17777-1 (625607), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Необходимо учитывать, что дальнейшее сохранение традиционной производственной кооперации и ассортимента выпускаемой продукции угрожает консервацией технологической отсталости и неконкурентоспособности на международных рынках, а жесткая ориентация на интеграцию с одной страной ведет к автаркии.
Украине следует также обратить внимание на необходимость создания благоприятных условий для взаимовыгодного использования, не допуская их разрушения по причине непроизводительных простоев, как это произошло, например, с ОАО «ЛИНОС», производственные мощности которого сегодня используются всего лишь на одну пятую от расчетных показателей.
Процесс интеграции украинской экономики в мировую хозяйственную систему и ее взаимодействие с российской экономикой должны опираться на разнообразные формы, отработанные и используемые мировым бизнесом.
Пока же следует констатировать, что на направление и содержание украинско-российского сотрудничества в последнее время усиливается влияние интересов отдельных политических сил, которые в большинстве своем имеют конъюнктурный характер.
Неудивительно, что, вопреки ожиданиям, экономическое сотрудничество двух стран со временем не упрощается и на сегодня остается достаточно сложным. Консервативный подход к выбору организационных форм и принципов экономического сотрудничества, косность в применении новых цивилизованных рыночных подходов обусловили тот факт, что экономические позиции Украины в России и России в Украине за последние пять лет не упрочились, хотя структура украинского экспорта выглядит более привлекательно благодаря большему удельному весу продукции машиностроения.
Консервативный под- ход проявляется и в принятой правительствами двух стран Программе экономического сотрудничества Украины и Российской Федерации на 1998—2007 годы.
Как и в прежних программных разработках, крупным просчетом остается, во-первых, отсутствие соответствующих механизмов их реализации. Как и прежде, предприятия, основные субъекты хозяйствования, остались вне сферы межгосударственных договоренностей.
Во-вторых, сложилась ситуация, при которой мероприятия Программы разрабатывались и принимались одним юридическим лицом (министерством, ведомством), а реальное выполнение их и проведение финансово-расчетных процедур возлагается на иное (в данном случае — на предприятия). Совершенно очевидно, что в современных условиях хозяйствования в Украине и особенно в России, когда отраслевая вертикаль принудительного управления ликвидирована, Программа приобретает черты исключительно рекомендательного документа.
В-третьих, как и прежде, мероприятия Программы не опираются на гармонизированную межгосударственную нормативно-законодательную базу и, самое главное, на согласованные с нормами ЕС, ВТО и других мировых финансовых структур правовые и экономические механизмы их реализации.
В основу национальной политики в вопросах международной экономической интеграции должны быть заложены тщательно выверенные и взвешенные решения, обеспечивающие приоритет национально-государственных интересов Украины, а главным критерием и измерителем эффективности экономического блокирования Украины с другими государствами должно стать обеспечение при этом благоприятных условий для эффективного осуществления внутренних реформ.
4. ПРОБЛЕМЫ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ФИНАНСОВОЙ СФЕРАХ
Важнейшей формой межрегионального сотрудничества является взаимодействие предприятий и организаций разных регионов страны. Экономическая интеграция товаропроизводителей и предприятий сферы услуг в существенной степени зависит от масштаба страны и господствующей в ней экономической модели, от сегментирования потребительского рынка, от способностей транспортной и иной инфраструктуры обеспечивать эти процессы. Она, как правило, благотворно отражается не только на экономических показателях отдельных предприятий, но и на экономике регионов их расположения, а также народном хозяйстве всей страны и обществе в целом / 2 /.
В условиях плановой экономики, в прошлом Союзе ССР такого рода связи устанавливались централизованно из Центра, и они были весьма неэффективны. Для их осуществления функционировала мощная система в виде общесоюзных министерств и ведомств, при этом особое значение имела система Государственного снабжения с разветвленной сетью своих учреждений по всей стране. Из центрального правительства каждому предприятию ежегодно доводились сведения, куда оно должно поставить свою продукцию, и, в свою очередь, какие дефицитные материалы и от каких предприятий оно должно получить. Чрезмерная "жесткость" такой системы и необходимость обработки колоссального объема информации приводили к многочисленным экономическим ошибкам, к возникновению неэффективных схем привязки поставщиков к потребителям, к колоссальным "встречным" потокам продукции.
Гипертрофированный символ "единого народнохозяйственного комплекса СССР" имел следствием слабую интеграцию смежных территорий, которые по своей природе должны были иметь мощные экономические связи. Например, регионы Западной и Восточной Сибири были слабо интегрированы друг с другом; производство было в основном ориентировано на вывоз в европейскую часть страны и на экспорт; собственные потребности во многих отраслях более, чем на 80% формировались за счет ввоза.
К сожалению, в годы существования СССР оказались нереализованными имевшие сильное теоретическое обоснование предложения по усилению комплексности развития восточных районов на основе создания здесь системы крупных территориально-производственных комплексов общегосударственного значения. Социалистическая плановая экономика на практике отвергала идеи экономической интеграции внутри крупных регионов страны, хотя и имела для этого сильные потенциальные возможности крупной концентрации народнохозяйственных ресурсов.
Распад единого экономическое пространства бывшего СССР, глубокий экономический кризис, охвативший Россию в первой половине 90-х годов, коренные структурные изменения, либерализация цен, обвальная инфляция (транспортные тарифы, например, выросли в несколько тысяч раз) и другие неблагоприятные явления вызвали обвальный разрыв хозяйственно-производственных связей, регионализацию и локализацию рынков отдельных товаров. Во многих регионах России произошла переориентация потребителей на местные источники топлива, сырья, полуфабрикатов. Замыкание рынков внутри отдельных административно-территориальных образований вело к возрастанию проявлений экономического сепаратизма, заключавшихся в возведение межрегиональных барьеров, как для ограничения вывоза товаров местных производителей, так и для проникновения в регион внешних производственно-коммерческих структур.
Однако возведение этих барьеров в целом было характерно для первого периода экономических и политических реформ в России. Уже с середины 90-х годов стала оформляться новая система межрегиональной кооперации предприятий и сегментов сферы услуг с более активным выходом в другие регионы и государства. Сегодня предприятия в регионах России устанавливают экономические связи самостоятельно на основе рыночных отношений; администрации (правительства) республик, краев и областей подписывают двусторонние договора о сотрудничестве и такого типа межрегиональные взаимодействия "пронизывают" всю страну, связывая практически все регионы друг с другом.
В последнее время ассоциативные формы межрегиональной интеграции товаропроизводителей начали формироваться в рамках крупных экономических районов и при содействии межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия. Так, наиболее крупными из специально созданных в рамках Сибири интеграционных хозяйственных структур, являются Сибирская агропромышленная корпорация "Агросиб", основной задачей которой является комплексная переработка сельскохозяйственного сырья Сибири, а также Сибирская промышленная корпорация "Сибагромаш", имеющая целью обеспечить выпуск сельскохозяйственной техники для нужд Сибири и России. Имеет хорошие перспективы для развития корпорация "Лен Сибири". Инициируемый Межрегиональной ассоциацией "Сибирское соглашение" проект "Сибирский автобус", призванный обеспечить выпуск современного автобуса для сибирских городов и загрузить заказами ряд смежных предприятий, по всей вероятности, также будет реализовываться через создание специальной машиностроительной корпорации.
Аналогичные формы финансово-промышленной интеграции внутри крупных районов России осуществляются и другими межрегиональными ассоциациями (например, на Урале созданы межрегиональные акционерные общества "Уральское золото" и "Уралантрацит").
В то же время ряд образованных ранее межрегиональных корпораций не выдержал испытаний в условиях кризиса. Так, оказались нереализованными большие потенциальные возможности межрегиональной компании "Сиком", объединившей в начале 90-х годов в сибирском регионе сборочные заводы, производящие готовую продукцию электронного профиля, предприятия, производящие комплектующие изделия, ряд научных учреждений, снабженческо-сбытовую и транспортную компании и собственный коммерческий банк.
Изначальная цель такой интеграции товаропроизводителей состояла в создании и мобилизации финансовых ресурсов из всех возможных источников для выживания в кризисной ситуации и перехода предприятий смежных регионов в нормальное функционирование. Однако опыт показал, что наибольший успех в подобных межрегиональных корпорациях и компаниях был достигнут не при ориентации на достижение этой текущей задачи, а при стремлении к новому состоянию, основанному на реализации другой технической политики и освоении новых видов продукции.
Новой организационной формой экономической интеграции товаропроизводителей являются различного рода межрегиональные ассоциации, союзы, объединения товаропроизводителей. Например, в Сибири эффективно функционирует Межрегиональная ассоциация руководителей предприятий (МАРП), объединяющая наиболее инициативных хозяйственников и руководителей, представляющих как крупные и средние предприятия, так и малый бизнес, как производственную сферу, так и учреждения финансовой инфраструктуры. Эта ассоциация принимает активное участие в формировании новой экономической политики в регионе на основе принятия солидарных решений по наиболее актуальным проблемам производства и социальной сферы. Особое значение имеет взаимное информирование членов этой ассоциации о производственных возможностях по налаживанию кооперационных связей и производству новых видов продукции.
Другой пример – это деятельность Межрегионального Координационного Совета товаропроизводителей Сибири и Дальнего Востока. В частности, на своем заседании 18 декабря данный Совет принял два важных скоординированных решения “О позиции товаропроизводителей Сибири и Дальнего Востока в вопросах формирования тарифной политики на транспорте” и “Об эффективности функционирования рынка тепло - электроэнергии в энергоблоке Сибири”. Эти решения пронизаны духом интеграции, сотрудничества и солидарной ответственности за судьбу предприятий восточных районов, находящихся в особых условиях с позиций транспортных тарифов и тарифов на тепло и энергию.
По аналогичному пути пошли в других макрорегионах России. Например, на заседании Совета Ассоциации экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона учрежден Союз промышленников Урала, который главную свою задачу видит в восстановлении интеграционных связей этого региона. Руководители ряда уральских областей, республик и промышленных предприятий учредили в Челябинске некоммерческое партнерство "Регионы Урала". Основными целями его создания являются формирование и реализация промышленной политики в масштабах Уральского региона; разработка в регионах Урала унифицированной законодательной базы в области промышленной политики; содействие в создании высокотехнологичных производств; содействие межрегиональным кооперационным связям и разделению труда в масштабах Урала; содействие в проведении инновационной и инвестиционной политики по формированию источников финансирования развития промышленности. В рамках создания этой организации принято решение о создании Уральского валютного фонда, который предполагается формировать за счет взносов территорий. Под залог активов фонда промышленные предприятия уральских областей и республик пропорционально выделенной на каждый регион квоте смогут привлекать инвестиционные ресурсы для технического перевооружения производства и собственного развития. Также было решено создать Уральский клиринговый расчетный центр.
Новой важной тенденцией, проявившейся в годы реформ, стало межрегиональное сотрудничество элементов рыночной инфраструктуры. Образовывающиеся в столице и в регионах валютные, фондовые и товарные биржи, коммерческие банки, страховые организации, ипотечные, клиринговые центры, финансово-промышленные группы и т.д. искали новые формы взаимодействия со своими партнерами и клиентами в других регионах страны.














