77932 (638376), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Существует также и следующее мнение: к лирическим стихотворным жанрам относятся песни социального содержания, любовные песни, семейные песни, малые лирические жанры (частушки, припевки и проч.).
Мы предлагаем свою классификацию песен, учитывая приведенные выше.
1. Семейно-бытовая песня. Сюда мы включаем песни любовной и семейной тематики, которые раскрывают взаимоотношения возлюбленных, а также в полной мере раскрывают внутрисемейные отношения, нелегкую жизнь крестьянства в условиях крепостничества
2. Трудовые песни. Мы считаем, что к данной группе традиционных крестьянских песен следует отнести антикрепостнические, поскольку они пронизаны ненавистью крепостных к своим угнетателям, они рассказывают о каторжном труде, невероятных условиях жизни.
3. Отходнические песни включают следующие:
а) бурлацкие;
б) чумацкие;
в) ямщицкие.
Мы считаем, что в данную группу песен следует отнести и солдатские песни. Бессрочная или двадцатипятилетняя военная служба в армии почти навсегда отрывала солдата от семьи. Вдали от дома складываются песни, в которых солдаты тоскуют по родным краям, по своей семье.
4. К удалым песням относим:
а) разбойничьи;
б) каторги и ссылки;
в) тюремные.
5. Отдельно выделяем шуточные, сатирические, хороводные.
6. В особую группу относим песни литературного происхождения.
Особенно привлекают нас лирические семейно-бытовые песни, поскольку их характеризует богатство тематики, образов, символов, художественно-выразительных средств.
Особенности композиции
Важную роль в лирической песне играет композиция. Она раскрывает характеры героев через последовательность изображения событий, через связи с характерами других героев. В семейно-бытовых лирических песнях можно выделить несколько типов композиции, которые явно прослеживаются, несмотря на такую особенность жанра, как вариативность и контаминация.
Контаминация обычно возникает в результате сходства песен по содержанию, мелодии, напеву и т.д.
Часто контаминированный текст песни носит отпечаток той среды, в которой он бытовал или бытует (песня «Лучинушка»). Песни вступают в контаминацию на основе их идейно-тематической близости, «и такие контаминированные тексты одновременно являются показателем и разрушения, и своеобразного развития этих песен» /Лазутин 1965 : 83/. Но нередко вступают в контаминацию и песни, различные по сюжетам, но близкие по своим образами. Это в основном песни, изображающие образы нерадивых, ленивых и легкомысленных жен. В контаминацию могут вступать отдельные картины и мотивы песни. Чаще из песни отделяется зачин.
Итак, о композиции. Наиболее распространенным типом лирической семейно-бытовой песни является песня-монолог, «когда повествование передается от лица главного героя песни или певца-автора» /Сидельников 1959 : 41-42/.
Вы не дуйте, ветры буйные,
Над моим над новым сеням,
Над высоким теремочком,
Над косящатым окошком!..
/«Вы не дуйте, ветры буйные»; Соб. Т. II/;
Песня-монолог прямо выражает мысли и чувства лирического героя. «Песня-монолог – это или излияние своих чувств девушки к милому, или, наоборот, его к ней, или горький плач крестьянки, выданной за нелюбимого, или жалобы молодца на «худую жену», или размышления бурлака о своей судьбе, или воспоминания ямщика о родине и т.п.» /Лазутин 1965 : 34/. Нередко песня-монолог начинается обращением к предметам и явлениям природы. В таких случаях данные обращения часто выполняют риторическую функцию, усиливая драматизм и эмоциональную выразительность песни.
Мысли мои, мысли, мысли дорогие,
Скажите вы, мысли, про мое несчастье:
Долго ли нам жити в печали-напасти?
Печальное сердце беспрестанно тужить,
Тужить и горюеть, сам не знай, что будеть…
/ «Мысли мои, мысли, мысли дорогие»; Соб. Т.III/
Обращения в песне бывают символическими, в отличие от несимволических, или риторических. «Символические обращения в конечном счете определяют живых адресатов, действительных участников обряда, несимволические же обращения (или риторические), как правило, относятся не к человеку, а к окружающему его миру» /Курглов 1982 : 165/.
Обращения в песнях имеют характерную для лирических песен особенность: они всегда сопровождаются тавтологией, которая позволяет более точно определить объект, к которому обращаются. «Обращения нередко строятся при помощи анафоры » /Круглов 1982 : 166/ (единоначалие).
Второй тип композиции песни – диалог. Это, на наш взгляд, наиболее архаичная композиционная форма. Часто разговор ведет девушка с соловушкой, но встречается и диалог с другими природными реалиями:
Ах ты, рощица, ты моя зеленая!
Чем же ты, рощица, изукрашена?
Изукрашена разным ягодам,
Я калиною да со малиною,
Черной ягодой смородиной…
/ «Ах ты, рощица, ты моя зеленая»; Соб. Т.II/.
Мы находим и диалог матушки со своей дочерью в семейных песнях, повествующих о нелегкой замужней жизни девушки в чужой семье:
Нет ли де здесь таковых-то людей,
Кто бы распорол мою белую грудь
И кто бы посмотрел ретивое сердце?
«На что пороть твою белую грудь,
На что смотреть ретивое сердце…»
/ «Кабы на цветы не морозы»; Соб. Т.III/
Диалог усиливает драматизм лирического содержания, более ярко передает мысли и чувства героя.
В каждой песне существует последовательное развитие сюжетной линии. Параллельно идет и развитие внутреннего настроения героя, в котором постепенно «нарастает необходимость конфликтов между героями, а затем идет развязка, вывод. В этих столкновениях каждый герой получает свой характер. Он наделяется своими настроениями, словами, поступками, репликами и т.п.» /Сидельников 1959 : 42/.
Также часто встречается повествовательная форма народной песни, в которой рассказывается о различных действиях героев, раскрываются их настроениях и переживания.
Над ней вился млад ясен сокол;
Он ушиб-убил лебедь белую…
/ «Как по морю-морю синему»; Соб. т.II/;
По улицам воробушек попархивает,
Красных девушек молодушек засматривает…
/ «По улицам воробушек попархивает» ; Соб. т.II/;
Садилася птичка-ласточка
Красной девке на окошечко,
Слушала-выслушивала…
/ «За долом, долом» ; Соб. т.II /.
Но самой распространенной композиционной формой лирической песни является, пожалуй, сочетание трех композиционных форм: «монолог, диалог и повествовательная часть + монолог (или диалог)» /Аникин, Круглов, 265/.
Вы не дуйте, ветры буйные,
Над моим над новым сеням,
Над высоким теремочком,
Над косящатым окошком!..
/ «Вы не дуйте, ветры буйные» ; Соб. т.II /;
Сосенка, сосенушка зелененькая!
Чего ты, сосенушка, не зеленая?
- Отчего мне, сосенушке, зеленой-то быть?..
/ «Сосенка, сосенушка зелененькая!» ; Соб. т.II/.
Из-за лесу, лесу темнаго,
Из-за садику зеленаго
Выходила туча грозная…
«Ты лети-ка, мой соловьюшко,
На родимую сторонушку,
Скажи батюшке низкой поклон…
/ «Из-за лесу, лесу темнаго»; Соб.т.III/.
Чаще всего песня с такой композиционной формой состоит из двух частей: описание природного мира, которое представляет собой символическую часть, и описание жизни людей, которое следует сразу после природной характеристики. Так чувства и переживания героя сопоставляются с картинами природы. Но также для необрядовой лирической песни специфической формой является цепочечная композиция, когда «отдельные картины песни связываются между собой цепочно» /Аникин, Круглов, 265/. То есть строится следующая цепочка: последний образ первой картины песни является первым образом второй картины, последний образ второй картины – первым образом третьей и т.д.:
Уж ты хмель ли моя, хмель, веселая голова,
От чего же ты, хмель, зарождаешься?
Зарождалася хмель от сырой земли,
Подымалася хмель по точиночке вверх…
/ «От чего же ты, Хмель, зарождаешься?» ; Соб. т.II /.
Следует отметить, что важной особенностью построения лирической песни является то, что кульминационный момент «всегда падает на самый конец песни, представляющий собой монолог или диалог» /Лазутин 1965 : 38/.
Лирическая песня содержит повествовательную часть, в которой рассказывается о каком-либо обрядовом или необрядовом событии, благодаря которому происходит семейный или любовный конфликт. Рассказ о событии ведется как бы от третьего лица. В этом состоит сущность лирической повествовательности. «Часто песни начинаются со своеобразного введения-описания» /Круглов 1982 : 147/. При изложении содержания песни от первого лица перед нами раскрываются картины жизни того персонажа, от имени которого ведется повествование.
Реальность лирической песни представлена не только в описании картин жизни, чувств, настроений и характеров народа, но и в описании предметного мира песни. Действие обрядовой лирической песни происходит в одном и том же месте, ограничено временными рамками. В этом отличие повествовательной обрядовой лирической песни от необрядовой.
Композиционная форма лирической песни символическая часть плюс реальная «раскрывает» так называемый психологический параллелизм, в котором «общая схема психологической параллели представлена в сопоставлении двух мотивов: «… один подсказывает другой, они выясняют друг друга, причем перевес на стороне того, который наполнен человеческим содержанием». «Основной тип параллели: картина природы, притягивающая свои аналогии к картине человеческой жизни» /Круглов 1982 : 153/.
Основные мотивы сюжета
Песня живет в народе своей жизнью. Развиваясь, она изменяется по-разному на каждом историческом этапе. Песня изменяется так же, как изменяются взгляды и чувства, настроения и мировоззрения народа. Они «стремятся ответить современным идейно-эстетическим потребностям народа» /Лазутин 1965 : 56/.
Сюжет является одним из важнейших компонентов композиции лирических песен. Большинство народных лирических песен, в отличие от литературной лирики имеют сюжет, хотя основной их задачей является передача мыслей, чувств и настроений народа. Сюжет народной лирической песни очень специфичен. В нем нет указания на то или иное событие, очень сложно определить завязку, кульминацию или развязку. «Применительно к лирической песне, пожалуй, точнее было бы говорить не о сюжетах, а о сюжетных ситуациях» /Лазутин 1965 : 44/. В народной лирике сюжет является поводом для выражения тех или иных чувств или мыслей героя. Давлетов говорит о том, что «основных песенных сюжетов протяжной лирической песни мы можем назвать не более пятисот, вокруг которых группируются вновь возникшие песенные варианты» /Давлетов 1966 : 279/.
В основе традиционных лирических песен лежит отражение семейно-бытовых отношений. Часто они отражали не только жизнь в семье в эпоху патриархальных отношений, но и касались социально-общественной тематики.
В конце ХIX века, особенно после падения крепостного права, происходит расширение семейно-бытовой тематики лирической песни. В песню все глубже проникают социальные мотивы. Наряду с темой женитьбы или замужества поднимаются социальные вопросы, «дается яркая характеристика социально-экономических условий жизни самых различных слоев общества, начиная от кузнеца, нищего и кончая купцом и боярином» /Лазутин 1965 : 58/.
Так в песне «Калину с малиной вода поняла» рассказывается о том, как дочь упрекает мать в том, что та рано ее выдала замуж, как нелегко ей жить в чужой семье. Через несколько лет она решила кукушкой полететь на родину. Мать будит своих невесток и просит их посмотреть, кто это плачет в саду. В некоторых песнях вместо невесток в сад собираются пойти сами братья прилетевшей кукушки. Они по-разному реагируют на прилет кукушки, в этом проявляются свойства характера каждого из них.
Традиционные песни из семейно-бытового плана переходят в план социально-бытовой.
Среди рассмотренных нами семейных песен, собранных А.И. Соболевским, наиболее распространенными сюжетными линиями являются следующие: девушка тоскует в чужой семье по родным краям, по батюшке и матушке. Она обращается к соловушке с просьбой полететь на родимую сторонку и передать весточку родным. При этом мы наблюдаем варианты сюжета: девушка просит соловья полететь к милому, а не к родителям; в некоторых песнях девушка просит, чтобы соловушка поведал батюшке и матушке о ее горькой жизни, в других – просит просто повидать родных, но не печалить их рассказами о ее нелегкой судьбе. Кроме того, героиня песен обращается с просьбами не только к соловью, но и к кукушке, ласточке.
Не менее популярным является сюжет, где сокол убивает лебедушку. Здесь образы символичны: сокол – молодец, лебедушка – красна девица, убивает – значит берет девушку в жены, лишает девственности.