54526 (669830), страница 35
Текст из файла (страница 35)
В мире, развивавшемся, казалось, в сторону создания монолитных "блоков", внезапный разрыв между СССР и Югославией, о котором стало известно весной 1948 года, выявил наличие сильной напряженности и расхождения интересов внутри "социалистического лагеря". Советско-югославское согласие, очень тесное в момент окончания войны, символизировавшееся Договором о дружбе и взаимопомощи от 11 апреля 1945 года, с конца 1947 года начало давать трещины. Важную роль в этом сыграли личные отношения Сталина и Тито, их амбиции и претензии на лидерство. В результате в 1949 г. дипломатические отношения между Югославией и СССР были разорваны, Советский Союз отозвал оттуда своих специалистов. Советско-Югославский конфликт стал одной из причин, приведших к репрессиям против национальных коммунистических кадров.
С 1949 по 1952 годы в странах народной демократии под контролем или при прямом участии "советников" из сталинского МГБ прошли две волны чисток.
Первая была направлена против "национальных" политических лидеров, замененных людьми, своим прошлым более тесно связанными с СССР.
Вторая, в которой "космополитизм" был главным критерием для осуждения и арестов, ударила по коммунистам преимущественно еврейской национальности; их основное преступление состояло в том, что, будучи в прошлом членами интербригад или работая в Коминтерне, они были свидетелями сталинских методов "чистки" конца 30-х годов, примененных теперь в коммунистических партиях восточноевропейских стран.
Социально-экономическое развитие СССР в 1945 - 1953 гг.
Перестройка экономики на рельсы мирного развития осуществлялась в сложных условиях. Военные действия на территории страны нанесли огромный ущерб народному хозяйству: страна потеряла около 30% национального богатства.
В конце мая 1945 г. Государственный Комитет обороны постановил перевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров для населения. Несколько позднее был принят закон о демобилизации тринадцати возрастов личного состава армии. Эти постановления ознаменовали начавшийся переход Советского Союза к мирному строительству.
Предстояло выбрать путь экономического возрождения - поддержать наметившиеся тенденции или отвергнуть их и вернуться к модели 30-х гг. Первый путь отстаивали секретарь ЦК Жданов, председатель Госплана Вознесенский, председатель Совмина РСФСР Родионов. Сторонниками возврата к старой модели были Берия и Маленков, которых поддерживали руководители тяжелой промышленности. Растущая международная напряженность и интересы оборонной промышленности, плохой урожай и голод 1946 г., наконец, смерть Жданова (1948 г.) привели к победе сторонников принудительных мер.
Экономика была основана на 2-х формах собственности: государственной и колхозно-кооперативной. Частной собственности на средства производства не существовало. Руководство экономикой носило централизованный, плановый, тоталитарный характер.
Четвертая пятилетка (1946-1950 гг.) В 1946 г. были проведены выборы в Верховный Совет 2-го созыва, который на своей сессии утвердил новый пятилетний план. 4-й пятилетний план был более реалистичен, чем первые три. Главный упор делался на восстановление промышленности, прежде всего тяжелой. В первые послевоенные годы были сняты некоторые ограничения военного времени: восстановлен 8-ми часовой рабочий день, ежегодные отпуска, отменены обязательные сверхурочные. Однако условия труда оставались очень тяжелыми, зарплата была очень низкой, имели место командные методы руководства. Достижения НТР внедрялись лишь в оборонной промышленности.
С целью обеспечения производства рабочей силой были приняты несколько указов об ответственности лиц, уклоняющихся от трудовой деятельности. «Указники» подлежали депортации, местом для их нового поселения и работы были выбраны Кемеровская и Омская области, Красноярский край.
В течение пятилетки несколько раз снижались цены на товары массового потребления. В целях преодоления финансовых трудностей была проведена денежная реформа. Но ни то, ни другое не привело к значительному росту покупательной способности населения. Ситуация усугублялась ежегодными займами, проводившимися принудительно. Отсутствие очередей объяснялось, прежде всего, высокими, в сравнении с зарплатой, ценами и образом жизни, не стимулировавшим рост потребностей. Кроме того, снижение цен касалось только городского населения. Снабжение городов улучшалось за счет ухудшения жизни на селе. Увеличивались масштабы жилищного и культурно-бытового строительства. Однако темпы строительных работ отставали от масштабов роста городского населения. В начале 50-х гг. нехватка жилья превратилась в острую жилищную проблему.
Война тяжело отразилась на состоянии сельского хозяйства. Сократились посевные площади, ухудшилась обработка полей. Почти на треть уменьшилось количество трудоспособного населения. На протяжении нескольких лет на село почти не поставлялась новая техника. В 1946 г. засуха поразила Украину, Молдавию, юг России. Снова начался голод, который вызвал массовый отток сельского населения в города. А в это время зерно вывозилось в страны Восточной Европы.
Послабления крестьянству были свернуты, руководство требовало выполнения планов любой ценой, исходя не из возможностей колхозов, а из потребностей государства. Контроль над сельским хозяйством вновь усилился. Оплата труда на селе была в 4 раза ниже, чем в городе, пенсионное обеспечение отсутствовало, колхозное крестьянство было лишено паспортов и свободы передвижения. На его долю приходился тяжелый труд, связанный с низкой технической оснащенностью. Закупочные цены были низкими, трудодни фактически не оплачивались. Налоги на все, что мог содержать колхозник, делали невыгодным иметь скот, выращивать фруктовые деревья. Крестьяне принуждались все свое время отдавать общественному производству. Отсутствовали крупные капиталовложения в сельское хозяйство.
На рубеже 40-х - 50-х гг. было проведено укрупнение мелких колхозов. В течение нескольких лет их число уменьшилось с 255 до 94 тысяч. Новые коллективные хозяйства создавались в западных областях Белоруссии и Украины, в республиках Прибалтики, в Правобережной Молдавии. Коллективизация проводилась насильственными методами, сопровождалась репрессиями и депортациями населения. Вся производственная деятельность колхозов и совхозов находилась под контролем партийных и государственных органов власти.
Однако меры по организационной перестройке колхозов не изменили тяжелого состояния в агросфере. Заготовки зерна в 1950 г. составили 32,3 млн. тонн против 36,4 млн. в 1940 г.
Итоги четвертой пятилетки были следующими - быстрый рост (1947-1948 гг.) сменился замедлением, длившимся до 1954 г. Все напоминало развитие 30-хх гг. - распыление средств, капиталовложений, дефициты и дезорганизация производства, расстройство финансов, рост незавершенного строительства, чистки в руководстве, активное использование труда заключенных, недовольство рабочего класса.
Но сделано было очень много. Восстанавливались города и предприятия, снова развивались и росли стахановское движение и социалистическое соревнование. В 1948 г. довоенный уровень был достигнут и превзойден. В области промышленности восстановлено и вновь построено 6,2 тыс. предприятий. Валовой объем промышленной продукции возрос на 73%. Численность рабочих и служащих увеличилась до 40,4 млн. человек. В области с\х довоенный уровень был достигнут не по всем показателям. Посевные площади составили 97% довоенного уровня. Национальный доход вырос на 64%. Восстановлено и вновь построено около 2 млн. кв. м жилья
В 1952 г. была опубликована работа Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». В ней глава государства пытался теоретически обосновать принципы проводимой в стране экономической политики. Речь шла о приоритетности развития тяжелой промышленности, о необходимости свертывания кооперативно-колхозной собственности путем ее превращения в государственную, о сокращении сферы товарного обращения. Соблюдение этих принципов, по мнению Сталина, должно было обеспечить высокие темпы роста народного хозяйства в СССР.
Внутренняя политика сталинского режима в 1945 – 1953 гг.
Возобновление массовых репрессий
Переход к мирному строительству после окончания Великой Отечественной войны потребовал реорганизации органов государственного управления. В сентябре 1945 г. был упразднен ГКО. Его функции были вновь распределены между СНК, ЦК ВКП(б) и Верховным Советом СССР. Но процесс трансформации сверх централизованной авторитарной административной системы, сложившейся в СССР в предвоенные и, особенно, в военные годы, носил формальный характер. По-прежнему вся власть концентрировалась в руках Сталина, опиравшегося на мощный репрессивный аппарат. Сталин, получивший из рук своих приближенных погоны Генералиссимуса, являлся ничем не ограниченным диктатором.
В послевоенные годы режим личной власти Сталина достиг своего апогея. «Краткий курс истории ВКП(б)» и «Краткая биография И.В.Сталина», в написании которых он сам принял участие, превратились в набор непреложных истин, которые все граждане страны должны были изучать, не подвергая сомнению. В 1946-1950 гг. тиражи произведений Сталина вдвое превзошли тиражи изданий работ Ленина и были самыми массовыми. Каждое высказывание Сталина превращалось в догму, а малейшее сомнение в его непогрешимости жестоко каралось.
Люди, перенесшие трудности и лишения военного времени, рассчитывали на перемены к лучшему. С надеждой возвращались демобилизованные и эвакуированные. На родину вернулось свыше 4 млн. репатриантов - военнопленные, угнанные в неволю жители оккупированных районов, часть эмигрантов. Однако в большинстве они становились узниками ГУЛАГа. Многие были расстреляны. Оставшиеся на свободе имели сложности с работой, пропиской. Каждый побывавший в плену или на оккупированной территории оказывался под подозрением. Противоречивые процессы происходили на вновь присоединенных территориях. В Западной Украине и Прибалтике действовали вооруженные отряды националистов. В антиправительственную борьбу были вовлечены здесь сотни тысяч людей.
После окончания войны власти стали восстанавливать прежнюю политическую систему. Особое место в укреплении тоталитарного режима принадлежало репрессивным органам, находившимся под контролем Сталина и Берии.
С 1943 г. функции управления в области охраны государственной безопасности и общественного порядка осуществляли НКВД СССР (до 1946 г. - нарком Л.П.Берия, затем - С.Н.Круглов) и НКГБ СССР (нарком В.Н.Меркулов, затем - В.С.Абакумов). В 1946 г. наркоматы были переименованы соответственно в Министерство внутренних дел СССР и Министерство государственной безопасности СССР. Влияние этих структур на внутриполитическую жизнь страны в 40-х - начале 50-х гг. было огромным и всеобъемлющим, существовала налаженная система тотального шпионажа, подавления малейших проявлений инакомыслия. Методы работы репрессивного аппарата изменились по сравнению с периодом 20-30-х гг., превратив его в отлаженный карательный механизм, послушное орудие верховной власти.
Трудности послевоенного экономического развития требовали разработки путей выхода из создавшегося положения. Однако внимание руководителей государства направлялось не столько на выработку эффективных мер по подъему экономики, сколько на поиски конкретных «виновников» ее неудовлетворительного развития.
Первые репрессии обрушились на военных, усилившегося влияния которых опасался Сталин. Готовился даже судебный процесс против Жукова. Многие видные военачальники были арестованы. Шла борьба за власть между сторонниками репрессий (Маленков, Берия) и более молодыми деятелями, склонными к либерализации административно-командной системы (Кузнецов, Вознесенский, Родионов). После смерти в 1948 г. Жданова, победу одержало старое окружение Сталина. Фабрикуется так называемое “Ленинградское дело”. Главными обвиняемыми стали Вознесенский, Кузнецов, Родионов и другие. Организаторы не существовавшей антипартийной группировки были приговорены к расстрелу, около 2 тыс. ленинградских коммунистов репрессированы.
Было возбуждено судебное дело о якобы действующей в Грузии мингрельской националистической организации, ставившей целью ликвидацию советской власти в республике. На основании сфальсифицированных материалов были репрессированы ряд партийных работников и тысячи граждан («мингрельское дело).
В 1952 г. было сфабриковано так называемое «дело врачей-отравителей». Группа крупных специалистов-медиков, обслуживавших видных государственных деятелей, была обвинена в причастности к шпионской организации и намерении совершить террористические акты против руководителей страны.
В условиях командно-административной системы возникло глубокое противоречие между необходимостью изменений в социально-политической и экономической сферах и неспособностью государственного аппарата осознать и осуществить эти изменения.
Культура в СССР в первое послевоенное десятилетие
Развитие науки и культуры в СССР в послевоенные годы сочеталось с ужесточением борьбы с любыми, даже самыми малейшими, отклонениями от “задач социалистического строительства”.















