28296 (656746), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Действительно, ст. 180 УК РФ (незаконное использование товарного знака), ст. 183 УК РФ (незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую и банковскую тайну) помещены законодателем в главу 22 «Преступления в сфере экономической деятельности». Ряд авторов относят данные составы к преступлениям в сфере отношений, обеспечивающих свободу и добросовестность конкуренции. Непосредственным объектом преступлений данной группы являются общественные отношения, в содержание которых входит, с одной стороны, свобода конкуренции, а с другой стороны, честная конкуренция. Соответственно, различают:
1) посягательство на свободу конкуренции: недопущение, ограничение или устранение конкуренции
(ст. 178 УК);
2) преступные виды недобросовестной конкуренции: незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК), незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или
банковскую тайну (ст. 183 УК), подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК).
С другой стороны, УК РФ нарушение авторских и смежных прав (ст. 146 УК), а также нарушение изобретательских и патентных прав (ст. 147 УК) относит к преступлениям против конституционных прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, видовой объект преступлений, включенных в гл. 19 УК, – конституционные права и свободы человека и гражданина, непосредственный объект – конкретное конституционное право или свобода человека и гражданина, на которые посягает то или иное преступление Некоторые авторы рассматривают указанные составы как преступления против социальных прав и свобод (10).
Таким образом, преступления в сфере интеллектуальной собственности следует разделить на два вида:
– посягательства на авторские и смежные права, на изобретательские и патентные права как посягательства на установленный законодательством РФ порядок использования объектов интеллектуальной собственности и добросовестную конкуренцию в сфере интеллектуальной деятельности (ст. 146 и 147 УК РФ);
– преступления, посягающие на средства индивидуализации участников рынка интеллектуальной собственности и регулирование добросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности (ст. 180 и 183 УК РФ).
§ 2. Формирование и развитие института уголовной ответственности за преступления в сфере интеллектуальной собственности.
Первые законы, регулирующие отношения в сфере интеллектуальной собственности, были приняты в России лишь во второй четверти XIX в. Этот период защиты авторских прав ознаменовался принятием Цензурного устава, утвержденного 22 апреля 1828 г. и Положения о правах сочинителей, переводчиков и издателей в 1830 г., что отразилось и на уголовном законодательстве России. Свидетельством этому является Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., которое в отделении третьем «О присвоении ученой или художественной собственности» IV главы XII раздела содержало нормы, регулирующие охрану интеллектуальной собственности (ст. 1683-1685). Так, в случае присвоения лицом авторства на произведение науки или литературы, искусства или художественных произведений, а также издательство под своим именем, «то он сверх обязанности вознаградить сочинителя или художника за весь причиненный ему ущерб и убыток подвергается лишению всех особенных, лично и по состоянию присвоенных, прав и преимуществ и ссылке на житье в одну из отдаленных губерний, кроме сибирских, или заключению в тюрьме по второй степени 33 статьи Уложения». В случае же публикации чужих произведений либо заимствования части произведения виновные привлекались к уголовной ответственности по ст. 1684, 1685 Уложения 1845 г. В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. получило развитие уголовное законодательство об охране прав на товарные знаки. Глава 14 Уложения «О нарушении уставов фабричной, заводской и ремесленной промышленности» содержала ст. 1354, ответственность по которой наступала в случае подделки чужого клейма или знака, прикладываемого с дозволения правительства к изделиям или произведениям мануфактуры, фабрики или завода.
Следующий шаг в развитии российского уголовного законодательства в области охраны товарного знака был сделан в связи с принятием 26 февраля 1896 г. (в дополнение и изменение Промышленного Устава) Закона о Товарных знаках. В результате Уложение было дополнено тремя статьями: 1357(1), 1357(2), 1357(3).
С увеличением числа конкурентов на товарных рынках, с постоянно возрастающими объемами разработок и выпуском в оборот все новых товаров стали уделять внимание законодательной и судебной защите секретов производства и обращения, а также защите прав предпринимателей. И уже в 1845 году в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных в ст. 1355 впервые коммерческая тайна выступает как объект охраны: «Кто из людей, принадлежащих к фабрике, заводу или мануфактуре огласит какое-либо содержимое в тайне и вверенное ему в виде тайны средство, употребляемое при изготовлении или отделке», без согласия владельца тайны другому лицу, и тем самым причинит ему ущерб, тот будет наказан заключением в тюрьму от 4-х до 8-ми месяцев.
Дальнейшее свое развитие уголовно-правовая охрана интеллектуальной собственности получила в Уголовном Уложении 1903 г., в котором глава 29 называлась «Об оглашении тайн» и содержала ст. 541 – 546. Законодатель отвел коммерческой тайне 543 и 544 статьи, а ст. 621 Уложения регламентировала ответственность тех лиц, которые самовольно пользовались чужой, выданной в установленном порядке привилегией на произведение, или чужим правом на воспроизведение заявленных в установленном порядке заводских, фабричных или ремесленных моделей или рисунков. За указанное деяние могло быть назначено наказание в виде ареста или денежной пени не свыше пятисот рублей и др.
Вопрос об охране интеллектуальной собственности после установления советской власти встал в период введения новой экономической политики (нэпа), когда заметно оживилось товарное производство. В связи с этим принимается ряд нормативных актов и вносятся изменения в уголовное законодательство. В частности, в случае самовольного использования в корыстных целях чужих изобретений или привилегий, зарегистрированных в установленном порядке, виновный привлекался к уголовной ответственности по ст. 198 УК РСФСР 1922 г. Ответственность за самовольное пользование в целях недобросовестной конкуренции чужим товарным или фабричным или ремесленным знаком, рисунком, моделью, а равно и чужой фирмой или чужим наименованием была предусмотрена ст. 199 УК РСФСР 1922 г. Позднее уголовная ответственность за самовольное пользование изобретения с нарушением правил, установленных в законе о патентах на изобретение, наступала по ст. 177 и 178 УК РСФСР 1926 г.
В дальнейшем уголовная политика в области охраны интеллектуальной собственности была существенно изменена. В отсутствие конкуренции в экономической деятельности страны практически исчезли такие деяния, как незаконное использование чужого товарного знака и чужого фирменного наименования. Поэтому соответствующие деяния были декриминализированы в УК РСФСР 1960 г. Что касается незаконного использования авторских и изобретательских прав, то в рамках административно-командной экономики соответствующие объекты стало невозможно вводить в хозяйственный оборот. Поэтому вполне закономерно, что «Нарушение авторских и изобретательских прав» (ст. 141) расценивались как преступления, посягающие на политические и трудовые права (гл. 4 УК РСФСР 1960 г.). В целом же в течение длительного времени (начало 30-х годов - начало 90-х годов XX века) законодательством обеспечивался весьма низкий уровень правовой охраны интеллектуальной собственности.
Начиная с 90-х гг. XX столетия, в охране интеллектуальной собственности произошли коренные изменения. Основанием к этому явилось существенное изменение экономических отношений в стране и принятие ряда законов Российской Федерации, которые коренным образом изменили взгляд на собственность, конкуренцию, экономику и т.д. В связи с этим претерпела существенные изменения и уголовно-правовая охрана интеллектуальной собственности. В действующем УК РФ 1996 г., как уже отмечалось, существует группа норм, предусматривающих ответственность за преступления против интеллектуальной собственности.
§ 3. Современное состояние уголовной ответственности за преступления в сфере интеллектуальной собственности.
УК РФ нарушение авторских и смежных прав (ст. 146 УК), а также нарушение изобретательских и патентных прав (ст. 147 УК) относит к преступлениям против конституционных прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, видовой объект преступлений, включенных в гл. 19 УК, – конституционные права и свободы человека и гражданина, непосредственный объект – конкретное конституционное право или свобода человека и гражданина, на которые посягает то или иное преступление. Непосредственный объект преступления нарушение авторских и смежных прав – авторские и смежные права как составная часть гарантированной ст. 44 Конституции РФ свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Конституция РФ предусматривает защиту законом интеллектуальной собственности. Регулированию отношений, связанных с авторским правом и смежными правами, посвящен Закон РФ от 09.07.93 № 5351-I «Об авторском праве и смежных правах». В соответствии с п. 1 ст. 6 названного Закона авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.
Предметом преступления при нарушении авторских прав являются объекты авторского права – произведения (научные, художественные и др.) как обнародованные, так и не обнародованные независимо от их достоинства. Необнародованные произведения должны существовать в какой-либо объективной форме. Предметом преступления при нарушении смежных прав являются объекты смежных прав – исполнение (воспроизведение) произведений (песен, музыки, спектаклей и др.) артистами, режиссерами-постановщиками, создателями звуко- и видеозаписей, организаторами эфирного времени. При совершении преступления путем приобретения, хранения, перевозки контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта (ч. 2 ст. 146 УК) предметом преступления являются указанные экземпляры произведений, фонограмм.
Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» не распространяет авторское право на идеи, методы, процессы, системы, концепции, принципы, открытия, факты (п. 4 ст. 6).
Названный Закон говорит о четырех категориях смежных прав, которые соответственно берутся под защиту ст. 146 УК:
1) права исполнителей на их исполнения и постановки (исполнительские права);
2) права производителей фонограмм на их фонограммы (фонограммные права);
3) права организаций эфирного вещания на их передачи в эфир;
4) права организаций кабельного вещания на их передачи для всеобщего сведения.
Потерпевшими являются при нарушении авторских прав — автор, его наследник (ст. 29 ), лицо, которому автором переданы права (ст. 30 ), при нарушении смежных прав – исполнитель, производитель фонограмм, организация эфирного или кабельного вещания, если она является юридическим лицом, лица, которым переданы исключительные права (ст. 37, 38, 40 ).
Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 146 УК, состоит из:
1) присвоения авторства (плагиат);
2) последствий — крупного ущерба;
3) причинной связи между указанным деянием и ущербом.
Присвоение авторства – объявление себя автором (соавтором) чужого произведения с целью использования авторских прав (плагиат). В этом случае лицо уже использовало авторское право на публикацию с указанием имени или без него. Но если нет цели использования авторского права (например, объявление себя в кругу знакомых автором художественной картины), то нет и состава преступления, предусмотренного ст. 146 УК.
В ст. 146 УК в отличие от ст. 147 УК не сказано о принуждении к соавторству. Представляется, что это пробел законодательства, требующий устранения.
Последствие преступления (обязательный признак состава) – крупный ущерб, как материальный (не получен гонорар, денежная премия), так и моральный (не присвоено почетное звание, оказываются иные почести государственного и общественного характера не автору или исполнителю произведения, а другому лицу, которое выдало себя за них). Понятие «крупный ущерб», если речь идет о моральном ущербе, является оценочным и устанавливается исходя из конкретных обстоятельств дела. Если речь идет об имущественном ущербе, то крупным является ущерб на сумму, превышающую 50 тыс. руб. (см.: примечание к ст. 146 УК).
Состав преступления материальный.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что присваивает авторство, предвидит, что тем самым неизбежно причинит крупный ущерб потерпевшему, и желает его причинить.
Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 и 3 ст. 146 УК, состоит из альтернативных деяний, совершенных в крупных (ч. 2) и особо крупных (ч. 3) размерах: незаконное использование объектов авторского права или смежных прав; приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта.
Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав будет иметь место, если их использует тот, кто в соответствии с законом или договором ими не обладает. Например, публикация книги без согласия автора, его наследника, лица, которому переданы права, или постановка пьесы без согласия режиссера или лица, которому переданы исключительные права.















