177169 (627305), страница 2
Текст из файла (страница 2)
К моменту второго прихода генерала де Голля к власти содержание и главные направления модернизации французской экономики были четко определены. Став в 1958 г. премьер-министром, де Голль добился принятия новой Конституции, установившей во Франции режим президентской Пятой республики, ограничивавшей полномочия Парламента. На этот раз своим экономическим советником де Голль выбрал либерального экономиста Ж. Рюэффа, тем не менее, генерал сохранил приверженность экономическому дирижизму, провозгласив выполнение плана "пламенным долгом каждого француза".
Умелое вмешательство в экономику государственных органов Пятой республики было нацелено на решение следующих основных задач:
- совершенствование экономической структуры за счет демонополизации некоторых замкнутых национальных рынков при одновременном укрупнении промышленно-финансовых групп, деятельность которых приобрела международные масштабы;
-
"устройство территории" (равномерное развитие всех регионов страны);
-
поддержание классового согласия, смягчение традиционной для Франции социальной напряженности.
1960-е гг. стали годами "больших проектов" по созданию или радикальному обновлению атомной энергетики, самолетостроения, космической технологии, производства ЭВМ. В отличие от первого этапа модернизации, где задачи решались за счет национализации, на этот раз их исполнение было возложено на частный бизнес. Участие государства ограничивалось организационной стороной дела и финансовым содействием. Результатами "больших проектов"
стали ракета "Ариан", сверхзвуковой пассажирский самолет "Конкорд", аэробусы, сверхскоростные поезда, производство во Франции электронно-вычислительной техники и средств связи на уровне США и Японии.
Для голлистской модернизации характерна активная региональная политика государства - преодоление исторически сложившейся традиции оттягивания гипертрофированным Парижским регионом ресурсов провинции. Региональному выравниванию способствовали политика размещения государственных и стимулирования частных инвестиций, крупномасштабные программы развития дорожной инфраструктуры - от национальных скоростных магистралей до разветвленной сети муниципальных шоссе, создание на периферии "полюсов научно-технического роста" вокруг "больших проектов" и университетских центров (Гренобль, Нант).
Большое место в модернизации экономики Франции заняли преобразования в сельском хозяйстве, превращение его из архаичного парцеллярного в современное фермерское и кооперативное, интегрированное в агроиндустриальный комплекс с химической промышленностью и машиностроением. Не допустив обвального свертывания посевов ряда традиционных для Франции культур под натиском дешевого импорта из соседних государств, де Голль в то же время содействовал сохранению универсального (многопродуктового) характера французского сельского хозяйства.
При сокращении с середины 50-х гг. к концу 60-х гг. доли занятых в сельском хозяйстве с 27 % до 15% Франция вышла на второе после США место в мире по экспорту сельскохозяйственной продукции, стала единственным в Западной Европе экспортером зерновых и крупнейшим в мире - молочных продуктов, не говоря уже о винах.
Политика де Голля была продолжена его преемником Ж. Помпиду (премьер в 1962-1968 гг., президент в 1969-1974 гг.). В результате глубокой структурной перестройки, технологической модернизации, развития организационно-хозяйственной, транспортной и коммуникационной инфраструктуры, научно-технического потенциала, Франция к началу 70-х гг. по уровню эффективности производства заняла ведущее место среди европейских стран.
2. Страны Восточной Европы и Россия
2.1. Развитие рыночной экономики в странах Восточной Европы
Рассмотрим теперь экономические достижения восточноевропейских стран за последнее время и попытаемся определить причины более успешного продвижения этих государств в сторону развития рыночного хозяйства, по сравнению с Россией.
Несмотря на замедление в 2002 году темпов экономического роста Восточной Европе, они по-прежнему превышали темпы развития мировой экономики в целом. Об этом говорится в Докладе о процессе перехода, опубликованном Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). В 2002 году объем производства в странах операций ЕБРР увеличился на 3,5%, в то время как в 2001 году темпы роста достигли 4,2%. Это выше показателей роста объема мирового производства, которые на 2003 год прогнозируются на уровне 1,5%.
Устойчивость экономики этих стран - результат решительно проводимых в них реформ и явного улучшения условий для предпринимательской деятельности. Показатели процесса реформ, приводимые в указанном докладе ЕБРР, демонстрируют тенденцию к повышению в большинстве стран операций ЕБРР, причем вот уже второй год подряд наибольший прогресс отмечается в СР Югославия.
Обзор, подготовленный и опубликованный по заданию ЕБРР, по итогам 6000 личных собеседований с предпринимателями в странах Восточной Европы, свидетельствует об улучшении положения в области финансов, инфраструктуры, налогообложения, борьбы с коррупцией и преступностью. Как показал, например, обзор показателей делового климата и деятельности предприятий, проведенный совместно ЕБРР и Всемирным банком, за истекшие три года средний размер уплаченных предприятиями взяток как доли от их поступлений снизился приблизительно с 2% до 1,5%.
Восточновропейские страны с формирующейся рыночной экономикой, в целом, остаются одним из ярких пятен на общем мрачном фоне мировой экономики. Реформы, проводимые в регионе, носят энергичный характер. «Лакмусовой бумажкой» реформ является создание условий для привлечения иностранных инвестиций. Несмотря на то, что в 2003 году прогнозируется рекордный уровень притока в регион прямых иностранных инвестиций - 31 миллиард долларов, их объем по-прежнему мал в сравнении с размерами территории стран операций; тем не менее, относительно аналогичных показателей российской экономики эти цифры выглядят крайне внушительно.
В Восточной Европе в 2003 году прогнозируется повышение темпов роста до 3,7%. В Польше и в странах Юго-Восточной Европы перспективы развития остаются благоприятными, что отражает укрепление политической стабильности и субрегионального сотрудничества. Темпы развития в них прогнозируются в этом 2003 году на уровне 3,6%, а в 2004 - 4,1%.
Среди стран Центральной и Восточной Европы наибольшее продвижение вперед по пути реформ, особенно в финансовом секторе, отмечено в Словацкой Республике и Словении. Явным стимулом для них служат приближающиеся сроки вступления этих стран в ЕС. Среди стран Юго-Восточной Европы за последний год значительные успехи в реализации реформ достигнуты в Боснии и Герцеговине и СР Югославии в результате благоприятного развития политической и экономической ситуации.
В ходе обзора ЕБРР у фирм в странах Восточной выясняли их мнения о состоянии делового климата и опыт их работы в конкретных условиях. Итоги обзора отражают не только повышение макроэкономических показателей, но и коренное улучшение системы корпоративного управления. Ключевым показателем сравнения обзоров 2002 и 1999 годов является улучшение делового климата в странах операций, в целом, примерно на 0,5 бала по четырехбальной шкале. Наиболее масштабные улучшения отмечены в некоторых менее продвинутых странах Юго-Восточной Европы.
Мнения о состоянии делового климата улучшились больше всего в таких областях, как финансы, инфраструктура, налогообложение, борьба с коррупцией и преступностью. Положительные результаты отмечаются практически по всему региону, за исключением финансов и борьбы с преступностью, по которым относительно высокие показатели зафиксированы в Юго-Восточной Европе. Менее заметны улучшения в таких областях, как регулирование предпринимательской деятельности и судебная система. Частично проблема здесь заключается в том, что многие государства все еще слишком слабы и не могут приструнить своих чиновников или обеспечить исполнение собственных норм и законов.
Идет также процесс стирания различий в условиях деятельности для фирм разного типа - от небольших, вновь создаваемых частных фирм до крупных государственных предприятий. Поэтому, по мере того, как начинает сокращаться разрыв между наиболее и наименее продвинувшимися по пути перехода странами, предприниматели и новые предприятия видят перед собой больше возможностей для преодоления негативного наследия социалистического прошлого.
Несмотря на достигнутый прогресс, наиболее проблемными участками делового климата в 2002 году оставались финансы, налогообложение и борьба с коррупцией. Хотя в настоящее время, согласно сообщениям, сократилось число фирм, вынужденных давать взятки, а масштабы мздоимства уменьшились как доли от их годового оборота, в регионе еще многое предстоит сделать для совершенствования форм корпоративного управления. Меньше всего проблем зафиксировано в области инфраструктуры.
2.2. Развитие рыночной экономики в России
Теперь попробуем проанализировать экономическую политику России, чтобы найти причины ее более медленного, по сравнению со странами Восточной Европы, прогресса в развитии рыночного хозяйства. В первую очередь здесь необходимо уделить внимание проблеме взаимодействия России и Европейского Союза, поскольку именно последний во многом влияет на ход и реализацию экономических реформ в странах Восточной Европы, в большинстве своем являющихся ближайшими кандидатами на вступление в ЕС.
В последние годы стал вырабатываться реальный подход к формированию экономической европейской политики России. Согласно Концепции внешней политики РФ, утвержденной в июне 2000 г., "Россия видит в Европейском Союзе одного из важнейших экономических партнеров и будет стремиться к развитию с ним интенсивного, устойчивого и долгосрочного сотрудничества, лишенного конъюнктурных колебаний...»
Диалог ЕС-РФ сегодня асимметричен практически по всем направлениям, начиная с определения приоритетных сфер сотрудничества: экономика для России и политика для ЕС.
Применительно к экономическому сотрудничеству - это прежде всего асимметричный характер структуры и объема ЕС во внешней торговли России (около 35%, а после расширения ЕС этот показатель может вырасти до 50%) и России в ЕС (3,5%). Насколько разные интересы сторон в этой области очевидно из хотя бы из выступления Кристорфера Паттена в Дипломатической академии МИД РФ в январе 2001 г., где он относительно "ключевого элемента экономических отношений - энергетического диалога", в рамках которого, предусматривается участие России в создании системы энергетической безопасности стран ЕС, осуществления инвестиций ЕС в энергетические отрасли России сказал следующее: "Как Россия может быть надежным энергетическим поставщиком для ЕС на длительное время без технологий и капитала для гарантированного увеличения добычи? И как это может быть гарантировано без правильного правового климата? Это первая задача, которую нам надо решать….". В настоящее время около 80% экспорта российских энергоносителей приходится на долю ЕС, на саммите в Париже в октябре 2000 г. Романо Проди предложил увеличить вдвое российские поставки газа и нефти в Европу, т.е. инвестиционная политика ЕС в энергетические отрасли России во многом определяется желанием и в будущем стабильно получать необходимый ЕС объем российских энергоносителей.
Следует понимать, что стабильность европейской рыночной экономики и твердые перспективы экономического роста в Европе достигаются прежде всего при помощи интеграционных процессов между европейскими государствами, в первую очередь – в экономике. Подобно ЕС, СНГ сейчас также в некоторой степени подвержено попыткам разного рода интеграций. Интеграция и взаимоусиление экономик стран-членов СНГ могли бы помочь решить большое количество экономических трудностей в этих государствах. Естественным центром интеграционных процессов является Россия, однако, в отличие от ЕС, на пути интеграции в СНГ существует куда больше проблем. Каковы же причины торможения интеграционных процессов на территории СНГ?
Во-первых, трудность создания регионального объединения заключается в национальной специфики России (как, впрочем и большинства стран СНГ), в корне отличной от Европы. Россия - страна со сложившейся традиционно сильной государственной властью, которая долгое время служила неким компенсирующим факторам в исторических условиях догоняющего развития. Усиление государственной власти привело к ослаблению общества, к образованию так называемой "перевернутой пирамиды", когда государство создает основу общества, а не общество формирует государственную власть, как это происходит в европейских странах.
Во-вторых, неудачный опыт искусственно созданного союза - СССР. В развитии интеграционных процессов на территории СНГ страны-участники априори видят реализацию имперских импульсов России, каждый шаг к интеграции часто рассматривается через призму восстановления СССР.
В-третьих, ориентация стран СНГ в большей степени на ЕС, а не на Россию. Вместе с тем, эти ожидания не оправданы даже для западных стран СНГ: Украины, Белоруссии, Молдавии. ЕС не сможет осуществлять инвестиции в эти страны, т.к. в связи с расширением ЕС проблем, связанных с относительным выравниванием экономического уровня стран-кандидатов у ЕС больше, чем достаточно. Создание зоны свободной торговли, таможенного союза между ЕС и отдельными странами СНГ на данном этапе представляется некой "хрустальной мечтой" по вполне понятным причинам: хлынувшая дешевая рабочая сила, преступность. Здесь вряд ли будет работать формула "заграница нам поможет". ЕС поможет, но только в той мере, какая необходима для обеспечения безопасности своих границ.
В-четвертых, отсутствие разработанной стратегии интеграции на государственном уровне и у России, и у стран СНГ. Здесь вырисовывается довольно циничная картина развития интеграционных процессов на территории СНГ - "квазиинтеграция". В настоящее время в экономической жизни России и многих стран СНГ велика роль олигархов. Так, к примеру, целый комплекс разногласий в российско-украинский экономический диалоге сводится к определению размеров российского пакета акций в украинских предприятиях: представители российского бизнеса не согласны на 10-15%, которые им готовы продать украинские коллеги, т.к. хотят иметь гарантии для своих инвестиций, т.е. доступ к контролю и управлению, который обеспечивается блокирующим пакетом акций (как минимум 25%). Как известно, контроль основных отраслей промышленности неизбежно приводит к "сращиванию капитала и власти", и проникновение российского капитала (вернее капитала олигархов) в страны СНГ, в частности на Украину, приводит к влиянию российских олигархов на политические процессы. Для избежания подобного сценария необходимо четко обозначить государственную политику в создании и деятельности транснациональных компаний. В послевоенной Европе удалось избежать воссоздание картелей, главным образом, благодаря наднациональным институтам.















