166060 (624930), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Анализ рентгенограмм, подтверждает, что при обжиге малощелочных каолинитовых, а также каолинито – монтмориллонитовых и некоторых каолинитовых глин с примесью монтмориллонита и гидрослюды кристаллизация кристобалита происходит в основном из аморфного кремнезёма, образовавшегося в результате разрушения кристаллической решётки глинистых минералов, а так как при увеличении рефлекса 4,07Å с повышением температуры не происходит значительного уменьшения рефлекса 3, 34 Å, т.е. кварц в кристобалит не переходит.
Для выявления механизма образования кристобалита при обжиге глин различного химико- минералогичес-кого состава и разработки способов направленного регулирования этого процесса была проведена работа результаты которой излагаются ниже. При проведении исследования образцы из глин различного химико – минералогического состава обжигали в интервале 1000-1300˚С через 50˚С. На обожжённых образцах определяли содержание фаз.
Из таблицы 5 видно, что при обжиге горностаевской каолинитовой глины в интервале 1100 -1250˚С содержание кварца уменьшается с 20 до 14%, а содержание кристобалита увеличивается от 0 до 32%.
Рентгенографически показано, что даже при относительно больших скоростях обжига глин при температуре 1200˚С и выше идёт растворение кварца в образовавшемся расплаве. Интенсивность растворения зависит от химико – минералогического состава глины. Однако если даже принять, что 6% кварца превращается в кристобалит, то всё равно очевидно, что основное количество кристобалита образуется в результате кристаллизации аморфного кремнезёма.
При обжиге берлинской глины, содержащей гидрослюду, монтмориллонит и смешаннослойные образования, количество кварца в интервале температур 1100-1250˚С уменьшается на 8%, а количество кристобалита увеличивается от 0 до 14%. Из этого видно, что основное количество кристобалита при обжиге берлинской глины кристаллизировалось из аморфного кремнезёма, образовавшегося в результате разрушения кристаллической решётки глинистых минералов. При обжиге каолинито-монтмориллонитовой глины месторождения Красная Яруга уже при температуре 1100˚С образуется 41% кристобалита. Содержание же кварца уменьшается с38% в необожжённой глине до 22% после обжига при 1100˚С, т. е. на 16%. Следовательно, основное количество кристобалита образовалось из аморфного кремнезёма. При обжиге фёдоровской каолинито – гидрослюдистой глины в интервале температур 1100-1250˚С содержание кварца уменьшается с 11 до 7%, при этом кристобалит не образуется, следовательно, 4% кварца переходят в расплав.
При увеличении содержания кварца и уменьшении содержания гидрослюды, т. е. при увеличении отношения кварц/гидрослюда в гидрослюдистых глинах, появляются условия образования кристобалита. В результате рентгенографических исследований большого числа каолинито-гидрослюдистых глин установлено, что чем больше значение отношения кварц/гидрослюда в этих глинах, тем больше вероятность образования кристобалита. Однако при обжиге этих глин кристобалит образуется при температуре 1200˚С и выше.
Фазовый состав кремнезёма в обожжённых глинах, а также температура образования кристобалита зависят от их химико-минералогического состава. Температура же образования кристобалита определяется в основном составом примесей, содержащихся в глинах (табл. 6).
Согласно данным табл. 6, температура образования кристобалита при обжиге каолинитовых глин повышается с уменьшением содержания Fе2O3. Однако в глинах сединской и месторождения Устье – Брынкино содержится Fе2O3 больше, чем в просяновском каолините, а температура образования кристобалита выше, чем у просяновского каолина. При обжиге глины месторождения Устье – Брынкино в интервале температур 1000-1300˚С кристобалит не образуется вообще. Это противоречие устраняется, если учесть, что в глинах сединской и месторождения Устье – Брынкино содержится соответственно 0,84 и 1,72% щелочей, т.е. значительно больше, чем в других каолинитовых глинах. Именно ввиду повышенного содержания щелочей при обжиге указанных каолинитовых глин не образуется кристобалит.
Для каолинитовых глин с содержанием гидрослюды и монтмориллонита также отмечается определённая зависимость температуры образования кристобалита от содержания щелочей. Например, в глинах месторождения Красная Яруга (проба 2) и кумакской огнеупорной щелочей содержится соответственно 0,92 и 0,96%. Кристобалит в них образуется при температуре обжига 1150˚С. При увеличении содержания щелочей температура образования кристобалита повышается до 1300˚С.
В табл. 7 приведены результаты определения температуры образования кристобалита при обжиге каолинито- монтмориллонитовых глин с различным содержанием Fе2O3 и R2О.
Из табл.7 следует, что между температурой образования кристобалита при обжиге каолинито – монтмориллонитовых глин и содержанием монтмориллонита и Al2O3 имеется определённая связь. Чем больше монтмориллонита и меньше Al2O3, тем ниже температура образования кристобалита.
Каолинито – гидрослюдистые глины характеризуются сравнительно высоким содержанием R2О и других окислов – плавней. В процессе нагревания этих глин уже при относительно низких температурах образуется жидкая фаза за счёт наиболее легкоплавких эвтектических смесей. При этом более сложные смеси дают более легкоплавкие эвтектики. Например, трёхкомпонентная система Na2O – CaO - SiO 2 даёт эвтектики уже при температуре 725˚С. Двойная система Na2O - SiO 2 образует эвтектику при температуре 723˚С. K2O также образует ряд эвтектик, начиная с 742˚С.
Продукты распада глинистых минералов находятся в тонкодисперсном состоянии и обладают большой удельной поверхностью соприкосновения со щелочной жидкой фазой. Щелочной силикатный расплав обладает хорошей смачивающей способностью относительно кремнезёма, аморфный кремнезём – хорошей растворимостью. Всё это обусловливает интенсивное растворение в расплаве аморфного крёмнезёма, выделившегося в результате муллитизации. Следовательно, аморфный кремнезём, выделяющийся после муллитизации при обжиге каолинито – гидрослюдистых глин, не может превращаться в кристобалит, так как он растворяется в щелочном растворе. В расплав вовлекается не только SiO 2 но и Al2O3. По данным, в жидкой фазе, содержащейся в огнеупоре из часов – ярской глины и положного каолина, обожженных при температуре 1420˚С, содержится 11,2% Al2O3 и 80% SiO 2.
При обжиге каолинито – гидрослюдистых глин образуется большое количество щелочно – силикатного расплава, в который вовлекается Al2O3. В присутствии такого расплава содержащийся в этих глинах кварц не превращается в кристобалит. По этой причине не образуется при обжиге щелочесодержащих каолинитовых глинах. Al2O3 задерживает расстекловывание кварцевого стекла в кристобалит.
При обжиге малощелочных каолинитовых глин жидкая фаза образуется при более высоких температурах, чем при обжиге каолинито – гидрослюдистых и щелочных каолинитовых глин. Так как в этих глинах содержится мало плавней и особенно мало щелочей, то и стеклофаза образуется в незначительном количестве. Аморфный кремнезём, выделившийся в результате муллитизации, не может весь раствориться в незначительном количестве расплава, а поэтому он превращается в кристобалит. В кристобалит частично превращается также кварц, содержащийся в этих глинах.
Каолинито – монтмориллонитовые отличаются высоким содержание окислов железа, сравнительно высоким содержанием CaO и MgO и незначительным содержанием щелочей. При обжиге таких глин в образовавшийся расплав мало вовлекается Al2O3. Окислы CaO, MgO и Fе2O3, содержащиеся в каолинито– монтмориллонитовых глинах, способствуют образованию кристобалита при обжиге. То, что Al2O3 задерживает превращение кремнезёма в кристобалит, видно из табл.7. При увеличении содержания Al2O3 в глине температура образования кристобалита повышается. При обжиге каолинито – монтморилло-нитовых глин аморфный кремнезём, образовавшийся в результате муллитизации, превращается в кристоба-лит.
Таким образом, из исследований вытекает, что превращения кремнезёма, содержащегося в глинах, можно направленно регулировать изменением состава расплава, образующегося при обжиге, путём ввода щелочесодержащих добавок. В результате исследований установлены закономерности превращения SiO 2, содержащегося в глинах, в зависимости от их химико – минералогического состава. Эти закономерности позволили наметить пути направленного регулирования превращений кремнезёма путём определённого изменения состава массы и стеклофазы, образующейся при обжиге керамических изделий.
Особенности образования и развития муллита при обжиге глин
При обжиге глин, а также керамических изделий из глиняных масс всегда образуется муллит. Состав муллита явился предметом многочисленных исследований. Основываясь на результатах этих исследований, можно сказать, что муллит имеет состав, колеблющийся от 3 Аl2 O3 · 2 SiO2 до 2 Аl2 O3 · SiO2. Состав муллита изучали преимущественно на образцах, получаемых из расплава или из чистых окислов при высоких температурах. Работы по исследованию состава муллита, синтезированного при обжиге глин и керамических масс, ограниченны. Вернадский и Земятченский выделили муллит из фарфора и нашли, что соотношение глинозёма и кремнезёма в нём равно 3:2.Важным является также вопрос о кристаллической структуре муллита. По данным, ионы алюминия в муллите распадаются на две группы, причём одна из них входит в решётку с координационным числом 6, а другая – с координационным числом 4. В работе муллит рассматривается как неупорядоченная фаза алюмосиликата, занимающего промежуточное положение между упорядоченными фазами силлиманита и андалузита. Это определяется незакономерным распределением атомов кремния и алюминия в тетраэдриче-ской координации и замещением части кремния алюминием компенсирующим недостаток валентности, который возникает в связи с отсутствием атомов кислорода в некоторых позициях кристаллической решетки.
Муллит способен образовывать твёрдые растворы с различными окислами. Химический состав муллита, возникающий при обжиге огнеупорных глин и каолинов, в том числе с добавкой Fе2O3 и TiO2, различен, что связано с образованием твёрдых растворов замещения. Содержание Fе2O3 в муллите при 1400˚С составляет 6,5%. При этом Fе³ замещается Аl³, а Ti замещается Si . Придельное содержание Fе2O3 в муллите в твёрдом растворе достигает 10% при 1300˚С. Внедрение в твёрдый раствор окиси железа приводит к необычной для муллита кристаллизации в форме изометрических зерен и короткопризматических кристаллов вместо тончайших иголочек и удлинённо – призматических кристаллов; при этом увеличивается межплоскостное расстояние. По данным, в глинистых материалах муллит образуется при нагревании в результате экзотермической реакции, протекающей в интервале 1150-1300˚С. Плавни, содержащиеся в глинах, а также специально введённые добавки, снижают температуру образования муллита.
При обжиге каолинитовых глин с примесью монтмориллонита и гидрослюды, образование муллита отмечается в основном при температуре 1150˚С. При обжиге новоалександровской глины указанного минералогического состава муллит образуется при 1100˚С (см. табл. 4). В этой глине содержится значительно больше монтмориллонита, чем в других глинах такого же минералогического состава. По-видимому, это и обуславливает снижение температуры образования муллита.
Для каолинито-монтмориллонитовых глин наблюдается зависимость температуры образования муллита от отношения каолинит/монтмориллонит. При уменьшении содержания монтмориллонита в глине температура образования муллита увеличивается. Из таблицы 4 следует, что температура образования муллита при обжиге каолиновых глин лежит в приделах 1100-1200˚С и зависит от количества и природы содержащихся в ней примесей. Примеси- плавни также оказывают существенное влияние на температуру образования муллита при обжиге каолинито-гидрослюдистых глин.
Так как муллит - это соединение, сообщающее ряд ценных свойств керамическим изделиям, представляло интерес изучить кинетику образования муллита при обжиге глин различного химико-минералогического состава. В связи с этим и были выполнены специальные исследования по определению количественного содержания фаз в материале, обожжённом при различных температурах.
Количество искомых фаз в исследованных керамических материалах определяли методов внешнего стандарта. Этот метод был выбран по тому, что является наиболее экспрессным из всех существующих методов количественного рентгенофазового анализа при сохранении точности, близкой методу внутреннего стандарта.














