12531-1 (652011), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Сельское хозяйство
Доля сельскохозяйственной продукции составляет более 10% ВВП (без учета продукции натуральных хозяйств). Гораздо выше значимость сельского хозяйства в отношении занятости – ок. 10% работающих по найму и до 40% всего экономически активного населения. Большинство из 4 тыс. товарных хозяйств являются большими скотоводческими фермами, специализирующимися на выращивании крупного и мелкого рогатого скота, овец каракулевой и мясной пород. Бóльшая часть живого скота экспортируется в ЮАР. В последние годы на юге страны созданы фермы по разведению страусов и несколько скотобоен. В некоторых хозяйствах в районе плоскогорья Отави, где выпадает больше осадков, выращивают кукурузу, на юге в районе Мариенталя (плато Нама) и в долине р.Оранжевой местами используют орошение. В зоне многоотраслевого сельскохозяйственного производства на крайнем севере основной зерновой культурой являются засухоустойчивые сорта проса, кроме того возделывают сорго, бобовые и овощи. Население даже этих относительно благополучных районов испытывает нехватку продовольствия, что же касается остальной части страны, то за исключением мяса и молочных продуктов все остальное продовольствие импортируется из ЮАР.
Рыболовство
Завоевание независимости дало Намибии возможность упорядочить эксплуатацию богатых рыбных ресурсов. Было принято решение о создании 200-мильной прибрежной зоны, закрытой для иностранных промысловых судов. В колониальный период из-за хищнического отлова рыбы сильно сократились запасы основных промысловых видов – мерлузы, которая поддается замораживанию, южноафриканской сардины, которую ловят на шельфе и доставляют на рыбоконсервные предприятия Уолфиш-Бея, и анчоусов. Менее ценную южноафриканскую ставриду чаще всего замораживают или используют для изготовления рыбной муки. В Людерице находятся предприятия по переработке рыбы и омаров, что приносит большие доходы.
Горнодобывающая промышленность
Добыча полезных ископаемых является основой экономики страны, на ее долю приходится ок. 20% ВВП, значительные налоговые поступления и три четверти экспортных поступлений. В 1990 двумя крупнейшими центрами горнодобывающей промышленности были разработка открытым способом на юге пустыни Намиб месторождений высокосортных алмазов, которые давали примерно шестую часть мировой добычи, и высокомеханизированная добыча урановой руды, правда невысокого качества, на месторождении Рёссинг. По мере сокращения добычи алмазов открытым способом возрастают объемы их добычи со дна океана. В 1997 было добыто 1,3 млн. карат алмазов, что составило 11,4% ВВП. После окончания холодной войны на мировом рынке скопились значительные запасы урана, что привело к падению цен на это стратегическое сырье. Добыча урана в Намибии снизилась более чем наполовину, но в конце 1990-х годов наметилось некоторое оживление его производства. Почти полностью выработаны месторождения основных металлических руд в районе Цумеба, что поставило в сложное положение завод по выплавке меди и рафинированию свинца, который обанкротился в 1998. Производство металлов, за исключением золота, становится нерентабельным из-за низких мировых цен. В стране имеется ряд небольших горнодобывающих предприятий, планируется разведка новых месторождений металлических руд.
Внешняя торговля
Экономика Намибии в значительной степени ориентирована на внешнюю торговлю. Бóльшая часть товарной продукции экспортируется в ЮАР, Европу, Северную Америку и Восточную Азию. Продовольствие и изделия обрабатывающей промышленности импортируются в основном из ЮАР, отдельные поставки осуществляют и другие страны. В 1997 стоимость экспорта составила 1359 млн. долл. США. Вывозятся минеральное сырье (алмазы – 30%), рыбопродукты (18,5%), живой скот (8,1%), мясопродукты (7%). Намибия занимает одно из первых мест в мире по поставкам каракулевых шкурок. На протяжении многих лет внешнеторговый баланс сводился с положительным сальдо, но значительный дефицит в невидимых статьях платежного баланса, например страховые и пенсионные денежные переводы в ЮАР, ставит его в зависимость от поступлений от Южноафриканского таможенного союза, которые составляют около трети доходной части государственного бюджета (1,8 млрд. намибийских долл. в 1998/1999 финансовом году). Намибия создала весьма успешно функционирующую фондовую биржу. Расширение номенклатуры товаров и определение внешнеторговых партнеров остается одним из приоритетов правительства.
Намибия – член нескольких торговых союзов, она активно ищет внешнеторговых партнеров во всех уголках мира. Самым важным из них остается ЮАР. Намибийский доллар, выпущенный в обращение в 1992, продолжает ходить в стране на паритетных началах с рандом ЮАР, которая, в соответствии с Договором об общей валютной зоне, определяет основные направления денежной политики. ЮАР контролирует также политику Южноафриканского таможенного союза, созданного в начале 20 в. Помимо ЮАР и Намибии, членами этого союза являются Ботсвана, Лесото и Свазиленд. Большое значение Намибия придает участию в деятельности Сообщества развития Юга Африки (САДК), куда входят 13 государств. Намибия играла активную роль в работе этой организации: намибиец занимает пост ее исполнительного директора, кроме того, представитель Намибии координирует работу Отдела морского рыболовства. Намибия – член Общего рынка Восточной и Южной Африки (КОМЕСА).
Общество
Социальная структура Намибии претерпела радикальные изменения под влиянием целенаправленной политики колониальных властей. Политика расовой сегрегации и апартеида была направлена на то, чтобы лишить черное население работы и вытеснить его в сельские резерваты. Была создана система отходничества, когда молодые мужчины из деревень работали в городах, на шахтах и фермах по краткосрочным контрактам, получая низкую зарплату и не имея никаких прав. Женщины, дети и старики оставались в перенаселенных резерватах и обрабатывали небольшие семейные земельные наделы. Хотя формально по конституции 1990 гражданам Намибии гарантирована свобода передвижения, в результате чего интенсифицировались внутренние миграционные процессы, фактически сохранилась прежняя система занятости, чему способствуют безработица и отсутствие государственной поддержки крестьянских хозяйств. Уровень жизни большинства африканских рабочих, трудящихся на крупных товарных фермах или производствах, вокруг которых выросли сегрегированные тауншипы, крайне низок, независимо от того, местные они или мигранты. Несколько выше заработки шахтеров, строителей, работников сферы обслуживания и умственного труда, занятых в системе образования и на государственной службе.
Огромные капиталовложения в сферу образования (24% расходной части бюджета) и здравоохранение (15%) уже принесли некоторые положительные результаты. Реализация программы по профилактике заболеваний привела к снижению заболеваемости населения и младенческой смертности. Пенсионная система Намибии охватывает 80% пожилых людей. Перераспределена небольшая часть земель. Благодаря правительству и частным инвесторам построены тысячи жилищ, проведены электричество и другие коммунальные удобства в старые дома, заасфальтированы дороги в тауншипах.
Расовые различия отразились и на системе социального обеспечения. Гарантированная пенсия, частное медицинское страхование и ряд других льгот, предоставляемых белому работнику, надежно защищают его от многих превратностей жизни, кроме безработицы. Большинство же коренных жителей Намибии могут рассчитывать лишь на маленькую государственную пенсию. Среди врачей единицы готовы практиковать в пригородах, населенных темнокожими, или в сельской местности. Лучшее медицинское оборудование сконцентрировано в крупных больницах, которые доступны не каждому. В 1990 новое правительство сделало приоритетными направлениями здравоохранения профилактику заболеваний и оказание первой помощи. Предоставление отпуска по беременности и уходу за ребенком и другие меры социальной защиты являются исключением и практикуются преимущественно в городах.
Культура
Современная культура Намибии представляет собой синтез различных культурных влияний. Традиции кочевников-охотников сан (бушменов) и скотоводов нама (готтентотов) и гереро в условиях оседлой жизни в резерватах претерпели заметные изменения. Меньше пострадал традиционный уклад жизни оседлых земледельцев на крайнем севере страны. Большинство намибийцев руководствуются нормами поведения, принятыми в обществах, где развиты товарно-денежные отношения, и христианской моралью.
К 1990 литература и искусство Намибии испытывали сильное влияние ЮАР, Европы и Северной Америки, откуда в Намибию поступали кинофильмы, театральные постановки, радио- и телепередачи, художественная литература и музыка. Традиционная местная культура не погибла, но испытывает острую конкуренцию со стороны модных зарубежных образцов культуры. В моде и спорте также проявляется космополитическое влияние ЮАР и стран Запада. Тем не менее в независимой Намибии продолжает развиваться местное современное искусство. Намибийские мастера достигли заметных успехов в художественной фотографии, живописи и резьбе по дереву. Большой популярностью среди элиты, особенно побывавшей в эмиграции, пользуются одеяния в африканском стиле. Немногочисленная белая община продолжает сохранять приверженность африканерской и немецкой культурам стран-метрополий.
Независимая Намибия унаследовала от колониального периода такую систему народного образования, при которой оно не было общедоступным. Под контроль государства были переданы школы. При прежнем режиме на обучение одного белого учащегося выделялось примерно в десять раз больше средств, чем на обучение одного африканца. Введение всеобщего начального образования стало одной из приоритетных задач руководства независимой Намибии. В школах обучение стало проводиться на английском языке вместо африкаанс, а принятая раньше юаровская методика преподавания была заменена кембриджской моделью. Альтернативой старой колониальной системы образования стали независимые средние школы, многие из которых находятся в ведении церкви. После провозглашения независимости в Намибии были открыты Свободный университет и политехнический институт, широкое распространение получила система заочного обучения. Более чем на 20% выросло число учащихся и количество школ, повысилось качество школьного образования. Грамотность среди взрослого населения составляет 66%.
Большое внимание правительство уделяет проблеме равенства полов. На выборах в местные органы власти в 1998 40% депутатов составили женщины, отчасти потому, что именно такая квота им отводилась в партийных списках кандидатов. В стране действует Управление по делам женщин, непосредственно подчиняющееся президенту и пользующееся его поддержкой. Значительное число постов в правительстве занимают женщины (гораздо больше, чем в других африканских странах). Нормой стало включение женщин в советы директоров компаний и учреждений. По мере укрепления позиций женщин в намибийском обществе более справедливо решаются вопросы частной собственности и наследования.
История
Вероятно, первыми на территорию Юго-Западной Африки пришли койсаноязычные народы, предки современных сан (бушменов), живущих на северо-востоке Намибии и северо-западе Ботсваны. Они были организованы в небольшие родственные группы и занимались охотой и собирательством, при этом у каждой группы была своя обширная территория.
Скупые и фрагментарные данные археологии, лингвистики и устной традиции позволяют составить лишь приблизительную картину миграций племен до 19 в. Вероятно, наиболее важные миграции растягивались во времени на несколько столетий. Отдельные племенные группы нама, продвигавшиеся в северном направлении в южные районы плоскогорья, насчитывали от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Они сочетали охоту с примитивным скотоводством, как и намаязычные горные дамара на севере плоскогорья и в пределах центральной части Большого Уступа. Герероязычные скотоводы мигрировали на юг в район плоскогорья Каоко (племена химба, тджимба) и в центральные районы плато (гереро, мбандеру). Все они были скотоводами и не создали централизованную социально-политическую организацию. Группы охотников и скотоводов постоянно передвигались в поисках пастбищ и воды, преодолевая огромные расстояния.
Иначе складывалась ситуация на севере. Мигрировавшие сюда овамбо оседло расселились вдоль рек Кунене и Окаванго и на расположенных между ними внутренних заливных равнинах. Так возникли районы постоянных поселений, разделявшиеся лесными массивами. В зависимости от природных условий в этих районах могли жить от нескольких сотен человек (на засушливом западе) до нескольких десятков тысяч человек (в более увлажненных северо-восточных районах), где возникли «королевства», сложившиеся над матрилинейными кланами и составившие основу традиционной социально-экономической организации населения. Далее к востоку основными торговыми путями и маршрутами миграций служили реки Окаванго и Замбези. Племена овамбо занимались добычей меди на плато Отави, железной руды в Кассинге и соли в обширной бессточной впадине – солончаке Этоша.
Начавшееся с конца 18 в. продвижение европейцев из Капской колонии вынудило некоторые частично европеизированные группы местного населения переправиться на правобережье р.Оранжевой. Народ орлам расселился среди нама вплоть до северо-западной части плоскогорья Каоко. Их вторжение нарушило традиционный уклад жизни местного населения и хрупкий социально-политический баланс в здешних краях. Орлам были нужны товары, которые они могли бы обменять на европейские промышленные изделия. Они использовали свое техническое превосходство над местным населением (бычьи упряжки и огнестрельное оружие) для захвата единственного товара, пользовавшегося спросом у европейцев – принадлежавшего гереро скота. В 1830–1850-х годах вождь орлам Йонкер Африкаанер подчинил многие племена нама и гереро и создал военно-территориальное образование, власть которого распространялась на бóльшую часть центральных районов современной Намибии. Йонкер Африкаанер управлял этим образованием из своих ставок в Виндхуке и Окахандье. Тогда же во внутренние районы южной части Намибии проникли европейские торговцы и миссионеры, после 1840 наибольшую активность здесь проявляло Рейнское миссионерское общество. После смерти Йонкера Африкаанера в 1861 его государство распалось, однако всеобщая заинтересованность в нормальной торговле сдерживала междоусобные столкновения и угон скота.
Ухудшение обстановки на севере, связанное с двумя рейдами людей Йонкера и первой попыткой португальцев захватить внутренние районы южной Анголы, обеспокоили вождей овамбо, которые начали вооружаться. В 1860–1870-е годы главным предметом меновой торговли была слоновая кость, однако когда слоны были истреблены, местная знать стала совершать набеги на своих северных соседей и угонять у них скот, а также установила специальный налог на скот. Появилась даже особая прослойка военных руководителей, ленга, сосредоточивших в своих руках значительную власть.
В 1878 Великобритания захватила район Уолфиш-Бея, присоединив его через шесть лет к Капской колонии. Но первый решительный шаг к колонизации внутренних районов Намибии сделала в 1884 Германия, объявив протекторат над территориальными приобретениями бременского купца Людерица, который купил у вождя одного из племен нама бухту Ангра-Пекена и прилегающий к ней район. Затем немцы сумели навязать местным вождям т.н. «договора о защите», т.е. о протекторате, и вскоре под контролем Германии оказалась значительная часть территории. Для управления новыми владениями было создано «Германское колониальное общество Юго-Западной Африки», просуществовавшее ок. 10 лет. Когда Обществу оказалось не по силам справиться с вооруженным сопротивлением намибийцев, официальный Берлин направил туда губернатора, Теодора Лейтвейна, после чего в Намибию прибыли первые белые поселенцы. В 1897–1898 в Намибии разразилась эпидемия чумы рогатого скота, принесшая огромные бедствия местному сельскому населению. В результате грабительских действий белых торговцев и дальнейших захватов земли потерпела крах проводимая губернатором политика постепенных выборочных захватов и вытеснения африканцев в экономически неперспективные районы. В январе 1904 на борьбу с немецкими колонизаторами поднялись гереро. После решающей победы при Ватерберхе командующий немецкими частями Лотар фон Трота отдал приказ о физическом истреблении всех гереро. В конце того же года под предводительством вождя Хендрика Витбоя против немцев выступили народы южной Намибии. К моменту прекращения боевых действий в 1907 потери намибийцев составили ок. 100 тыс. человек, или 60% населения, жившего в пределах плоскогорья.















