23546 (653605), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Название Владикавказ говорит само за себя, а переименование его в Орджоникидзе - это кровь гражданской войны.
Возвращение городу имени Владикавказ не спасло его от нового кровопролития. Ингушский народ, безвинно наказанный «отцом народов», был реабилитирован, но без возврата отобранной земли.
Это столкнуло его с новыми обитателями отчих домов и земель.
7. Ленинград-Санкт-Петербург
Петербуржцы, ленинградцы, питерцы, и рядом - Санкт-Петербург, Петербург, Ленинград, Петроград: являются ли эти самоименования и имена равноценными и равнозначными? Если да, то почему большая часть приезжих и гостей называют город Ленинградом? Не менее важен и второй вопрос: почему ленинградцы "сдали" имя своего города, позволили его переименовать?
Рассматривая вопрос о причинах упорного отстаивания прежнего названия города (Ленинград) со стороны приезжих сразу нужно отметить, что дело не в том политическом противостоянии Санкт-Петербурга и Ленинграда, которые задавались и задаются извне, а в том, что только имена "Ленинград" и "ленинградцы" имеют однозначный, явный и внятный социальный смысл, смысловую наполненность. В то время как понятие Санкт-Петербург, петербуржцы, питерцы - проблематичны и проблематизированы. Когда мы говорим: "Санкт-Петербург" - о каком городе речь? О какой временной эпохе? Если сравнить с Москвой, то ее идентичность, конечно же строилась/осознавалась постепенно, она прерывалась, но эта прерванность осуществлялась в отдаленные от нас эпохи: при Петре I, в революционную эпоху, когда было время на осознание, интерпретации и интеграцию интерпретированных значений в массовое сознание. Существенно, что московская столичная идентичность оставалась неизменной на протяжении последних 70 лет. Эта идентичность, как стойкий и стабильный феномен сформировалась к 30-м гг. XX в. Чтобы разобраться в этой путанице именований жителей и их региональной идентичности, следует обратиться к истории. Петербург строился, осуществлялся и существовал (да и ныне этот изначально заданный импульс жив) как имперский город. Именно этот, державный аспект всегда подчеркивался в истории города, и особенно в русской литературе XVIII – начала XIX вв. При этом, изначально, ни о какой петербургской региональной идентичности или, хотя бы региональной особости города, речь не шла. Начало осознания/рефлексии особости Петербурга происходило с середины XIX века. К концу XIX века сформировались, вернее явно отрефлексировались в массовом сознании два лика Петербурга: Петербург как город изначально державный, парадно-имперский, и Петербург как город черни, массовый город, где горожане зажаты роскошью, парадностью.
После переименования в Петроград имя города наполнялось новыми смыслами, а затем и памятью революции и победившего пролетариата.
Доблокадный Ленинград был городом социально не однородным, своего рода анклавом для не интегрированных советским режимом "обломков" российской империи. И петербургская и питерская идентичности постепенно утрачивались, выветривалась, под напором миграций и постепенной интеграцией "бывших". Но ее окончательному "выведению" способствовала блокада, которая "спаяла" социальную структуру города.
После войны, в целом в стране, эти социальные барьеры были сняты; одновременно, общий военный опыт, а затем опыт победы, способствовали уменьшению враждебности к "бывшим". В Ленинграде же, блокадный опыт, как особый опыт коллективной жизни в экстремальных условиях способствовал увеличению эмпатии горожан друг к другу.
Феномен сжимающейся идентичности ленинградцев и все большее количество мигрантов позволили состояться переименованию города в 1991 году. Дискуссия о переименовании Ленинграда осуществлялась по преимуществу как сугубо политическая дискуссия. Согласно советской идеологии у названия "Ленинград" было устойчивое коннотативное значение: имя города связано с именем Ленина. Это, однако, совсем не очевидно. Корректнее говорить о том, что данная коннотация отсылает к советскому прошлому, но не к фигуре Ленина. А это прошлое очень многообразно и поэтому здесь имеет место многообразие коннотативных значений. Это и город трех революций, и город переживший блокаду, и город с особым типом культуры, и родина советского рока и т.д.
Ленинградская идентичность была намерено дискредитирована и как революционно-ленинская, и как советская, при этом социальный опыт консолидации и преодоления отчуждения и сословности в блокадном городе был предан забвению.
Петербургская идентичность как бы "перетянула", включила, усвоила в себя идентичность ленинградскую, но социальный опыт ленинградской идентичности не был ни усвоен, ни актуализирован... Петербургская идентичность выстраивалась как идентичность интеллектуалов, тяготевших к ушедшей элитарной культуре российской империи, и одновременно противопоставлявшая себя официальной и официозной культуре советской страны. И сегодня, когда некому противопоставлять свою петербуржскость, так как нет уже советской страны и КПСС, то эта идентичность "провисает", не осуществляется. Новую идентичность трудно сформировать, во-первых, из-за невозможности унаследовать и разделить опыт блокадного единства приезжими жителями Санкт-Петербурга, и, во-вторых, из-за непривлекательности "недемократичности" элитарности "петербуржества" для мигрантов в век публичной демократии и массовой культуры. Показательно, что попасть в элитные круги Москвы легче чем в аналогичные среды Санкт-Петербурга, а сфера публичности в Санкт-Петербурге намного менее интенсивна чем в Москве.
8. Царицын-Сталинград-Волгоград
В 1925 году делегация царицынских градоначальников в Москве предложила назвать город Царицын Сталинградом. И лидер принял предложение… Еще бы: в городах Сталин начал индустриализацию за счет населения и бесплатной работы заключенных, которыми были полны все тюрьмы. На внешнем рынке во имя реализации «поступательной» политики были проданы большие запасы золота, платины, алмазов, гнали на экспорт лес, уголь, нефть, хлопок, хлеб и многое другое. В селах началась принудительная коллективизация, что в государственных планах называлось «перекачать средства из сельского хозяйства в тяжелую индустрию». В итоге в 1932-33 гг. разразился голод. Но, как показывают документы, государство диктатуры пролетариата не хотело спасать голодающих от смерти. Более того, приняты были беспрецедентные карательные меры в этих условиях.
Как показывают документы, только за полгода применения закона от 7 августа 1932 г. за хищения на срок не ниже десяти лет с конфискацией имущества в Нижневолжском крае было осуждено 12 725 человек. В основном это были крестьяне, которые, спасая себя и детей от голода, приносили с тока или с поля горстки зерна или колоски. Выполнить планы заготовок, спущенные сверху, можно было только ценой голодной смерти.
Вообще об истреблении людей во время сталинского режима говорилось очень много потом, но все ли осталось в памяти как прочно связанное с именем Сталина? Стоит вдуматься, что это за вождь, который только за два года (1937-й и 1938-й) позволил арестовать 1 372 392 человека и 681 692 из них – расстрелять! Вот как объяснял на пленуме ЦК КПСС ситуацию перед войной почитаемый в Волгограде маршал Г.К. Жуков: «Особенно плохо обстояло дело с руководящими военными кадрами, которые в период с 1937-1939 гг., начиная от командующих воинскими округами до командиров дивизий и полков включительно, неоднократно сменялись в связи с арестами. Вновь назначенные к началу войны оказались слабо подготовленными».
Сталинградская битва была длительная и кровопролитная. Погибло много не только военных, но и гражданских людей, полностью был разрушен город. Характерно, что перед боями за город немецкое командование подвергло его массированным бомбардировкам, в том числе – зажигательными бомбами, то есть было принято решение ликвидировать его как город Сталина. То же произошло и с Ленинградом, где вдобавок была организована блокада, приведшая к массовой гибели населения.
Оценка этих событий с позиции высших ценностей означает одно: катастрофа с многочисленными безвинными жертвами по вине военных преступников – Гитлера, Сталина и их окружения.
Переименование в 1961 г. города в Волгоград сняло позор номенклатурного названия, но не вернуло исторического – Царицын. Почему же это иначе было в других городах? Петербург, Нижний Новгород, Самара, Пермь, Оренбург, Донецк, Екатеринбург и другие перешли на исторические названия, как только появилась политическая свобода.
9. Калинин-Тверь
В начале ноября 1931 года в народе пошли суды-пересуды, что почему-то начались пятиминутки и митинги в лучших комплектах (бригадах) прямо около станков, в цехах и сменах с требованием называть Тверь Калининым.
То была пора, когда начинались аресты, но они еще не были массовыми, так что не всем бросались в глаза. Поэтому люди пока еще высказывались свободно, о многом с иронией, по-народному вескими характеристиками. И с усмешками толковали о передовых ткачихах и крутильщицах, как их в горкоме партии «часами накачивали инструкциями», что нужно говорить на митингах. Остро иронизировали над тем, как «горкомовцы по цехам бегали» и чуть ли не руками «тянули мужиков и баб покрепче» на демонстрацию, чтобы нести по улицам города «новый плакат» с надписями типа: «Мы просим ЦИК СССР переименовать город Тверь в город имени Михаила Ивановича Калинина».
Необычная поспешность в проведении этих мероприятий бросалась в глаза, она доказывается «Тверской правдой». В номере от 6 ноября дана первая информация под заглавием «Городу Твери - имя всесоюзного старосты», в которой сообщалось о собраниях в лучших коллективах, в цехах и сменах «Пролетарки», решивших Тверь переименовать в Калинин в честь 14-й годовщины Октябрьской революции. Газета выразила полную уверенность, что эта ценная инициатива рабочих «Пролетарки» несомненно найдет горячий отклик на других предприятиях Твери. А в номере от 10 ноября газета уже говорила о пролетарцах, пронесших по улицам города названный выше плакат, сообщила о митингах на «Вагжановке» в статье «Имя Калинина вагжановцы будут носить с честью», привела другие материалы подобного содержания, в том числе телеграммы-«молнии». направленной собранием тверского партактива по адресу: «Москва, Кремль. ЦИК СССР, т. Калинину». В этой телеграмме говорилось, что «...торжественное заседание пленума горсовета, горкома ВКП(б), горпрофсовета. райисполкома совместно с общественными организациями и рабочими города Твери по требованию рабочих фабрики «Пролетарка», вагонного завода и других предприятий постановило переименовать город Тверь в город Калинин...
В итоге 25-го числа того же ноября «Тверская правда» появилась под многословной «шапкой», напечатанной крупным шрифтом, которая начиналась словами: «Город Тверь переименован в Калинин» и заканчивалась обычной для той поры окаменелой формулой - здравицей в честь Сталина.
Другим проявлением очковтирательства со стороны власть имущих противников «обратного переименования» было нагнетание страха перед финансовыми расходами в случае возвращения городу Калинину прежнего названия и переименования области. Но, как показали расчеты экономистов, эти расходы для большей острастки сильно завышались. При этом умалчивалось, что в дни переименования Твери в Калинин о расходах и речи не было. К счастью, волна псевдоэкономической шумихи улеглась: прояснилась возможность сокращения расходов за счет добровольных пожертвований со стороны тех, кому дороги истина и справедливость в истории Верхневолжья и человеческих знаний.
Более иезуитским приемом было противодействие по другой линии, прикрываемой видимостью борьбы за демократию: дескать, чтобы возвратить областному центру его прежнее название и, следовательно. переименовать область в Тверскую. следует выяснить мнение населения, провести своего рода референдум.
-
Краснодар-Екатеринодар
Краснодар - административный, промышленный и культурный центр Краснодарского края - одного из важнейших индустриально-аграрных и курортных регионов России. Город расположен на Кубано-Приазовской (Прикубанской) низменности, на правом берегу реки Кубань. Краснодар (до 1920 года - Екатеринодар) был основан как военный лагерь летом 1793 года черноморскими (бывшими запорожскими) казаками, переселившимися на Кубань после присоединения к России Западного Предкавказья. Кошевой атаман казаков Захарий Чепега выбрал место для "войскового града Екатеринодара" близ Архангельского редута, заложенного великим русским полководцем А.В.Суворовым ещё в 1778 году. Здесь и началась постройка крепости по образцу запорожского коша, в виде четырёхугольника. Осенью 1794 года строительство было завершено. Екатеринодар стал центром Черноморского (позже - Кубанского) казачьего войска. Уже в 1796 году в Екатеринодаре насчитывалось 365 домов, а число жителей составляло 1660 человек. В 1803 году в Екатеринодаре появилась первая школа, преобразованная через три года в уездное училище, а в 1820 году в городе была открыта Кубанская войсковая гимназия, директором которой был назначен войсковой протоиерей Кирилл Васильевич Российский - талантливый, образованный человек, всю жизнь посвятивший просвещению казачества.
















