titul (660239), страница 6
Текст из файла (страница 6)
ими прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, между своими участниками2. Как отмечается в литературе, зарубежный опыт показывает, что именно запрет распределять полученную прибыль между участниками юридического лица является наиболее действенным способом отсечения некоммерческих организаций от профессионального бизнеса3.
Как правило, прибыль, полученная некоммерческой организацией от предпринимательской деятельности, должна расходоваться ею в целях, для достижения которых она создана. Об это свидетельствуют и нормы законов об отдельных видах некоммерческих организаций.
Например, Федеральный Закон Российской Федерации «Об Общественных Объединениях» 4 отмечает, что общественные объединения могут создаваться «для защиты общих интересов и достижения общих целей» их членов, а также для содействия реализации прав и законных интересов граждан5. Закон отмечает, что цели общественного объединения
подлежат закреплению в уставе6.
Согласно Закону1 общественное объединение имеет право, в частности, право как участвовать в избирательных кампаниях, так и выдвигать кандидатов или списки при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления2. При этом вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в
деятельность общественного объединения, равно как вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается3. На практике встречаются нарушения данных норм в связи с ошибочным выводом о том, что представительный орган государственной власти субъекта РФ может без ссылок на запрет, установленный законом, назначать или не назначать кандидатуры, предложенные избирательным объединением. Так, в связи с переоформлением избирательной комиссии Амурской области по окончании срока полномочий прежнего состава комиссии исполком политсовета Всероссийского общественно-политического движения (ВОПД) «Наш дом – Россия» направил в адрес Амурского областного Совета выписку из решения исполкома политсовета, в которой предлагал назначить членом избирательной комиссии Амурской области с правом решающего голоса от избирательного объединения ВОПД председателя областной избирательн6ой комиссии прежнего состава гражданина Г. На заседании Амурского областного Совета данная кандидатура отклонялась два раза, после чего ВОПД было предложено представить на утверждение Совета другую кандидатуру. Исполком ВОПД обратился в суд с заявлением о признании незаконными решений Амурского областного Совета, ссылаясь на то, что данными решениями нарушено его право самостоятельно определять кандидатуру своего представителя. Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда РФ, отменяя решение Амурского областного суда об отказе в удовлетворении заявления ВОПД, отметила, что областным судом при рассмотрении дела нарушены нормы материального права, а юридически значимые для дела обстоятельства установлены неправильно и в соответствии с п.п. 1 и 4 ст. 306 ГПК РСФСР дело направлено на новое судебное рассмотрение1.
Общественным объединениям для осуществления уставных целей также предоставлено право представлять и защищать как свои права, так и законные интересы других граждан в органах государственной власти, органах управления и общественных объединениях2, что в судебной практике вызывает ряд ошибочных выводов по порядку рассмотрения данных дел. К примеру, общероссийское политическое движение «В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки» обратилось в военный суд Московского гарнизона в защиту интересов нескольких военнослужащих с заявлением на действия министра обороны РФ и ряда других воинских должностных лиц. Военная коллегия Верховного Суда РФ, удовлетворяя протест председателя Военной коллегии Верховного Суда РФ об отмене решений Московского гарнизонного и окружного военных судов об отказе в принятии заявления, отметила, что судебные решения ошибочны и вынесены с нарушением норм процессуального права. В частности, ошибочны выводы о том, что нормы с. 42, 129 ГПК РСФСР, Федеральных законов «Об общественных объединениях», «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» не предусматривают возможности общественным объединениям обращаться в суд в защиту прав
военнослужащих3.
Хотелось бы отметить, что не следует забывать о том, что
большинство государственных некоммерческих организаций созданы для решения тех же самых задач, с которыми повседневно имеют дело государственные и муниципальные органы. Это забота о малообеспеченных, больных, социально неблагополучных гражданах, содействие воспитанию и образованию детей и подростков, сохранение и развитие культуры, реальная защита прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации, и многое другое из того, что не может быть обеспечено на чисто коммерческой, рыночной основе. Существование Третьего сектора прежде всего тем и обусловлено, что наиболее активные члены общества стремятся внести свой вклад в решение стоящих перед ним проблем, не только выполняя прямые обязанности, возлагаемые государством на всех граждан, но и делая нечто «сверх обязанностей», добровольно. В этой связи очевидна необходимость объединения и координации усилий.
Деятельность большинства некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций нацелена на решение насущных проблем конкретного населенного пункта или региона. Немалый вклад в решение этих проблем вносят также региональные и местные отделения некоммерческих организаций, действующих в масштабе всей Российской Федерации2.
Таким образом, Третий сектор успешнее развивается там, где представительные и исполнительные органы субъектов Федерации, органы местного самоуправления ориентируют и стимулируют некоммерческие организации, не допуская вместе с тем неоправданного вмешательства в их деятельность.
1.5. Государственная регистрация некоммерческих организаций.
Согласно статье 51 Гражданского Кодекса РФ «юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации». Это правило распространяется на все некоммерческие организации, создаваемые с правами юридического лица.
В отличие от специальных актов гражданского законодательства, регулирующих деятельность отдельных видов некоммерческих организаций, Закон «О некоммерческих организациях» не содержит общей статьи о государственной регистрации некоммерческих организаций. Дело в том, что законодательство РФ допускает возможность существования без государственной регистрации некоторых разновидностей таких организаций.
Требования Гражданского кодекса РФ о необходимости государственной регистрации детализировано для конкретных видов некоммерческой организаций в законах, регламентирующих их правовой статус.
Так, например, общественное объединение вправе не регистрироваться в органах юстиции. В данном случае оно не приобретает прав юридических лиц. При этом решение о создании такого субъекта, об утверждении его устава и о формировании руководящих контрольно-ревизионных органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным. Оно осуществляет свою деятельность, приобретает права1 и принимает на себя обязанности. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента его государственной регистрации в соответствующих органах, в частности: Министерством юстиции РФ (для общероссийских и международных общественных объединений); органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа межрегионального общественного объединения; органами юстиции соответствующих субъектов РФ (для региональных и местных общественных объединений)2.
Орган, регистрирующий общественное объединение, обязан в месячный срок рассмотреть заявление с соответствующими документами общественного объединения о его регистрации и принять решение: зарегистрировать его либо отказать в регистрации. Следует отметить, что регистрирующий орган также имеет право обратиться в суд с иском о признании общественного объединения прекративши свою деятельность в качестве юридического лица и исключения его из единого реестра юридических лиц, если уставная деятельность данного объединения фактически прекратилась. Так, Министерство юстиции РФ обратилось в Верховный Суд РФ с иском о признании общественного объединения «Международный женский фонд социального прогресса «ЛИЭРА» прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении его из единого государственного реестра юридических лиц, сославшись на то, что уставная деятельность этого объединения прекратилась фактически в 1993 году. Как установил суд, данное объединение начиная с 1993 года в соответствии с уставом свою деятельность не осуществляло и перед налоговыми органами не отчитывалось. Также были нарушены требования ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях», в соответствии с которой на объединение возложена обязанность ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества и информировать орган, регистрирующий объединение, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Непредставление сведений для внесения в единый государственный реестр юридических лиц в течение 3 лет влечет за собой обращения органа, зарегистрировавшего данное объединение, в суд с вышеуказанным иском. Допущение объединением нарушения норм и требований закона дает основание для признания его прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц1.
В соответствии с Законом "Об общественных объединениях" в государственной регистрации общественного объединения может быть отказано по следующим основаниям2:
если устав общественного объединения противоречит Конституции Российской Федерации, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, положениям ст. 16, 19-21 ФЗ "Об общественных объединениях" и законам об отдельных видах общественных объединений;
если не представлен полный перечень учредительных документов или они оформлены в ненадлежащем порядке;
если ранее зарегистрировано общественное объединение с тем же названием на территории, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;
если органом, регистрирующим общественные объединения, установлено, что в представленных на регистрацию учредительных документах содержится недостоверная информация;
если название общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.
Отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.
В случае отказа в государственной регистрации общественного объединения заявителям сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло отказ в государственной регистрации данного объединения. Отказ в государственной регистрации общественного объединения, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.
Что касается религиозных объединений, то ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» 1 различает религиозные группы и религиозные организации. Религиозная группа осуществляет свою деятельность «без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица» 2. Не обладая правами юридического лица, религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
В отличие от религиозной группы, религиозная организация может быть создана только в качестве юридического лица3.
Основаниями для государственной регистрации централизованных религиозных организаций, а также религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, являются:
заявление о регистрации;
список учредителей религиозной организации;
устав создаваемой религиозной организации, утвержденный ее учредителем (учредителями);
документ, подтверждающий место нахождения руководящего органа (юридический адрес) создаваемой религиозной организации;
нотариально удостоверенные копии устава и свидетельства о государственной регистрации учредителя (учредителей);
соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей).
При создании централизованной религиозной организации учредитель (учредители) представляет также уставы не менее чем трех местных религиозных организаций, входящих в ее структуру, и сведения об иных входящих в указанную структуру религиозных организациях.
Заявление о государственной регистрации религиозной организации, создаваемой централизованной религиозной организацией или на основании подтверждения, выданного централизованной религиозной организацией, рассматривается в месячный срок со дня представления всех необходимых документов.
Религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации в случаях, если:
цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации - со ссылкой на конкретные статьи законов;
создаваемая организация не признана в качестве религиозной;
устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или содержащиеся в них сведения не достоверны;
в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;















