56827 (671532), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Для Чаянова характерно большое внимание к сельскохозяйственной кооперации. Хотя трудовое крестьянское хозяйство устойчиво, оно тормозит прогрессивное развитие. По его мнению, для подъема советской агроэкономики надо было объединять в кооперативы всех крестьян, кроме первой и шестой групп, с последующим ограничением и вытеснением эксплуататорских отношений и привлечением сельских пролетариев к семейно-трудовому хозяйствованию через предоставление кредита. По Чаянову, ценность кооперации двояка: она имеет, с одной стороны, антикапиталистическое содержание, освобождая крестьян от перекупщиков, а с другой – антибюрократическое, развивая трудовое самоуправление. Он выступал против огосударствления кооперативов и отстаивал их самостоятельность при решении хозяйственных вопросов.
Главным путем подъема эффективности аграрного сектора Чаянов считал развитие кооперации не по горизонтали (объединением многих одинаковых единоличных хозяйств в одно коллективное), а по вертикали – путем объединения производства, хранения, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, покупки и обслуживания техники, племенной и селекционной работы и т.д. Выступая за вертикальную кооперацию, он очень критически относился к сталинским колхозам, предлагая вместо национализации земли передать ее в трудовую собственность без права купли – продажи.
Кооперативные концепции совпадали со многими идеями Ленина начала 1920-х, который при написании известной статьи. О кооперации, вероятно, пользовался работами Чаянова. Однако в 1930-е идеи Чаянова разошлись со сталинским курсом, что стало причиной репрессий против самого Чаянова и его сторонников. Расстрелян 3 октября 1937.
Заключение
Выше упомянутые выдающиеся деятели отечественной экономической науки по праву могут носить гордое звание - великий русский экономист.
Леонид Витальевич Канторович – выдающийся российский экономист, «за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов» он был удостоен Нобелевской премии. Это лишь малая часть его заслуг перед Россией и мировой экономической наукой в целом.
Вклад К.Д.Ушинского в российскую науку трудно переоценить. Его преподавательская деятельность стала толчком к более глубокому изучению экономики и юриспруденции его студентами.
Его слова: « Экономист связывает все единицы своим разделением. Для юриста все эти единицы тождественны, безразличны; для экономиста все они являются колесами одной машины, победившей природу; для экономистов вся эта масса безразличных юридических единиц различивается, но и для юриста (в строгом римском смысле этого слова), и для экономиста один и тот же субъект - эгоизм, один и тот же предмет - материальный интерес. Гражданское право лежит в основе экономии, но в нее не входит, оно предполагается ею как бесспорно существующее. Экономический интерес человечества и связь людей этим интересом - вот предмет науки хозяйства»- говорят о величайшей связи двух наук, которую Ушинский утвердил.
Александр Владимирович Чаянов – внес огромный вклад в изучение земли, не как географического объекта, а как важнейшего фактора производства. Его «Крестьяноведение» изменило отношение к землепользованию.
Лишь в 1960-е, когда началось изучение специфики «третьего мира», западные ученые неожиданно обнаружили, что еще почти полвека назад русский ученый раскрыл основные особенности, отличающие крестьянское хозяйство от капиталистического. Идеи Чаянова о вертикальной кооперации как оптимальном пути модернизации крестьянских хозяйств находят свое применение в современных странах «третьего мира»















