133223 (620071), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Большинство исследователей девиантного поведения детей и подростков считают, что их агрессия обусловлена средовыми факторами. Так, Э.Дюкгейм обосновал, что преступность и другие формы отклоняющегося поведения усиливаются в условиях социальной дезорганизации, при резких изменениях в обществе, когда ослабевает нормативный контроль. В теории аномии (отчуждения) Р.Минтон показал, что источником агрессивности является недоступность для некоторых социальных групп общественно ценных благ. Следовательно, поведение подростков из этих семей представляет собой попытку добиться желаемого статуса и материального положения единственными доступными им средствами [цит. по 2, с.63].
В отечественной психологии в качестве основной причины непатологической агрессии детей и подростков рассматривается педагогическая запущенность. Социальным фоном для развития недисциплинированности ребенка является плохое поведение и судимость родителей, частая смена ими работы. Личностные факторы риска проблемного поведения – это низкая самооценка, отчаяние и наличие друзей с отклоняющимся поведением.
Одним из основных источников воспитания агрессивности у детей и подростков по мнению большинства специалистов (З.В.Баерунас, Н.М.Платонова, Г.Э.Бреслав, А.Бандура, И.А.Фурманов, А.Е.Личко) является семья. Формы проявления агрессии в семейных отношениях весьма разнообразны и включают в себя прямое физическое или сексуальное насилие, холодность, оскорбления, негативные оценки, подавление личности, эмоциональное непринятие ребенка. Члены семьи могут демонстрировать агрессивное поведение сами или подкреплять нежелательные действия ребенка.
З.В.Баерунас выделяет варианты воспитательных ситуаций, которые способствуют появлению отклоняющегося поведения:
1) отсутствие сознательного воспитательного процесса на ребёнка;
2) высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании, исчерпывающий себя, как правило, подростковому возрасту;
3) преувеличение из эгоистических соображений самостоятельности ребёнка;
4) хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей [цит. по 25, с.234].
А.Е.Личко выделяет 4 неблагополучные ситуации в семье:
1) гиперопека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (его мыслей, чувств, поведения) до семейной тирании;
2) гипоопека, нередко переходящая в безнадзорность;
3) ситуация, создающая "кумира" семьи – постоянное внимание к любому побуждению ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи;
4) ситуация, создающая "золушек" в семье – появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям [30, с.92].
Говоря о связи между социализацией подростков и их семейными условиями, Н.М.Платонова выделяет три основные особенности, определяющие поведение ребенка:
- его готовность устанавливать зависимые (интимно-личностные) отношения;
- степень развития ответственности;
- сила мотивации к агрессии.
Г.Э.Бреслав отмечает, что агрессивное поведение в семье формируется по трем механизмам:
- подражание и идентификация с агрессором;
- защитная реакция в случае агрессии направленной на ребенка;
- протестная реакция на фрустрацию базовых потребностей.
В качестве факторов индивидуального риска, обусловленного биологической предрасположенностью к формированию агрессивного поведения Ю.Н.Стаценко выделяет следующие:
- родовые травмы;
- нарушения пренатального развития;
- наследственные нарушения;
- травмы и органические заболевания мозга;
- психические заболевания с началом в детском или подростковом возрасте;
- повышенная двигательная и общая активность ребенка [44, с.59].
Подростки получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Однако те, кто очень агрессивен, скорее всего, окажутся отверженными большинством в классе. С другой стороны, эти агрессивные дети могут найти друзей среди других агрессивных сверстников.
Один из самых спорных источников обучения агрессии — средства массовой информации. После многолетних исследований с использованием самых разнообразных методов и приемов психологи и педагоги все еще не выяснили степень влияния СМИ на агрессивное поведение.
И. Соковни считает, что условия учебно-воспитательного процесса в школе и собственно педагогического воздействия, способны повысить риск развития у школьников агрессии, как следствия нарушения психического здоровья:
1. Фактор условий обучения объединяет реальные условия учебного процесса: освещение, размеры учебной мебели, вентиляцию учебных помещений, полиграфические параметры учебников, т. е. все средовые характеристики, подлежащие гигиеническому нормированию.
2. Фактор учебной нагрузки объединяет всю информационную сторону учебного процесса и организацию обучения: объем заданий (учебная нагрузка в целом), распределение видов учебной деятельности в течение учебного дня (недели, четверти, года), проблему учебного плана и пр.
3. Фактор взаимоотношений учителя и ученика определяется стилем взаимоотношений педагога и ученика, включая оценку учебной деятельности последнего. Любые нарушения в системе этих отношений непосредственно отражаются на психическом состоянии учащихся.
И. Соковни утверждает, что «Несоответствие условий, требований и характера взаимоотношений в ходе учебного процесса индивидуальным возможностям и особенностям учащегося повышает риск развития заболевания, снижает резервы здоровья и способствует отклоняющемуся поведению» [39, с 88].
Таким образом, становление агрессивного поведения у подростков - сложный процесс, в котором участвуют многие факторы. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения агрессивных действий. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни подростков. Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми, выражающееся в агрессивном поведении.
1.4 Значение статуса для подростка и его влияние на взаимоотношения с ровесниками
Современная психология выделяет официальную (или формальную) и неофициальную (неформальную) структуры взаимоотношений в коллективе.
А.С.Макаренко назвал официальную систему отношений - «система ответственных зависимостей» [цит. по 6, с.19]. Официальная структура отношений — это система позиций, заданных извне, обществом и необходимых для функционирования данного коллектива. Эти позиции характеризуются определенными предписаниями: занимающие эти позиции имеют более или менее определенные представления о правах и обязанностях, связанных с данными позициями. В школьных классах это командир, староста, физорг, редактор и так далее.
Неформальная структура — это стихийно возникающая в процессе жизнедеятельности группы система отношений ее членов друг к другу. Неформальная структура может быть чисто эмоциональной, т. е. отражать, кто кому в группе симпатичен, а кто кому не нравится. В основе неформальной структуры могут лежать и другие критерии (например, отношение к общему делу или какие-то другие важные для группы моменты). Существенно то, что неформальная структура всегда является результатом взаимодействия конкретных людей, включенных в определенный коллектив. Формальная и неформальная структуры, как правило, не совпадают. Если в группах взрослых людей обе эти структуры отношений обычно в приблизительно равной степени значимы, то в детских коллективах неформальные связи почти всегда важнее для ребят. В школьном классе формальная структура почти отсутствует, зато неформальные отношения играют очень большую роль.
Подросток не мыслит себя вне коллектива, и все события коллективной жизни вызывают у него активное эмоциональное отношение. Он испытывает подъем от переживания общности со своей группой, когда действует вместе со всеми и вместе со всеми выражает свое положительное или отрицательное отношение к событиям школьной жизни, за пределами школы и т.д. Отрыв от коллектива, изолированность, отсутствие друга или разрушение дружбы воспринимается подростком как личная драма [31, с.82].
Одна из психологических особенностей подростков — это ярко выраженная потребность в признании их личности. Ради самоутверждения они и совершают нередко отрицательные поступки. Дети в этом возрасте не уверены в своих достоинствах и в то же время очень хотят показать себя достойными. У них в резкой степени выражена зависимость от других людей, от их мнений, и в то же время им очень хочется показать себя независимыми и самостоятельными в решении тех или иных вопросов. Они проявляют удивительную настойчивость в удовлетворении своих желаний и ищут различные пути для осуществления своих планов [49, с.11].
В каждом детском коллективе есть дети популярные и не очень. Есть активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает их второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают, как его изменить.
М.Битянова считает, что классу как малой группе присуща структура эмоциональных предпочтений — социометрическая. Возникает эта структура часто по половому признаку, по признаку успешности в учебной деятельности (в среднем звене) и по предпочтениям учителя (в младшем звене). Во многих случаях ее характеризует внутренняя несбалансированность, конфликтность отношений как между микрогруппами, так и внутри них. Структура неустойчива, в значительной мере зависит от текущих событий и отношений, а цементировать (подпирать) ее нечем: система деловых отношений практически отсутствует [14, с.21].
Т.Алексеева пишет: «Социальные роли в классе распределяются не только под влиянием психофизиологических возможностей учеников. Разделение по ролям зачастую происходит под воздействием эмоциональной сферы ученического класса» [4, с.5].
Как показывают социологические исследования, формирование системы социальных ролей имеет ряд особенностей:
1. Система социальных ролей формируется под воздействием эмоциональной сферы класса.
2. Лидерское место сформировано с самого начала, но заполняется по принципу перебора претендентов.
3. В первую очередь из социальных ролей формируется изгойская роль.
Каждая социальная роль не может существовать отдельно. Они возникают во взаимосвязи, как единая система.
Е.Э.Смирнова утверждает: «Одной из серьезных причин, вызывающих конфликтные ситуации среди школьников, является непроясненность социального статуса личности ученика в школьном социуме. Комфортное состояние или неустойчивое положение школьника зависит от эмоциональных отношений в группе, наличия постоянных условий межличностного противоречия, системы отвержения и (что очень важно) – от того статуса, который имеет школьник в ученическом социуме» [цит. по 11, с.381].
В неофициальной, межличностной системе отношений позиции определяются индивидуальностью каждого школьника и особенностями данного класса.
Н.П.Аникеева отмечает, что уже в начальной школе наблюдается стремление детей занимать в классном коллективе определенные, привлекающие их позиции: вожака, лучшего ученика, лучшего спортсмена и так далее. В подростковом возрасте различные позиции в классе выделяются особенно рельефно. Социальная позиция характеризуется двумя параметрами: социальным поведением личности и социальными ожиданиями окружающих. Социальное поведение — это реальные поступки, благодаря которым человек утверждает себя в желаемой роли. Социальные ожидания — это отношения окружающих к позиции данного человека.
Особое место среди внутриколлективных позиций занимает позиция лидера, вожака. «Лидерство — по выражению Р.Кричевского – процесс межличностного влияния, направленного на достижение целей группы. Вне зависимости от того, каким оно будет — организационным или психологическим (то есть формальным или неформальным), оно «разворачивается» в группе. Эта позиция связана с успешностью выполнения задач, стоящих перед группой». Стремление к лидерству это «прежде всего, потребность во власти. Суть ее в том, чтобы влиять на других и побуждать их делать то, что вы считаете нужным. Эта потребность может базироваться как на высокой, так и на низкой самооценке. Если человек хочет компенсировать ущербность в чем-то (например, некомпетентность) властью, то это всегда будет агрессия» [41, с.16]. Если в классе никто фактически не является вожаком, то есть никто не занимает позицию лидера (а, допустим, только считается им), то такой класс, как правило, является «серым», «бесцветным».
Р.Л.Кричевский определяет лидера как члена группы, обладающего наибольшим ценностным потенциалом, обеспечивающим ему ведущее положение. Общая картина «превращения» члена группы в лидера, предложенная им, может быть представлена следующим образом.
● В основе жизнедеятельности каждой группы лежит система общих целей и ценностей, связанных как с основной деятельностью, так и с ведущими мотивами членов группы. Это некоторая оценочная система, сквозь призму которой рассматриваются потенциальные лидерские возможности каждого члена группы.
● Человек, который может быть выдвинут группой на роль лидера, должен быть в определенной степени олицетворением предпочитаемых группой целей и ценностей, их носителем, выразителем, активным проводником в жизнь.
● В итоге лидером становится тот член группы, чьи ценностные установки и целевые ориентиры, реализуемые в конкретном поведении, являются для большинства членов группы референтными.
● Поведение, реализуемое лидером в значимых групповых ситуациях, служит источником его влияния на других членов группы, которые ориентированы на него как на образец, а высказываемые им оценки являются эталоном для построения самооценки.