35980 (659538), страница 2
Текст из файла (страница 2)
На сегодняшний день наибольшее распространение получила структурная схема ситуации, предложенная Р.С. Белкиным, который выделяет в следственной ситуации компоненты: 1) информационного; 2) психологического; 3) процессуально-тактического; 4) материального и организационно-технического характера.
Отдавая должное весьма удачному решению данной проблемы, позволим себе заметить, что в отношении раскрытия содержания каждого из названных компонентов, позиция Р.С.Белкина не во всем бесспорна. Так, к примеру, в компонент процессуально-тактического характера Р.С.Белкин включает "возможность избрания меры пресечения...", в организационно-технический - "возможность мобильного маневрирования наличными силами"1 (курсив наш. - Т.В.).
Представляется, что отмеченные обстоятельства относятся, скорее, к оценке ситуации, а как далее указывает сам же Р.С. Белкин, "оценка в ее содержание входить никак не может"2.
Кроме того, отдельными авторами называется и другие варианты компонентного состава следственной ситуации. Так, И.М.Лузгин выделил в следственной ситуации следующие компоненты:
1) информация о событии, содержащем признаки преступления, и о лицах, причастных к этому событию;
2) объективные условия, характеризующие процесс получения этой информации (место, время, климатические условия, использованные научно-технические средства и т.д.);
3) силы и средства, имеющиеся в распоряжении следователя;
4) позиция подозреваемого, потерпевшего, свидетелей, результаты их противодействия установлению истины;
5) контакты следователя с оперативно-розыскными работниками, различными специалистами;
6) иные факторы, препятствующие или способствующие успешному решению криминалистических задач (к примеру, утрата обнаруженных при осмотре вещественных доказательств, явка преступника с повинной и проч)3.
В.А. Образцов выделяет, например, компоненты информационного, криминалистического, психологического, материально-технического, кадрового, правового и иного порядка4.
И.А.Возгрин включает в ее содержание специфику совершенного преступления, особенности информации о событии преступления, ее полноту, достоверность и относимость, содержание проведенного к определенному моменту времени расследования, его результаты, а также и условия расследования, то есть уровень научной организации и управления данного следственного аппарата, степень обеспеченности криминалистическими и специальными средствами, загруженность следователя и т.д.1
Однако, поскольку основным действующим лицом в следственной ситуации является все же следователь, который ее оценивает, осуществляет в ней свои основные профессиональные функции, наконец, управляя ситуацией, трансформирует ее тем или иным образом, появляется вопрос о том, входит ли информация о самом следователе в структуру следственной ситуации?
Авторы, исключающие из структуры следственной ситуации данные, характеризующие следователя, игнорируют то обстоятельство, что они являются важнейшим компонентом ситуации, оказывающей влияние на принятие решений другими участниками процесса. С учетом этих данных и другой информации о следственной ситуации руководитель следственной бригады определяет конкретные задачи и функции следователя, прокурор принимает решение о передаче дела в производство другому следователю, обвиняемый корректирует свое поведение. В указанном смысле значение следственной ситуации выходит не только за рамки криминалистической тактики, но в известной мере выступает как междисциплинарная категория, имеющая отношение, например, к науке прокурорского надзора1.
Анализируя указанные структурные схемы следственной ситуации, мы предлагаем следующий подход к решению этого вопроса. Полагаем, что все компоненты, влияющие на формирование следственной ситуации, целесообразно подразразделить на три основные группы. Содержание любой следственной ситуации, как правило, детерминируют следующие факторы: а) относящиеся к расследуемому событию, определяющие степень достоверности и полноту информационной модели расследуемого события к моменту оценку следственной ситуации; б) характеризующие саму систему расследования, его процессуальное, тактическое состояние, психологические взаимоотношения участников предварительного расследования и т.д.;
в) относящиеся к внешней среде, в которой ведется расследование, определяющие так называемую следственную обстановку.
Именно разнообразное сочетание названных факторов, их специфические особенности и создают индивидуальность и своеобразие каждой конкретной следственной ситуации.
Однако обращает на себя внимание то, что компоненты первой и второй групп (т.е. факторы, относящиеся к расследуемому событию, и соответственно факторы, относящиеся к самому процессу расследования) варьируются и изменяются в каждой новой ситуации. Это обусловлено и огромным разнообразием исходных следственных ситуаций, и индивидуальной неповторимостью психологических особенностей участников уголовного процесса, их отношениями к расследуемому событию, к следователю, к самому процессу расследования.
Компоненты же третьей группы, характеризующие своеобразие следственной обстановки и включаемые некоторыми авторами в содержание следственной ситуации, являются относительно стабильными, повторяемыми в разнообразных ситуациях, при расследовании различных уголовных дел. Поэтому следственная обстановка может быть включена в каждую индивидуальную ситуацию, складывающуюся у конкретного следователя, в конкретном регионе, в качестве блока неизменяемой информации, так называемой "константы" в отличие от "переменных" факторов первой и второй групп.
Исследуем более подробно внутреннее содержание каждого из факторов, определяющих содержание следственной ситуации.
Факторы, относящиеся к расследуемому событию, которые составляют так называемый информационный компонент следственной ситуации, показывают степень осведомленности следователя о преступлении и лице,его совершившем.
Информационный компонент следственной ситуации отражает то, в какой степени и каким образом происходит реконструкция криминальной ситуации, всего расследуемого события в целом: какая информация о преступлении и в каком объеме имеется в исходной следственной ситуации, какая необходимая для расследования информация отсутствует, если принятая типовая версия справедлива. Как реализовать имеющуюся в распоряжении следователя информацию для поиска недостающей? Какие противоречия в информационной модели расследуемого события имеются?
Факторы, характеризующие саму систему расследования, содержат в себе следующие моменты.
Во-первых, процессуально-тактический и организационно-управленческий аспекты: какие следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия уже проведены на момент оценки следственной ситуации, избрана ли (и какая именно) мера пресечения в отношении подозреваемого, какие тактические приемы, операции были уже использованы следователем, каков эффект их применения. То есть здесь группируются сведения об объеме, полноте, сроках и качестве следственной и оперативно-розыскной работы, проделанной по расследуемому уголовному делу.
Во-вторых, следует выделить и психологический аспект: а) личностные характеристики отдельных участников уголовного процесса (подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля): их психологические и интеллектуальные особенности, моральные и иные качества; б) взаимодействие указанных участников уголовного процесса между собой, их отношение к расследуемому событию, к следователю, к самому процессу расследования.
Факторы, относящиеся к внешней среде, в которой ведется расследование, и характеризующие следственную обстановку.
В ходе анализа содержательной стороны следственной ситуации наряду с вышеназванными компонентами, которые изменяются от ситуации к ситуации и выступают в качестве "переменных факторов", обусловливающих индивидуальность и своеобразие каждой конкретной ситуации, можно выделить и компоненты постоянного, относительно неизменяющегося характера - "константные".
Именно они, как правило, остаются стабильными на протяжении всего процесса расследования, и даже при расследовании целого ряда уголовных дел. Эти компоненты учитываются следователем при принятии решения по уголовному делу, но на динамику конкретной ситуации в большинстве случаев никакого влияния не оказывают, равно как и не определяют ее индивидуальности. Полагаем, что такого рода сведения образуют компонент следственной ситуации - следственную обстановку, характеризующую внешние условия процесса расследования.
В криминалистической литературе разрабатывалась проблема следственной обстановки как некой управленческой категории, однако не в связи со структурой следственной ситуации. Так, А.Н.Васильев и Н.П.Яблоков в свое время предложили выделять так называемую "стратегическую обстановку", в которой ведется расследование дела и "тактическую обстановку", в которой осуществляется конкретная тактическая операция или проводится то или иное следственное действие1.
Эту идею поддержал и Л.Д.Самыгин, который в понятие "стратегическая обстановка вложил смысл влияния на расследование крупномасштабных событий политического или социально-экономического характера2. С этим вполне можно согласиться, поскольку, к примеру, условия военного времени, обстановка стихийного бедствия весьма существенно влияют не только на расследование конкретного уголовного дела, но и на уголовно-процессуальную деятельность региона в целом.
Для определения содержания понятия "следственная обстановка" необходимо определить ее компонентный состав, а затем проанализировать группы сведений, входящих на правах элементов в тот или иной ее компонент.
Полагаем, что своеобразие конкретной следственной обстановки определяют следующие факторы.
1. Компонент, характеризующий условия расследования в рамках единой взаимосвязанной системы.
2. Компонент, описывающий социальные системы различного уровня, которые так или иначе связаны со следствием.
3. Компонент, характеризующий психологические особенности субъектов расследования, а также их взаимодействие между собой.
4. Компонент, отражающий специфику региональных особенностей, природно-климатических и иных условий.
5. Компонент, характеризующий криминологическую обстановку региона, степень противодействия преступных группировок следствию.
Рассмотрим более подробно содержание каждого из названных компонентов. Так, в первый компонент, характеризующий условия расследования в рамках единой системы, войдет информация о количественном составе следственного аппарата, числе уголовных дел, находящихся в производстве, обеспечении следователей средствами связи, транспортом, о техническом вооружении следствия, наличии коммуникативных связей между дежурными частями и следственно-оперативными группами на местах происшествий. Сюда же можно отнести и системы высшего уровня, осуществляющие внешнее управление расследованием, а также и прокурорский надзор за ним, поскольку все они создают определенные условия для работы, заботятся о материальном и научно-методическом обеспечении расследования. В их число можно включить и АСУ (автоматизированные системы управления) и АИС (автоматизированные информационные системы) органов МВД и прокуратуры со специальными функциональными подсистемами "следствие". Основными функциями этих систем являются контроль и надзор, оказание необходимой научно-технической и методической помощи, учет и анализ результатов расследования.
Второй компонент включает в себя различные социальные системы, связанные со следствием, то есть разнообразные государственные органы, например, экспертные учреждения, некоторые частные учреждения (детективные, охранные службы), предприятия связи, транспортные предприятия, научные институты, общественные пункты охраны порядка, информационно-аналитические системы и учетные аппараты различных других правоохранительных органов. Разумеется, сюда включены службы, находящиеся во внешней среде, за пределами системы "расследование".
Что касается компонента психологического характера, то его содержание должна составить информация об уровне профессиональной подготовки и деловых качествах следователя, его правосознании, гражданской позиции, о его коммуникативных свойствах, проявляемых во взаимодействии с сотрудниками смежных служб. При необходимости сюда может быть введена аналогичная информация и о других лицах, имеющих непосредственное отношение к системе "расследование".
Региональные и природно-климатические особенности, составляющие соответствующий компонент следственной обстановки, являются весьма значимыми в ней факторами. К примеру, условия большого города, пограничных или портовых городов требуют адаптации к ним традиционных частных криминалистических методик1. Здесь же должны учитываться и природно-климатические факторы, к примеру неблагоприятные условия, плохо сохраняющие вещественные доказательства, затрудняющие производство следственных действий.
В содержании следственной обстановки можно выделить и криминологическую обстановку региона, а также, как это было предложено Л.Д.Самыгиным, и степень противодействия преступных группировок следствию1. Для расследования, к примеру, организованных преступлений довольно типична ситуация, при которой в орбиту уголовного процесса вовлечены два - три обвиняемых и несколько подозреваемых, обычно из числа второстепенных членов преступной группировки, а главные участники этой деятельности остаются длительное время неустановленными и, используя это, активным образом пытаются влиять на расследование уголовного дела, противодействовать следствию. Более того, тактической и организационной стороне следствия они часто противопоставляют свои тактические и организационные способности по сокрытию следов преступлений, дезориентации и дезинформации следователя. Оперативно-розыскным мероприятиям они нередко противопоставляют свои контрмероприятия, к примеру наблюдению - контрнаблюдение.
В криминалистической литературе имеются предложения дифференцировать следственную ситуацию и следственную обстановку. Например, С.И.Цветков причину необходимости такой дифференциации видит в следующем. "Во-первых, критерии следственной обстановки сохраняются в течение длительного времени, а критерии следственной ситуации меняются крайне быстро. Во-вторых, возможность воздействовать на следственную обстановку у следователя практически отсутствует, в то время как новая следственная ситуация во многом складывается в результате его действий. В-третьих, если следователь является субъектом анализа следственной ситуации, то по отношению к следственной обстановке его квалификация, возможности и другие факторы могут сами по себе рассматриваться как следственная обстановка"2.
Нам представляется, что среди названных компонентов следственной ситуации приоритетная роль принадлежит компоненту информационного характера, поскольку степень осведомленности следователя об обстоятельствах совершения преступления, о лице, его совершившем, о возможных доказательствах и источниках информации имеет преобладающее значение при оценке ситуации. Особенно существенно значение этого компонента для исходных следственных ситуаций. Не случайно в криминалистической методической литературе производится вычленение типовых исходных следственных ситуаций для последующей разработки на этой основе соответствующих методических рекомендаций1.
Заметим, что не следует смешивать компоненты, составляющие содержание следственной ситуации, с объективными и субъективными факторами, способными оказать существенное влияние на становление или изменение ситуации. В числе таких объективных факторов можно назвать:
- особенности криминальной ситуации, от которой во многом зависит характеристика исходной следственной ситуации;
- этапы расследования (первоначальный, последующий, заключительный);
- виды и качество источников информации по уголовному делу;
- способность вещественных и иных доказательств к сохранению заложенной в них информации и т.д.















