71576-1 (669912), страница 2
Текст из файла (страница 2)
В свою очередь, индивидуализирующий метод не менее важен для генерализации, поскольку само понятие индивидуального не онтологично, а предназначено для фиксации пределов возможностей традиционной логики. Осознание своих границ крайне необходимо логике обобщений, но ее собственными средствами такой предел положен быть не может.
Таким образом, каждый из выделенных неокантианцами методов научного познания предполагает наличие другого, с той лишь разницей, что индивидуализирующий метод соотносится с генерализацией осознанно, целенаправленно идя к встрече с традиционной логикой, и потому "подчиняет" ее себе. Вот почему неокантианство, сформулировав положение об идеографическом знании и сделав на нем акцент в рефлексии, сумело стать наиболее ярким представителем методологических поисков современной ему научной мысли. Логика представительства была выстроена на трех различных уровнях.
Во-первых, неокантианство вместе с оппозиционными ему марксизмом и позитивизмом составляет некую целостность ("множество") научной рефлексии. И в то же время представляет эту целостность в методологическом плане через собственное своеобразие.
Во-вторых, в методологии неокантианства внешняя оппозиция направлений переводится во внутреннюю оппозицию методов: генерализирующего и индивидуализирующего.Причем последний выступает в роли представителя методологической позиции неокантианцев в целом.
В-третьих, такое движение можно обнаружить только тогда, когда начинает разрабатываться особая логика исторической науки. Русские историки-неокантианцы, предприняв попытки решения данной проблемы, не просто заявили о полноправных претензиях истории на статус теоретического научного знания, но и сделали решительный шаг в сторону серьезных изменений бытовавших представлений о критериях научности именно через исторические исследования.
Признавая бесспорную заслугу неокантианцев (в том числе и отечественных) по освобождению познающего разума от догматизма, следует, однако, заметить, что им так и не удалось понять критическую философию Канта как форму онтологии. Соответственно, не было предпринято даже попытки рассмотреть отвлеченное мышление, познание не просто как частную способность человека, а как изначальное условие человеческого существования, как его необходимую предпосылку. "Человек существует в мире, а не среди вещей, поскольку коренится в этом странном промежутке между естественной необходимостью и моральным законом, в измерении метафизической свободы. Только поэтому он может (и призван) давать отчет об основаниях разумения, вовлекая теоретически разум в тяжбу с самим собой, и отвечать за то, что допустил быть основанием своего бытия, вовлекая в тяжбу с самою собой свою нравственную волю и веру" [2,c.67-68]. Неокантианство по сути дела остается в горизонте классического типа мышления и потому едва ли следует возлагать на него особые надежды современному научному познанию, существующему под знаком "новой онтологии".
Список литературы
[1] Асмус В.Ф. Маркс и буржуазный историзм // Асмус В.Ф. Избранные философские труды. М., 1971. Т.2.
[2] Ахутин А.В. София и черт (Кант перед лицом русской религиозной метафизики) // Вопросы философии. 1990. N.1.
[3] Бердяев Н.А. Философия свободы // Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
[4] Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи: Сб. ст. о русской интеллигенции. М., 1991.
[5] Библер В.С. Век просвещения и критика способности суждения. Дидро и Кант //Западноевропейская художественная культура XVIII века. М., 1980.
[6] Виндельбанд В. Прелюдии. СПб., 1904.
[7] Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1966. Т. 5.
[8] Клибанов А.И. А.С. Лаппо-Данилевский - историк и мыслитель // Лаппо-Данилевский А.С. История русской общественной мысли и культуры XVII-XVIII вв. М., 1990.
[9] К новому пониманию человека в истории: Очерки развития современной западной исторической мысли /Под ред. Б.Г. Могильницкого.Томск, 1994.
[10 Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991.
[11] Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории . Ч. 1. СПб., 1910.
[12] Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. Пг., 1923.
[13] Проблемы идеализма. М., 1902.
[14] Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб., 1911.
[15] Соколов В.Ю. История и отсутствие человека: Некоторые особенности развития отечественной историографии в 1920-1930-е годы. Томск, 1994.
[16] Трельч Э. Историзм и его проблемы. М., 1994.
[17] Филатов В.П. Об идее альтернативной науки // Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. М., 1990.
[18] Хвостов В.М. Лекции по методологии и философии истории. Казань, 1913.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.omsu.omskreg.ru/
















