6511-1 (667267), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Ни в одной из отраслей экономики производственной сферы за эти годы не было достигнуто экономического роста, а разбухание спекулятивного сектора происходило за счет перераспределения в его пользу сбережений граждан и капитала предприятий (интенсивность этого перераспределения только в пользу банковского сектора достигала, по имеющимся оценкам, до 6% ВВП в год, а в целом составила от 10 до 20% ВВП). Очевидно, что социальная дифференциация произошла главным образом за счет перераспределения национального дохода и накопленного обществом богатства, а не в результате создания преуспевающими слоями общества новой стоимости. В конечном счете источником повышения доходов новоявленных нуворишей стало сокращение доходов и богатства остальных. Экономическая реформа была сведена к банальному присвоению государственной собственности и денежных потоков, либерализация экономики обернулась свободой манипулирования монополией на власть для извлечения сверхдоходов .
Социальный баланс произведенного в России радикального переворота не оставляет сомнений в отношении содержания двигавших его интересов: 10% населения лишилось всех прав на доходы, имущество, социальные гарантии, превратилось в изгоев общества; более 20% населения живут в нищете, имея доходы ниже прожиточного минимума, в том числе 40% семей с двумя и более детей. В совокупности почти 2/3 населения живут в бедности, не имея возможностей даже для устойчивого полноценного питания. На вершине этой социальной пирамиды - 20% населения с достаточными для полноценной жизни доходами, из которых 10% существенно улучшили свое положение по сравнению с дореформенным уровнем, а около 2% стали настоящими богачами. Потребление последних возросло в десятки и сотни раз, в то время как в целом по стране оно сократилось почти вдвое, в том числе по основным продовольственным товарам - более чем на треть. В среднем дефицит белка в питании россиян составляет 35-40%, калорийность питания снизилась до 2200 ккал/сутки (при необходимой норме 3500-2500 ккал/сутки), а обеспеченность витаминами сократилась до 50% от нормы. В озникла угроза, массового недоедания и даже голода.
С правовой точки зрения социальные результаты проводившейся в стране социально-экономической политики могут быть квалифицированы как геноцид против основных социальных групп населения России. Согласно определению международной конвенц ии ОО Н "О предупреждении преступления геноцида и наказании за него" понятие геноцида включает "создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее", и "меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы".
Следствием обнищания более половины населения страны за последнюю пятилетку в результате проводившейся социально-экономическая политики стало резкое снижение рождаемости и повышение смертности населения . с оставившее в совокупности 8 млн. чел. демографических потерь страны, сокращение продолжительности жизни населения на 5 лет, а также резкое ухудшение положения детей, большинство которых не имеет даже полноценного питания. Продолжение этих тенденций приведет к сокращению численности населения России к 2010 г. еще на 15 млн. человек и к его уменьшению вдвое через 60 лет.
Вместе с тем, было бы существенным упрощением сводить смысл проводившейся в России экономической политики к обогащению власть имущих за счет ограбления всех остальных. Содержание проводимой экономической политики существенно шире. Многие, возможно даже большинство, так называемых "новых русских" заработали свой капитал вполне честным путем не помышляя ни о казнокрадстве, ни о мошенничестве. Они грамотно воспользовались открывшимися возможностями для обогащения, действуя в соответствии с законодательством и введенными правилами игры. Последние стали причиной хаоса и войны всех против всех, навязанных российскому обществу.
Доказательству непосредственной причинно-следственной зависимости глубокого экономического кризиса от проводимой в стране социально-экономической политики посвящено множество научных исследований и публикаций как российских, так и зарубежных ученых. Остается, однако, неясным вопрос о глубинных причинах политического выбора этой ущербной экономической политики. Ведь последняя всегда многовариантна, и выбор того или иного сценария в решающей степени задает ее последствия. Почему новое российское руководство из всех вариантов возможной политики перехода к рынку, имея информацию как об успешном опыте политики экономического роста в развитых странах и реформирования Китая, так и о деструктивных последствиях политики М ВФ в стр анах Восточной Европы и в третьем мире, выбрало именно анализируемый вариант?
Ради каких интересов и для каких целей проводится геноцид против основной части населения России? Ясно, что не для целей повышения экономической эффективности и роста. Эти цели до последнего времени даже не декларировались; напротив, сокращение на треть показателей эффективности общественного производства в результате осуществленных преобразований воспринималось как вполне допустимое. Не использовались и инструменты экономической политики роста, обеспечившие мощный подъем развитых капиталистических стран в течение трех послевоенных десятилетий: стимулирование спроса, инвестиций и инноваций; активная промышленная и торговая политика; государственное субсидирование НИОКР; регулирование ставки процента и условий кредитования; сдерживание спекулятивной активности и поощрение производственных инвестиций и т. п.
Не были задействованы и хорошо известные методы успешных структурных преобразований, крайне необходимые для преодоления диспропорций, связанных с чрезмерной милитаризацией и ресурсной утяжеленностью российской экономики: индикативное планирование и прогнозирование, целенаправленное регулирование денежно-кредитных потоков в целях стимулирования производственных инвестиций, государственные инвестиционные и научно-технические программы, государственные закупки передовых видов отечественной техники для общественных нужд, модернизация инфраструктуры и пр.
Эти методы, обеспечившие успешную структурную перестройку и рост послевоенных Японии и Германии, хорошо известные и по опыту быстрого экономического роста России в начале века, эффективно используемые в реформируемом Китае, новых индустриальных странах, применявшиеся также для преодоления великой депрессии в США, систематически используемые для поддержания конкурентоспособности в Европейском Сообществе, так и не были в должной мере реализованы для преодоления структурного кризиса российской экономики. Более того, после их относительно успешного применения для конверсии оборонной промышленности в 1990 - начале 1993 гг. , они были свернуты осенью 1993. В результате начавшийся было рост производства товаров длительного пользования захлебнулся , а желаемая активизация научно-промышленного потенциала страны сменилась его быстрой деградацией и разрушением.
Трудно заподозрить правительство в проведении реформы ради повышения благосостояния. Во всяком случае, при принятии важнейших экономических решений интересы населения в расчет не принимались. Так было при либерализации цен и финансовых рынков, обесценившей сбережения около сотни миллионов человек. Так это происходит и сейчас - выход из бюджетного кризиса планируется за счет дальнейшего секвестрирования социальных расходов.
Не отличает проводимую экономическую политику забота об интересах отечественных товаропроизводителей. Российское правительство наверное является единственным в мире правительством, поддерживающим своими гарантиями за счет налогоплательщиков не отечественных товаропроизводителей, а их конкурентов, предоставляя гарантии под импорт за счет иностранных кредитов. Оно по факту войдет в историю как могильщик отечественной наукоемкой промышленности, уничтоживший вполне конкурентоспособные отрасли авиационной промышленности, станкостроения, приборостроения, сельскохозяйственного машиностроения, судостроения, электронной промышленности, которые входят в состав основных носителей современного экономического роста.
Вызвав более чем шестикратное снижение конкурентоспособности российских товаров за счет проводившейся политики обменного курса рубля, правительство не предприняло ни одной меры по защите внутреннего рынка. Напротив, предоставляя льготы по освобождению от таможенных пошлин и НДС импортных поставок, активно лоббируемых из-за рубежа, а также закупая для государственных нужд импортные товары, аналогичные производимым в России, правительство фактически содействовало вытеснению отечественных товаров с внутреннего рынка.
Может быть, снижение текущего потребления населения и обесценение накопленных им сбережений оправдывалось повышением нормы накопления для инвестиций в модернизацию экономику и обеспечение будущего экономического роста, подобно модернизации России при Петре П ервом или И.Сталине? Баланс доходов и расходов российской экономики показывает, что это не так. За последнюю пятилетку он сводится с чистым убытком в сотни миллиардов долларов. Последний включает вывоз капитала на сумму не менее 50 млрд. долл.; двукратное сокращение национального дохода, составляющее не менее 100 млрд. долл. в год; передачу контроля над ценными объектами государственной собственности зарубежным компаниям по заниженным ценам, упущенная выгода от которой оценивается не менее чем в 80 млрд. долл.; уступки политическому давлению извне в отношении государственных долгов, введению экономических санкций против традиционных торговых партнеров России и т.п .; ущерб от которых составил не менее 50 млрд. долл.
Вслед за перетоком капитала из производственной сферы и сбережений граждан в спекулятивные операции последовал отток его значительной части за рубеж и исключение из народнохозяйственного оборота. Эти убытки России оборачиваются соответствующими прибылями для иностранных деловых кругов и мировой олигархии в целом, установивших контроль над значительной частью российского внутреннего рынка и финансовой системой, извлекающих сверхприбыли на спекуляциях акциями российских предприятий, облигациями государственного долга, на закупках импортных товаров для российских государственных нужд. С планируемым вовлечением в мирохозяйственный оборот российских недр, прибыли от колонизации России еще более увеличатся.
Итак, российское правительство проводит в своем роде уникальную политику, не имеющую аналогов среди развитых стран. В отличие от последних, оно не интересуется проблемами структурной перестройки и экономического роста, игнорирует интересы населения, поощряет не экспорт, а импорт, стимулирует инвестиционную активность не своих, а иностранных деловых кругов, тратит деньги налогоплательщиков им во вред, поощряя госзакупками и госгарантиями иностранных конкурентов отечественных товаропроизводителей.
Едва ли можно заподозрить российское правительство и в проведении рыночной реформы. Во всяком случае, об этом говорит отсутствие каких-либо мер по декриминализации экономики, развитию рыночной конку ренции, формированию институциональной структуры и основных механизмов рыночных отношений в условиях, когда экономическое развитие блокировано доминированием криминальных монополий в торговле, незащищенностью прав собственности, неразвитостью инвестиционных институтов, рассогласованием мотивов предпринимательской деятельности. Вместо применения назревших мер по формированию основных механизмов роста рыночной экономики, правительство гнет линию на укрепление сложившихся олигархических структур, обеспечивая им привилегированное положение и блокируя механизмы рыночной конкуренции, повышения экономической эффективности и роста.
Противодействие
По оценкам специалистов, ущерб, нанесенный политикой колонизации России последних 6 лет, существенно превышает экономические потери, которые понес Советский Союз в результате второй мировой войны. Тем не менее, сохранившийся еще в стране научно-производственный потенциал может быть использован для организации экономического подъема. Принятие разумных и широко используемых во многих странах с рыночной экономикой мер стимулирования инвестиционной и инновационной активности, экономического роста может исправить складывающуюся ситуацию и предотвратить надвигающуюся катастрофу. Система таких мер давно обоснована в работах российских и зарубежных ученых, многочисленных предложениях отечественных деловых кругов.
Нет речи о переходе к политике изоляционизма - это уже и экономически невозможно, и бесперспективно с точки зрения целей национального развития. Экономическая, научно-техническая, образовательная и культурная деятельность ведутся сегодня в мировом масштабе, и обеспечение национальной конкурентоспособности тоже должно вестись в планетарном масштабе. Чрезмерное отгораживание в современных условиях как никогда чревато отсталостью и утратой сравнительных преимуществ. Следовательно, приходится играть по чужим правилам. Но играть нужно научиться за себя, отстаивать свои интересы. Тогда и по этим правилам можно выиграть, как показывает опыт некогда отсталых, а ныне вполне процветающих стран. Для этого нужно придерживаться простого принципа - в государственной политике исходить исключительно из примата национальных интересов.
Опыт успешной "игры" преуспевающих сегодня стран, впрочем как и наш собственный тысячелетний опыт строительства величайшего в мире государства, показывает, как этого можно достичь.
Во-первых, у каждого государства имеются инструменты поддержания собственного суверенитета, позволяющие существенно корректировать правила глобальной конкуренции на внутреннем рынке в интересах его граждан и деловых кругов. Эти правила должны быть скорректированы так, чтобы привлечение транснационального капитала не противоречило национальным интересам и способствовало бы экономическому росту. Методы такой корректировки хорошо известны. Они включают принципы обеспечения национального контроля над природными ресурсами и ключевыми отраслями экономики, защиты внутреннего рынка и интересов отечественных товаропроизводителей на рынке внешнем, проведение активной политики стимулирования научно-технического прогресса и инвестиционной активности, обеспечение социальных гарантий, поддержание государственной монополии на контроль за денежной системой, управление эмиссионным доходом, осуществление валютного контроля, создание условий для повышения конкурентоспособности национальной экономики и экономического роста.
Во-вторых, каждая страна обладает собственными конкурентными преимуществами, которые позволяют обернуть в свою пользу развивающееся мировое разделение труда и глобальную конкуренцию. Для России это:















