58298 (672494), страница 2
Текст из файла (страница 2)
В 1873 году промышленность продолжала успешно развиваться: было открыто 7 кожевенных, 16 крупорушных, 5 кирпичных заводов.
Положение меняется в начале 90-х годов. С принятием нового проекта Торгового положения, в котором Елец был отнесён ко 2-му классу по взиманию гильдейских и промысловых сборов. Предметом промыслового обложения была предпринимательская прибыль. Применение уравниловки в решении вопроса промыслового обложения привело к упадку торговли и промышленности. Сократилась выдача гильдейских документов. Неурожаи 1871, 1892 годов. Сократилось число мельниц. Отмечалось падение хлебной торговли. Отмечалось падение кожевенного производства. Падение развития свиноводства. Всё это повлияло на снижение торговых оборотов в Ельце.
Уменьшение торгового оборота имела для города плохие последствия. Наблюдалась принудительная и добровольная ликвидация дел торговых фирм. Некоторые фирмы были признаны должниками.
Многие купцы подавали ходатайства и прошения, просили уменьшения размера раскладочного налога, отмечая сокращение производства и торговли.
Причины такого положения обсуждались на заседании Городской Думы в сентябре 1894 года. Но, политика взимания налога была незыблемой, и всем купцам было отказано в снижении налога.
В 1897 году положение торговли, а значит и купечества, вызывало тревогу. В городе отмечался застой торговли: пустовали базары, лавочники затягивали платежи за товары, взятые у фабрикантов, на железных дорогах отмечались залежи товаров. Торговые сделки часто заканчивались убытками.
Всё это отразилось на сословном составе населения: из 5496 купцов в 1897 году осталось лишь 957 человек. Оставшиеся купцы пытались выжить в этих трудных условиях. Искали новые рынки сбыта. Главными отраслями оставались крупорушная и мукомольная промышленность.
Пытались держать марку и кожевенники, хотя в городе осталось два завода, табачные фабрики, пользующиеся спросом.
В начале XX века елецкие купцы, несмотря на существующие сложности, пытались поддерживать на плаву свои предприятия и развивать своё дело. Так среди образцов русских товаров, которые в 1908 году были выставлены в Торговом Доме в Рио-де-Жанейро, были табачные и кожевенные изделия.
В газете “Орловские ведомости” № 84 от 2 ноября 1913 годы были опубликованы сведения о Елецких купцах, где были напечатаны многие фамилии их заслуги.
В конце XIX начале XX столетия истинно купеческое сословие постепенно исчезает. Торговые права в этот период давало только промысловое свидетельство. Кто выкупал гильдейское свидетельство, тоже назывались купцами, хотя зачастую не имели ни какого отношения к торговле. Как и повсеместно, в Ельце в то время торговлей занимались наряду с истинными купцами Почётные граждане, крестьяне, мещане.
Купечество, как сословие, очень много сделало для развития города Ельца, его промышленности, культуры, народного образования, здравоохранения и особенно православия. Кроме того, оно внесло весомый вклад в развитие Российского государства и не раз достойно представляло его на международных выставках и завоёвывало награды за свои труды.
С выходом декрета 1917 года, упразднившим сословия, перестало существовать и Елецкое купечество. Немало пришлось пережить его представителям в новых исторических условиях.
Но остались плоды труда елецких купцов: здания предприятий, дома, заводы, церкви, поражающие своей архитектурой – всё это невольные исторические памятники Елецкому купечеству, рассказывающие о жизни и быте елецких купцов.
Елец и сегодня называют старинным купеческим городом, и это не удивительно. Елец сумел сохранить в своей исторической части, дома построенные в XIX веке, купеческие усадьбы.
Сохранились одно и двухэтажные дома купцов. В трёхэтажном доме купца Заусайлова, построенном во второй половине XIX века, расположен ”Краеведческий музей”.
При доме был большой двор с конюшней и каретными сараями. Необходимым объектом застройки всех купеческих дворов была – баня.
В доме было предусмотрено иметь кладовую для хранения “добра”, продуктов.
Купеческие дома небогатых купцов обычно были одноэтажными.
Они имели одно крылечко с улицы, а другое со двора, В доме были сени, передняя, коридор, зал, спальня, кабинет хозяина дома, комната для хозяйственных нужд. В старой части Ельца сохранилось много бывших купеческих домов.
Дома этого сословия обустраивались разнообразной мебелью и предметами быта. Столы обычно круглые, диваны, кресла, стулья, сундуки, шкафы, обязательно часы. На стенах некоторые размещали фотографии.
Купеческая мужская одежда состояла из костюма с поддёвкой. Короткая поддёвка с отрезной спинкой, галстуком и шароварами, заправленными в сапоги. Зимой носили сюртуки, похожие на пальто. Поверх сюртуков надевали “чуйку”. На улицу выходили в шубе, на голове картуз или шапка.
Купчихи носили платья с длинными рукавами из шерсти или шёлка поверх была надета кофта с капюшоном. Летом платья по типу халата, туфли. Зимой купчихи носили шубы сапоги.
Образ и быт купечества описаны в книге В.А. Заусайлова “Купеческий Елец”. В купеческих семьях, обычно, было по несколько детей.
Дети относились к родителям с глубоким уважением.
Свадьбы купцы играли богатые, с танцами до утра, народу до 100 человек.
Широко отмечались церковные даты:
“сегодня у нас церковное торжество, справляется 500-летие иконы Елецкой Божией матери, был крестный ход из всех церквей на вновь строящуюся церковь у нас, за лучком”.
О высоком духовном уровне купцов свидетельствует и тот факт, что все купцы строго соблюдали пост, посещали церковь по выходным и праздникам.
Купец Конон Никитич Кожухов выстроил на территории монастыря келью для Матроны Солнцевой по просьбе святителя Тихона. Купец Петр Игнатьев построил две кельи. Купец Михаил Михайлович Лавров построил Тюремную Тихоновскую церковь.
В строительстве церкви Покрова Божией Матери в разное время принимали активное участие с вложением капитала купцы: Дмитрий Зыков, Алексей Криворотов, Николай Криворотов, Сергей и Николай Хренниковы, Иван Горшков, Братья Ходовы.
Стараниями купцов были построены церкви Предтеченская в Ламской слободе Преображенская, на расширение которой купец Пётр Александрович Сергеев пожертвовал 2000 рублей.
Внесли свою лепту в строительство храмов и другие купцы: Никита Лагутин, ПВ. Кожин, П.Д Слепушкин, А.И. Барбашин, А.С Кожухов, С.Д. Русанов, И.В. Кожухов. Купцы Петровы внесло огромный вклад в строительство Вознесенского собора.
Ходили Елецкие купцы к царю на поклон просить, чтобы Елец губернским городом сделали. А тот им и говорит: «Как тридцать три церкви построите, так сделаю Елецкую губернию». И пошли купцы мошну растрясывать, церква по Ельцу ставить. Последнюю церковь – Красную в Лучке – не успели достроить – революция помешала». В Ельце же скажут: «До тридцати трёх одной не хватило. Такая вот байка по Ельцу ходит.
Без преувеличения можно сказать, что елецкое купечество внесло огромный вклад в развитие духовности в Ельце.
Купечество жертвовало деньги не только на строительство храмов и их содержание. Так купец Русанов пожертвовал деньги на строительство гати. Купеческое общество принимало непосредственное участие в вопросах о газовом освещении Ельца во второй половине XIX века, когда этот вопрос рассматривали впервые в истории города.
Благотворительность была характерной чертой купеческого сословия.
В городе действовал благотворительный комитет, в состав которого входили купцы. Живя в достатке, многие из них не очерствели душой и с состраданием относились к людям, нуждающимся в помощи. Купец Желудков, например, давал приют и пищу бездомным..
Люди этого сословия умели не только трудится не покладая сил, не жалея себя, но и умели организовать свой досуг, имели свои увлечения, разбирались в живописи, искусстве, музыке, увлекались театром. В городе организовывались концерты: “Концерт Хохлова удался… публика была хорошая” такой отзыв оставил об одном из концертов Михаил Ростовцев 16 февраля 1896 года.
Часто устраивались гуляния в городском саду, с музыкой танцами, играми, иногда с фейерверками. Михаил Ростовцев писал своей жене 13 июля 1897 года: “в городском саду было устроено гуляние с полётом известной воздухоплавательницы Дрейницкой на воздушном шаре, который поднялся из городского сада и опустился в лавровом саду, располагавшемся на Сенной площади. Воздухоплавательница приземлилась на парашюте.
Знали елецкие купцы и толк в музыке. Приглашали известных музыкантов. Особенно нравилась полковая музыка. Игра Звенигородского полка, Драгунского полка.
Одним из любимейших мест отдыха был сад велосипедистов. где часто устраивались музыкальные вечера. А в семейном саду ставились постановки отрывков из спектаклей, пели солисты, хор, декламировали чтецы. Часто приглашали артистов. Среди купцов были свои заядлые театралы, хорошо разбирающиеся в этом виде искусства, обсуждали игру артистов.
“… Играли хорошо, А.А Петров – Бориса Годунова, костюмы его были очень хороши и заметно дорогие, Фёдора сына его –Звенигородская, тоже не дурно, дочь Ксению – Буцкая барышня: Григория Добычина племянник врал порядочно, Пимена – М.Г. Колпенский адвокат, довольно недурно. Бояр играли слабо” – так рассуждал об игре актёров Михаил Ростовцев в письме к своей жене.
Нередко в городе устраивались конные бега (среди ельчан были коннозаводчики), которые посещали любители такого вида развлечений.
Однако дела торговые для купцов были превыше всего. День начинался в половине четвёртого утра и в напряжении. Приходилось ездить за товаром в другие города. Торговля, не всегда была успешной. Но Елецкие купцы не сидели на месте, поэтому и в городе была развита промышленность, сельское хозяйство. Город жил и строился, благодаря елецким купцам.
Короткие рассказы о некоторых представителях купечества помогут лучше познакомиться с представителями этого сословия из Ельца.
Купцов Валуйских помнят в Ельце и сейчас. Впервые среди представителей купечества эта фамилия упомянута в документе за 1720 год. В городе помнят этих купцов, как известных кожевников и основателей пожарной команды. Они старались улучшить и расширить своё производство. Особое внимание уделяли применению механических средств в процессе производства.
Николай Валуев приобрёл для своего завода паровую машину для размола дубовой коры. Кроме неё у него на заводе была водоподъёмная машина с двумя конными приводами. Используя специальные технологии по выделке кож, они получали товар, который пользовался большим спросом в разных концах России.
Купцы принимали активное участие в делах городского самоуправления.
Дмитрий Васильевич открыл в Ельце коммерческий банк.
В настоящее время увековечена память в виде мемориальной доски на здании пожарной части, установленная потомком купцов Валуйских – Николай Николаевичем Валуйским к 850-летию Ельца, которая, как и каланча напоминает о вкладе, внесённом представителями рода купеческого в развитие города и пожарного дела. За тушение пожара братья награждены золотыми и серебряными медалями.
Купцы Желудковы.
В разных списках, среди Елецких купцов, не раз упоминается фамилия Желудков. О Кирилле Желудкове и сейчас вспоминают как об одном из самых известных купцов.
Он был управляющим по винным откупам, а потом откупщиком. Он не жалел денег, построил много каменных домов. Занимался торговлей шерсти, скота – во всех концах России. Кирилл Петрович очень любил лошадей и не жалел денег на покупку разных пород. Зимой он устраивал большие катания, и ельчане видели, как из его двора выезжает целая кавалькада протяженностью в несколько улиц.
Ельчане называли его великодушным человеком. У него за столом собирались богатые родственники и бедный люда. Он давал приют немощным и нищим. Кирилл Петрович часто жертвовал деньги храму.
Хороший организатор и хозяйственник, он ценил живопись. Его дом украшали картины известного художника Михаила Ивановича Скотта.
Купцы Заусайловы.
Среди купеческих фамилий города Ельца упомянуты с 1806 года.
Имя же купца Александра Николаевича и сегодня знают в городе.
О нём жителям напоминает, прежде всего, Табачная фабрика, которая продолжает работать и сегодня. Фабрика имела пять особых отделений.
При табачной фабрике был приют - ясли, в которых бесплатно содержались дети работниц фабрики. Современники отмечали редкий ум и энергию А.Н. Заусайлова, которые он направлял на благие дела.
Он открыл производство ягодного и яблочного вина в своём имении. Поражали грандиозностью выстроенные в земле трёхэтажные подвалы для выдержки вина, преимущественно шампанского. Винные подвалы.
Он так же был заказчиком казённого винного склада. Здание сохранено.
Украшением Ельца является церковь, во имя святых благоверных князей Александра Невского и Михаила Тверского, построенная А.Н. Заусайловым для общества хоругвеносцев. Рядом с церковью он построил дом приют для стариков. В Ельце сохранились и другие дома, построенные этим купцом.















