16368 (650385), страница 3
Текст из файла (страница 3)
На государственных металлургических уральских заводах (1735) материальный учет велся в книгах "С" и "D" (кредит, дебет). Таких книг велось двенадцать – по числу групп материалов. В книгах надо "записывать каждую вещь по содержанию своему щетом, мерою и весом и по цене" [Геннин, с. 103]. Книги должны были быть прошнурованы, листы в них пронумерованы и скреплены печатью. Учет тесно переплетался с планированием, причем вся ответственность за простои в производстве возлагалась на управляющих. За несвоевременную подачу заявок на уральских заводах на виновных налагался штраф.
При Петре I организация учета была пересмотрена в связи с административными реформами, проведенными в государстве, издано множество различных законодательных актов и инструкций, многие из которых были, очевидно, заимствованы из западной, прежде всего шведской, практики [Милюков, 1892, с. 722].
Эта перестройка преследовала две цели: 1) усиление контроля за сохранностью собственности и 2) увеличение доходов казны.
Промышленный учет в петровской России имел огромные достижения. На предприятиях впервые были обеспечены: сплошное документирование всех фактов хозяйственной жизни; регулярность проведения инвентаризаций и составления отчетности; более совершенная методика исчисления затрат; применение линейной записи в учете; аналитичность информации, необходимой для управления отдельными структурными подразделениями предприятия. Вместе с тем промышленный учет не знал системы двойной записи.
4. Распространение в России двойной записи
Первой книгой по бухгалтерскому учету, изданной на русском языке, стал "Ключ коммерции" (1783). Это был перевод известного английского учебника, написанного Джонсом Хавкинсом. Его книга была издана в Англии в 1689 г.
Первые русские книги по бухгалтерскому учету были созданы выдающимися бухгалтерами К.И. Арнольдом, И. Ахматовым и Э.А. Мудровым, по праву называемыми создателями русской школы. Карл Иванович Арнольд (1775–1845) первым провел различие между теорией и практикой бухгалтерского учета. Под первой он понимал "способность составлять щета, их вести и пересматривать", а под второй – "круг всех к щетам принадлежащих дел", первая выступает как "счетная наука"1, вторая – как "счетная часть" [Арнольд, 1814, с. 1].
Цель бухгалтерии – вскрыть причины изменений в составе имущества, предмет – "вещи, способные к умножению или уменьшению… поколику они заключают в себе по цене какое-либо достоинство" [там же, с. 4]. Трактовка предмета бухгалтерского учета как вещей сводила этот предмет к имущественным отношениям, однако она оставляла в стороне отношения обязательственные. В другой работе Арнольда дано определение предмета с экономической точки зрения: "Оборот частей имения, – писал автор, – будучи собственным занятием купца, производит беспрестанную перемену в количестве или в цене оного, то есть беспрестанное увеличение или уменьшение каждой части капитала. Точное и верное представление сей перемены есть единственный предмет бухгалтерии" [Арнольд, 1809, с. VI]. Арнольд был первым автором в России, привлекшим для объяснения двойной записи математический аппарат.
Велик вклад Арнольда и в создание русской бухгалтерской терминологии. Это он вел форму "счет – счету", которая будет господствующей в нашей литературе и практике вплоть до 30‑х годов XX в., это он дал понятие ведомости как учетного регистра, ввел термин "рекапитуляция" как понятие группировки учетных данных, глагол "сторнировать" [там же, с. 57], он же дал написание глагола "дебитовать" и предопределил последующую терминологию, вводя такие термины, как "дебет" и "кредит". Неудачным в его терминологической системе было название проводок "постами".
Арнольд был первым, кто привел в своей работе исторические сведения по бухгалтерскому учету. Это были его личные наблюдения и заимствования из современной ему науки. Так, Арнольд считал, что первым методом, из которого развился учет, был контокоррент.
ИванАхматов в 1809 г., когда в Москве вышла работа Арнольда, в Петербурге "для просвещения и пользы юного купечества и упражняющихся в коммерции" выпустил книгу "Итальянская, или опытная, бухгалтерия" [Ахматов]. В этой работе, отразившей влияние де ла Порта, мы впервые сталкиваемся с утверждением, позволяющим думать, что бухгалтерский учет является частью политической экономии, но несмотря на то, что это часть, тем не менее про бухгалтерию "можно сказать, что сия наука есть самая нужная, важная и полезная".
Событием в истории русской учетной мысли был выход в 1846 г. книги Эраста Алексеевича Мудрова [Мудров]. Все счета он делил на имущественные, личные и вспомогательные, к которым автор относил счета собственных средств и результатов. Мудров твердо настаивал на том, что двойная запись вытекает из самой природы хозяйственных оборотов. У него же мы встречаем и капитальное уравнение Шера. Мудров вывел это уравнение в 1846 г.: а – Ь – с, где а – актив, Ъ – кредиторская задолженность, с – капитал; далее находим и балансовое уравнение, здесь Мудров предвосхитил Дюмарше. Это уравнение в 1846 г. писалось так: а = с + Ъ. Однако при объяснении двойной записи Мудров руководствовался принципами персонификации счетов. Мудров может считаться автором следующего постулата. • Алгебраическая сумма сальдо вспомогательных счетов равна сумме сальдо имущественных счетов, сложенной с разностью между дебиторской и кредиторской задолженностью поличным счетам. Таким образом, в основу баланса Мудров положил сумму собственных средств на момент выведения сальдо.
Заключение
На этом ключевом этапе развития русской бухгалтерской мысли мы можем выделить четыре направления: продолжение традиции, возникшей в конце XVIII в.; возникновение и развитие русской формы счетоводства; издание журнала "Счетоводство" и формирование первых, достаточно оригинальных научных теорий.
Традиционная бухгалтерия.
Линия бухгалтерской мысли, намеченная Арнольдом, нашла продолжение в трудах крупных ученых второй половины XIX в.: П.И. Рейнбота, А.В. Прокофьева, И.Ф. Валицкого, С.Ф. Иванова и Э.Э. Фельдгаузена. Они представляли традиционное знание и были его выразителями.