56872 (671556), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Александра ІІІ, Витте становится во главе финансового ведомства, сохраняя свое влияние и в министерстве путей сообщения.
4. Деятельность на посту министра финансов
Итак, в феврале 1892 года С. Ю. Витте стал министром путей сообщения, а в августе того же года занял один из ключевых постов в высшей администрации, возглавив министерство финансов.
Министерство финансов, которое возглавил Витте, представляло собой некий конгломерат ведомств. В руках министра сосредотачивалось управление не только финансами, но и промышленностью, торговлей, торговым мореплаванием, отчасти народным образованием, коммерческим и аграрным кредитом. Под его контролем фактически находилось министерство путей сообщения. Оказавшись на столь влиятельном посту, Витте дал волю распиравшей его энергии. Правда, в начале у него не было сколько-нибудь четкой экономической программы. До середины 80-х годов он смотрел на будущее русской экономики глазами убежденного славянофила. Его тревожила даже мама мысль о возможности развития капитализма в России по западноевропейскому образцу. Но постепенно он начинает руководствовался идеями «национальной экономии» в трактовке немецкого экономиста В. Листа, а также наследием своих предшественников К. Х. Буте, И. А. Вышнеградского – ученых с мировым именем.
Критическое осмысление идейно-теоретических постулатов системной модели развития экономики, в основе которой лежал принцип покровительства отечественной промышленности, анализ с этой точки зрения практики пореформенных десятилетий послужили отправным моментом для выработки Витте собственной концепции экономической политики. Главной его задачей стало создание самостоятельной национальной индустрии, защищенной на первых порах от иностранной конкуренции таможенным барьером, с сильной регулирующей ролью государства, что должно было в конечном итоге укрепить экономические и политические позиции России на международной арене.
Программа экономических преобразований была оформлена не в виде самостоятельного документа, как часть представление в государственный совет от 30 октября 1893 года «Об изменении штатов департамента торговли и мануфактур» Витте добивался увлечения в 1,5 раза числа чиновников департамента в надежде превратить его в активный орган для осуществления своих планов. Его надежды оправдались. В ноябре 1893 года Государственный совет одобрил представленный Витте документ, и Департамент торговли и мануфактур превратился в удин из активно действующих проводников провозглашенных Министерством Финансов политики прямой поддержки промышленных предприятий.
Уже в самом начале своего пребывания на посту министра финансов Витте объявил об использовании государственного вмешательства в жизнь страны как верного средства для преодоления отсталости.
В целом на этом этапе он попытался приспособить экономическую политику к общеполитической доктрине царствования Александра ІІІ с её курсом на отстаивание консервативных начал во всех сферах жизни страны, к укреплению и рассмотрению роли самодержавного государства.
Будучи долгое время убежденным анархистом-славянофилом С. Ю. Витте далеко не сразу смог осознать необходимость преобразования России по западным образцам. Однако, став министром, довольно быстро уверился в том, что ускоренное промышленное развитие страны – залог государственной устойчивости. Он уже не испытывал никаких страхов перед иностранными инвесторами, а в деле индустриализации России придавал огромное значение финансовым зарубежным центрам, так как внутренние источники ему представлялись недостаточными.
Став министром финансов, Витте получил в наследство российский бюджет с дефицитом в 74,3 миллиона рублей. Расходные статьи бюджета при активной политике по развитию промышленности быстро росли: с 1893 года но 1903 год они возросли почти вдвое — с 1040 до 2071 миллиона рублей. Первое время он носился с мыслью получить дополнительные средства просто за счет усиления работы печатного станка. Идея выпуска ничем не обеспеченных бумажных денег буквально вызвала панику среди финансистов. Новый министр скоро понял ошибочность такого шага к оздоровлению бюджета. Теперь ликвидация дефицита связывалась им с повышением рентабельности промышленности и транспорта, пересмотром системы налогового обложения, с ростом прямых и особенно косвенных налогов.
При активном участии С. Ю. Витте в империи были проведены крупные экономические преобразования, укрепившие государственные финансы и ускорившие промышленное развитие России. В их числе введение казенной винной монополии (1894 год), дававшей до четверти всех поступлений в казну, строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, заключение таможенных договоров с Германией (1894 и 1904 годы), развитие сети технических и профессиональных училищ. Узловым же пунктом Виттевской экономической программы стало проведение в середине 90-х годов денежной реформы, стабилизировавшей русский рубль и стимулировавшей крупные иностранные инвестиции в ведущие отрасли промышленности.
4.1 Денежная реформа
Во второй половине ΧΙΧ столетия по мере развития капиталистических отношений в Европе, увеличения торговых и промышленных оборотов, размеров платежей роль золота в денежном обращении западноевропейских стран становилась всё более значительно. Золотая монета начала вытеснять серебро.
К 1984 году Витте был уже безоговорочным сторонником введения золотого денежного обращения. Почва для проведения реформы была подготовлена его предшественником в министерстве финансов.
При обсуждении ещё в 1887 году проекта реформы было решено «Стремиться не к восстановлению полной ценности кредитного рубля, а к упрочнению его размена в отношении близко к 1,5 рубля кредитного за 1 рубль металлический.
В 1893 году была прекращена свободная чеканка серебряной монеты. Тем самым был исключён возврат к серебряному монометаллизму.
И только в 1895 году в период промышленного подъема и благоприятной финансовой конъюнктуры, когда золотая наличность составила 678 миллионов рублей, русское правительство решилось преступить к проведению реформы.
Реформа была проведена указом от 29 августа 1897 года. Золотое содержание рубля было понижено на одну треть. Кредитный рубль был приведен к 66 2/3 копейки золотом. В результате реформы Государственный банк сделался эмиссионным учреждением. Ему было предоставлено право выпуска банкнот. Все кредитные билеты, выпускавшиеся в обращение свыше 300 миллионов рублей, должны были быть обеспечены золотом рубль за рубль. В России был установлен очень жесткий эмиссионный закон, требовавший постоянно большого запаса золота для обеспечения находившихся в обращении кредитных билетов.
В ноябре 1897 года в обращении появилась 5-рублевая золотая монета, в 1898 10-рублевая. 7 июля 1899 года был утвержден новый монетный устав.
Итак, денежная реформа способствовала стабилизации рубля и открыла дорогу в Россию иностранным капиталам. Иностранные инвестиции стали важным источником для развития национальной промышленности и железнодорожного строительства.
Витте убеждал своих оппонентов, что решающая роль в жизни страны переходит от землевладения, сельского хозяйства к промышленности, банкам. «Мы находимся у начала этого движения, - констатировал он, - который нельзя остановить без риска погубить Россию". Гигантская сила современной промышленности, банков и в России подчиняет себе аграрный сектор экономики. Выход, по его мнению, для дворянства один – обуржуазиться, заняться помимо земледелия этими отраслями хозяйства.
Позиции министра в конце 19 века были крепки и потому, что наблюдался очевидный и уверенный подъем производительных сил, особенно в промышленности. Так из 1292 русских акционерных обществ, действовавших в 1903 году, 794 было учреждено за 1892-1902 годы, а из 241 иностранных компаний, оперировавших в России, 205 появились здесь в указанное десятилетие. В 90-е годы прокладывалось в среднем ежегодно 2,5 тысяч верст новых железнодорожных путей. За время министерства С. Ю. Витте в Россию было инвестировано из-за границы около 3 миллиардов рублей. В последние годы прошлого века показатель ежегодного прироста промышленного производства в ведущих отраслях индустрии был очень высоким и колебался в пределах 12-15%. Все это, казалось, подтверждало правильность проводимой экономической политики.
При бурном развитии индустриального сектора в аграрной сфере царил застой. При всем своем неприятии дворянских претензий к правительству Витте предпринял не мало усилий по обеспечению помещиков средствами для модернизации их имений. Он активизировал деятельность кредитных учреждений по выдаче ссуд землевладельцам и сельским хозяйственникам. Однако этот процесс в силу сохранения крепостнических пережитков, последствий мирового аграрного кризиса, ряда тяжелых неурожаев шел крайне медленно.
В октябре 1898 года он обращается к Николаю ІІ с запиской, в которой уговаривает царя «завершить освобождение крестьян», сделать из крестьянина «персону», освободить его от давящей опеки местных властей и общины.
Но предложение главы финансового ведомства, создать специальную комиссию по этому вопросу, тогда не было принято. Царь даже не ответил на его обращение. И лишь разразившейся финансовый кризис, неурожаи 1899 и 1901 годов, крупные крестьянские выступления 1902 года заставили Николая ІІ создать ряд комиссий и совещаний для пересмотра аграрного законодательства и выработки мер по подъему сельского хозяйства.
Охлаждение к Витте, и даже враждебность к нему императорской четы, усилия Плеве, всеми способами пытавшегося скомпрометировать соперника, наряду с нараставшими расхождениями по ряду важных аспектов внутренней и внешней политики, особенно по поводу дальневосточных дел, русско-японских отношений, а также в связи с установившейся в правых кругах репутацией «опасного масона» привело в августе 1903 года к отставке Витте с поста министра финансов.
5. На посту председателя Комитета министров
Николай ІІ обставил своё решение внешне вполне благопристойно. Витте получил крупное единовременное вознаграждение (около 400 тысяч рублей) и был назначен председателем Комитета министров. Должность эта была почетная, но фактически маловлиятельная, так как комитет занимался в основном мелкими текущими делами.
Первое время после отставки он находился в крайне подавленном состоянии и в одном из писем писал: «Я большей частью сижу дома и почти никого не вижу. Откровенно говоря, я чувствую род отвращения видеться с огромным большинством из моих петербургских знакомых: из-за угла критикуют и завидуют, а в глаза подличают». Однако Витте не захотел вернуться в мир бизнеса, хотя без особого труда мог получить руководящее кресло в совете или правлении какого-либо предприятия или банка. Прерогативы власти, вероятно, ценились им выше материальных благ. И уже в конце 1903 года Сергей Юльевич был опять в гуще хитросплетений петербургской политической жизни. Роль главы Комитете министров не давала административных полномочий, но позволяла сохранять заметное место. Оставались нужные связи в иерархии, полезные знакомства (близкие отношения в этот период он поддерживал, например, с министром иностранных дел графом В. Н. Ламсдорфом и военным министром А. И. Куропаткиным).
5.1 Указ 1904 года
Осенью 1904 года процесс нарастания революционной ситуации вступил в новую фазу, захватив широчайшие слои российского общества. После массовых крестьянских выступлений 1902 года, волны всеобщих забастовок, прокатившейся но югу страны летом 1903 года, оппозиционные настроения, усугубленные рядом чувствительных поражений России в начавшейся в 1904 году русско-японской войне, охватили и высшие классы общества. Состоявшийся 6—8 ноября съезд земских деятелей высказался за введение представительных учреждений и установление в стране буржуазно-демократических свобод. «Союз. освобождения» - возникшая на рубеже 1903—1904 годов нелегальная либеральная организация - принял обращение о проведении с 20 ноября так называемой «банкетной кампании», в ходе которой участникам предлагалось принимать решения с пожеланиями буржуазно-либеральных преобразований. В 34 городах России состоялось более 120 собраний и митингов, в которых приняло участие около 50 тысяч человек, открыто высказавшихся против неограниченного самодержавного режима.
В таких условиях царизм помимо ужесточения репрессий попытался сбить волну недовольства, став на путь лавирования. В ноябре - декабре 1904 года в правящих сферах обсуждалась всеподданнейшая записка князя П. Д. Святополк-Мирского, нового министра внутренних дел, имевшего в общественных кругах репутацию либерального бюрократа. Само назначение его на этот пост, по словам Витте, представляло собой флаг, который правительство выкинуло в знак примирения с обществом. Основной упор в записке был сделан на анализе сложившейся ситуации, на доказательстве невозможности сохранения в неизменном виде политического режима. В качестве одной из важнейших мер выхода из кризиса предлагалось допустить участие выборных представителей в работе Государственного совета. Царь созвал специальное совещание сановников, на которое был приглашен и Витте.
Последний, стремясь поднять свой пошатнувшийся престиж, проявил необычайную политическую активность. В либеральных кругах, где разделялись реформаторские идеи, он всячески подчеркивал свою близость к Мирскому, представляя его своим ставленником. По свидетельству В. Н. Коковцова, он «везде и всюду противопоставлял его покойному Плеве как образец просвещенности, государственного ума и той новой складки представителя власти, которая должна сменить ушедший со сцены чин полицейского администратора, чуждого понимания необходимости примирить власть с обществом и приготовить переход к новым приемам управления . Одновременно, пытаясь поднять свои акции и у трона, он выступал убежденным противником любого представительства. Эта двойственность и непоследовательность наглядно проявлялись и в ходе обсуждения записки. В целом он вроде бы и поддержал министра внутренних дел, солидаризовавшись с ним в его оценке кризисной ситуации. Но по вопросу о приглашении выборных представителей общественности в Государственный совет, за что, кстати, высказались большинство участников совещания, он заявил, что, с одной стороны, такая мера, видимо, нужна, но при этом, с другой стороны, необходимо иметь в виду, что она не может не поколебать существующий государственный строй.
Император, согласившись с мнением большинства, подготовку проекта указа о предполагавшихся реформах поручил Витте, рассчитывая с его помощью выйти с наименьшими потерями из сложившейся ситуации. Проект был составлен и послан царю.
Сейчас трудно со всей определенностью сказать, было ли это со стороны Витте шагом с целью восстановить свою репутацию в глазах Николая, или таким образом проявились его монархические убеждения. Как бы то ни было, так была упущена еще одна возможность перевести назревавшую революцию в русло реформ. Указ 12 декабря 1904 года, обещавший некоторые преобразования, был опубликован без пункта о представительстве, но с твердым заявлением о «незыблемости основных законов империи». Более того, наряду с указом был опубликован текст правительственного сообщения, в котором всякая мысль о политических реформах и представительных учреждениях объявлялась «чуждой русскому народу, верному исконным основам существующего государственного строя». Здесь, видимо, уместно отметить, что в свое время Витте обвинял К. II. Победоносцева в провале в начале 80-х годов проекта конституции графа М. Т. Лорис-Меликова, что привело, по его мнению, в конечном итоге к революции. Приведенный эпизод с свидетельствует, что сам Витте сыграл не менее зловещую роль.
5.2 Посольская миссия Витте















