56074 (671125), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Все стремились быстрее закончить войну и понимали, что это произойдет через считанные недели. Тем горше была гибель каждого из боевых товарищей. Уже после войны некоторые военачальники, например генерал А.В. Горбатев, высказывали мнение, что достаточно было бы окружить Берлин и дожать в нем остатки гитлеровских войск, заставить их капитулировать, сохранив жизни многих советских воинов. В Ставке весной 1945 г. так вопросы не ставились. Руководители СССР считали, что затягивание военных действий может привести к открытию немцами фронта на западе, заключению сепаратного мира. Не исключалась вероятность того, что англо-американские части окажутся в Берлине раньше.
В течение 23 суток Берлинской стратегической наступательной операции, с 16 апреля по 8 мая 1945 года, войска 1-го и 2-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов (командующие маршалы Советского Союза Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев) разгромили берлинскую группировку войск противника. При этом активно использовались силы Балтийского флота, Днепровской военной флотилии, авиации дальнего действия, а также 1-й и 2-й армий Войска Польского. Всего с советской стороны участвовало более 2 миллионов человек, 41 тысяча орудий и минометов, 6250 танков и 7,5 тысяч боевых самолетов2.
Им предстояло одолеть усиленную оборону Берлина, состоявшую из 3 полос одерско-нейсенского рубежа, оборудованного на глубину 20-40 километров, 3 оборонительных обвода вокруг города, более 400 крупных железобетонных долговременных сооружений и многие другие огневые и противотанковые средства. Обороняющиеся насчитывали 1 миллион человек, 41,5 тысяч орудий и минометов, 1,5 тысяч танков и штурмовых орудий, 3,5 тысячи боевых самолетов3.
Советские командование, создавая высокую оперативную плотность войск, сумело пробить бреши в обороне противника - взять сильно укрепленные рубежи на Зееловских высотах. После тяжелых многодневных боев был окружен Берлин. Удалось рассечь фронт гитлеровцев с востока и запада - в результате советские воины и англо-американские союзники встретились на Эльбе в районе Торгау.
Гитлер принимает решение не бежать на юг, а лично руководить борьбой за Берлин. Его сподвижники еще разыгрывают преданность. Но все понимают - война проиграна. Все попытки немецкого командирования деблокировать Берлин успеха не имели. Уничтожение берлинской группировки проходило в ожесточенный уличных боях. Штурм рейхстага стал важнейшим событием битвы за Берлин. 30 апреля над рейхстагом взвилось Знамя Победы.
1 мая в 3 часа 50 минут на командный пункт 8-й Гвардейской армии был доставлен начальник генштаба сухопутных сил Германии генерал Кребс. Он заявил о том, что Гитлер 30 апреля покончил жизнь самоубийством, и предложил начать переговоры о перемирии. Об этом было доложено Сталину, который потребовал вести переговоры только о безоговорочной капитуляции. Ответа от преемников Гитлера не последовало, и военные действия возобновились. Но на следующий день к 15 часам штаб берлинской обороны отдал приказ о прекращении военных действий. Берлин пал.
Во время штурма германской столицы советские войска потеряли 300 тысяч убитыми и ранеными больше, чем США за все годы войны.
8 мая был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Это была победа.
В результате Берлинской наступательной операции были разгромлены 93 дивизии вермахта, взято в плен около 480 тысяч солдат и офицеров, большое количество различного оружия и боевой техники, а после 9 мая 1945 года перед советскими войсками сложили еще 1 миллион 300 тысяч солдат и офицеров поверженной Германии. Берлинская операция стала завершающей на долгом пути Красной Армии. Завершилась небывалая по своим масштабам, ожесточенная битва против фашизма.
Весной 1945 года развивалась крупная политическая игра западных союзников СССР вокруг Берлина. Они мечтали о том, что смогут взять Берлин первыми и тем самым обратить свои действия, как решающие в борьбе против общего врага, чтобы в последствии легче было вести политическую борьбу с Россией. Но союзники не могли бы этого сделать, даже если бы и попытались, т.к. их силы были гораздо дальше от Берлина, чем Красная Армия, и англо-американские войска на Берлинском направлении не успели бы сосредоточиться для вторжения в Берлин. Однако эта игра западных союзников СССР вокруг Берлина была окончательно сорвана, когда советские войска провели Берлинскую операцию.
В конце апреля 1945 года некоторые немецкие генералы пытались договориться с Англией и США на капитуляцию германских сил по отношению к союзникам СССР, и продолжение войны с Советским Союзом. США и Англия не признали таких попыток только потому, что им в случае согласия на эту авантюру, пришлось бы начать конфликт (возможно вооруженный) со своим более сильным союзником, которого поддерживали народные массы их же стран. США, Англия и СССР были согласны только на безоговорочную капитуляцию гитлеровцев на всех фронтах. Этот документ был подписан представителями трех держав и немецкими генералами в полночь 8 мая 1945 года. Начался Великий День Победы над фашистской агрессией.
Потсдамская конференция
В начале конференции в состоявшейся беседе Трумэн и Сталин обсудили ее повестку, причем Сталин внес несколько дополнений, включая вопрос о режиме Франко в Испании. Он отметил, что Франкистский режим не явился результатом внутреннего развития в Испании, а был навязан Испании Германией и Италией и поэтому представляет опасность для Объединенных Наций. "Режим Франко опасен и вреден, поскольку в Испании предоставляют убежище различным осколкам фашизма, поэтому мы думаем, что надо покончить с этим режимом...". Сталин также упомянул, что позиция англичан недостаточно ясна относительно войны в Японии.
Советский Союз добился принятия конференции совместных решений о денацификации, демократизации и демилитаризации Германии как единого целого. Известно, что США и Англия в годы войны разработали план расчленения Германии на несколько отдельных государств, преимущественно сельскохозяйственного характера. Тем самым Вашингтон и Лондон рассчитывали одним махом покончить с опасным конкурентом и создать благоприятные условия для империалистических махинаций в центре Европы.
Этим планам не суждено было свершиться, поскольку СССР с самого начала занимал в отношении к ним отрицательную позицию. Выступая 9 мая 1945 г. в День Победы, глава Советского Правительства И.В. Сталин заявил, что Советский Союз "не собирается ни расчленять, ни уничтожать Германию". В утвержденном на Потсдамской конференции Соглашении о политических и экономических принципах для руководства при обращении с Германией в начальный контрольный период были поставлены следующие цели: Полное разоружение и демилитаризация Германии; Уничтожение национал-социалистической партии и ее филиалов, роспуск всех нацистский учреждений; предотвращение всякой нацистской и милитаристской деятельности и пропаганды; подготовка к окончательной реконструкции германской политической жизни.
В разделе об экономических принципах четко указывается, что Германия должна рассматриваться как единое экономическое целое и, что германскую экономику следует децентрализовать с целью "уничтожения существующей чрезмерной концентрации экономической силы, представленной особенно в форме картелей, синдикатов, трестов и других монополистических соглашений".
В дальнейшем западные державы пошлина срыв достигнутой договоренности. Столкнувшись с невозможностью использовать всю Германию в своих империалистических целях, они решили вопреки духу и букве Потсдамских соглашений превратить ее западную часть в плацдарм готовившейся агрессии против СССР. Был взят курс на ремилитаризацию Западной Германии и включении ее в военный блок НАТО. Тогда Советский Союз создал в восточной части страны Социалистическое государство Германскую Демократическую Республику.
Для Советского союза третья встреча руководителей трех держав антигитлеровской коалиции имела особое значение. В основе Советской дипломатии была также линия, которую Советский Союз проводил на протяжении всей своей истории. Трехсторонние соглашения, заключенные на конференциях глав правительств и на других международных форумах в годы совместных боевых действий, отражали интересы каждой из сторон.
Разумеется, западные державы и тогда имели свои взгляды, как на конкретные проблемы ведения войны, так и на послевоенное устройство. Но в условиях продолжавшейся борьбы против общего врага не было иной альтернативы, кроме достижения согласованной позиции, приемлемой для всех участников переговоров. Все это требовало немалых усилий, готовности пойти на разумный компромисс.
Важное значение имело и то, что во главе правительства США стоял в военные годы такой реалистически мыслящий политик, как Рузвельт. Своей трезвой позицией он, не в пример Черчиллю не раз способствовал принятию в конечном счете разумного решения по самым острым вопросам.
Важнейшими политическим итогом практики сотрудничества держав антигитлеровской коалиции как раз было то, что многие западные деятели, прежде всего американские, продемонстрировали готовность сотрудничества с советской стороной во время войны и в послевоенный период на равноправной основе. В какой мере был готов к такому решающему повороты Черчилль - вопрос особый. Но он так или иначе оказался вынужденным поддерживать важнейшие положения этой политики.
Президент Рузвельт и его единомышленники приложили немало усилий к тому, чтобы еще до окончания войны заложить основу политического и экономического послевоенного сотрудничества. Но сменившееся в Вашингтоне руководство начало поворачивать руль американской политики в другую сторону. Положительные решение, которые в конечном счете приняла Потсдамская конференция, были достигнуты прежде всего благодаря упорной борьбе советской дипломатии. Новое американское руководство не решилось порвать тогда с практикой военного сотрудничества, видимо потому, что чувствовало себя еще не совсем уверенно: новая администрация пришла к власти лишь за несколько месяцев до Потсдамской конференции.
Итак, особенность Потсдамской конференции заключается в том, что, хотя по идее она могла увенчать целую серию военных конференций и ознаменоваться триумфом политики держав антигитлеровской коалиции, такая возможность была утрачена еще до начала ее работы. Двое из трех ее участников, а именно делегации из США и Великобритании, отправлялись в Берлин с прямо противоположными целями. Они уже приняли решение похоронить саму идею сотрудничать с Советским Союзом и шли по пути конфронтации с социалистической державой. Вопреки планам, разрабатывавшимся при Рузвельте, они возвращались к довоенному курсу, направленному на изоляцию СССР, на отстранения его от решения мировых проблем. Они были озабочены приобретением "позиции силы", с которой могли бы диктовать Советскому Союзу свою волю.
Все же на том этапе правительство Трумэна еще не решалось открыто провозгласить свой новый курс и приняло участие в Потсдамской конференции.
На то были свои причины: во-первых, открытый разрыв с СССР слишком шокировал бы тогда мировое общественное мнение, во-вторых, Вашингтон предвидел, что резкий поворот в политике США натолкнется на сильное сопротивление внутри страны.
Известно, что для согласия необходимо стремление к этому, по крайней мере, двух партнеров, для ссоры - достаточно воли одной стороны. Причем тот, кто поворачивает на дорогу конфронтации и войны, нуждается в соответствующих силовых средствах. Президент Трумэн и его окружение уповали на силу атомного оружия.
Направляясь в Потсдам, американский президент с нетерпением ждал сообщения об испытании первой атомной бомбы. На борт крейсера "Августа", который вез его через Атлантику, регулярно шли шифровки о ходе подготовки к испытанию в Нью-Мексико.
Активно навязывая свою точку зрения, в отношении стран, освобожденных Красной Армией, представители западных держав в то же время отстранили Советский Союз от участия в решении проблем, связанных с районами и государствами, оккупированными американскими и английскими войсками. Примером может служить обсуждение проблем Италии.
Уже в первый период после капитуляции Италии американские и английские военные власти старались решать все вопросы в обход советских представителей в союзной контрольной комиссии. Такую же тактику теперь пытались проводить и более высокие инстанции. Характерна дискуссия на Потсдамской конференции вокруг вопроса об опеке. Она возникла после того, как советская делегация предложила обсудить судьбу колониальных владений Италии в Африке и на Средиземном море.
В конечном счете, вопрос был передан на рассмотрение трех министров иностранных дел. Независимо от того, что судьба этих территорий сложилась совсем не так, как рассчитывал Черчилль, интересно отметить его попытки уклониться от обсуждения с союзниками вопроса об опеке над бывшими колониями Италии, стремление распорядиться добычей по праву завоевателя, его поразительное пренебрежение к коренному населению этих территорий.
На конференции происходило немало острых споров по многим вопросам, но в целом в итоге дискуссии и обмена мнениями были приняты важные позитивные решения. Перечень документов, согласованных и утвержденных на Потсдамской конференции показывает, что был рассмотрен весьма широкий круг проблем, что предпринятые там решения могли иметь важное значение для развития всей международной обстановки. Был учрежден Совет министров иностранных дел; Участники встречи согласовали политические и экономические принципы по обращению с Германией в начальный контрольный период; была достигнута договоренность о репарациях с Германии, о германском военно-морском и торговом флоте, о передаче Советскому Союзу города Кенигсберга, и прилегающего к нему района, о предании суду военных преступников. Были согласованы заявления об Австрии, Польше, о заключении мирных договоров, приеме новых членов в ООН, о подопечных территориях и т.д. В официальном сообщении об итогах встречи говорилось, что конференция "укрепила связи между тремя правительствами и расширило рамки их сотрудничества и понимания". Было заявлено, что правительство и народы трех держав -- участников конференции -- "вместе с другими объединенными нациями обеспечат создание справедливого и прочного мира".
Значение решений, принятых на Потсдамской конференции, трудно переоценить.
Заключение
Итак, Вторая мировая война явилась крупнейшим событием истории XX века. Это была не только ожесточенная вооруженная борьба противостоящих сил, но и решительное противоборство с агрессором в экономической, политической, дипломатической сферах, в области идеологии и психологии.