55385 (670645), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Пьеро Медичи был полной противоположностью своему отцу. Целью своей жизни он сделал чувственные наслаждения и физические упражнения. Пьеро был не в отца груб и заносчив. Его поведение не нравилось не только жителям Флоренции. За короткое время своей политической деятельности Пьеро успел оттолкнуть от себя всех союзников Флоренции, в результате чего она потеряла свое лидирующее положение, достигнутое при Лоренцо. По причине маложушия и трусости Пьеро было подтверждено одно из предсказаний Савонаролы: о нашествии на Флоренцию французского короля Карла VIII. В результате общенародного решения Пьеро ьыл низложен и изгнан из Флоренции. Найдя себе убежище в Риме, Пьеро предается развратной жизни, проводя время в на пирушках и играх. Параллельно с этим, он не забывает и о Флоренции: надеясь вновь вернуться к власти, Пьеро постоянно строит заговоры и интриги.
Таким образом, с Пьеро Медичи династия пришла в упадок, продолжавшийся около 30 лет. Медичи вновь вернутся к власти лишь в 1512 году, через 14 лет после гибели одного из главных противников династии Медичи - Джироламо Савонаролы.
Глава 3. Джироламо Савонарола как личность, религиозный и политический деятель.
Джироламо Савонарола (1452-1498) родился в Ферраре в семье врачей. Семья желала для него медицинской карьеры, однако под влиянием отца у молодого Савонаролы возникло желание помимо естественных наук, заниматься еще философией и богословием. Таким образом, Джироламо получил хорошее домашнее образование. С раннего детства Савонарола отличается глубокой религиозностью, читает Библию и сочинения Фомы Аквинского.
В 1475 году Савонарола ушел в доминиканский монастырь в Болонье, где пробыл 7 лет, читая новициям лекции по философии и богословию. В это время папы Сикст IV, а затем сменивший его Иннокентий VIII прославились симонией, непотизмом, развратной жизнью и другими злоупотреблениями. Глубоко и страстно верующий и даже мистически настроенный Савонарола искренне переживал по этому поводу и даже написал стихотворение-молитву "О разрушении мира".
В 1481 году Савонарола переходит во Флоренцию, в доминиканский монастырь св. Марка. Занимается с новициями философией и богословией. Начинает посещать с проповедями в другие города, и приобретает множество почитателей и последователей.
Основные философские и богословские сочинения Савонаролы были созданы именно в это время. Они были написаны в виде руководства новициям в их занятиях. В частности, на сегодняшний день известны 4 философских трактата, опубликованных Савонаролой как единое сочинение "Краткое изложение философии, морали, логики, разделение и достоинства всех наук". Исследователи отмечают в них большое влияние Аристотеля. В своих трудах Савонарола признает исключительное значение опыта в понании. Всякое познание начинается с ощущения, поэтому в философии отдел, занимающийся миром чувственных вещей, должен предшествовать учению о мире, недоступном чувственному познанию. В основе всякого знания лежат, во-первых, данные чувственного восприятия, и, ва-вторых, первоначальные принципы, служащие основой всех опытных данных. Главная трудность заключается не в познании этих априорных первопринципов, а в учтановлении связи между первоидеями и и первоначальными ощущениями. В гносеологии, а еще более в этике Савонаролы ясно прослеживается влияние Аристотеля и Фомы Аквинского, а также сильное воздействие неоплатонизма. (570) Единственным руководителем человеческого познания Савонарола признает разум и на основе этого естественного разума строит все здание христианской веры. Савонарола постоянно утверждает свободу и свободную волю человека и в своем теологическом трактате "О смирении и милосердии". В другом сочинении этого времени, "О молитве умной", он превозносит как высшую молитву молитву бессловесную, умную, и говорит при этом о состоянии экстаза. (570)
Во Флоренции Савонаролу поразили отсутствие принципов и веры у ее жителей. В своих речах он горячо выступал против пороков, религиозного индифферентизма клира и мирян, порицал поэтов и философов, осуждал странную привязанность к древним писателям и не хотел цитировать ничего иного кроме Библии, которая стала для него единственной опорою для всех проповедей. (58). Первое время, публика, привыкшая к иным формам церковного ораторства, принимала Савонаролу довольно холодно: на церковной кафедре того времени господствовали ученость и язычество. Следует отметить, что несмотря на свою образованность, Савонарола начинает неприязненно и с презрением относиться к ученым, писателям и философам (57) Все свои идеи Савонарола основывал на Библии. . Кроме буквального ее толкования, он делал почти к каждому стиху еще четыре толкования: духовное, нравственное, аллегорическое и мистическое. Тем самым Савонарола находил подтверждение всем своим мыслям, вдохновениям и пророчествам. При столь гибкой и широко понимаемой им системе толкования, авторитетом божественного слова можно было подтвердить любое положение.Первого серьезного успеха проповеди Савонаролы достигли в 1486 году во время великого поста.
Постепенно, идеи апокалипсиса и эсхатологические мотивы становятся в проповедях Савонаролы доминирующими. Говоря о пороках церкви, Савонарола сформулировал для себя основные лозунги:
1.) Церковь будет наказана
2.)Потом обновлена
3.)И это случится в самом непродолжительном времени.
Свидетели отмечают, что во время молитвы Савонарола постоянно находился в состоянии экзальтации, зачастую терял сознание. Истощенного постоянными бдениями монаха посещали видения. Ему повсюду слышались голоса, призывающие продолжить начатое им дело. Пророческие предсказания Савонаролы сбывались с ужасающей точностью, что работало на рост его авторитета. Постепенно Савонарола приходит к идее собственной богоизбранности. Его цель на земле - обличение пороков и проповедь добродетели.
По мнению исследователей, Савонаролу не следует сравнивать ни с кем из современных ему ученых или философов, не только потому, что он вооружался против увлечения язычеством, но и потому, что он гораздо серьезнее ставил проблему жизни. Его истинная самобытность заключается в признании авторитета за разумом, за опытом и свидетельством совести в вопросах теоретических и практических. При этом он не отделял науки от орелигии, верным последователем которой он был. Он не допускал и мысли, как это делали тогда многие, что в философии можно верить одному и совсем противоположному в религии. Это обстоятельство и сделало из него предтечу, пророка и мученика новых времен. (87)
В 1491 году Савонарола становится настоятелем монастыря и проповеди его переносятся в кафедральный собор Флоренции.
Неизбежно возникает конфликт с режимом Медичи, поскольку в своих проповедях Савонарола обличал деспотизм, продажность чиновников, ограбление подданных, развращенность и скептицизм образованных литературных и артистических кругов. (571)
Среди почитателей Савонаролы множество известных людей: Пико делла Мирандола, Марсилио Фичино, Бартоломео делла Порта, Боттичелли, Микеланджело и другие. В Савонароле видели нового Сократа, который унаследовал от этого древнего философа божественное вдохновение, путеводного демона и миссию реформатора. (143 Эудженио Гарэн "Проблемы итальянского Возрождения", Прогресс, М., 1986)
После низложения Пьеро Медичи, в спорах о государственном устройстве была принята программа Савонаролы, предусматривавшая вслед за любовью к богу, моральным обновлением и всеобщим примирением и амнистией учреждение демократического правления с Большим Советом, и осуществляющим практическую власть Малым Советом. (982) В это время Савонарола становится фактическм главой и вдохновителем правительства. Проводится реформа судопроизводства, всеобщая амнистия; для помощи бедным и ликвидации ростовщичества создается ломбард с низким процентом. Многие итальянские политические деятели считали государственное устройство Флоренции 1494 года идеальным и видели в Савонароле выдающегося политического теоретика, практика и в полном смысле гуманиста, поражаясь его реализму и глубокому знанию людей.
В это время Савонарола проповедует покаяние и моральное возрождение. Количество монахов в монастыре св. Марка вырастает с 50 до 300. На религиозных торжествах огню предаются непристойные книги и картины. Таким образом, Савонарола подчинял искусство общественно-политическим целям. В то де время, Савонарола купил для монастыря знаменитую библиотеку Медичи и тем самым спас для Италии крупнейшее собрание греческих и латинских рукописей.
Врагами Савонаролы оказывались не только прямые сторонники Медичи, но и так называемая партия "озлобленных" – приверженцы олигархической республики богачей, не желавших терпеть ни тиранию Медичи, ни демократию Савонаролы. Это время отмечено бесконечными заговорами, интригами, кознями, беспрестанной сменой правительств. Среди врагов Савонаролы находился и папа Александр VI. Он пытается заманить Савонаролу в Рим, чтобы устранить его там. Савонарола из-за болезни приехать не смог. В ответ папа прислал новое послание, в котором говорится уже о "сеятеле смут и соблазнов и любителе новшеств"; конгрегация св. Марка распускалась. Савонарола отвечал, что он был, есть и будет верным сыном католической церкви, никаких новых учений не выдвигал, пророком себя не объявлял и т.д. Александр VI не смог на это ничего возразить, т.к. обвинению Савонаролы в ереси не верили сами обвинители; негласно Савонароле была предложена кардинальская шапка с тем условием, что он прекратит свои обличения и замолчит. Негодование Савонаролы было беспредельным: теперь он имел прямое доказательство, что в Риме торгуют всем святым. В следующей своей проповеди Савонарола гневно обличает царящие в Риме разврат и злодеяния и восклицает: "Итак, бегите от Рима и обратитесь к покаянию!" (579)
Очередной заговор Медичи оканчивается провалом и к власти во Флоренции приходит партия "озлобленных" – ярых противников и Савонаролы, и Медичи.
В день вознесения 1497 года группа знатной молодежи устроила в церкви Савонаролы безобразный скандал, но осталась безнаказанной.
В мае 1497 года Савонарола отлучен от церкви по подозрению в ереси. Савонарола ответил на эти обвинения знаменитым "Письмом всем христианам и возлюбленным бога против отлучения, добытого обманом", в котором заявлял, что это отлучение основано на вымышленных обвинениях и потому не имеет силы, и вновь объявлял себя верным сыном церкви, признающим все ее догматы и таинства. Монахи, многие видные горожане и правительство республики, снова состоящее из сторонников Савонаролы, просили снять отлучение с этого святого и благочестивого человека, жизнь и деятельность которого была у всех на виду. Официального снятия отлучения не последовало, однако Савонароле бы дано знать, что за взятку отлучение будет снято. Савонарола отверг это постыдное для него предложение. (579)
В феврале 1498 года папа Александр IV отправляет в адрес Синьории, теперь уже враждебной Савонароле, новое послание, в котором требует выдачи Савонаролы либо его изоляции и строжайшего запрещения проповеднической деятельности, угрожая интердиктом всему городу в случае невыполнения своих требований. В Сенате было решено впредь не допускать проповедей Савонаролы, несмотря на то, что вся Флоренция была убеждена в святости жизни монаха и его учения.
Савонарола все последнее время требовал созыва собора, которому он хотел представить свое дело и жизнь, как и порочную жизнь и поведение папы Александра IV. Он надеялся, что само избрание папы, как явно симоническое, будет отменено, что наиболее опозоренные прелаты будут отстранены и можно будет начать реформу и моральное обновление церкви. (579)
В своей ненависти к Савонароле папа дошел до последнего предела и был готов пойти на любые средства. 7 апреля 1498 года некий францисканский монах и ярый враг Савонаролы вызвал его ближайшего сподвижника фра Доминико на испытание огнем. Оба они должны были войти в костер, и тот из них, кто останется невредим, тот, следовательно, прав. Фра Доминико согласился, а Савонарола не особенно возражал, будучи абсолютно уверенным в победе. Сторонники Савонаролы явились на площадь, готовые к испытанию, однако их противники на испытание не пришли. Синьория была вынуждена отменить испытания, тем самы признав Савонаролу победителем. Толпу же подобное решения удовлетворить не могло. Разъяренный народ, целый день ждавший чуда, обрушился на Савонаролу и его сторонников, обвиняя их в том, что ни один не вошел в огонь. В течение нескольких дней монастырь св. Марка подвергался нападениям.
Через несколько дней Савонарола и его сподвижники фра Доминико и фра Сильвестро были схвачены, заключены в тюрьму и преданы суду, состоящему из самых ярых врагов Савонаролы.
В ходе следствия, используя жесточайшие пытки, враги Савонаролы намеревались заставить его отказаться от своих убеждений, для чего были даже составлены ложные показания, однако безрезультатно: Савонарола по прежнему признавал себя верным сыном церкви, жаждущим ее обновления, раскрывающим глаза христиан на злоупотребления в ней и потому призывающим к созыву собора.
Враги Савонаролы спешили покончить с ним пока во Флоренции снова не сменилось правительство. Приехавшие на следствие по делу папские эмиссары стремились как можно скорее довести дело до конца. Исход дела был предрешен: когда при их въезде в город толпа потребовала смерти Савонаролы, она получила от эмиссаров подтверждение своих ожиданий. (580)














