55670 (670906), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Уже в 1909 году отношения между Николаем II и Столыпиным начали портиться. Царь не любил людей, которые имели твердый характер, он считал, что подобные лица "узурпируют" его власть. Реформы задуманные Столыпиным преобразование местного управления, государственное страхование рабочих, введение всеобщего начального образования, введение земства в западных губерниях и т.д.) не грозили устоям самодержавия, но революция была побеждена, и , как считал Николай II и его помощники из Совета объединенного дворянства, побеждена навсегда, а поэтому реформы не нужны. Систематические придирки и жалобы крайне правых царю на главу правительства немало попортили крови Столыпину. Другой пример их сложных взаимоотношений. Когда было решено создать Морской генеральный штаб из двух десятков людей и это должно было вызвать дополнительные расходы, Столыпин решил провести его штаты через Думу, которая утверждала бюджет. Но Николай II считал, что все дела о вооруженных силах - его личная компетенция и демонстративно не утвердил законопроект. В это же время небезызвестный Распутин приобретает значительное влияние при дворе. Скандальные похождения "старца" заставили Столыпина просить царя удалить Распутина из столицы, но Николай сказал, что «лучше десять Распутиных, чем одна истерика императрицы». Узнав о этом разговоре Александра Федоровна просто возненавидела Столыпина и воспользовавшись правительственным кризисом при утверждении штатов Морского генерального штаба настаивала на его отставке.
В марте 1911 года разразился еще более мощный кризис. При учреждении западных земств, правые силы поспешили дать бой Столыпину в Государственном совете, и проголосовали против курий, получив негласное разрешение монарха. Для Столыпина итоги голосования явились полной неожиданностью, он понял, что Николай предал своего премьера. На ближайшей аудиенции у царя Столыпин подал в отставку. Он был вполне уверен, что его отставку примут, но этого не произошло из-за двух причин. Во-первых, царь не принимал за министрами права выходить в отставку, считая, что только монарх может лишать министров их постов, а во-вторых, он подвергся довольно единодушной атаке князей и вдовствующей императрицы Марии Федоровны, которая объясняла Николаю, что Столыпин - человек, который способен вывести Россию из кризиса. Таким образом Столыпин не получил отставку, которую он ждал. Поняв ситуацию, он выдвинул перед Николаем П ряд жестких условий. Во-первых, распустить Государственный совет и Думу на три дня и законопроект провести по 87 статье, а главных своих противников - П.Н. Дурново и В.Ф.Трепова - Столыпин требовал удалить из Государственного совета. И еще назначить с 1 января 1912 года туда 20 новых депутатов по выбору Столыпина. Но Николай никогда не прощал таких "силовых приемов". Царь начал постоянно конфликтовать со своим премьера: не подписывал законопроектов, которые были приняты обеими палатами, назначал в правительство активных противников Столыпина. Ползли слухи о скорой отставке премьера.
В августе 1911 года Столыпин отдыхал в своем имении в Колнобрежье, там он работал над новыми проектами, которые собирался представить на заседании Думы, но и работу, и отдых пришлось прервать из-за поездки в Киев, где должен был открыться памятник Александру II. Пребывание в Киеве началось с оскорбления. Столыпину не нашлось места в автомобилях, в которых следовала царская свита - ему явно давали понять, что он лишний. Председателю Совета министров пришлось искать извозчика. Когда царский кортеж притормозил, то находящийся в нем Распутин оглянулся и увидев Столыпина громко закричал "Смерть за ним, смерть за нем едет. За Петром... за ним!" Решающие события развернулись 1 сентября. В 6 часов утра Кулябко, начальник Киевского охранного отделения, доложил о готовящемся покушении киевскому генерал-губернатору Ф.Ф.Трепову. В 7 часов утра тот сообщил об этом Столыпину и попросил его не гулять по городу. Когда Богров появился в театре, Кулябко попросил его уйти и вернуться на квартиру. Богров ушел, но снова вернулся через несколько минут и сел на свое место в 18-ом ряду партера. Во время антракта Кулябко повторил свое приказание и снова Богров повторил свой нехитрый маневр. Однако офицер, дежуривший у входа, не пускал Богрова обратно в театр и только вмешательство Кулябко, проходившего в это время мимо, позволило Богрову оказаться в театре. Столыпин стоял в это время лицом к партеру. Богров подошел к Столыпину и произвел два выстрела. Одна пуля попала в руку, другая - в живот. Столыпин скончался через несколько дней, 1 сентября 1911года, в частной клинике Маковского. Пуля при попадании задела печень, и это решило дело - медицина оказалась беспомощной.
Богрова задержали сразу и стали жестоко избивать, жандармам с трудом удалось вырвать его из рук разъяренной толпы. Террориста отправили в тюрьму "Косой капонир" и после молниеносного следствия повесили. Подлинная проблема, связанная с убийством Столыпина, состоит не в том, кем он был убит - агентом «охранки» или революционером-террористом, а в том, знало ли охранное отделение о замысле Богрова и был ли это заговор.
Давалось два объяснения. Первое – «охранка» в лице товарища внутренних дел, шефа отдельного корпуса жандармов генерала П.Г. Курлова, начальника дворцовой полиции А.И. Спиридовича, Кулябко и вице-директора департамента полиции камер-юнкера Веригина решило выслужиться перед царем и затеяло политическую интригу. То есть те, кому была поручена охрана царя во время торжеств, решили инсценировать покушение на Столыпина, затем покушение успешно предотвратить и получить за храбрость награды. Но в решающий момент они потеряли управление над Богровым и тот убил Столыпина. Второе - эти лица хотели, чтобы Столыпин был убит, и сделали это руками Богрова, следовательно, это был политический заговор с целью убийства Столыпина.
Заключение.
Если вглядеться в портрет П. А. Столыпина, то перед нами благородное и умное лицо, говорящее о многом, - именно о тех личных качествах, которые отмечали современники П. А. Столыпина – и единомышленники, и оппоненты.
Политик, реформатор, государственный деятель. Имя его в начале 20 в. было широко известно, но, к сожалению, позже несправедливо забыто. Теперь оно возвращается истории нашей страны.
«Столыпина можно не любить» - как отмечал один из его главных противников, - «но нельзя не признать его заслуги перед Отечеством». Сегодня мы пытаемся понять не только его заслуги – мы пытаемся осознать всю его политическую деятельность и восстановить историческую справедливость по отношению к своему выдающемуся соотечественнику.
К сожалению, долгое время отечественная историография оценивала фигуру П. А. Столыпина в негативном плане. Еще недавно, до «горбачевской перестройки» в школьных и вузовских учебниках его называли реакционером и жестоким диктатором, в издевательском тоне писали о «столыпинских галстуках» и «столыпинских вагонах».
Чем была вызвана жестокость, с которой он пришел в 1906 году во власть? Сам П. А. Столыпин объяснял - террором. Он убеждал, что по отношению к террору власть должна всегда действовать жестоко и давать беспощадный отпор. И как показывают события современной жизни, Столыпин был абсолютно прав.
Подавление революционных настроений в стране – не основная или единственная заслуга П. А. Столыпина. Главное в другом – в реформах, которые он начал целеустремленно и настойчиво внедрять в жизнь, чтобы усилить русскую державу.
Внушительны итоги земельной реформы П. А. Столыпина. Достигнуты они были за короткий срок, и если бы не выстрелы, оборвавшие жизнь реформатора, то у России могла бы быть другая история. Он хотел сделать всех крестьян зажиточными, так как считал, что государство сильно только ими. Крах крестьянской общины, который наступил при реформе, и которого все боялись, его не пугал. В курсе, проводимом им, сочетались экономические и политические цели, а у его противников превалировали только политические мотивы. Экономика их не интересовала. Премьер Столыпин в отличие от своих оппонентов больше опирался на экономику и рассматривал крах крестьянской общины не как развал, а как простор для инициативы деловых людей и созидательной работы, стимулирующей рост производительных сил. Он жаждал сформировать аграриев капиталистического толка.
О реформах Петра Аркадьевича уже написаны первые исследования и, несомненно, будут написаны и изданы многие книги, подробно изучающие его политическую деятельность и судьбу. История его жизни, его деятельности как выдающегося государственного реформатора и тайна его трагической гибели будут изучаться и в дальнейшем. Но для его современников события той далекой и несчастливой осени 1911 года, так и остались неразгаданными. Сразу же после того вечера в Киевском оперном театре, когда прозвучали два выстрела, оборвавшие жизнь этого замечательного человека, встревоженная Россия заговорила о возможном заговоре, ставившем своей целью устранение П. А. Столыпина.
С того времени периодически предпринимались отдельные попытки разгадать тайну гибели знаменитого реформатора, однако к единому мнению исследователи так и не пришли.
Жизнь П. А. Столыпина – пример верного служения и безграничной любви к Отечеству, что подтверждают его слова и сегодня не потерявшие своей актуальности: «Им нужны великие потрясения – нам нужна Великая Россия».
Библиография
-
Бок М.П. «П.А. Столыпин. Воспоминания об отце». М., «Новости», 1992.
-
Джанибекян В. «Тайна гибели Столыпина». М., «Бородино-Е», «Звонница-МГ», 2001.
-
Кацва Л.А. «История Отечества». Справочник. М., «Аст-Пресс», 2001.
-
Корелин А.П. «Краткое пособие по истории». М., «Высшая школа», 1992.
-
«Русский торгово-промышленный мир». М., «Планета», 1993.
-
Столыпин П.А. «Нам нужна Великая Россия…». Полное собрание речей (1906 –1911). М., «Молодая гвардия», 1991.
Примечания
-
А.П. Корелин. «Краткое пособие по истории». М., «Высшая школа», 1992, стр. 94.
-
П.А. Столыпин. «Нам нужна Великая Россия…». Полное собрание речей (1906 –1911). М., «Молодая гвардия», 1991, стр. 18 – 19.
-
Л.А. Кацва. «История Отечества». Справочник. М., «Аст-Пресс», 2001, стр. 435.















