39375 (661207), страница 5
Текст из файла (страница 5)
“ 785 Ассигнат ( плательщик - прим.авт.) обязан к исполнению только после вручения ему ордерной ценной бумаги.”
Вообще Закон в этой части безнадёжно устарел. Из содержания следует что в виду имелись наличные расчёты, когда нет временного разрыва между платежом и передачей векселя. Безналичные деньги во время составления Закона деньгами не признавались даже среди экономистов. В связи с этим является практически невозможным надлежащее исполнение обязательств в случае оплаты векселей со сроками “ по предъявлении “ или в определённый срок.
Предложение считать местом исполнения обязательства место нахождения должника в соответствии со ст.316 ГК РФ также небесспорно. Векселедатель обязывался произвести платёж ( то есть деньги должны поступить на расчётный счёт держателя ), а не отнести платёжку в банк. Наиболее простым было бы удлинить эти сроки на нормально необходимые для прохождения платежа ( что позволено в ст.18 приложения № 2 к Женевской вексельной конвенции 10, разрешающей приравнивать некоторые рабочие дни к нерабочим ) либо признавать обязательство исполненным с возложением на должника ответственности за получение платежа кредитором.
Проблема полностью снимается в настоящее время лишь использованием инкассовой формы расчётов, при которой местом исполнения обязательства является место нахождения должника.
40. Векселедержатель не может быть принужден принять платеж по переводному векселю до наступления срока.
Плательщик, который платит до наступления срока, делает это за свой страх и риск.
Тот, кто уплатит в срок, свободен от обязательства, если только с его стороны не было обмана или грубой неосторожности. Он обязан проверять правильность последовательного ряда индоссаментов, но не подписи индоссантов.
Часть третья статьи вызывает споры на практике. Иногда банк при предъявлении ему векселя устанавливает что подписи индоссантов не соответствуют подписям в копии банковской карточки ( копии как правило оставляются в банке при погашении векселя ). Зачастую это следствие кадровых перестановок и т.д. Но на основании этого банк отказывает в платеже.
Видимо, это неправильно. В силу ст.17 Положения даже если достоверно будет установлено что подпись одного из индоссантов подделана, необходимо для мотивированного отказа в платеже опровергнуть презумпцию добросовестности держателя. Статья же просто освобождает плательщика от ответственности в таких случаях, но не даёт ему права отказать в платеже добросовестному держателю.
42. В случае непредъявления переводного векселя к платежу в срок, указанный в статье 38, каждый должник имеет право внести сумму векселя в депозит компетентному органу власти за счет, риск и страх векселедержателя.
ИСК В СЛУЧАЕ НЕАКЦЕПТА ИЛИ НЕПЛАТЕЖА
43. Векселедержатель может обратить свой иск против индоссантов, векселедателя и других обязанных лиц:
при наступлении срока платежа, если платеж не был совершен;
даже раньше наступления срока платежа:
1) если имел место полный или частичный отказ в акцепте;
2) в случае несостоятельности плательщика, независимо от того, акцептовал ли он вексель или нет, в случае прекращения им платежей, даже если это обстоятельство не было установлено судом, или в случае безрезультатного обращения взыскания на его имущество;
3) в случае несостоятельности векселедателя по векселю, не подлежащему акцепту.
Один из самых спорных разделов. Переводчик одно и то же понятие “ right of recours “ - право на регресс переводит как “ право регресса “ в ст.46 и во всех остальных - как “ право на иск “, аналогично другому понятию “ right of proceeding “ - право на судебную защиту ( “ право предъявления иска “ в ст. 47 ), фактически смешивая различные понятия. Возможно, под правом на иск в то время понималось материальное право, но в любом случае в современных условиях сохранение существующего перевода неоправдано, так как делает весьма неопределённым положение обязанных лиц.
Получается что возможно, не предъявляя требований ( извещение о протесте - ст.45 таким требованием назвать сложно ) к индоссантам, обратиться к ним с судебным иском и возложить на них все соответствующие расходы, хотя с их стороны никаких нарушений не было.
46. Векселедатель, индоссант или авалист могут посредством включенной в документ и подписанной оговорки "оборот без издержек", "без протеста" или всякой иной равнозначащей оговорки освободить векселедержателя от совершения, для осуществления его прав регресса, протеста в неакцепте или в неплатеже.
Эта оговорка не освобождает векселедержателя ни от предъявления переводного векселя в установленные сроки, ни от посылки извещения. Доказательство несоблюдения сроков лежит на том, кто ссылается на это обстоятельство в споре с векселедержателем.
Если оговорка включена векселедателем, то она имеет силу в отношении всех лиц, подписавших вексель; если она включена индоссантом или авалистом, то она имеет силу лишь в отношении его самого. Если, несмотря на включенную векселедателем оговорку, векселедержатель совершает протест, то издержки по протесту лежат на нем. Если оговорка исходит от индоссанта или от авалиста, то издержки по протесту, если таковой был совершен, могут быть истребованы от всех лиц, поставивших свои подписи..
Возможно освобождение от обязанности публичного удостоверения отказа в платеже, но не от предъявления к платежу. Удостоверением об отказе в этом случае целесообразно сделать нотариально заверенный акт о предъявлении к платежу. От протеста отличается мало, но предъявление производится держателем и пошлина не уплачивается.
Логично предположить что и далее регрессные требования будут передаваться лишь по цепочке “ беспротестных “ индоссантов, так как все иные остальные согласия на “ беспротестное “ удовлетворение не давали.
47. Все выдавшие, акцептовавшие, индоссировавшие переводный вексель или поставившие на нем аваль являются солидарно обязанными перед векселедержателем.
Векселедержатель имеет право предъявления иска ко всем этим лицам, к каждому в отдельности и ко всем вместе, не будучи принужден соблюдать при этом последовательность, в которой они обязались.
Такое же право принадлежит каждому, подписавшему переводный вексель, после того, как он его оплатил.
Иск, предъявленный к одному из обязанных, не препятствует предъявлению исков к другим, даже если они обязались после первоначального ответчика.
Необходимо отметить, что предъявление иска возможно лишь к индоссантам, предшествующим первому из индоссаментов держателя, так как его требование из более позднего индоссамента будет погашено встречными требованиями “промежуточных” индоссантов к нему как к более раннему индоссанту. Так как регрессные требования из векселя появляются лишь после оплаты векселя в порядке регресса, речь идёт не о встречном зачёте, а о явной нецелесообразности применения иного порядка являющимся злоупотреблением правом.
Вообще говоря, терминология Положения не совпадает с российской юридической. Если о том, может ли самостоятельная ответственность обязанных по векселю быть в то же время солидарной, можно поспорить, насчёт того чтобы назвать регрессным требованием требование к последнему индоссанту спорить нельзя, так как ГК РФ в ст.325 регрессными требованиями называет требования солидарных должников, исполнивших обязательство, к другим солидарным должникам. Положение же регрессом называет обратное движение векселя.
48. Векселедержатель может требовать от того, к кому он предъявляет иск:
1) сумму переводного векселя, не акцептованную или не оплаченную, с процентами, если они были обусловлены;
2) проценты, в размере шести, со дня срока платежа;
3) издержки по протесту, издержки по посылке извещения, а также другие издержки;
4) пеню, в размере трех процентов, со дня срока платежа.
Если иск предъявляется до наступления срока платежа, то из вексельной суммы удерживается учетный процент. Этот учетный процент исчисляется согласно официальной учетной ставке (банковской ставке), существующей в месте жительства векселедержателя на день предъявления иска.
Статья из - за некорректной формулировки вызвала много споров. Речь идёт о 3 процентах. В Законе такой оговорки нет, но СССР на основании своей глобальной оговорки и ст. 14 приложения № 2 к Конвенции сделал соответствующее дополнение к статье.
Встречается толкование, считающее эту санкцию пеней в понимании действующего законодательства. Аргументация : если признавать это 3 % годовых, то пропадает смысл выделения 6 %, проще было бы установить 9 %. С этим трудно согласиться . В таком варианте пропадает смысл этих 6 %. Кроме того, вексельное законодательство СССР того периода знало 3 % годовых как законную неустойку 11.
Насчёт 9 % - на вышеуказанные 3 % имеет право лишь векселедержатель, обязанные по векселю лица начисляют на выплаченные ими суммы лишь 6 %.
Мнение о возможности установления дополнительной ответственности за неплатёж по векселю в рамках общегражданских соглашений, по - видимому, не совсем верно. Случаи и размеры ответственности предусмотрены в Законе. В соответствии со ст. 168 ГК РФ ( недействительность сделок, противоречащих закону ) такие соглашения, меняющие размеры ответственности по сравнению с установленными в Законе должны считаться ничтожными. В противном случае теряется сам смысл вексельной строгости.
Аналогичной точки зрения придерживается Высший Арбитражный Суд. В постановлении № 718/96 от 8 октября 1996 г. по делу № К1-8432/95 ( “Согаз” против Мытищинского коммерческого банка ) суд указал, что : “ Взаимоотношения между векселедателем и векселедержателем регулируются вексельным законодательством и нормы общегражданского законодательства к ним применению не подлежат. ”
То есть никто не ограничен в установлении разумной неустойки или процентов в обязательстве, но это не должно быть поставлено в зависимость от платежа по векселю. На практике это не представляет затруднений, так как выдача векселя ( как правило должником ) не погашает первоначального обязательства, аналогично чеку. Просто стороны имеют взаимные права требования :
векселедатель, передавший вексель ( вещь, ценность ) - на встречное удовлетворение ;
векселедержатель - право требования из первоначального обязательства и право требования из векселя.
Эти права требования взаимно не гасятся, но в сумме сохраняется задолженность должника перед кредитором. При платеже по векселю право требования кредитора из векселя погашается и взаимно гасятся право на встречное удовлетворение должника ( векселедателя ) и право требования из первоначального обязательства кредитора. Таким образом, до момента исполнения по векселю продолжают действовать санкции за ненадлежащее исполнение первоначального обязательства, включая проценты по 395 статье ГК РФ. Это не относится к случаям, когда стороны оговорили что выдача векселя погашает первоначальное обязательство.
49. Тот, кто оплатил переводный вексель, может требовать от ответственных перед ним лиц:
1) всю уплаченную им сумму;
2) проценты на указанную сумму, исчисленные в размере шести, начиная с того дня, когда он произвел платеж;
3) понесенные им издержки.
53. По истечении сроков, установленных:
для предъявления переводного векселя сроком по предъявлении или во столько-то времени от предъявления;
для совершения протеста в неакцепте или в неплатеже;
для предъявления к платежу в случае оговорки "оборот без издержек",
векселедержатель теряет свои права против индоссантов, против векселедателя и против других обязанных лиц, за исключением акцептанта.
В случае непредъявления к акцепту в срок, обусловленный векселедателем, векселедержатель лишается принадлежащих ему прав, возникающих как вследствие неплатежа, так и вследствие неакцепта, если только из содержания условия не вытекает, что векселедатель предполагал освободить себя только от ответственности за акцепт.
Если срок на предъявление обусловлен в индоссаменте, то ссылаться на него может только индоссант.
О ПОСРЕДНИЧЕСТВЕ
55. Векселедатель, индоссант или авалист могут указать какое-либо лицо для акцепта или платежа на случай надобности.
Переводный вексель может быть принят или оплачен на условиях, установленных ниже, лицом, действующим в качестве посредника за кого-либо из должников, обязанных в порядке регресса.
Посредником может быть третье лицо, даже плательщик, или какое-либо лицо, уже обязанное в силу переводного векселя, за исключением акцептанта.
Посредник должен в течение двух рабочих дней известить о своем посредничестве того, за кого он выступил. В случае несоблюдения этого срока он отвечает в соответствующих случаях за ущерб, причиненный его небрежностью, с тем, однако, что убытки подлежат возмещению в размере не свыше вексельной суммы.
По существу речь идёт о специализированных финансовых учреждениях. Обязанные по векселю лица чтобы обезопасить себя от необходимости ожидать предъявления регрессного иска могут заранее “ предложить “ векселедержателю исполнение на случай отказа в акцепте или платеже по векселю путём заключения соответствующего соглашения с банком в месте платежа. Это также даёт возможность избежать ненужной траты времени. Посредником может выступить также лицо, не имеющее предварительной договорённости с обязанным лицом.
56. Акцепт в порядке посредничества может иметь место во всех тех случаях, когда у векселедержателя переводного векселя, подлежащего акцепту, возникает право на регресс до наступления срока платежа.
Если в переводном векселе, на случай надобности, было указано лицо для акцепта или для платежа в месте платежа, то векселедержатель может, до наступления срока платежа, осуществлять свое право регресса против того, кто сделал это указание, и против лиц, поставивших свои подписи после того, как это указание было сделано, но все это лишь при условии, что он предъявил переводный вексель указанному лицу и что в случае отказа последнего в акцепте этот отказ был удостоверен протестом.
В других случаях посредничества векселедержатель может отклонить акцепт в порядке посредничества. Однако, если он допустит акцепт, он теряет право на регресс, до наступления срока платежа против того, за счет которого акцепт был дан, и против тех лиц, которые поставили свои подписи после него.
Так как право на регресс возникает уже с момента протеста в неакцепте, то возможна ситуация когда к авалисту или индоссанту ( векселедателю ) иск может быть предъявлен до срока платежа. С одной стороны, досрочный платёж даёт неосновательное преимущество держателю опротестованного векселя, с другой - делает неопределённым для обязанных лиц предполагаемый момент предъявления требований.
Для таких случаем законодатель предусмотрел институт акцепта в порядке посредничества. Действительно, интересы добросовестного держателя векселя не ущемляются, так как вместо отказавшего должника по векселю он получает другого должника, а обязанные лица освобождают себя от обязанности платить досрочно.