54526 (669830), страница 17
Текст из файла (страница 17)
Между тем, в условиях кризиса феодально-крепостнической системы ширилось народное и национально-освободительное движение. Если в первой четверти XIX века зафиксировано 650 крестьянских волнений, то во второй уже 1090. Известны такие крупные восстания, как "холерные бунты" в Севастополе и Петербурге (1830-1831 годы), восстание в новгородских военных поселениях 1831 года. Жестоко подавлялось освободительное движение на национальных окраинах – Устима Кармалюка на Украине (1832-1835 годы), польское восстание (1830-1831 годы), восстание в Грузии (1841 год). Стойкое сопротивление российское самодержавие встретило при усмирении Кавказа.
Внутренняя политика Николая I была ориентирована на сохранение статус-кво во всех областях жизни, особенно основ крепостничества, старых политических институтов. Она игнорировала насущные проблемы экономики (промышленности, транспорта, технического перевооружения армии и флота). Нежелание проводить буржуазные преобразования сказалось самым трагическим образом уже в конце правления Николая I, обернувшись поражением России в Крымской войне.
Общественное движение 30-40-х годов XIX века
После подавления восстания декабристов в стране усиливается реакция. В борьбе против новых идей правительство использовало не только репрессии, но и оружие идеологического характера. Таковым явилась теория С.С.Уварова "официальной народности", целью которой являлось: "Изгладить противоборство так называемого европейского образования с потребностями нашими; исцелить новейшее поколение, от слепого, необдуманного пристрастия к поверхностному и иноземному, распространяя в оных душах разумное уважение к отечественному..."
Ее основными лозунгами были: православие, самодержавие, народность.
Однако, Уваровская триада не получила широкой поддержки в русском обществе. Вопреки официальному противодействию, общественное движение развивалось, и в 40-х годах в нём происходит чёткое размежевание. Феодально-крепостнический строй доживал последнее десятилетие. Трезвомыслящие люди задумывались: что придёт ему на смену, по какому пути пойдёт развитие России.
В 40-х годах формируются основные направления общественной мысли, исходившие из необходимости преобразований в России: славянофилы, западники и революционеры.
Западники – это первое буржуазно-либеральное течение в России. Его видными представителями были Кавелин, Грановский, Боткин, Панаев, Анненков, Катков и другие. Они считали, что Россия и Запад идут одним путём – буржуазным, и единственное спасение России от революционных потрясений видели в заимствовании посредством постепенных реформ буржуазной демократии. Западники верили в неделимость человеческой цивилизации и утверждали, что Запад возглавляет эту цивилизацию, показывая примеры осуществления принципов свободы и прогресса, чем привлекает внимание всего остального человечества. Поэтому задача полуварварской России, лишь со временем Петра Великого соприкоснувшейся с общечеловеческой культурой, как можно скорее присоединиться к европейскому Западу и таким образом войти в единую общечеловеческую цивилизацию. Как либералам им были чужды идеи революции и социализма. До середины 40-х годов вместе с западниками выступали Белинский и Герцен, составляя левое крыло этого течения.
Противниками западников стали славянофилы, враждебно относившиеся к Западу и идеализировавшие допетровскую Русь, уповавшие на самобытность русского народа, верившие в особый путь его развития. Видными славянофилами были Хомяков, Самарин, братья Аксаковы, братья Киреевские, Кошелев и другие.
Славянофилы утверждали, что единой человеческой цивилизации нет и быть не может. Каждый народ живет своей "самобытностю", основу которой составляет идейное начало, пронизывающее все стороны народной жизни. Для России таким началом являлась православная вера, а ее воплощением - община, как союз взаимной помощи и поддержки. В русской деревне можно обойтись без классовой борьбы, это убережёт Россию от революции и буржуазных "отклонений". Будучи убеждёнными монархистами, они всё же выступали за свободу мнений и возрождение Земских соборов. Для них также характерно неприятие революции и социализма. Ни принципы, ни организационные формы жизни Запада не были приемлемы для России. Московское царство соответствовало более духу и характеру русского народа, чем монархия, построенная Петром I по европейским образцам. Таким образом, славянофильское учение до мозга костей отражало российскую почвенность и отрицало все или почти все, привносимое в быт россиян извне, и особенно из Европы. Славянофилы выдвинули реакционную идею объединения славянских народов под эгидой русского царя (панславизм).
В их учении противоречиво переплетались черты буржуазно-либеральной и консервативно-дворянской идеологий.
Идейные разногласия между западниками и славянофилами тем не менее, не мешали их сближению в практических вопросах русской жизни: оба течения отрицали крепостное право; оба выступали против существующего государственного управления; оба требовали свободы слова и печати.
В 40-х годах, отколовшись от западников, оформляется третье течение общественной мысли – революционно-демократическое. Оно было представлено Белинским, Герценом, петрашевцами, молодыми тогда Чернышевским и Шевченко.
С западниками Белинский и Герцен не сошлись по отношению к революции и социализму. На революционных демократов огромное влияние оказывали труды Сен-Симона и Фурье. Но, в отличие от западных социалистов, они не только не исключали революционный путь к социализму, но и уповали на него. Революционеры также считали, что Россия пойдёт по западному пути, но в отличие от славянофилов и западников полагали, что революционные потрясения неизбежны.
Утопичность их взглядов очевидна – они полагали, что Россия может прийти к социализму, минуя капитализм, и считали это возможным благодаря русской общине, которая понималась ими как "зародыш социализма". Они не замечали частнособственнических инстинктов в русской деревне и не предвидели классовой борьбы в ней. При том зачаточном состоянии, в котором пребывал пролетариат России, они не понимали его революционного будущего и надеялись на крестьянскую революцию.
Внешняя политика Николая I
В период царствования Николая I внешнеполитические усилия направлялись на решение двух основных задач – охрана Европы от революционной опасности и прогресс в восточном вопросе.
Первая задача Николаю I безусловно удалась, хотя, спасая монархические режимы в Европе, он не редко действовал во вред интересам России. Например, развал Австрийской империи в результате победы венгерской революции был бы безусловно выгоден России. Возможно, Николай I опасался, что революция перекинется и в Россию. Николаю импонировала роль международного жандарма в Европе, которую взяла на себя Россия в связи с образованием "Священного союза".
Летом 1830 года в Западной Европе произошли революционные события: король Франции изгнан из страны, в Бельгии вспыхнуло восстание против господства Нидерландов. Николай I стал готовиться к интервенции. Только международные осложнения и события в Польше помешали ему. Польское освободительное восстание 1830-1831 годов было подавлено царскими войсками. Николай I отменил польскую конституцию 1815 года и объявил Польшу "неотъемлемой частью Российской империи".
В 1848-1849 годах по Европе пронёсся шквал революций. В их подавлении Николай I принял самое активное участие. Когда во Франции была объявлена республика, он лично написал манифест с угрозой бунтовщикам. От Австрии и Пруссии он потребовал усмирить движение в Западной Польше, совместно с турецким султаном подавил восстание в дунайских княжествах. Пиком его контрреволюционной активности стал военный разгром венгерской революции.
Вторым и главным направлением внешней политики России в 20-50-х годах было решение восточного вопроса. Его возникновение связано с ослаблением Турции и соперничеством европейских держав за преобладание на Ближнем Востоке и Балканах. Не желая этого, Николай I активизировал русскую политику в восточном вопросе, в том числе оказал грекам военную помощь. В последующие годы англо-русское соперничество распространилось на Кавказ и Среднюю Азию.
В конце 20-х начале 30-х годах внешняя политика России на Кавказе и Балканах была исключительно успешной. Русско-персидская война 1826-1828 годов закончилась поражением Персии, и в состав России вошли Армения и Северный Азербайджан. Не успела она закончиться, как началась война с Турцией (1828-1829 годы), тоже успешная для России. К середине мая 1828 года русские войска заняли Дунайские княжества, форсировали Дунай и взяли несколько крепостей. Кавказский корпус в течение лета и осени овладел турецкими крепостями Карс, Ахалкалаки, Ахалцих и другими.
В этот же период Англия подталкивала Иран к войне с Россией. В январе 1829 года в Тегеране было совершено нападение на русскую миссию. Погибли почти все дипломаты, в том числе глава миссии А.С.Грибоедов. Однако, иранский правитель не решился разорвать Туркманчайский договор и принёс России извинения в связи с гибелью русских дипломатов.
В июне 1829 года русские войска под командованием генерала И.И.Дибича совершили стремительный переход через Балканы и заняли при поддержке Черноморского флота несколько турецких крепостей. В августе русские авангарды находились в 60 км от Константинополя . Кавказский корпус в ходе летней кампании овладел Эзерумом и вышел на подступы к Трапезунду.
2 сентября 1829 года между Россией и Турцией был подписан мирный договор. К России отошли устье Дуная и восточное побережье Чёрного моря (от Поти до Сухуми). Султан признал внутреннюю автономию Греции, Сербии и Дунайских княжеств.
Воспользовавшись дипломатической "недоработкой" Англии и других стран, Николай I в 1833 году заключил очень выгодный договор с Турцией сроком на 8 лет о взаимной помощи. Секретная статья предусматривала вместо денежной компенсации за военную помощь закрытие Дарданелл для любых иностранных военных судов, кроме русских. Заключение этого договора считается вершиной успеха русской дипломатии в восточном вопросе.
Не на шутку встревоженный Лондон дипломатическим путём добился пересмотра положений этого договора. Лондонские конвенции 1840-1841 годов о переходе Турции под "коллективную защиту" великих держав вновь усилили британское влияние в регионе.
В конце 40-х годов Николай I решил, что настала пора поделить наследство Турции. Он считал, что ни Франция, ещё не оправившаяся от революции, ни Австрия, якобы благодарная России за спасение от революционных венгров, в борьбу не вмешаются. С Англией он решил договориться о разделе сфер влияния. Но Николай ошибся в своих расчётах. Во Франции Луи Бонапарт, с 1851 года император, стремился упрочить трон победоносной войной, поэтому он охотно пошёл на антирусский союз с Англией. Англия вынашивала колонизаторские планы на Ближнем Востоке и не хотела иметь в этом регионе такого сильного противника как Россия. "Благодарная" же Австрия тоже препятствовала влиянию России на Балканах.
Турция, подталкиваемая Англией и Францией, готовилась к войне, чтобы сохранить влияние на Балканах и вернуть себе Закавказье. Таким образом, накануне Крымской войны Россия осталась в полной изоляции, против неё выступила коалиция самых могучих европейских государств.
Крымская война 1853-1856 годов
Поводом к войне стал вопрос о "святых местах" в Палестине, принадлежавшей Турции. Россия потребовала от султана признать русского царя покровителем всех православных в Турции. После отказа Россия объявила о разрыве дипломатических отношений с Турцией и в июне 1853 года оккупировала Дунайские княжества. 4 октября турецкий султан объявил России войну. Несмотря на превосходство турецкой армии в численности и качестве вооружения, её наступление было сорвано.
Военные действия велись с успехом для России одновременно на Дунае и в Закавказье. 18 ноября адмирал П.С.Нахимов в Синопской бухте полностью разгромил вдвое превосходящий турецкий флот. Встревоженные этим, Англия и Франция ввели свои флотилии в Чёрное море, а в марте 1854 года объявили войну России. Австрия двинула к границам Дунайских княжеств 300-тысячную армию, угрожая войной России.
Во время летней кампании 1854 года русские войска в нескольких сражениях разбили турецкую армию и остановили её продвижение. Набег Шамиля был также отражён. На Дунае русские войска осадили крепость Силистрию. Но Австрия, поддерживаемая Пруссией, потребовала вывода русских войск из Дунайских княжеств. Осознав полную изоляцию и ведя войну сразу на многих фронтах, русское правительство подчинилось ультиматуму.
Но главные события разворачивались в борьбе против Англии и Франции. Англо-французский флот предпринял ряд демонстративных нападений на русские крепости на Балтике, Чёрном, Белом морях и на Дальнем Востоке. Главный же удар союзники нанесли по Крыму. Ошибки русского командования во главе с А.С.Меншиковым позволили десанту союзников в сражении у реки Альма 8 сентября 1854 года потеснить русские войска и осадить Севастополь – главную базу черноморского флота.
Расчёт был на взятие Севастополя комбинированный ударом с моря и с суши. Но затопив корабли у входа в бухту, защитники Севастополя не позволили врагам использовать для штурма флот. 11 месяцев продолжалась героическая севастопольская оборона. За это время 30-тысячный русский гарнизон подвергся 5 массированным бомбардировкам. Оборону возглавляли погибшие один за другим на бастионах города адмиралы Корнилов, Нахимов, Истомин. Строительством укреплений и личным мужеством прославился инженер Тотлебен. В защите города участвовало всё его население. При обороне дерзкими вылазками в стан врага отличился матрос Кошка, первой сестрой милосердия в Русской армии стала Дарья Севастопольская. Попытки русской армии отвлечь противника от Севастополя и разбить его были неудачны. Но героическая длительная оборона Севастополя сорвала стратегические планы союзников, сковала и обескровила их силы. В конце августа 1856 года ценой огромных потерь, после ожесточённого штурма союзники захватили ключевую позицию – Малахов курган. Русские войска были вынуждены оставить город и перейти на северный берег Севастопольской бухты. Падение Севастополя предрешило исход войны. Последующие военные действия в Крыму, а также на Балтийском и Белом морях не имели решающего значения. Ни у одной из сторон не было сил продолжать военные действия.
Итоги войны подвёл Парижский мирный договор (март 1856 года). Его условия оказались тяжелы для России – она лишалась устья Дуная и южной части Бесарабии, потеряла право иметь крепости и военный флот на Чёрном море, которое было объявлено открытым для судов всех стран. В результате войны Россия уступила позиции на Ближнем Востоке Англии и Франции.
Поражение России объяснялось экономической и военно-технической отсталостью страны. Русская армия была вооружена кремневым оружием, а её противник – нарезным. Устарела, по сравнению с западной, артиллерия. Нехватку боеприпасов не могла восполнить военная промышленность с её крепостными рабочими и старой техникой. Из-за неразвитой железнодорожной сети опаздывала доставка войск и всего необходимого с одного участка фронта на другой. Парусники России уступали паровому флоту англичан и французов. Снабжение армии было крайне плохим из-за неорганизованности и казнокрадства. Русская армия, будучи рекрутской, не могла конкурировать с армиями, комплектуемыми по всеобщей воинской обязанности.
В результате войны был подорван международный престиж России. Поражение наглядно показало необходимость буржуазных преобразований в стране, особенно в промышленности, на транспорте и в военном деле. Ещё одно важное последствие Крымской войны – новый подъём освободительной борьбы на Балканах и осуществлённое в 1859-1861 годах, при поддержке России, объединение Валахии и Молдавии в единое Румынское государство, номинально зависимое от турецкого султана.















