LEASING DIPLOM (660072), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Основная часть сделок приходится на финансовый лизинг сроком от 1 года до 5 лет, средний срок лизинга 2-3 года. Пользователи предпочитают короткие сроки лизинга оборудования, что позволяет им свести к минимуму расходы по выплате процентов. Обычно выплаты производятся раз в квартал или ещё реже. После завершения срока контракта пользователь может выкупить оборудование по остаточной стоимости. Контракты обычно подкрепляются гарантиями банков.
Значительная часть фабрик и заводов КНР устарела, и представляется, что финансовый лизинг оборудования имеет хорошие перспективы.
В Южной Корее после принятия Закона о поддержке лизинга объём заключённых контрактов возрос в два раза.
Всего в Ю. Корее действует 14 субъектов лизинга: 8 специализированных компаний и 6 торговых банков.
Законодательство в этой стране регламентирует условия создания лизинговой компании, её сферу деятельности, типы оборудования, которые можно сдавать в лизинг. Если срок эксплуатации оборудования не более 5 лет, то срок договора лизинга должен быть не менее 70 % срока эксплуатации оборудования. Если срок эксплуатации оборудования составляет 5 лет и более, то срок лизинга должен быть не менее 60% от срока эксплуатации оборудования. Право на покупку не является я обязательным условием, но может быть предоставлено в качестве уступки пользователю.
Одна из основных экономических задач правительства Южной Кореи состоит в поощрении деятельности мелких и средних предприятий. Поэтому, существует директива, обязывающая специализированные лизинговые компании не менее 35 % объёма лизинговых операций выделять мелким и средним предприятиям.
ФРГ. В ФРГ в настоящий момент существует множество лизинговых компаний, 57 из них входят в немецкую лизинговую ассоциацию. Порядок налогообложения лизинговых сделок излагается в письмах федерального министра финансов от 19.04.1971 года и от 22.12.1975 года. Заключаемые в соответствии с установленными нормами лизинговые контракты позволяют воспользоваться рядом налоговых льгот.41
Две компании, которые можно отнести к разряду ведущих в области лизинга - это “Митфинанц Гмбх” и “Гефа - лизинг Гмбх”. “Митфинанц Гмбх” была основана в 1962 году. Уставной капитал этой первой в ФРГ лизинговой компании составлял 1 млн. марок ФРГ. В настоящее время она имеет 6 дочерних компаний.
“Гефа - лизинг Гмбх” была основана группой “Гефа” в 1968 году. За время своего существования фирма сдала своим клиентам в аренду оборудование общей стоимостью свыше 3 млрд. марок ФРГ.
АВСТРИЯ. В Австрии средний срок аренды составляет от 2 до 15 лет в соответствии с экономически целесообразным сроком службы предмета лизинга. Опцион на покупку или продление не допускается, по истечении срока действия контракта арендатор может заключить новый контракт на аренду предмета лизинга в течение оставшегося периода эксплуатации или вступить в переговоры о покупке.
Как и в ФРГ, в Австрии основой для развития лизинга стал закон о найме. Лизинг в Австрии развивается уже 25 лет. В лизинг сдаются даже детские сады и школы. Для использования налоговых льгот по закону 1984 года необходимо, чтобы срок договора по лизингу не превышал 40% - 90% общего периода использования оборудования, и чтобы объект лизинга был самостоятельной единицей.
Одной из ведущих лизинговых фирм является “Райфайзен лизинг” с участием в ее капитале “Донау банка”.42
ИТАЛИЯ. Первая лизинговая компания в Италии появилась в 1963 году. В настоящее время Итальянская лизинговая ассоциация насчитывает 50 компаний.
Крупнейшая итальянская (компания) лизинговая группа “Локафит” отдает в лизинг рабочий инструмент, землеройные машины, сельскохозяйственные машины, оборудование для офисов, компьютеры, недвижимость, транспорт (автомобили, самолеты, суда и т. д.)
Одним из учредителей является “Банк Насиональ де Лаворо”. Группа создала совместные фирмы в ФРГ, Франции, США, Испании, Китае, осуществляет операции с Венгрией и Югославией.
§ 4 . Международная унификация лизинга.
Огромные преимущества лизинга в странах с рыночной экономикой, привело к его бурному развитию. Следствием этого стал выход лизинга на международный уровень. Возникла необходимость международного регулирования лизинга. Эту задачу был призван решить Международный институт унификации частного права (UNIDROIT).
В 1974г. в рамках этого института была создана группа для подготовки свода унифицированных правил по международному лизингу. Необходимо было решить два принципиальных вопроса: какие сделки считать международным лизингом, и какие сделки будут регулироваться международно-правовым актом.
Авторы проекта восприняли точку зрения о том, что лизинг является самостоятельным правовым институтом, и, следовательно, лизинг-это трёхсторонняя сделка.
Уже осенью 1980 г. рабочая группа смогла ответить на эти вопросы. В качестве критерия решено было взять местонахождение предприятий лизингодателя и пользователя. Местонахождение поставщика оборудования сочли второстепенным фактором, поскольку, с точки зрения членов рабочей группы, основу лизинга составляет договор между лизингодателем и пользователем. Соответственно, лизинговая сделка признавалась международной, если предприятия лизингодателя и пользователя находились в разных странах.
К работе по подготовке текста конвенции привлекались представители лизинговых компаний, в частности представители Европейской ассоциации лизинговых компаний (Leaseurope). Было проведено несколько симпозиумов в разных странах мира с привлечением, представителей научных институтов, ассоциаций адвокатов, правительственных экспертов.
Результатом проделанной работы, стала дипломатическая конференция в Оттаве в 1988 году. На этой конференции, где участвовали 55 государств, в том числе СССР, был принят текст Конвенции о международном финансовом лизинге.43 Российская Федерация присоединилась к данной Конвенции в 1998 году.
Юридическую конструкцию Конвенции определяют следующие особенности.
Во-первых, определяющая роль как инициатора всей сделки отводится пользователю: он выбирает оборудование, поставщика и несёт практически все риски собственника не являясь таковым. Таким образом, арендатор выступает активной стороной в сделке. Напротив, арендодатель находится в роли пассивной стороны, фактически лишь финансируя сделку, неся ответственность практически только в этом аспекте.
Во-вторых, срок договора лизинга должен позволить лизингодателю вернуть свои капиталовложения в оборудование, иначе говоря, срок договора лизинга должен приблизительно равняться сроку амортизации оборудования.
Авторы текста Конвенции учитывали существующее законодательство в разных странах, чем можно объяснить длительный срок её разработки. Именно поэтому, в тексте встречаются термины, встречающиеся в разных правовых системах.
Конструктивно, Конвенция состоит из преамбулы и 25 статей. В преамбуле формулируются цели данной Конвенции. Преамбула говорит о желательности введения единообразных норм. П. 3 преамбулы говорит об адаптации норм, регулирующих традиционный договор аренды, к самостоятельным трёхсторонним отношениям.
В ст. 1 Конвенция закрепляет неразрывную связь двух договоров—купли-продажи и лизинга: пользователь должен одобрить условия первого договора, поставщик должен быть уведомлён о существовании или о намерении заключить второй.
Статья 3 определяет действие Конвенции в пространстве. В лизинге участвуют как минимум три организации. Встаёт необходимость определить точку отсчёта при определении международного характера лизинга. Что учитывать при определении международного характера сделки, местонахождение всех трёх участников в разных странах или только двух, но каких—сторон договора купли-продажи или лизинга. В качестве критерия определения международного характера сделки было решено взять местонахождение сторон договора лизинга. Таким образом, поставщик может находиться как в одном из двух государств, где расположены лизингодатель или пользователь, так и в третьем, важно только, чтобы такое государство было участником Конвенции или чтобы договор поставки регулировался правом договаривающихся государств.
Статья 8 определяет взаимные права и обязанности участников лизинга. Здесь отражено важнейшее концептуальное отличие лизинга от смежных институтов: лизингодатель, собственник оборудования, не несёт ответственности за ущерб, не возмещает убытки, причинённые этим оборудованием, ни пользователю, ни третьим лицам. Поскольку пользователь совершенно самостоятелен в своём выборе, всю ответственность за дальнейшее (например, за ущерб, причинённый оборудованием) он берёт на себя. Однако, если он в какой-то мере действовал по совету лизингодателя, то в этой степени на последнего переходит ответственность за оборудование. В этом и проявляется одна из основных особенностей лизинга: собственник оборудования—лизингодатель—никакого отношения ни к его выбору, ни к его приобретению ни имеет. Без этой оговорки лизингодатель, оставаясь юридическим собственником, оказался бы адресатом всех претензий, связанных с оборудованием.
Статья 10 развивает положения ст. 8 по поводу адресата ответственности. Ответственность за оборудование несёт поставщик, как если бы он и пользователь выступали сторонами договора поставки. Тем не менее, предъявления поставщику двух одинаковых претензий от пользователя и от лизингодателя. Чтобы не допустить этого, Конвенция предусматривала следующую норму: поставщик не будет нести ответственности одновременно перед лизингодателем и пользователем за один и тот же ущерб.
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ЛИЗИНГА.
§1. Проблемы в развитии законодательства о лизинге.
Количество нормативных документов, где имеется хоть какое-то упоминание о лизинге, составляет более 800, включая законы. Естественно, что такое многообразие приводит к большому количеству противоречий и несоответствий между различными документами. Но, помимо всего прочего, существуют и акты, содержащие противоречивые нормы внутри самих себя. Примером может служить Федеральный закон «О лизинге».44
К сожалению, к моменту его принятия Государственной Думой РФ проект закона претерпел существенные изменения и приобрел ряд недостатков: он вступает в противоречие с уже существующей до его принятия нормативной базой, а также отличается неточностью терминологии, внутренней противоречивостью и неоднозначным толкованием основных понятий лизинговой деятельности.
Сравнительная таблица определения лизинговой деятельности
(Закон «О лизинге» и Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» 45)
| ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» | Закон «О лизинге» |
| Инвестор самостоятельно определяет объе–мы, направления, эффективность инвести–ций, привлекая необходимых ему физичес–ких и юридических лиц. | Лизингодатель приобретает имущество, указанное лизингополучателем. |
| Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух или нес–кольких участников. | Запрещает совмещать обязательства лизин–годателя и лизингополучателя, кредитора и лизингополучателя. |
| Во-первых, недостаточно корректны формулировки в законах «О лизинге» и «Об инвестиционной деятельности…». При финансовом лизинге имущество закупается по указанию лизингополучателя и, следовательно можно говорить о некоторой «несамостоятельности» лизингодателя» Во-вторых, этот запрет делает невозможным участие кредитующих банков в лизинговых операциях по переоборудованию самих же банков. Во-вторых, делает невозможным принимать авансовые платежи от лизингополучателей по договорам лизинга, поскольку в соответствии со статьей 823 ГК РФ аванс является разновидностью коммерческого кредита. | |
| Условия договора сохраняются до конца срока его действия. | Предусматривает изменения условий договора. |
| Незавершенные объекты инвестиционной деятельности являются долевой собствен–ностью. | Переход права собственности происходит по истечении срока договора или при условии выплаты всех лизинговых платежей. При оперативном лизинге не происходит вообще. |
Вообще, противоречия в области правового регулирования отношений лизинга вызвали путаницу в определении понятия «лизинг». Гражданский кодекс ставит знак равенства между понятиями «финансовая аренда» и «лизинг». При этом ГК РФ все-таки понимает финансовую аренду так же, как Закон «О лизинге» понимает финансовый лизинг. Основные квалификационные признаки финансового лизинга можно вывести, пользуясь этими двумя документами и Временным положением о лизинге, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 года № 633:
1. Прежде всего, это инвестиционный момент, который заключается в том, что денежные средства имеются у лизингодателя, оборудование требуется лизингополучателю и лизингодатель, таким образом, инвестирует в основные фонды лизингополучателя;
2. Вторым признаком является то, что лизингодатель приобретает оборудование по заявке лизингополучателя, который, в свою очередь, сам подбирает для себя поставщика, а также оборудование по качеству, то есть право выбора объекта лизинга и имущества принадлежит лизингополучателю, если иное не предусмотрено договором (диспозитивная норма);
3. Предмет лизинга используется лизингополучателем только в предпринимательских целях;
4. Предмет лизинга приобретается лизингодателем у продавца только при условии передачи его в лизинг (о чем должно быть сказано в договоре купли-продажи);
-
Сумма лизинговых платежей за весь период лизинга должна включать полную (или близкую к ней) стоимость предмета лизинга.
Если говорить о определении самого термина «лизинг», сравнивая его содержание в различных нормативно-правовых актах, то наиболее удачным, на мой взгляд, является его раскрытие в Конвенции УНИДРУА. Дело в том, что понятие лизинга (финансовой аренды), сформулированное в ГК, не включает в себя понятие «оперативного лизинга». Формулировки Закона «О лизинге» не содержат этих недостатков, но происходит некоторая неувязка с нормами ГК. Это даёт повод некоторым авторам критиковать закон за несоответствие нормам ГК, который в системе актов гражданского законодательства имеет приоритет над иными законами. С другой стороны, Конвенция давая большую широту понятия «лизинг», вместе с тем, имеет более высокую юридическую силу чем ГК, чем и снимается указанное противоречие.












