57062 (671678), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Колчаковщина
Осенью 1918 года при активной помощи и материальной поддержке империалистов Антанты в Сибири была установлена открытая буржуазно-помещичья военная диктатура. Адмирал Колчак был провозглашен «Верховным правителем России». Колчаковцы разгоняли Советы, восстанавливали старые, буржуазные порядки, возвращали национализированные предприятия прежним владельцам. Они подвергали трудящихся насилиям и репрессиям, облагали непосильными налогами. При малейшем подозрении в сочувствии Советам белогвардейцы расстреливали без суда. Только в одной бывшей Екатеринбургской губернии было расстреляно 25 000 человек. В Челябинске в период колчаковщины расстреляно и увезено в тюрьмы Сибири 9 тыс. человек, в Троицке — до 3 тыс. человек.
Интервенты и белогвардейцы привели хозяйство страны к полному развалу. На Урале многие предприятия были закрыты. В 1919 году в крае выплавлялось чугуна в 3 раза меньше, чем в 1918 году. На железных дорогах Урала было от 50 до 75 процентов «больных» паровозов. В результате развала хозяйства и спекуляции цены на продукты питания и другие предметы первой необходимости возросли в 1919 году на 300—400 процентов против 1918 года, тогда как заработная плата рабочих снизилась на 40—60 процентов. Налоги возросли в 13 раз. Рабочие влачили полуголодное существование. В таком же положении оказалось и сельское население. Это вынуждены были признать сами главари контрреволюции. Дутов писал Колчаку: «Мы в настоящее время берем от деревни все — и солдат, и хлеб, и лошадей, а в прифронтовой полосе — этапы, подводы и прочее лежат таким бременем на населении, что трудно представить. В деревнях нет ситца, нет сахара, нет спичек и керосину. Пьют траву, самогонку, жгут лучину». В крестьянских хозяйствах не хватало рабочих рук и тягловой силы для обработки полей, посевные площади значительно сократились. В этих условиях зверства и насилия колчаковцев ускорили рост ненависти к ним у трудящихся Урала. В тылу у колчаковцев под руководством большевиков развернулось мощное партизанское движение.
Революционную работу в тылу белых большевики активно вели в Миньяре, Симе, Аше, Челябинске, Троицке, Кустанае и в ряде других мест. Они создавали партийные группы в воинских частях, формировали партизанские отряды, распространяли среди рабочих листовки и воззвания, призывая трудящихся к решительной борьбе с белогвардейцами и заводчиками. Под руководством большевиков рабочие устраивали демонстрации и забастовки, срывали выполнение военных заказов, партизаны производили налеты на вражеские части и обозы с оружием и продовольствием, нарушали связь. Была организована помощь семьям красноармейцев. Агитационная работа большевиков и комсомольцев привела к срыву мобилизации, объявленной колчаковцами в феврале 1919 года. Многие тысячи рабочих и крестьян не явились на призывные пункты, уходили в леса, вливались в партизанские отряды.
Для руководства подпольной работой в Сибири и на Урале в декабре 1918 года в Уфе было создано Сибирское бюро ЦК РКП (б), в состав которого входили стойкие большевики Ф. Голощекин, А. Масленников, А. Нейбут и И. Смирнов. Бюро поддерживало постоянную связь с южноуральскими подпольщиками, оказывало им помощь в организации революционной работы. Оно направило на Южный Урал опытных партийных работников, в их числе 3. Лобкова, К.Туманова, А. Григорьева, Тарасова, Нилина. Для партизанской подрывной работы в район заводов Южного Урала был направлен отряд в 40 человек под командованием П. Гузакова. Центром большевистского подполья на Южном Урале являлся Челябинск. Здесь была создана одна из самых крупных и авторитетных организаций на Урале и в Сибири (Южноуральский подпольный центр). Партийную организацию в Челябинске возглавлял подпольный комитет, при котором имелись типография и военно-революционный штаб. В городской партийный комитет и военно-революционный штаб входили С. Кривая, B. Гершберг, 3. Лобков, C. Рогозинский. Н. Тихлов, Л. Григорьев и др. Небольшие подпольные ячейки работали на Челябинских угольных копях, на железнодорожных станциях Челябинска, Шумихи, Мишкино, а также в селах и в воинских частях. Через Челябинскую партийную организацию Сибирское бюро ЦК поддерживало связь с большевиками в колчаковском тылу, направляло партийных работников, литературу, деньги на Урал и в Сибирь.
Осенью 1918 года в Челябинске под руководством большевиков произошла забастовка рабочих. 7 ноября большая часть рабочих предприятий города прекратила работу. Белогвардейцы устроили облавы, пытались под конвоем заставить рабочих трудиться. Но это им не удалось. Забастовка продолжалась до 13 ноября. Белогвардейцы арестовали и посадили в тюрьму многих рабочих. 573 человека были уволены с предприятий. Из них значительная часть была насильственно мобилизована в белогвардейскую армию.
В конце 1918 — начале 1919 года белогвардейцы в Челябинске формировали полк в основном из насильно мобилизованных украинцев, присвоив ему имя Тараса Шевченко. Городской, комитет партии создал в полку подпольную военную организацию численностью до 80 человек и революционный комитет для подготовки восстания. Полковая партийная организация возглавлялась В. И. Орловским, С. Пацек, М. Мартынюком, Р. Таланом, Д. Либединским. В апреле 1919 года полк был направлен на фронт. В районе станции Сарай-Гир Самаро-Златоустовской железной дороги ревком поднял в полку восстание. Офицеры, юнкера и добровольцы были перебиты. Революционный полк соединился с частями бригады И. Каширина, был переформирован и по ходатайству бойцов ему присвоили имя В.И. Ленина. Этот полк в составе Чапаевской ударной группы участвовал в боях с белоказаками за освобождение г. Уральска и в составе 72-й бригады дрался с дутовцами на Актюбинском фронте осенью 1919 года. Именно об этом полке пишет Д. Фурманов в своем произведении «Чапаев». «Перешедший к нам полк Тараса Шевченко спутал у них (белых) в этом месте карты и сразу ободрил бившиеся здесь красноармейские части. Не давая врагу опомниться, все дружней, все настойчивей стали напирать красные войска. Неприятельский фронт был поколеблен».
Под влиянием большевистской агитации в Троицке в марте 1919 года произошло восстание среди мобилизованных солдат, более половины которых дезертировали из армии. Отправленный из Троицка на фронт 24-й пехотный полк под Орском полностью перешел к красным. Под руководством военно-революционного штаба в Челябинске готовилось вооруженное восстание. На предприятиях были организованы боевые дружины, насчитывавшие около 300 рабочих. На заводе «Столль и К0 » дружина имела 3 пулемета, бомбы и винтовки. Но провести восстание не удалось, так как в конце марта 1919 года большевистская организация была выдана провокатором. Свыше 60 большевиков было арестовано. Арестованных избивали нагайками и шомполами, подвергали нечеловеческим пыткам. В апреле они были отправлены в Уфимскую тюрьму. Военно-полевой суд приговорил 32 человека к смертной казни, а остальных — к каторжным работам. В ночь с 17 на 18 мая 1919 года С. Кривая, Лобков, Григорьев, Смирнов, Новиков и многие другие большевики были зарублены казаками во дворе Уфимской тюрьмы. Однако и после разгрома Челябинской подпольной организации революционная работа большевиков в городе не прекращалась. Сибирское бюро ЦК направило сюда группу партийных работников (Ф. Вожаков, Д. Богатов, И. Маликов), которые помогли оставшимся на свободе большевикам восстановить подпольную организацию. Большевики-подпольщики расстраивали работу транспорта, создавали боевые дружины, которые вместе с Красной Армией в июле 1919 года участвовали в боях за освобождение Челябинска и Троицка от белых.
В период колчаковщины на Урале своей революционностью особенно выделялись миньярские и аша-балашовские рабочие. На этих заводах имелись крепкие подпольные большевистские огранизации, возглавлявшиеся К. Рындиным, П. Бычковым, Г. Новиковым, Ф. Локацковым, Я. Заикиным, М. Сорокиным и др. Активными участниками подполья являлись рабочие-большевики А. Коржаков, Е. Булыкин, И. Соколов, А. Коковихин и другие. Осенью 1918 года Симская организация насчитывала 60 человек. В Златоусте подпольной организацией большевиков руководили И. Теплоухов, Е. Сажин.
Подпольные группы большевиков южноуральских заводов организовали партизанские отряды из рабочих. Златоустовский рабочий партизанский отряд имел 200 человек. В районе Миньярского и Аша-Балашовского заводов действовало свыше 400 вооруженных партизан. Партизанскими отрядами руководили большевики М. Фатеев, В. Воропанов, П. Гузаков, Н. Масленников. Оружие и боеприпасы партизаны хранили в окрестных лесах. Только в районе Миньярского завода было зарыто в землю 10 пулеметов, 2 горных орудия, 40 ящиков патронов, несколько пудов пироксилина, свыше 300 винтовок. Совместно с подрывниками 5-й армии партизаны взорвали мост через р. Ералку. В феврале 1919 года был организован партизанский отряд в Юрюзани и Катав-Ивановске, возглавлявшийся рабочими-подпольщиками П. Карлиным, А. Малаховым, А. Новожениным. В отряде имелось свыше 100 партизан. Партизанские отряды были созданы в Карабаше, Кыштыме, Верхнем Уфалее, Троицке.
Троицкие подпольщики организовали из рабочих и крестьян партизанский отряд, насчитывавший 150 человек. Командовал отрядом коммунист И. Дудинский. Отряд был сформирован в Ново-Троицком поселке. Партизаны совершали налеты на мелкие отряды белогвардейцев и разоружали их, нарушали связь, оказывали помощь семьям красноармейцев. Особенно активизировалась деятельность партизан в конце июля — начале августа 1919 года в связи с приближением к Троицку Красной Армии. 30 июля партизаны совершили нападение на поселок Бузановский, разоружили 2 роты белых солдат, а офицеров расстреляли. 350 белогвардейских солдат, плененных партизанами, присоединились к Красной Армии. 3 августа партизанский отряд соединился с регулярными частями Красной Армии и влился в казачий полк имени Степана Разина. В отряде в это время насчитывалось 550 человек. Карабашская подпольная организация большевиков осенью 1918 года насчитывала более 50 человек. Она имела связь с Челябинским подпольным комитетом и с другими южноуральскими организациями. Вдохновителем и организатором подпольной работы и партизанских отрядов на заводах Южного Урала было Сибирское бюро ЦК. В начале 1919 года на Южный Урал, был направлен представитель бюро ЦК К.М. Туманов, который помог симским и миньярским подпольщикам установить связь с Челябинской, Златоустовской и со многими другими подпольными организациями Южного Урала. К. М. Туманов передал южноуральским большевикам инструкции об организации подпольной работы. Большая сумма денег, принадлежавшая Симскому горному округу и находившаяся у подпольщиков Миньяра, была передана Челябинской, Златоустовской, Омской и многим другим парторганизациям Урала и Сибири. В апреле 1919 года Сибирское бюро ЦК направило южноуральским подпольщикам директивное письмо, в котором говорилось о задачах подпольных организаций и партизанских отрядов.
Перед партизанскими отрядами ставились задачи: 1) захватывать склады оружия, боеприпасов и продовольствия; 2) разрушать мосты, железнодорожные пути, связь; 3) готовить трудящееся население к вооруженному восстанию против белых. Бюро ЦК призвало партийные организации возглавить партизанское движение, установить связь с военными штабами отрядов.
Весной 1919 года деятельность партизанских отрядов активизировалась. В крупном бою в районе Аша-Бала-шовского завода партизаны разгромили воинскую часть белых, взяли часть солдат в плен, захватили 56 подвод с оружием и обмундированием, 60 кухонь. Юрюзанские и катав-ивановские партизаны разгромили прибывший в Юрюзань белогвардейский карательный отряд и освободили из колчаковского плена 200 человек. Партизанские отряды Сима, Катав-Ивановска и других городов охраняли мосты на Самаро-Златоустовской железной дороге и содействовали тем самым беспрепятственному продвижению вперед наступавшей 5-й Красной Армии. Карабашский партизанский отряд летом 1919 года установил связь с 5-й армией. Командование армии поставило перед отрядом задачу: не допустить эвакуации белыми заводского оборудования. Партизаны выполнили эту задачу и вместе с рабочими и частями Красной Армии освободили Карабашский завод от колчаковцев. Особенно большую тревогу у интервентов и белоказаков вызывали партизаны рабочие Симского горного округа. Заводы большую часть времени бездействовали, так как многие рабочие скрывались в лесах вместе с партизанами. При появлении карательных отрядов партизаны совершали на них налеты и выгоняли с территории заводов. Колчаковская контрразведка неоднократно устраивала облавы в рабочих поселках заводов, пытаясь выловить подпольщиков. В один из таких налетов белогвардейцам удалось арестовать значительную группу большевиков и комсомольцев. Большевики А. Коковихин, Ф. Фатеев, комсомольцы братья Орловы, Ф. Холопов и другие после пыток и издевательств были расстреляны. Оставшиеся на свободе подпольщики продолжали революционную работу.
Заняв Уфу и Бугуруслан, колчаковцы в первой половине апреля 1919 года стали угрожать Самаре и Казани. На Восточном фронте вновь создалось напряженное положение. Необходимо было остановить продвижение белогвардейцев к Волге, вырвать у них инициативу и обеспечить перелом в пользу Красной Армии. Для выполнения этой задачи была создана Южная группа войск Восточного фронта под командованием М. В. Фрунзе.
Перейдя 28 апреля 1919 года в решительное контрнаступление, войска Южной группы сломили сопротивление врага и вскоре заняли Бугуруслан, Бугульму, Белебей, Уфу. Решительный перелом на Восточном фронте наступил. Колчаковская армия стала отступать по всему фронту. В начале лета 1919 года части Красной Армии преодолели рубежи рек Белой и Камы и вступили в пределы Урала. Главный удар на Челябинском направлении наносила 5-я армия, которой командовал М. Н. Тухачевский.
В конце июня — в начале июля 1919 года части 5-й армии приступили к освобождению Южного Урала, а 28-я дивизия 3-й армии (начальник дивизии В.М. Азин) получила задание овладеть центром Урала — Екатеринбургом. С 1 по 13 июля советские войска освободили южноуральские заводы Миньяр, Юрюзань, Кусу, Златоуст и другие. 14 июля 28-я дивизия заняла Екатеринбург. Вместе с регулярными частями Красной Армии в боях против колчаковцев принимали активное участие партизанские отряды.
Ожесточенные бои развернулись на подступах к Челябинску — важному стратегическому пункту на Южном Урале. Белые имели в районе Челябинска и южноуральских заводов значительные силы (около 30 тысяч штыков и сабель, 711 пулеметов, более 100 орудий). 26-я и 27-я дивизии 5-й армии, ломая в упорных боях сопротивление врага, приблизились к Челябинску. 23—24 июля части 27-й дивизии заняли станицы Кременкульскую, Кайгородскую, Есаульскую. 24 июля 242 Волжский полк (командир полка С. С. Вострецов) и 243 Петроградский полк (командир полка Шеломенцев) прорвались в Челябинск. В этот день был сформирован Челябинский ревком. Однако белогвардейцы продолжали оказывать упорное сопротивление, пытаясь обратно вернуть город. Бои за Челябинск продолжались с 25 июля по 1 августа. Враг понес большие потери. Советские войска захватили свыше 15 тысяч человек пленных, 4 тысячи вагонов с углем и военным имуществом, большое количество вооружения и боеприпасов. По призыву большевиков свыше 8 тысяч рабочих города и шахтеров челябкопей влились в ряды Красной Армии. Все попытки белых вернуть Челябинск провалились. Прочно удерживая в своих руках город, советские войска продолжали преследовать отступавшие в Сибирь колчаковские войска.
В конце июля — начале августа началось наступление красных на Троицк. Колчаковцы сосредоточили здесь большие силы. В городе находились 2-я Оренбургская казачья дивизия, Сибирский полк, группа полковника Панова и другие белогвардейские части. Бои за Троицк вели части 5-й армии: кавалерийский полк имени Степана Разина, Верхнеуральский казачий полк и 3-я кавалерийская бригада. Полк имени Степана Разина, развивая наступление из района станицы Нижне-Увельская, занял вокзал. Враг не выдержал стремительного натиска красных и бежал из Троицка. 4 августа в город вошли советские войска.
К 3 августа части Красной Армии вышли на линию реки Урал. В июле — августе 1919 года Советская власть на Урале была восстановлена.















