58238 (672456), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Русский государственный и общественный деятель, граф и адмирал Н. С. Мордвинов около 50 лет своей жизни отдал флоту. Всесторонне образованный и энергичный офицер, обладавший ясным умом и знаниями, много плавал на судах, командовал кораблями и соединениями флота, занимал высокие командные должности, внес значительный вклад в дело освоения Черноморского бассейна и развитие Херсонского и Севастопольского адмиралтейств. Зная иностранные языки, он перевел на русский язык ряд книг по морским наукам и немало научных трудов написал сам. В 1802 году 8 сентября он был назначен первым в истории России морским министром, пробыл на этом посту всего около трех месяцев, вышел в отставку и занимался общественной деятельностью на разных государственных и выборных постах. В 1826 году, будучи членом Верховного суда, один из всех членов этого судилища отказался подписать смертный приговор декабристам.
Назначенная в феврале 1793 года комиссия в составе адмиралов В. Я. Чичагова и И. Пущина, государственного казначея А. Н. Самойлова и других рассмотрела разработанный в Херсоне проект штатов черноморским парусному и гребному флотам и адмиралтействам. Указом императрицы от 27 июля 1794 года новые штаты были утверждены. Состав флота определен из 15 линейных кораблей, 18 фрегатов, 75 мелких судов, 50 канонерских лодок и восьми бригантин, а также различных вспомогательных судов.
Вместе с разработкой указанных выше штатов флота на Черном море проводилась работа по улучшению конструкции линейных кораблей и фрегатов. Еще в 1793 году корабельный мастер А. С. Катасанов по заданию Черноморского адмиралтейского правления разработал проект 74-пушечного «новоманерного» линейного корабля новой серии. При проектировании использовал прогрессивный ост-индский тип судов, созданный в Англии в середине XVIII столетия и широко применявшийся в передовых европейских флотах. Спроектированные суда имели увеличенную на 3,7 метра длину корпуса, меньшую седловатость, почти сплошную за счет снижения кормовых надстроек и соединения шканцев с форкастлем верхнюю палубу, более совершенное парусное вооружение и рациональное расположение шлюпок, разные другие усовершенствования.
В 1796 году умерла императрица Екатерина II, начался непродолжительный, но чреватый странными делами период царствования Павла I. Черноморское адмиралтейское правление потеряло свою самостоятельность и перешло в подчинение Адмиралтейств-коллегий, правление и все его службы перебазировались в Николаев, туда же переехал и командующий флотом. Началась ревизия утвержденных два года назад штатов флота.
Созданный в 1796 году Особый комитет предложил в части Черноморского флота все линейные корабли свести в одну дивизию в составе трех эскадр общей численностью 15 единиц. Каждая эскадра предполагалась из одного флагманского 100-пушеч-ного корабля, трех 74-пушечных и одного резервного на 66 орудий. Для усиления линейного флота намечалось иметь шесть крупных фрегатов 50-пушечного ранга с крупнокалиберной артиллерией, позволяющей этим судам находиться в боевой линии наряду с линкорами. Работа Особого комитета продолжалась около двух лет. 1 января 1798 года новые штаты российских флотов были утверждены. В них по Черному морю, кроме указанных выше кораблей, пре усматривалось иметь четыре 36-пушечных фрегата, шесть меньших судов на 14-24 орудия, три катера и два бомбардирских судна, а также гребную флотилию из четырех фрегатов, трех голетов, десяти плавбатарей, ста канонерских лодок, трех бомбардирских катеров и шести брандвахтенных судов.
Вместо Черноморского адмиралтейского правления указом от 9 января 1798 года учреждалась Контора главного командира Черноморского флота и портов. Она состояла из командующего флотом и портами вице-адмирала, цейхместера (главного артиллериста) и пяти советников по числу экспедиций, обер-аудитора особой канцелярии, бухгалтерии и архивариуса.
2. Позор фрегата «Рафаил» и бессмертие брига «Меркурий»
Утром 12 мая 1829 года, находясь в плавании по Черному морю, при сильном тумане, русский фрегат «Рафаил» под командованием капитана 2 ранга Стройникова был окружен турецкими кораблями.
Фрегат «Рафаил» был заложен на севастопольской верфи 20 апреля 1825 года. Назван именем одного из семи архангелов христовой веры. Под именем Рафаил подразумевался ангел-исцелитель. Спущен на воду 8 мая 1828 года, в этом же году был придан Черноморскому флоту. Это был первый большой боевой корабль, построенный в Севастополе. Размеры фрегата: длина 41,8, ширина — 11,8, осадка — 5,1 метра. Штатный экипаж — 44 офицера, всего 326 человек. Фрегат принимал участие в русско-турецкой войне 1827-1829 годов под командованием капитана 2 ранга Стройникова.
Турецкие корабли, окружившие русский фрегат, принадлежали той самой эскадре, которая, спустя два дня, попыталась пленить бриг «Меркурий». Турки потребовали сдачи русского корабля. Бывало так, что русские пленили турецкие корабли, случалось, что турки пленили русские корабли. Но турки брали в плен только обгоревшие останки кораблей. Никогда до этого туркам не удавалось взять в плен русский военный корабль без выстрелов. Капитан 2 ранга Стройников принимает решение спустить андреевский флаг и сдать свой корабль без боя. Турки, пленив русский корабль, переименовали его в «Фазли-Аллах» («Богом данный»).
Закончилась война, произошел обмен пленными. В страшном турецком плену из 200 человек экипажа фрегата удалось выжить чуть больше 70 человекам. После возвращения пленных на Родину последовал доклад императору Николаю I и о прибытии Стройникова в Севастополь. Царь был в гневе и на рапорте написал: «Разжаловать!.. В рядовые!.. Без срока службы... Без права женитьбы!.. Дабы не плодить в русском флоте трусов!..», а фрегат «Рафаил» приказал уничтожить.
Приказание царя было выполнено 18 ноября 1854 года — русский фрегат «Рафаил», он же турецкий «Фазли-Аллах», был сожжен русскими в Синопском бою.
Через два дня после позорной сдачи в плен русского фрегат «Рафаил» под командованием капитана 2 ранга Стройникова произошло сражение, вошедшее в историю Черноморского флота. 14 мая 1829 года бриг «Меркурий» (20 орудий) под командованием капитан-лейтенанта А. И. Казарского смело вступил в неравный бой с двумя турецкими линейными кораблями: «Селимие» (110 орудий) и «Реал-бей» (74 орудия) В ходе трехчасового сражения, произошедшего недалеко от Босфора, бриг вышел победителем.
Курсируя недалеко от входа в Босфор, «Меркурий» неожиданно встретился с турецкой эскадрой в составе 14 кораблей. Уходя от столь превосходящего противника, бриг был настигнут двумя большими турецкими кораблями. Один из них имел на вооружении 110 пушек, другой — 74, обоими кораблями командовали адмиралы. «Меркурий» был вооружен всего лишь 18 пушками.
Пока турецкие корабли догоняли бриг, Казарский собрал на совет своих офицеров. Штурман поручик Прокофьев сказал: «Бороться до конца, а в крайнем случае, если будет сбит такелаж и корабль получит пробоину, взорвать бриг на воздух, предварительно навалившись на один из турецких кораблей». Это предложение было принято единогласно. Взрыв порохового погреба возлагался на офицера, который к тому времени останется жив. Был приготовлен заряженный пистолет, выстрелом из которого в порох нужно было произвести взрыв. После этого Казарский обратился к своим матросам с речью, призвав их драться за отечество до последней капли крови.
«Меркурий» открыл по неприятелю огонь из кормовых пушек. Когда бриг очутился между вражескими кораблями, турки предложили русским морякам убрать паруса и сдаться, но героический экипаж русского суденышка повел ураганный огонь из всех своих пушек и ружей. Казарский умело маневрировал, избегая продольного огня. Через некоторое время русские ядра перебили снасти турецкого 110-пушечного корабля, и он был вынужден отстать. Но 74-пушечный корабль продолжал преследование, ведя по «.Меркурию» беспрерывный огонь. Меткими выстрелами русские моряки нанесли ему серьезные повреждения, и второй турецкий корабль был вынужден отступить.
За этот подвиг указом императора Николая командир брига капитан-лейтенант А. И. Казарский был произведен в капитаны 2 ранга, награжден Георгием 4 класса, назначен в флигель-адъютанты и в его фамильный герб был прибавлен пистолет. Позже, в 1830 году, выполняя личное поручение царя, флигель-адъютант А. Казарский посетил Англию для знакомства с королевским флотом. После возвращения на родину он пишет докладную записку царю, в которой излагает свои мысли по вопросу развития русского флота. Недолго жил обласканный царскими милостями Александр Казарский.
В 1833 году в Николаеве умирает его дядя, оставив А. Казарскому шкатулку с 70 тыс. рублей. К сожалению, шкатулка оказалась разграбленной не без участия николаевского полицмейстера Автомонова. Было назначено следствие, и капитан 1 ранга А. И. Казарский неоднократно говорил, что непременно откроет виновных. Полицмейстер Автономов имел связь с некой Михайловой, женщиной распутной и предприимчивой.
Однажды после обеда у Михайловой А. Казарский выпил чашечку кофе... Почувствовав на себе действие яда, он обратился за помощью к штаб-лекарю Петрушевскому. Лекарь объяснил, что Казарский беспрестанно плевал и оттого образовались на полу черные пятна, которые три раза были смыты, но оставались черными. Как следует далее из рапорта графа Бенкендорфа царю: «...Когда Казарский умер, то тело его было черно, как уголь, голова и грудь необыкновенным образом раздулись, лицо обвалилось, волосы на голове облезли, глаза лопнули и ноги по ступни отвалились в гробу. Все это произошло менее чем в двое суток. НазначенноеТрейгом следствие также ничего хорошего не обещает, ибо Автомонов ближайший родственник адмирала Лазарева». Так трагически оборвалась жизнь действительно русского героя капитана 1 ранга А. И. Казарского.















