5030 (643431), страница 2
Текст из файла (страница 2)
В результате аварии с расплавлением активной зоны реактора большое количество радиации может попасть в окружающую среду. Прямая причина выхода радиации - ошибка оператора реактора или же разрушение реактора, как следствие взрыва. В Чернобыле произошел взрыв, и корпус реактора был разрушен, а в Харрисбурге реактор уцелел, однако радиация в большом количестве попала за пределы АЭС через отверстия в оболочке.
Авария с расплавлением активной зоны и выброс радиации приводят к серьезным последствиям для окружающей среды не только в непосредственной близости от АЭС (радиационный выброс Чернобыля распространился по всему Северному полушарию). Люди вдыхают и проглатывают радиоактивные частицы, что через некоторое время приводит к раку. Вода и пища становятся загрязненными на многие годы.
Реакторы обычно снабжены такими системами безопасности для предотвращения аварий, как аварийные охлаждающие системы и резервные генераторы. Но даже при их наличии возможны человеческие ошибки, приводящие к глобальным последствиям. Во всех четырех вышеназванных авариях “человеческий фактор” явился причиной или катализатором катастрофы.
Чернобыльская трагедия 1986 года признана самой страшной ядерной катастрофой из когда-либо случавшихся. Общий объем выброса радиации в 200 раз больше чем от атомных бомб в Хиросиме и Нагасаки. 250 тысяч людей были вынуждены переселиться из зараженных районов Украины, Беларуси и России. В некоторых районах уровень заболеваемости раком щитовидной железы вырос в 100 раз, уже зарегистрировано 11 тысяч случаев. Другие виды рака могут проявиться через 15-20 лет после возникновения заболевания. Общий финансовый ущерб от трагедии приблизительно составит 300 миллиардов долларов США. Эта оценка включает в себя работы по очистке, переселению, потери прибылей и стоимость медицинской помощи.
Поражающие факторы при аварии на радиационно-опасных объектах:
проникающая радиация;
радиоактивное заражение;
При оценке радиационной обстановки путем прогнозирования на рабочие карты наносится пятая зона. Граница зоны - красный цвет. Зона “М” - зона повышенной радиоактивной опасности.
Очаги химического поражения - территория, в пределах которой применено химическое оружие или произошла авария на химически опасном объекте, в результате чего имеет место гибель населения, сельскохозяйственных животных и растений.
Пренебрежение реальными факторами риска усиливает их влияние на здоровье, ложная ориентация на радиацию "как единственного врага здоровью" порождает конфликт между убежденными в этом пациентами и врачами. Возникают ошибочные экспертно-трудовые решения и ложная интерпретация последующих за этим событий, наносящие прямой ущерб здоровью и травму психике пациента.
На фоне актуальности оценки канцерогенных рисков для здоровья у лиц, подвергавшихся воздействию радиации в различных дозах, неоправданно малое внимание уделяется оптимизации восприятия радиации как этиологического фактора в развитии изменений в состоянии здоровья. Вместе с тем этические и правовые аспекты признания связи детерминированных излучением эффектов (лучевой болезни) на здоровье касаются огромного круга профессионалов и населения. Наряду с популистско-спекулятивными мотивами у пациентов, ряда врачей, администраторов и особенно политиков и СМИ существуют и реальные основы того, что радиационный фактор при "установлении риска здоровья" занимает, зачастую необоснованно, первое место.
Это обусловлено рядом причин.
Во-первых, радиация не имеет в организме специфических и, тем более, количественно оценивающих ее воздействие рецепторов, как это присуще теплу, холоду, свету и другим факторам.
Во-вторых, режим секретности и одновременно отсутствие интереса к проблеме лучевых поражений практически у большинства медицинских работников и значительной части административно-технического персонала, занятых вне сферы атомной отрасли военного назначения, не побуждали до 1986 года к ознакомлению с имеющимися тогда публикациями;
В-третьих, принципиальное отличие методологии, диагностических критериев и сравнительной значимости в риске для здоровья техногенного ионизирующего излучения и излучения, применяемого в медицинских целях(рентгенодиагностика, радиофармпреператы), порождало явные ошибки даже у эрудированных рентгено-радиологов;
В-четвертых, интенсивный психологический прессинг информации о последствиях атомных бомбардировок в Японии в 1945 году переносился на все формы использования источников излучения в народном хозяйстве, а обвал неадекватной и неполной информации после аварии на ЧАЭС в 1986 году породил и усугубил недоверие к профессионально компетентным источникам сведений о влиянии радиации на здоровье.
Постепенное значительное уменьшение уровня профессионального облучения в атомной индустрии от сотен рад до долей рада в год продлило трудовое долголетие профессионалов, в том числе при сохраняющемся контакте с радиацией. Хорошо организованная система медицинского наблюдения в течение 30—50 лет познакомила врачей и ученых-медиков с исключительно полными данными о здоровье десятков тысяч людей в возрасте от 20 до 70 лет. Они подвергались облучению в широком диапазоне доз: среди 18-20 тысяч лиц, начинавших свою работу в возрасте 20-25 лет в наиболее неблагоприятный пусковой период на ПО "Маяк", зафиксировано около 2000 пациентов с хронической и 59 - с острой лучевой болезнью. На основе этих уникальных наблюдений точно определены в реальных когортах диапазоны пороговых доз, вызывающих основные синдромы острой лучевой болезни, дозы, мощности доз и сроки развития хронической лучевой болезни в зависимости от интенсивности и суммарной дозы излучения.
За 50 лет (на 1 января 2001 года) в атомной отрасли зарегистрировано 684 случая острой лучевой болезни и местных лучевых поражений, в том числе с летальным исходом - 61 чел. Эти данные близки регистру США. База данных Уральского научного центра содержит сведения по хронической лучевой болезни на более чем 1500 человек за 50 лет. Среди этой когорты отмечено 450 случаев с летальными исходами от всех причин (от хронической лучевой болезни - 3 чел.). Если сравнить эти показатели с численностью работающих и сроками наблюдения, то можно сделать вывод, что возникновение профессионального заболевания работников атомной отрасли - лучевой болезни является событием крайне редким во всем мире. Особенно это очевидно, при сравнении с количеством профзаболеваний в других отраслям промышленности - горнорудной, черной и цветной металлургии, газовой, нефтедобывающей и перерабатывающей, строительной.
3. Концепция приемлемого (допустимого) риска.
Традиционная техника безопасности базируется на категорическом императиве – обеспечить безопасность, не допустить никаких аварий. Как показывает практика, такая концепция неадекватна законам техносферы. Требование абсолютной безопасности, подкупающее своей гуманностью, может обернуться трагедией для людей потому, что обеспечить нулевой риск в действующих системах невозможно.
Концепция приемлемого риска позволяет дать следующую практическую рекомендацию по определению величины риска для целей социально-экономической оценки воздействия деятельности на окружающую природную среду: количественно эта оценка R может быть определена величиной совокупности затрат (текущих и капитальных) на осуществление мероприятий на достижение показателей приемлемого (допустимого) риска.
В большинстве стран мирового сообщества в настоящее время принята концепция "приемлемого риска" (ALARA - as low as risk acceptable), позволяющая использовать принцип "предвидеть и предупредить". В последние годы в Украине также считается с общепризнанной концепцией приемлемого риска, основанной на четырех основных принципах, предложенных Объединенным Комитетом по управлению риском в рамках Государственной научно-технической программы "Безопасность ...". Согласно этим предложениям:
Первый принцип - оправданность деятельности по управлению риском, которая должна согласовываться со стратегической целью управления риском, формулируемой как стремление к обеспечению материальных и духовных благ при обязательном условии: практическая деятельность не может быть оправдана, если выгода от этой деятельности в целом не превышает вызываемого ею ущерба.
Второй принцип - оптимизация защиты по критерию среднестатистической ожидаемой продолжительности предстоящей жизни в обществе. Оптимальным считается вариант сбалансированных затрат на продление жизни за счет снижения уровня риска и выгоды, получаемой от хозяйственной деятельности.
Третий принцип управления риском состоит в том, что должен учитываться весь спектр существующих опасностей, и вся информация о принимаемых решениях по управлению риском должна быть доступна широким слоям населения.
Четвертый принцип, касающийся экологических ограничений, заключается в учете требований о непревышении предельно-допустимых экологических нагрузок на экосистемы и, по существу, состоит в том, что обеспечение безопасности человека, живущего сегодня, достигалась бы путем реализации таких решений, которые бы не подвергали риску способность природы обеспечить безопасность и потребности человека будущего поколения.
В соответствии с изложенными выше принципами может быть сформулирована общая методология анализа риска, направленная на оценку уровня опасности для населения и окружающей среды.
В настоящее время сложились представления о величинах приемлемого (допустимого) и неприемлемого риска. Неприемлемый риск имеет вероятность реализации негативного воздействия более 10-3, приемлемый – 10-6 (1 из 1000000 случаев в год). При значениях риска от 10-3 до 10-6 принято различать переходную область значений риска.
Математическое определение риска
Для оценки степени опасности важны не только частота (или вероятность) их появления, но и тяжесть последствий для индивидуума, общества или окружающей среды.
Чтобы сделать эту оценку количественной в настоящее время вводят понятие риска, определяемого как произведение вероятности P неблагоприятного события (аварии, катастрофы и т.д.) и ожидаемого ущерба У в результате этого события
если может иметь место несколько (i) неблагоприятных событий с различными вероятностями Pi и соответствующими им ущербами Уi.
В такой формулировке риск фактически определяется, как математическое ожидание ущерба, рассматриваемого в виде случайной величины (Yi - ее возможные значения, а Pi - соответствующие им вероятности). Таким образом, один и тот же риск может быть вызван или высокой вероятностью отказа с незначительными последствиями (отказ какой-либо системы автомобиля), или ограниченной вероятностью отказа с высоким уровнем ущерба (отказ системы на АЭС).
При анализе опасностей для населения и окружающей среды используют риск, отнесенный к единице времени, при этом за единицу времени чаще всего принимают год.
Следует отметить, что сделанные выше математические определения риска, хотя в основном согласуется с интуитивным понятием риска, теряют элемент случайности (математическое ожидание случайной величины - величина неслучайная, а детерминированная), и обладают рядом всех недостатков, характерных для точечных оценок случайных величин. Поэтому учет факторов неопределенности при таком рассмотрении риска имеет принципиальное значение.
Несмотря на отмеченную ограниченность риска по соотношениям ( 1 ) и ( 2 ), такая свертка двух величин, характеризующих риск, в одну является весьма продуктивной, так как позволяет упростить процедуру оценки риска (см.рис.1), разделив ее на два этапа, имеющих во многих случаях самостоятельное значение:
определение вероятностей (или интенсивностей) неблагоприятных исходов Pi;
определение ущербов Уi при соответствующих неблагоприятных исходах.
Характерные значения риска естественной и принудительной смерти людей от воздействия условий жизни и деятельности:
· сердечнососудистые заболевания, характеризуемые величиной риска R > 10-3, относятся к зоне неприемлемого риска;
· аварии на автомобильном, железнодорожном, водном и воздушном транспорте, несчастные случаи на производстве, для которых характерны риски в пределах 10-6< R < 10-3, относятся к переходной зоне риска;
· возможность стихийных бедствий (R = 10-7) и проживание вблизи АЭС (R = 10-8), характеризуются приемлемым риском (R = 10-6).
Договор между страхователем и страховщиком будет заключен только тогда, когда риск от сделки обе стороны признают приемлемым. Отсюда берет начало концепция приемлемого риска. Этой концепцией принцип договора о приемлемости риска перенесен из сферы финансовых отношений (из страхования) в сферу экономики, безопасности, организации производства. Между тем, методология страхования не содержит в себе необходимых для этого механизмов, и на каждом шагу обнаруживают себя методологические пустоты концепции приемлемого риска, не позволяющие сделать риск управляемым. «Ахиллесова пята» приемлемого риска – игнорирование детерминирующих отношений в физико-химических процессах, описание их в терминах теории вероятности и фактическая замена вероятностными событиями. Есть и другие методологические недостатки, приводящие к тому, что точные математические расчеты наслаиваются на грубые оценки, не выдерживающие никакой критики, и приводят к результатам, в достоверность которых разумный человек не верит. Любая страховая компания на представленные ей результаты вероятностного анализа безопасности страхуемого производства смотрит скептически, и при заключении договора исходит не из этого расчета, а из сложившей практики страхования, в лучшем случае из статистики.