16938 (650511), страница 2
Текст из файла (страница 2)
требованию законности;
требованию действительности.
Соблюдение формального требования заключается в том, что каждый бухгалтерский документ должен быть составлен по установленной форме и иметь необходимые реквизиты.
Если полноценный бухгалтерский документ отражает законный по своему содержанию ФХД, то в этом случае соблюдено требование законности.
Требование действительности будет соблюдено в том случае, если содержание бухгалтерского документа действительно отражает совершенный ФХД. Такой документ может быть приобщен к расследуемому делу как вещественное доказательство в случае противоположного действия.
Документы, не отвечающие хотя бы одному из требований, являются недоброкачественными. Их признаки:
в неправильном оформлении и составлении бухгалтерских документов. Здесь возможно: использование бланков неустановленной формы, незаполнение всех установленных обязательных реквизитов или заполнение лишних, а также ненадлежащих реквизитов;
в оформлении документов, отражающих незаконные по своему содержанию ФХД. Исследование документов этой группы может установить грубое нарушение правил бухгалтерского учета. Наиболее часто нарушения имеют вид:
полного или частичного неотражения текущей, финансовой или инвестиционной деятельности средствами учета. Это могут быть неуставные виды деятельности, занижение налогооблагаемой базы, сокрытие дохода, полученного при осуществлении незаконной предпринимательской деятельности, и т.д.;
отражения вымышленной деятельности хозяйствующего субъекта;
искажения объектов бухгалтерского учета. Чаще всего эти нарушения могут быть установлены при исследовании документов, отражающих расчетные отношения между контрагентами (расчеты, наличными денежными средствами сверх предельно допустимой величины могут быть отражены как товарообменные ФХД).
Бухгалтерские документы второй группы не могут быть признаны как полноценные даже в тех случаях, когда они правильно оформлены и отражают действительно совершенные ФХД;
в оформлении документов, не соответствующих по своему содержанию фактически выполненным ФХД. Недоброкачественные документы третьей группы, которые по существу отраженных в них ФХД являются подложными, могут быть классифицированы по двум признакам:
фальсифицированные документы (материальный подлог);
документы, содержащие заведомо ложные сведения (интеллектуальный подлог).
К фальсифицированным относятся также документы, в которых имеются подчистки, записи задним числом и другие искажения (например, чек с поддельной печатью, документы с разрешительной надписью, датированной задним числом, и др.). Следовательно, в данном случае фальсификации подвергается сам документ. Это может быть обнаружено только соответствующей криминалистической экспертизой, но не бухгалтерской.
К подложным относятся и те документы, которые, будучи правильно оформленными, содержат в себе заведомо ложные сведения о характере, объеме и подробностях совершенного ФХД. Такие документы могут быть подразделены на бестоварные и безденежные (полностью или частично).
Бестоварными называют документы, которыми оформлено движение каких-либо внеоборотных активов или материально-производственных запасов (расход или поступление), в то время как они похищены или остались без движения (например, есть счета-фактуры на отгруженные товары, а фактически они похищены). Безденежные документы - документы, которыми оформлены не имевшие места в действительности ФХД с денежными средствами (например, счет частного лица за "якобы выполненную им работу", представленный при авансовом отчете, в то время как в действительности работа не выполнялась, деньги не были выплачены, а присвоены авансодержателем). Иногда на одном и том же документе имеются следы обоих видов подлога (например, имеется расходная накладная на отпуск сырья со склада в цех (производственный участок для выполнения работ, оказания услуг), содержащая подложные подписи должностных лиц, однако сырье по ней в действительности не отпускалось, и накладная составлены для списания похищенного сырья).
Возможны ситуации, когда один и тот же документ может быть недоброкачественным одновременно и с формальной стороны, и по существу отраженного в нем ФХД (например, подложный кассовый ордер без указания в нем даты).
При решении вопроса о подлинности или подложности исследуемого документа необходимо учитывать:
полноценные учетные документы, отвечающие всем перечисленным ранее требованиям, всегда являются подлинными;
неправильно оформленные документы могут быть как подлинными, так и подложными в зависимости от результатов их проверки по существу;
учетные документы, отражающие незаконные, но действительно совершенные ФХД, также являются подлинными;
учетные документы, отражающие ФХД, которые в действительности не совершались (бестоварные или безденежные), всегда являются подложными;
учетные документы, в которые внесены заведомо ложные сведения о содержании, дате или сумме ФХД, являются подложными;
подложные документы, которыми оформлены ФХД, классифицируют на бестоварные (отражают вымышленные ФХД) и товарные (документы, отражающие неправильные сведения о содержании, дате или сумме действительно совершенного ФХД). Ранее мы говорили, что одной из задач судебно-бухгалтерской
экспертизы является выявление в содержании учетного документа заведомо ложных сведений. Выявление недоброкачественных документов дает возможность следователю и суду вскрыть незаконные ФХД. Однако в ряде случаев необходимо установить не только подложность, но и бестоварность (безденежность) учетного документа, так как в юридической практике возможны ситуации, когда виновное лицо признает подложность расходного документа, но отрицает его бестоварность. Следовательно, каждый бестоварный (или безденежный) документ является подложным, но не каждый подложный учетный документ может быть признан бестоварным (безденежным). Исключение составляют случаи, когда ложные сведения о содержании ФХД внесены в документ по ошибке. В таких случаях эксперт-бухгалтер вправе давать заключение лишь по вопросу о соответствии содержания учетного документа отраженному ФХД. Решение вопроса о причинах несоответствия между отраженным ФХД и учетным документом (т.е. ошибка это или подлог) относится к компетенции следователя или суда.
Подложные документы приобщаются к делу в качестве вещественных доказательств. С их помощью определяют не только величину материальных последствий и способы хищений, но и круг лиц, участвующих в преступлениях в сфере экономики.
3. Документы бухгалтерского учета как объекты судебно-бухгалтерской экспертизы
При проведении СБЭ документация занимает особое место, так как является обязательной составляющей при формировании доказательной базы расследуемого экономического преступления. Кроме того, отдельные обстоятельства расследуемого дела могут быть доказаны только при наличии первичной текущей и отчетной учетной документации. Следует отметить, что документация отличается по видам исследуемых объектов.
Проведение СБЭ на основе использования документации опирается на общие методологические подходы по ее применению в экспертных исследованиях, определяющим из которых является принцип непротиворечивости информационных систем.
При проведении экспертных исследований по расследованию экономических преступлений соблюдение принципа непротиворечивости систем информации (учетной, внеучетной, правовой, аналитической и др.) должно постоянно соотноситься с требованиями, предъявляемыми к документальному оформлению конкретных ФХД. Это позволяет выявлять документальные несоответствия (деструктивные факторы) в хозяйственной деятельности (текущей, финансовой, инвестиционной) предприятий, под видом которых могут скрываться признаки экономических преступлений (подлоги, уничтожение и подмена документов и др.). Установление взаимосвязи между деструктивностью ФХД и порядком их отражения на счетах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов является основополагающим.
Способы распознавания дефектных документов разнообразны. Невозможно перечислить все виды злоупотреблений с документами, которые могут применяться отдельными лицами в целях совершения экономического преступления и его сокрытия. Однако имеется ряд формальных признаков, привлекающих внимание следователя, суда и эксперта-бухгалтера к документу, который более тщательно проверяется по существу его содержания. К числу таких признаков относятся:
составление документа не в соответствии с установленной формой;
незаполнение реквизитов документа - отсутствие номера, даты, наименования организации и т.д.;
взаимное несоответствие отдельных реквизитов;
недооформление документов - отсутствие подписи должностных лиц; наличие подписей лиц, не имеющих права на их подписывание; отсутствие печати и др.;
избыточное оформление документа - наличие нескольких резолюций или разрешительных надписей в таком количестве, которое не требуется при нормальном оформлении документа;
отсутствие при документах необходимых приложений;
несоответствие приложений документу - сумма сводного документа не соответствует итогу сумм приложенных к нему первичных документов и т.д.;
расхождения в содержании нескольких экземпляров одного документа, например в экземпляре расходной накладной, выдаваемой получателю, указывается фактически выданное количество материально-производственных запасов, а в другом экземпляре этой же накладной, но передаваемой в бухгалтерию для их списания, указывается большее количество и т.п.;
наличие в документах искаженных подписей или надписей и др. Ни один из перечисленных признаков сам по себе не свидетельствует о злоупотреблении, но должен привлечь внимание следователя, суда, эксперта-бухгалтера к документу, имеющему такие дефекты. Выявленный дефектный документ подлежит тщательной проверке путем исследования ФХД, который им оформлен.
В тех случаях, когда злоупотребления имеют место не только в первичных документах, но и в самом бухгалтерском учете при разносе этих документов в учетные регистры и финансовую отчетность, работа эксперта-бухгалтера значительно усложняется. Это связано с тем, что работники бухгалтерии, участвующие в совершении таких злоупотреблений, допускают преднамеренные ошибки и нарушения установленных правил ведения бухгалтерского учета при составлении проводок, переносе записей в учетные регистры.
Основные признаки таких нарушений:
составление бухгалтерских записей, не подтвержденных и необоснованных) данными первичных, текущих или водных документов;
соотношение бухгалтерских проводок с корреспонденцией счетов, противоречащих существующим правилам ведения бухгалтерского учета;
составление исправительных бухгалтерских проводок (дополнительных и корректирующих проводок) без документальных оснований и действительной необходимости;
составление некоторых бухгалтерских проводок, имевших место не в момент обработки учетных документов текущего отчетного месяца, а в следующем периоде;
отсутствие записей в карточках аналитического учета, в оборотных ведомостях, журналах учета;
наличие искаженных записей;
наличие необоснованных и неоговоренных исправлений в учетных регистрах;
неправильные подсчеты итогов и перенос их в другие документы;
исправление и уничтожение бухгалтерских записей и других данных путем подчисток;
открытие и ведение счетов, не предусмотренных Планом счетов и не утвержденных Рабочим планом счетов;
одновременное искажение суммы двух бухгалтерских проводок (завышение одной и занижение другой);
умышленный разрыв между содержанием бухгалтерских проводок и записями, сделанными на их основе в учетных регистрах; несогласованность в записях одних и тех же ФХД в разных учетных регистрах;
отсутствие в делах бухгалтерии учетных регистров и др. Еще раз повторим, что ни один из этих признаков сам по себе
не свидетельствует о злоупотреблениях, однако при выявлении таких документов и записей в бухгалтерском учете они должны быть тщательно проверены путем исследования ФХД, оформленного данным документом или записью. Необходимость таких действий вызвана также и тем, что наличие подобных нарушений влечет за собой составление недостоверной бухгалтерской отчетности. Отчетность, подготовленная и предоставленная с нарушением требований полноты, достоверности и нейтральности, считается искаженной. В этом случае имеет место вуалирование (от франц. voiler - скрывать, затуманивать) отчетности. Такие ситуации возможны из-за наличия ряда особенностей системы регулирования бухгалтерского учета в стране:
несоответствия экономического содержания ФХД способу его отражения в бухгалтерской отчетности согласно действующим правилам;
наличия у организации "нежесткой" учетной политики;
наличия противоречий между нормативными актами.
Однако вуалирование бухгалтерской отчетности необходимо отличать от ее фальсификации (от лат. falsificare - подделывать), которая имеет место в случаях применения законодательно не оговоренных учетных приемов, не отвечающих действующим требованиям правил ведения бухгалтерского учета. Фальсифицированная финансовая отчетность может являться следствием допущенных бухгалтерских ошибок на всех стадиях учетного процесса. Ошибкой в таких случаях признаются неверная денежная оценка объектов учета (статей финансовой отчетности), неправильные формирование итоговых показателей и их группировка в отчетных формах, распределение доходов и расходов по отчетным периодам и т.д.
Изложенное выше означает, что целью исследования документов при проведении СБЭ является обнаружение деструктивных факторов, проявляющихся в форме специфических документальных несоответствий. При этом документальные несоответствия могут быть установлены в виде противоречий в содержании: