операция заставила германское командование временно прекратить атаки под Верденом. Франция получила драгоценную передышку. Битва под Верденом превратилась в тяжелое, затяжное сражение на истощение. Весь март и апрель не затихали бои. Шла непрерывная артиллерийская дуэль, трещали пулеметы, винтовочные выстрелы, рвались ручные гранаты, ухали мины. Район Вердена превратился в ад. Он стал символом ужаса и смерти.
Обе стороны несли огромные потери и бросали в бой все новые и новые части. Французское командование снимало дивизию за дивизией с других участков фронта и посылало под Верден. Там дивизия быстро обескровливалась, отводилась в тыл, а ее заменяла новая. Немецкий генерал Людендорф писал: «Верден стоил нам очень много крови. Положение наших атакующих частей становилось все более неблагоприятным. Чем дальше они продвигались, чем больше они вклинивались в поле воронок, тем больше их силы истощались не только боями, но и самим пребыванием во вновь завоеванных участках и трудно- стями снабжения через обширные опустошенные полосы». Верден превратился в кровоточащую рану, подтачивающую силы Германии.
В октябре 400 французских батарей открыли ураганный огонь по расположению немцев. Германские позиции были сровнены с землей. В декабре было полностью восстановлено положение, которое существовало до февральского наступления немцев.
«Верденская мясорубка» перестала действовать. Германия потеряла 600 тыс. человек, Франция — 360 тыс. человек. Гигантское десятимесячное сражение стало символом кровопролитной, бессмысленной бойни.
Военные действия на Восточном фронте в 1916 г. Бруссиловский прорыв
Двинско-Нарочьская операция затрудняла подготовку к генеральному наступлению на русско-германском фронте, намеченному на 15 июня. Однако вслед за помощью французам последовала новая настойчивая просьба командования войск Антанты помочь итальянцам. В мае 1916 г. 400-тысячная австро-венгерская армия перешла в наступление в Трентино и нанесла тяжелое поражение итальянской армии. Спасая от полного разгрома итальянскую армию, а также англо-французскую на западе, русское командование начало 4 июня, ранее намеченного срока, наступление войск на юго-западном направлении. Русские войска под командованием генерала Брусилова, прорвав оборону противника почти на 300- километровом фронте, стали продвигаться в Восточную Галицию и Буковину (Брусиловский прорыв). Но в самый разгар наступления, несмотря на просьбы генерала Брусилова о подкреплении наступавших войск резервами и боеприпасами, верховное командование русской армии отказалось послать резервы на юго-западное направление и начало, как намечалось ранее, наступление на западном направлении. Однако после слабого удара в направлении Барановичей командующий северо-западным направлением генерал Эверт отложил общее наступление на начало июля.
Между тем войска генерала Брусилова продолжали развивать начатое наступление и к концу июня продвинулись далеко в глубь Галиции и Буковины. 3 июля генерал Эверт возобновил наступление на Барановичи, но атаки русских войск на этом участке фронта не достигли успеха.. Только после полного провала наступления войск генерала Эверта верховное командование русских войск признало наступление войск генерала Брусилова на Юго-Западном фронте главным но уже было поздно, время было потеряно. Австрийское командование успело перегруппировать свои войска, подтянуло резервы. Были переброшены шесть дивизий с Австро-итальянского фронта, а германское командование в разгар верденских и соммских боев перебросило на Восточный фронт одиннадцать дивизий. Дальнейшее наступление русских войск было приостановлено.
В результате наступления на Юго-Западном фронте русские войска продвинулись далеко в глубь Буковины и Восточной Галиции, заняв около 25 тыс. кв. км территории. Было взято в плен 9 тыс. офицеров и свыше 400 тыс. солдат. Однако этот успех русской армии лета 1916 г. не принес решающего стратегического результата из-за косности и бездарности верховного командования, отсталости транспорта, отсутствия вооружения и боеприпасов. Все же наступление русских войск в 1916 г. сыграло крупную роль. Оно облегчило положение союзников и вместе с наступлением англо-французских войск на Сомме свело на нет инициативу германских войск и вынудило их в дальнейшем к стратегической обороне, а австро-венгерская армия после Брусиловского удара 1916 г. уже не способна была к серьезным наступательным операциям.
Вступление в войну Румынии. Объявив с самого начала войны нейтралитет, Румыния повела торг-с обеими коалициями, претендуя на большие территориальные присоединения в целях создания «Великой Румынии». Российские правящие круги считали, что нейтральная Румыния лучше всего прикроет левый фланг Восточного фронта, тогда как, вступив в войну, она, ввиду недостаточной боевой мощи своей армии, принесет России дополнительные тяготы. Поэтому Россия еще 1 апреля 1914 г. заключила тайное соглашение с Румынией, гарантировав ее территориальную неприкосновенность и признав за Румынией право присоединить населенные румынами области Австро-Венгрии, имея в виду Трансильванию.
Однако, когда русские войска под командованием Брусилова нанесли крупное поражение австро-венгерским войскам на Юго-Западном фронте, румынские правящие круги сочли, что наступил удобный момент вступить в войну на стороне победителей, тем более, что, вопреки мнению России, Англия и Франция на- стаивали на вступлении Румынии в войну. 17 августа 1916 г. страны Антанты заключили договор с Румынией, признав за ней право захвата Трансильвании, Буковины и Баната. 27 августа Румыния самостоятельно начала войну в Трансильвании и первоначально достигла там некоторого успеха, но когда затихли соммские бои, австро-германские войска без особого напряжения разгромили румынскую армию и оккупировали почти всю Румынию, получив довольно важный источник продовольствия и нефти. Как и предвидело русское командование, пришлось перебросить в Румынию 35 пехотных и 11 кавалерийских дивизий, чтобы укрепить фронт по линии Нижний Дунай — Браила — Фокшаны Дорна- Ватра.
В период боев на Сомме несколько оживился и Балканский фронт, где в сентябре 1916 г. войска Антанты заняли Битоль. После этого силы союзников здесь нарастали, и к концу 1916 г. установился фронт от Эгейского моря по реке Струме и озеру Лойран, через Битоль, Охрид до, Адриатического моря, севернее Влоры Положение на внеевропейских фронтах в 1916 г. На Кавказском фронте, развивая наступление, русские войска 16 февраля: 1916 г. овладели Эрзурумом, а 18 апреля заняли Трабзонд (Трапезунд). Успешно для русских войск развивались бои на урмийском направлении, где был занят Рувандиз, и у озера Ван, где русские войска летом вступили в Муш и Битлис.
В 1916 г. в Иране английский корпус, осажденный в Кутэль- Амаре, капитулировал, а действовавший в районе Суэцкого канала другой английский корпус летом 1916 г. отразил новую попытку турецких войск овладеть Суэцем.
«Мирные» маневры империалистических держав. К концу 1916 г. совершенно отчетливо выявилось превосходство Антанты, как в численности вооруженных сил, так и в военной технике, особенно в артиллерии, авиации и танках. В военную кампанию 1917 г. Антанта на всех фронтах вступила с 425 дивизиями против 331 дивизии противника. Однако разногласия в военном руководстве и своекорыстные империалистические цели участников Антанты часто парализовали эти преимущества, что ярко проявилось в несогласованности действий командования Антанты, во время крупных операций в 1916 г. Перейдя к стратегической обороне, австро-германская коалиция, еще далеко не поверженная, поставила мир перед фактом затяжной изнурительной войны. А каждый месяц, каждая неделя войны влекли за собой новые колос-
сальные жертвы. К концу 1916 г. обе стороны потеряли убитыми около 6млн. человек и около 10 млн. человек ранеными и изувеченными. Под влиянием огромных людских потерь и лишений на фронте и в тылу во всех воюющих странах прошел шовинистический угар первых месяцев войны. С каждым годом нарастало антивоенное движение в тылу и на фронтах.
В такой обстановке в кругах буржуазии стран обеих коалиций росла тревога. Даже самые крайние империалисты не могли не считаться с настроением масс, жаждавших мира. Поэтому были предприняты маневры с «мирными» предложениями в расчете на о, что эти предложения будут отвергнуты противником и в таком случае на него можно будет свалить всю вину за продолжение войны. Маневры в политике империалистических держав Ленин определил как «политический поворот от империалистической войны к империалистическому миру», А поворот этот наступил потому, что «содрать при помощи данной войны еще больше шкур с волов наемного труда, пожалуй, уже
нельзя — в этом одна из глубоких экономических основ наблюдаемого теперь поворота в мировой политике», — писал тогда В. И. Ленин.
Хотя Германия потеряла техническое превосходство в войне, ее войска и войска ее союзников занимали огромную территорию противников, и это придавало германскому командованию уверенность в успехе стратегической обороны в длительной войне. Все же германское командование пришло к выводу, что «нельзя закончить войну посредством военных ударов только сухопутной армии». А попытка прорвать блокаду Германии в открытом морском сражении с английским флотом у берегов Ютландии, в проливе Скагеррак, окончилась провалом. Потеряв в ютландском бою (31 мая — 1 июня 1916 г.) 11 боевых единиц, германский флот, хотя и потопил'' 14 английских судов, вынужден был вновь укрыться в своих гаванях, обреченный на бездействие. Поэтому кайзеровское правительство Германии пошло на маневр — 12 декабря 1916 г. оно предложило странам Антанты начать «мирные» переговоры. При этом германское «мирное» предложение было рассчитано на раскол в лагере Антанты и на опору тех слоев внутри стран Антанты, которые склонны были добиться мира с Германией без «сокрушительного удара» по Германии силой оружия.
Так как «мирное» предложение Германии не содержало никаких конкретных условий и абсолютно замалчивало вопрос о судьбе оккупированных австро-германскими войсками территорий России, Бельгии, Франции, Сербии, Румынии, то это дало повод Антанте в ноте от 30 декабря 1916 г. демагогически заявить: «Мир невозможен до тех пор, пока нет гарантий восстановления нарушенных прав и свобод, признания принципа национальностей и свободного существования малых государств».
Тогда же, в конце декабря, с предложением воюющим странам начать мирные переговоры выступили США, Дания, Норвегия и Швейцария. На эти предложения Антанта ответила конкретными требованиями об освобождении Германией всех захваченных территорий, а также раздела Турции и «реорганизации» Европы на основе «национального принципа», что фактически означало отказ. Антанты вступить в мирные переговоры с Германией и ее союзниками. Германская пропаганда шумно возвестила всему миру, что в продолжении войны повинны страны Антанты и что они вынуждают Германию к «оборонительным мерам» путем беспощадной «неограниченной подводной войны».
9 января 1917 г. коронный совет Германии принял предложение верховного командования о неограниченной подводной войне, после чего начались нападения германских подводных лодок на суда всех стран.















