34032 (658986), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Применительно к России точки зрения аналитиков различаются. Однако более обоснованной представляется "итальянскую" точка зрения. Во многом это связано с паразитизмом российской организованной преступности, которая в отличие от американские "каучуковых баронов" прошлого века, вывозят капитал за границу, лишая страну инвестиционных ресурсов. В пользу этой точки зрения свидетельствуют также прочные традиционные связи между политиками и деятелями теневой экономики.
В развитии организованной российской преступности выделяют несколько периодов.
К.Стерлинг считает, что тайные преступные организации, устроенные по типу сицилийской мафии, существовали в российском обществе еще в 15 веке Д.Альбини и Р.Роджерс считают, что первый этап развития российской организованной преступности связан с существованием организации "воров в законе" (20 - 50 годы). Их деятельность можно охарактеризовать как корыстную преступность, еще не достигшую уровня преступных синдикатов, использующих мафия - метод.
Второй этап охватывает 60 - е - конец 80-х годов, когда командно - административная система достигает пика своего развития и одновременно начинается ее упадок. В эти годы более изощренные формы принимает организованная корыстная преступность, появляются и первые преступные синдикаты, которые в годы застоя получают значительное распространение.
Современный этап, связан с распадом СССР и существовавшей в нем экономико-политической системы. Стремительные социальные изменения с закономерностью сопровождаются явлениями аномии, которая в свою очередь всегда ведет к резкому росту преступности. На этом этапе организованная преступность воплощается в наиболее современные формы, огромный вес приобретает синдикализированная (мафиозная) преступность, она существенно расширяет границы своей деятельности, перешагивает через национальные границы.
По мнению американских криминологов, несмотря на уникальные особенности развития России, "путь российской преступности" имеет ряд схожих черт с путем сицилийской преступности. Прежде всего это однотипная социальная основа для развития организованной преступности, в том числе и для мафиозных организаций. Традиционная как для Сицилии, так и для России отчужденность граждан от государственной власти, недоверие к ней обусловили такой тип социального взаимодействия, который принято определять как патронаж и клиентелизм. Это взаимодействие, частично легальное, но в большей степени нелегальное, основанное не на законе, а на кодексе особых неписанных правил, представляет собой неофициальный обмен властными, экономическими, информационными и другими ресурсами между патроном и клиентом, причем позиции патрона и клиента могут меняться.
Время, предшествовавшее распаду Советского Союза может рассматриваться как "период тренинга и созревания" современной мафиозной преступности.
Важной особенностью российской ситуации является то, что организованная преступность в России быстро выходит за традиционные границы и вторгается в сферы, криминализация которых создает серьезную угрозу для международной стабильности и безопасности.















